viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

И.Р. Юсупов,  (Аспирант, ст. преподаватель, Башкирский Государственный Медицинский Университет, (БГМУ))

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ  2016

Субъект
В ходе профессиональной подготовки будущих врачей субъектные качества личности могут в полной мере проявляться и закрепляться в процессе оздоровительной деятельности. Физкультурно-оздоровительная деятельность в медицинском университете помогает усовершенствовать систему отношений человека к профессиональной деятельности, способствует субъектному развитию, мотивирует к ведению здорового образа жизни, к признанию здоровья основной ценностью, устанавливает стремление к совершенствованию. Также физкультурно-оздоровительная деятельность выступает приемом пространством воздействия на субъекты обучения с целью формирования системы профессионально важных качеств, способствует приобретению определенных личностных качеств, необходимых будущему врачу для эффективной профессиональной деятельности.
В статье анализируется формирование субъектной позиции будущего врача в физкультурно-оздоровительной деятельности; излагается модель процесса формирования её у будущих врачей на занятиях по физической культуре, анализ сформированности и состоятельность такой работы.

Ключевые слова: Субъект, субъектная позиция, физкультурно-оздоровительная деятельность, профессиональная деятельность, физкультурно-оздоровительные технологии.

 

Сегодняшнее медицинское образование основной своей задачей ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности врача. Профессионализация будущего врача на этапе обучения в вузе имеет немаловажное значение с целью выстраивания студентом собственной траектории профессионального развития и удовлетворенности результатами учебной, а в будущем и профессиональной деятельности. [5,с.1] Профессионализация, это процесс осмысления и обоснованный выбор молодым человеком профессии вида деятельности. Который по возможности соответствующей его индивидуальным склонностям и способностям, изучение теоретических и практических основ, что в свою очередь способствует формированию и осознанию себя как профессионала.

Особую роль в обновлении системы здравоохранения страны приобретает значимость формирования профессиональной субъектной позиции будущего врача, поскольку квалифицированные кадры являются основой этой системы. В связи с этим актуальным становится переход от традиционной модели высшего медицинского образования, в которой преобладали информационно-накопительные принципы, к личностно- ориентированной модели, способствующей формированию у будущего врача способности к решению нестереотипных профессиональных задач, к творческому мышлению, позволяющих реализовать гуманистический принцип: лечить больного, а не болезнь.

По мнению, ряда исследователей наиболее оптимальной является ориентация педагогических коллективов на трехпарадигмальную основу образования в единстве когнитивно-ориентированной, деятельностной и личностно - ориентированной образовательных парадигм. «Такой подход обусловлен целевыми установками современного образования, которые носят трехкомпонентный характер: в профессиональной области – профессиональная компетентность, в общественной жизни – успешная социализация личности, в личностной сфере – самоидентификация, осознание человеком собственной самоценности, проявление рефлексивных действий, личностной активности как в целеполагании, так и в деятельности в целом».[2] Следовательно, формирование профессиональной субъектной позиции, которая включает указанные составляющее является одной из основополагающих задач в подготовке будущего врача.

«Профессиональная субъектная позиция личности – качественно новый уровень развития ее субъектности, это устойчивая сложно структурированная система отношений человека к профессиональной деятельности, к самому себе, как к субъекту этой деятельности, и к другим, как к субъектам жизнедеятельности, проявляющаяся в соответствующем поведении», - определяет Н.Ф. Терегулова, подчеркивая важную роль субъектной позиции в сфере профессиональной деятельности.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности должна быть направлена не только на получение знаний, умений и навыков, но и на профессионально-личностное развитие, которое в свою очередь должно осуществляться через формирование профессиональной субъектной позиции студента.

Субъектная позиция - интегральная характеристика качества подготовки студентов к социальному взаимодействию, их способность целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений, возможность установления связей между знаниями и ситуациями, это способность найти, обнаружить знание и действие (В.М. Басова). Мы не полностью согласны с этим определением и хотим уточнить, что она характеризуется стремлением к идентичности, или, наоборот, к индивидуализации.

Как отмечает Б.А. Ясько, врачебная деятельность предъявляет субъекту учебного процесса специфические требования, требующие от студента разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, выполнения многообразных и сложных по структуре и технике исполнения видов деятельности и действий. [10,с.7] Врач должен обладать не только профессиональными медико-биологическими знаниями, умениями и навыками, но также определенными личностными качествами, коммуникативными навыками и умениями, необходимыми врачу для эффективного медицинского взаимодействия. Процесс профессионального становления личности предполагает использование совокупности приемов социального воздействия, включение в различные виды деятельности, цель которых формирование системы профессионально важных качеств. [ 3, с.12]

По результатам опроса преподавателей БГМУ мы пришли к выводу о том, что для будущего врача в формировании профессиональной субъектной позиции важны:

  • наличие мотивов самоутверждения в профессиональной деятельности и отношениях;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • признание необходимости постоянного повышения своего профессионального потенциала;
  • гибкое чуткое отношение к себе и коллегам, пациентам;
  • самоанализ, саморегуляция в профессиональных и жизненных ситуациях.

Профессионально важные качества для будущего врача представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям к врачу. Для профессионала очень важно самопознание, поскольку оно помогает использовать личностные качества для достижения профессионального успеха [3 с.54]. Хотим добавить, что для профессионала также важны такие качества как: саморазвитие, самообладание и стремление к самосовершенствованию.

Профессия врача имеет существенные отличия от других видов деятельности, поэтому при формировании профессиональной субъектной позиции будущего врача важно признание им здоровья основной ценностью, что находит отражение в ведении здорового образа жизни.

Одно из главных требований к высшему медицинскому образованию – «производить» не только знающих, но и социально активных специалистов (И.И. Брехман), ориентированных на сохранение, укрепление и формирование здоровья как важнейшего фактора выполнения жизненных целей и самосовершенствования. Основой ответственного в отношении здоровья поведения студента является субъектная позиция оздоровительной направленности, отражающаяся во внутренней картине здоровья субъекта, включающей интеллектуальные представления, ценностное отношение, эмоциональные переживания и поведение в форме позитивно-активного стремления к совершенствованию здоровья.

С этих позиций формирование компетентности здоровьесбережения занимает особое место в образовательном процессе медицинского университета. [7, с.46] Образовательный процесс должен быть ориентирован на здоровье, чего можно достичь путем организации физкультурно-оздоровительной работы. Проектирование образовательного процесса на основе физкультурно-оздоровительной технологии обуславливает систему подготовки студентов, которая состоит в организации и создании условий, своеобразных моделей отраженного поведения, обеспечивающих ее эффективность. Наш опыт показывает, что формирование субъектной позиции будущего врача наиболее эффективно развивается в деятельности учебных групп в таких физкультурно- оздоровительных ситуациях как «проявление организационных и лидерских качеств в команде», «взаимопомощь», «сотрудничество», «готовность к действию, взаимодействию», «принятие решения», «достижение поставленных целей», «стремление к совершенствованию», «реализация своих актуальных возможностей», «устранение психологических препятствий», «установление связей между действиями и результатом». Указанные ситуации, создаваемые в процессе физкультурно - оздоровительной деятельности позволяют субъекту учебного процесса сознательно и позитивно видоизменять как окружающую социальную среду, так и самого себя. «Главная задача преподавателя заключается в построении такого образовательного процесса, в котором проявлялась бы субъектная позиция обучающегося, обозначились бы его индивидуальные образовательные предпочтения и раскрылись его способности и возможности. Сам же преподаватель перестает быть для студентов транслятором готовых знаний. Он управляет учебным процессом, координирует и корректирует деятельность студентов и сам становится участником познавательного взаимодействия». [8 с.95] Именно тогда начинается субъектное развитие, осуществляется субъективная оценка вероятности достижения успеха и значимости активного отношения студентов к процессу физкультурно-оздоровительной деятельности.

В плане разработки действенной системы формирования субъектной позиции будущего врача мы также применяем интерактивные методы обучения (кейс - технологии), проблемные лекции, спортивно-оздоровительные мероприятия всесторонне развивающего характера, интерактивные семинары. С данными разработками можно ознакомиться более подробно на сайте кафедры. Преподаватель, как мы считаем, обязан воспитывать у студентов особое мировоззрение, отвечающее неординарным задачам будущей профессии, учить применять приобретенные знания и опыт в будущей практической деятельности, давать субъективную оценку достижениям, повышать мотивацию к стремлению к самосовершенствованию. Также учитывается, что личностное развитие носит индивидуальный характер, а потому необходимо реализовываться индивидуальный план работы с каждым студентом. При этом мы исходим из того, что обучающиеся уже являются носителями субъектного опыта. Сам же ход физкультурно-оздоровительной деятельности вызывает личностную регуляцию студента поведения на основе этого опыта и способствующего его обогащению. Студент ставится в условия, когда необходимо самостоятельно и осознанно ставить личностно-значимые цели, определять и оценивать свое собственное развитие. Именно для этого процесс физкультурно-оздоровительной деятельности обогащается ситуациями, актуализирующими субъектные и другие личностно значимые свойства обучающихся. Иными словами формирование субъектной позиции будущего врача в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности базируется на целенаправленном и системном приобретении студентами опыта реализации личностных качеств.

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу о том, что в ходе профессиональной подготовки будущих врачей субъектные качества личности могут в полной мере проявляться и закрепляться в процессе оздоровительной деятельности. При этом, активные образовательные стратегии способствуют расширению диапазона проявления субъектности как цели и результата обучения. Учебный процесс выступает приемом воздействия на студентов с целью формирования системы профессионально важных качеств, способствует приобретению определенных личностных качеств, необходимых будущему врачу для эффективной профессиональной деятельности.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в медицинском университете помогает усовершенствовать систему отношений человека к профессиональной деятельности, способствует субъектному развитию, мотивирует к ведению здорового образа жизни, к признанию здоровья основной ценностью, устанавливает стремление к совершенствованию.

Также физкультурно-оздоровительная деятельность выступает приемом пространством воздействия на субъекты обучения с целью формирования системы профессионально важных качеств, способствует приобретению определенных личностных качеств, необходимых будущему врачу для эффективной профессиональной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артюхина А.И. Бондаренко Е.В. Технология формирования профессионально-субъектной позиции у студентов медицинского вуза: Учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских вузов. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. – 2010. – 136 с.
2. Амиров А.Ф., Хусаенова А.A., Насретдинова Л.М., Газимов А.Х. -Самообучение на кафедрах Башкирского государственного медицинского университета, ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Уфа, РБ, Россия
3. Амиров А.Ф. ,Амирова Л.А Трехпарадигмальная основа системыпрофессиональной социализации студентов в высшей школе: ВестникКостромского государственного университета им. Н.А. Некрасова № 4 / том 20 / 2014
4. Басов Н.Ф.,Басова В.М.Основы социальной работы:учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
5. Жмаев А.Ф., Набродов Г.М.,Психолого-педагогические аспекты формирования компетентности здоровьесбережения у студентов медицинского вуза: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии /Сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. № 7 (42). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. 90 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996. С. 3–108.
7. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств: Автореф. дисс. на соис. степ. доктора псих. наук, Л., 1982.
8. Мурзагалина Л.В. Первичная профессиональная социализация будущих врачей на этапе обучения в вузе: Автореф. дисс. на соис. уч. степ. кандидата пед.наук,Уфа, 2010
9. Юсупов И.Р., Гизетдинова Л.Р. Профессиональные компетенции будущего врача: Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. –256 с
10. Ясько Б.А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: Автореф. дисс. на соис. степ. доктора псих.наук,Краснодар,2004
 



© 
И.Р. Юсупов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru