viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

И.Р. Юсупов,  (Аспирант, ст. преподаватель, Башкирский Государственный Медицинский Университет, (БГМУ))

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ  2016

Субъект
В ходе профессиональной подготовки будущих врачей субъектные качества личности могут в полной мере проявляться и закрепляться в процессе оздоровительной деятельности. Физкультурно-оздоровительная деятельность в медицинском университете помогает усовершенствовать систему отношений человека к профессиональной деятельности, способствует субъектному развитию, мотивирует к ведению здорового образа жизни, к признанию здоровья основной ценностью, устанавливает стремление к совершенствованию. Также физкультурно-оздоровительная деятельность выступает приемом пространством воздействия на субъекты обучения с целью формирования системы профессионально важных качеств, способствует приобретению определенных личностных качеств, необходимых будущему врачу для эффективной профессиональной деятельности.
В статье анализируется формирование субъектной позиции будущего врача в физкультурно-оздоровительной деятельности; излагается модель процесса формирования её у будущих врачей на занятиях по физической культуре, анализ сформированности и состоятельность такой работы.

Ключевые слова: Субъект, субъектная позиция, физкультурно-оздоровительная деятельность, профессиональная деятельность, физкультурно-оздоровительные технологии.

 

Сегодняшнее медицинское образование основной своей задачей ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности врача. Профессионализация будущего врача на этапе обучения в вузе имеет немаловажное значение с целью выстраивания студентом собственной траектории профессионального развития и удовлетворенности результатами учебной, а в будущем и профессиональной деятельности. [5,с.1] Профессионализация, это процесс осмысления и обоснованный выбор молодым человеком профессии вида деятельности. Который по возможности соответствующей его индивидуальным склонностям и способностям, изучение теоретических и практических основ, что в свою очередь способствует формированию и осознанию себя как профессионала.

Особую роль в обновлении системы здравоохранения страны приобретает значимость формирования профессиональной субъектной позиции будущего врача, поскольку квалифицированные кадры являются основой этой системы. В связи с этим актуальным становится переход от традиционной модели высшего медицинского образования, в которой преобладали информационно-накопительные принципы, к личностно- ориентированной модели, способствующей формированию у будущего врача способности к решению нестереотипных профессиональных задач, к творческому мышлению, позволяющих реализовать гуманистический принцип: лечить больного, а не болезнь.

По мнению, ряда исследователей наиболее оптимальной является ориентация педагогических коллективов на трехпарадигмальную основу образования в единстве когнитивно-ориентированной, деятельностной и личностно - ориентированной образовательных парадигм. «Такой подход обусловлен целевыми установками современного образования, которые носят трехкомпонентный характер: в профессиональной области – профессиональная компетентность, в общественной жизни – успешная социализация личности, в личностной сфере – самоидентификация, осознание человеком собственной самоценности, проявление рефлексивных действий, личностной активности как в целеполагании, так и в деятельности в целом».[2] Следовательно, формирование профессиональной субъектной позиции, которая включает указанные составляющее является одной из основополагающих задач в подготовке будущего врача.

«Профессиональная субъектная позиция личности – качественно новый уровень развития ее субъектности, это устойчивая сложно структурированная система отношений человека к профессиональной деятельности, к самому себе, как к субъекту этой деятельности, и к другим, как к субъектам жизнедеятельности, проявляющаяся в соответствующем поведении», - определяет Н.Ф. Терегулова, подчеркивая важную роль субъектной позиции в сфере профессиональной деятельности.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности должна быть направлена не только на получение знаний, умений и навыков, но и на профессионально-личностное развитие, которое в свою очередь должно осуществляться через формирование профессиональной субъектной позиции студента.

Субъектная позиция - интегральная характеристика качества подготовки студентов к социальному взаимодействию, их способность целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений, возможность установления связей между знаниями и ситуациями, это способность найти, обнаружить знание и действие (В.М. Басова). Мы не полностью согласны с этим определением и хотим уточнить, что она характеризуется стремлением к идентичности, или, наоборот, к индивидуализации.

Как отмечает Б.А. Ясько, врачебная деятельность предъявляет субъекту учебного процесса специфические требования, требующие от студента разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, выполнения многообразных и сложных по структуре и технике исполнения видов деятельности и действий. [10,с.7] Врач должен обладать не только профессиональными медико-биологическими знаниями, умениями и навыками, но также определенными личностными качествами, коммуникативными навыками и умениями, необходимыми врачу для эффективного медицинского взаимодействия. Процесс профессионального становления личности предполагает использование совокупности приемов социального воздействия, включение в различные виды деятельности, цель которых формирование системы профессионально важных качеств. [ 3, с.12]

По результатам опроса преподавателей БГМУ мы пришли к выводу о том, что для будущего врача в формировании профессиональной субъектной позиции важны:

  • наличие мотивов самоутверждения в профессиональной деятельности и отношениях;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • признание необходимости постоянного повышения своего профессионального потенциала;
  • гибкое чуткое отношение к себе и коллегам, пациентам;
  • самоанализ, саморегуляция в профессиональных и жизненных ситуациях.

Профессионально важные качества для будущего врача представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям к врачу. Для профессионала очень важно самопознание, поскольку оно помогает использовать личностные качества для достижения профессионального успеха [3 с.54]. Хотим добавить, что для профессионала также важны такие качества как: саморазвитие, самообладание и стремление к самосовершенствованию.

Профессия врача имеет существенные отличия от других видов деятельности, поэтому при формировании профессиональной субъектной позиции будущего врача важно признание им здоровья основной ценностью, что находит отражение в ведении здорового образа жизни.

Одно из главных требований к высшему медицинскому образованию – «производить» не только знающих, но и социально активных специалистов (И.И. Брехман), ориентированных на сохранение, укрепление и формирование здоровья как важнейшего фактора выполнения жизненных целей и самосовершенствования. Основой ответственного в отношении здоровья поведения студента является субъектная позиция оздоровительной направленности, отражающаяся во внутренней картине здоровья субъекта, включающей интеллектуальные представления, ценностное отношение, эмоциональные переживания и поведение в форме позитивно-активного стремления к совершенствованию здоровья.

С этих позиций формирование компетентности здоровьесбережения занимает особое место в образовательном процессе медицинского университета. [7, с.46] Образовательный процесс должен быть ориентирован на здоровье, чего можно достичь путем организации физкультурно-оздоровительной работы. Проектирование образовательного процесса на основе физкультурно-оздоровительной технологии обуславливает систему подготовки студентов, которая состоит в организации и создании условий, своеобразных моделей отраженного поведения, обеспечивающих ее эффективность. Наш опыт показывает, что формирование субъектной позиции будущего врача наиболее эффективно развивается в деятельности учебных групп в таких физкультурно- оздоровительных ситуациях как «проявление организационных и лидерских качеств в команде», «взаимопомощь», «сотрудничество», «готовность к действию, взаимодействию», «принятие решения», «достижение поставленных целей», «стремление к совершенствованию», «реализация своих актуальных возможностей», «устранение психологических препятствий», «установление связей между действиями и результатом». Указанные ситуации, создаваемые в процессе физкультурно - оздоровительной деятельности позволяют субъекту учебного процесса сознательно и позитивно видоизменять как окружающую социальную среду, так и самого себя. «Главная задача преподавателя заключается в построении такого образовательного процесса, в котором проявлялась бы субъектная позиция обучающегося, обозначились бы его индивидуальные образовательные предпочтения и раскрылись его способности и возможности. Сам же преподаватель перестает быть для студентов транслятором готовых знаний. Он управляет учебным процессом, координирует и корректирует деятельность студентов и сам становится участником познавательного взаимодействия». [8 с.95] Именно тогда начинается субъектное развитие, осуществляется субъективная оценка вероятности достижения успеха и значимости активного отношения студентов к процессу физкультурно-оздоровительной деятельности.

В плане разработки действенной системы формирования субъектной позиции будущего врача мы также применяем интерактивные методы обучения (кейс - технологии), проблемные лекции, спортивно-оздоровительные мероприятия всесторонне развивающего характера, интерактивные семинары. С данными разработками можно ознакомиться более подробно на сайте кафедры. Преподаватель, как мы считаем, обязан воспитывать у студентов особое мировоззрение, отвечающее неординарным задачам будущей профессии, учить применять приобретенные знания и опыт в будущей практической деятельности, давать субъективную оценку достижениям, повышать мотивацию к стремлению к самосовершенствованию. Также учитывается, что личностное развитие носит индивидуальный характер, а потому необходимо реализовываться индивидуальный план работы с каждым студентом. При этом мы исходим из того, что обучающиеся уже являются носителями субъектного опыта. Сам же ход физкультурно-оздоровительной деятельности вызывает личностную регуляцию студента поведения на основе этого опыта и способствующего его обогащению. Студент ставится в условия, когда необходимо самостоятельно и осознанно ставить личностно-значимые цели, определять и оценивать свое собственное развитие. Именно для этого процесс физкультурно-оздоровительной деятельности обогащается ситуациями, актуализирующими субъектные и другие личностно значимые свойства обучающихся. Иными словами формирование субъектной позиции будущего врача в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности базируется на целенаправленном и системном приобретении студентами опыта реализации личностных качеств.

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу о том, что в ходе профессиональной подготовки будущих врачей субъектные качества личности могут в полной мере проявляться и закрепляться в процессе оздоровительной деятельности. При этом, активные образовательные стратегии способствуют расширению диапазона проявления субъектности как цели и результата обучения. Учебный процесс выступает приемом воздействия на студентов с целью формирования системы профессионально важных качеств, способствует приобретению определенных личностных качеств, необходимых будущему врачу для эффективной профессиональной деятельности.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в медицинском университете помогает усовершенствовать систему отношений человека к профессиональной деятельности, способствует субъектному развитию, мотивирует к ведению здорового образа жизни, к признанию здоровья основной ценностью, устанавливает стремление к совершенствованию.

Также физкультурно-оздоровительная деятельность выступает приемом пространством воздействия на субъекты обучения с целью формирования системы профессионально важных качеств, способствует приобретению определенных личностных качеств, необходимых будущему врачу для эффективной профессиональной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артюхина А.И. Бондаренко Е.В. Технология формирования профессионально-субъектной позиции у студентов медицинского вуза: Учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских вузов. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. – 2010. – 136 с.
2. Амиров А.Ф., Хусаенова А.A., Насретдинова Л.М., Газимов А.Х. -Самообучение на кафедрах Башкирского государственного медицинского университета, ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Уфа, РБ, Россия
3. Амиров А.Ф. ,Амирова Л.А Трехпарадигмальная основа системыпрофессиональной социализации студентов в высшей школе: ВестникКостромского государственного университета им. Н.А. Некрасова № 4 / том 20 / 2014
4. Басов Н.Ф.,Басова В.М.Основы социальной работы:учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
5. Жмаев А.Ф., Набродов Г.М.,Психолого-педагогические аспекты формирования компетентности здоровьесбережения у студентов медицинского вуза: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии /Сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. № 7 (42). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. 90 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996. С. 3–108.
7. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств: Автореф. дисс. на соис. степ. доктора псих. наук, Л., 1982.
8. Мурзагалина Л.В. Первичная профессиональная социализация будущих врачей на этапе обучения в вузе: Автореф. дисс. на соис. уч. степ. кандидата пед.наук,Уфа, 2010
9. Юсупов И.Р., Гизетдинова Л.Р. Профессиональные компетенции будущего врача: Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. –256 с
10. Ясько Б.А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: Автореф. дисс. на соис. степ. доктора псих.наук,Краснодар,2004
 



© 
И.Р. Юсупов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru