viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

И.Н. Болдырева,  (К.филос.н., научный сотрудник, Московский художественно-промышленный институт (УВО «МХПИ»))


 

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ  2016

Творческий процесс
Статья посвящена исследованию отдельных вопросов творчества. Автором предпринята попытка раскрыть предпосылки и реализацию процесса творчества через способности личности, ее опыт, знания. Выявляется роль воображения в творческом процессе, выделяется значимость развития воображения для творчества, имеющего не меньшее значение, чем степень развития мышления.
В статье показана взаимосвязь педагогической рефлексии и творческой составляющей в процессе педагогической деятельности. Подчеркивается, что педагогическая рефлексия совместно с социальной рефлексией создают условия для развития творческой деятельности, мышления, системы собственных знаний, личности и ее взаимодействия с социумом. Также сделан вывод о том, что педагогическая рефлексия и социальная рефлексия в совокупности с творчеством выступают как основа раскрытия креативного потенциала личности, заключающегося в самовыражении.

Ключевые слова: Творческий процесс, воображение, рефлексия, социальная рефлексия, способность к творчеству, развитие, креативный потенциал, способности личности, педагогическая рефлексия.

 

Творчество - категория философии, психологии, культурологии, педагогики, представляющая собой важнейшую определяющую часть человека как создателя  новых духовных и материальных ценностей. Творчество – это присущее личности единство способностей, которые определяют наличие, уровень и качество созидательных процессов.

Творчество представляет собой некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на более высокий мыслительный уровень. По сравнению с остальными творческий индивид имеет преимущество, проявляющееся в том, что он способен решать постоянно возникающие вопросы, задачи на более высоком качественном уровне. Основными понятиями, относящимися к исследуемой проблеме, являются одаренность, оригинальность, гениальность, инсайт, фантазия, воображение, интуиция, а также свобода, как в мыслях, так и в действиях. Примечательно, что Н.А. Бердяев видел творчество неотрывным от свободы. Он считал: «Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы. Когда мы говорим  о творчестве, то мы говорим о творчестве свободы. Творчество - тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы - бездонна и неизъяснима, она - бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества» [1, c.138]. 

При этом способность к творчеству также развивается и осуществляется  через педагогический процесс. Творчество охватывает в своей совокупности личность, процесс и результат. Следует отметить, что нет четкого представления о  том, какими свойствами должны обладать личность, процесс и его результат, чтобы в итоге их деятельность расценивалась как творческая. При этом надо полагать, что под творчеством  понимается создание нового, нестандартного, инновационного, что часто взаимосвязано с творческой составляющей педагога.

Творчество тесно связано со многими психическими процессами, в том числе и с воображением. Роль воображения в творческом процессе нельзя недооценивать. Степень развития воображения имеет для творчества не меньшее значение, чем степень развития мышления. Творчество проявляется во всех его видах: научном, литературном, художественном, изобретательском и т.д. Возможность творчества в определенной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, способностями и стимулируются увлеченностью. Основным условием творчества является наличие переживаний, которые создают эмоциональный фон для творческой активности.

Некоторыми из факторов, способствующими успеху творческого процесса, могут выступать, например, повышенная впечатлительность, удовольствие от оригинального замысла и самостоятельность мышления.

Как показывает обобщенный анализ, проблема творчества была интересна не только для философов. Вопрос о том, что позволяет одной личности творить, а другую, напротив, лишает этой возможности, волновал и волнует умы известных ученых в области психологии, культурологии, и т.д. Долгое время преобладало мнение о невозможности обучения творческому процессу. Это обоснование касалось непосредственно «методов изобретения», к примеру, о том, что их на самом деле не существует, так как в противном случае «можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров» [4, с. 226]. Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать, а именно через педагогическую рефлексию.   В этом аспекте рефлексия является  важнейшим условием результативности деятельности, преобразуясь в профессионально значимую категорию. Педагогическая деятельность является строго организованной деятельностью. Однако отметим, что при всей ее четкой организованности, каждый элемент предполагает оригинальные решения, действия педагога в них являются неповторимыми и творчески осмысленными. Действительно, в нестандартный момент педагогу необходимо результативно оценить сложившуюся ситуацию и поступки учащихся, регулировать собственные действия в быстро изменяющихся условиях, порой без логического осмысления, лишь опираясь на опыт, знания, интуицию, творческий поиск. Педагогическая рефлексия и творческая составляющая переосмысливает и корректирует деятельность, берет ценные составляющие опыта, тем самым меняя отношение к себе, к учащимся и своей деятельности.

Примером может служить исследование Грэма Уоллеса о четырёх этапах творчества:

  1. Подготовка (зарождение идеи).
  2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся в данной проблеме, добывание недостающих сведений).
  3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
  4. Проверка или реализация решения.

Все этапы творческого процесса представляют собой сложную совокупность стратегий решения задачи, регулирование данных по интересующей ученого проблеме и неосознаваемых установках, предпочтений. Вместе с тем первая и последняя стадии являются осознанными, вторая и третья – бессознательными [5, с. 20].

Наряду с Г. Уоллесом комплекс концептуальных задач развил Д. Гилфорд, который изложил концепцию «дивергентного мышления», согласно которой уровень развития креативности определяется преобладанием в мышлении четырех отличительных черт, а именно:

  • во-первых, это оригинальность высказанных идей, стремление к новизне, к творчеству, к нахождению своего индивидуального решения;
  • во-вторых, творческую личность отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть предмет под новым ракурсом;
  • в-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует адаптивная гибкость, т.е. способность изменить конструкцию предмета таким образом, чтобы видеть его имманентные стороны;
  • в-четвертых, индивид с творческим мышлением отличается от других способностью вырабатывать различные идеи, замыслы в нестандартных ситуациях, а именно в таких, которые не содержат условий к формированию новых идей. К таким индивидам относятся креативные личности, которые творчески многосторонне анализируют и решают нестандартные проблемы, находят принципиально иные, отличающиеся от стандарта решения, но могут хуже решать шаблонные, привычные, тривиальные задачи, показывают низкие результаты при выполнении разнообразных тестов, где нужно показать стереотипные ответы [2].

С другой стороны, некреативные личности, как правило, анализируют и решают задачи, выполняют привычные задания, но не могут придумать ни одной новой, оригинальной идеи, не могут найти нового, инновационного решения во внезапно изменившихся условиях, испытывают замешательство, тревожность, растерянность, когда сталкиваются с неожиданными трудностями. Ретроспективный обзор научных  источников позволяет найти ответ на вопрос, что снижает проявление творческих способностей. Организационно проявлению творчества препятствует не только неполное развитие способностей, но и наличие определенных личностных свойств [3]. В частности одной из личностных черт, тормозящих проявление творчества, является предрасположенность к конформизму. Данная особенность личности выражается в некритическом принятии человеком существующего порядка вещей, приспособление к нему, стремлении быть похожим на других, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, не выделяться от большинства людей в своих суждениях, мыслях, поступках. Истинно творческие, креативные личности в большинстве своем несут на себе отпечаток нонконформизма. Можно сказать, что нонконформисты выбирают свой собственный подход, а не следуют тому, что им предлагает социум. Они не принимают того, что предписывает им основная масса. Примеров подобных личностей множество. В частности, Джордано Бруно, отвергнутый социумом, выступал с позиций нонконформизма. Его учение во многом опередило время, предвосхитило будущие научные открытия.

Как еще одну черту личности, мешающую творческому процессу, можно выделить страх. Эта черта демонстрирует зависимость личности от мнения окружающих людей. Проявлению творческих способностей также мешает завышенная оценка собственной значимости. Поэтому не удивительно, что иногда важность собственных идей превалирует над замыслами, предложенными другими людьми. Подобное явление приводит к тому, что более передовые чужие идеи не принимаются лучше и охотнее, чем собственные.

Немаловажную роль в развитии способности к творчеству играют абстрактное мышление и воображение.

Действительно, творчество напрямую зависит от процессов воображения, от создания нового в форме образа, идеи, представления. Воображение всегда присутствует  в творчестве. Без развитого воображения не может быть эффективной творческой деятельности. Творческая личность создает в своем сознании образ, которого пока нет в реальности, а основой создания образа является прошлый опыт творческой личности, который она получила, тесно взаимодействуя с объективной реальностью.

Особый интерес представляет процесс произвольного воображения, которое имеет большое значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед личностью стоит задача создания определенных образов, намеченных ей самой. В этом случае процесс воображения как находится под полным контролем индивида, так и им же и направляется. Необходимо отметить также воссоздающее воображение, один из видов активного воображения, при котором конструируются новые образы, представления у субъектов в виде словесных сообщений, схем, знаков и т.д. С другой стороны, воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и слуховые.

Творчество воспринимается как особый вид воображения, характеризующийся тем, что перестраиваются и изменяются образы, идеи, конструируются новые очертания создаваемого образа, не по имеющейся модели, а самостоятельно выбранные. Творческое воображение выступает как важнейшая основа всех видов творческой деятельности человека.

Творческими качествами личности являются высокая бессознательность, пластичность, подвижность, оригинальность. Творческие личности предлагают нетривиальные решения, не ограничиваясь одной точкой зрения. С одной стороны уверенные в себе, с другой – неудовлетворенные сложившейся ситуацией, в которой оказались, открытые миру, и наоборот, полностью замкнутые в себе. Креативные личности энергичны, порывисты, с рефлексивным мышлением, от которого получают наслаждение, восторг, они самостоятельны, нонконформистны, характеризуются низкой степенью социализации. И, наоборот, неудовлетворенность, стрессы подавляют творческую активность вплоть до полной её блокировки. Все талантливые, творческие личности в сущности являются чудаками, которые нуждаются в более деликатном, бережном отношении со стороны окружающих людей. В частности, гениальные личности нередко имеют патологии. Так А. Эйнштейн страдал депрессивными психозами. Творческий путь Ван Гога состоял из двух частей, первая из которых была представлена мрачной палитрой произведений, а вторая отличалась манерой крайне болезненного напряжения, которая строится на цветовых контрастах. Как и Ван Гог, Эрнест Хемингуэй также страдал острыми приступами депрессии. Симптомами выступали мания преследования и частые нервные срывы.

Можно сказать, что особенность и утонченность психики талантливых и гениальных личностей является условием пластичности познавательного процесса, восприятия, которое и создает фундамент для разнообразных  альтернатив. Не будет разнообразия, не будет и новшества! Через непостоянство, неустойчивость, в какой-то степени преодоление себя и происходит процесс осознания в социальной реальности того, что другим недоступно для понимания. Творцы, новаторы видят загадочность мира, подмечают тайну там, где основная масса людей просто игнорируют и ничего не замечают. Удивиться и поразиться - это и есть открыть новое!

Основной аспект творческого процесса - инсайт, озарение. Это очень быстрый, внезапный, сиюминутный результат бесконечной работы в  поисках истины, период, на котором происходят необычайные свершения в ходе креативной активности личности. Озарение нельзя описать с точки зрения логики, поскольку это иррациональное явление. Затруднение, долгое время, занимающее ученого и никак не поддававшееся решению, внезапно представляется под другим углом зрения, в результате несходящиеся в одно целое элементы оказываются сочетаемыми, совместимыми, или же обнаруживается недостающий элемент, тем самым, выстраивая единую мозаику из целостных образов, представлений. Парадоксальность или неполнота загадочности, неясности, проблемности снимается, сменяясь ощущением согласованности в результате найденного решения. Инсайт сопровождается положительными эмоциями и убежденностью в том, что решение найдено, загадка решена, хотя, как правило, в этот момент ученый (писатель, художник) еще не может его не только аргументировать, но даже и выразить, сформулировать. Поэтому инсайт представляет собой внезапно проявляющееся явление. Это спонтанный переход в понимании, внезапное, инновационное соединение смыслов, идей, мыслей. Иначе говоря, творить -это уметь комбинировать, неожиданно соединить может быть известные факты, радикальным образом перестроить элементы; в итоге обнаруживается новая идея, смысл, мысль. Чтобы приблизится к озарению, творец (ученый, художник, композитор) на какое-то время не думает о загадке, занимаясь повседневными делами, или решая иные проблемные ситуации. Иначе говоря, творческая активность связана с определенными колебаниями. Прорыв творческой активности обычно следует за этапом задержки, «топтания на месте», приостановления процессов. Опыт изучения творчества показывает, что иногда необходимо переключить усилия и на другие виды деятельности, это позволит полиаспектно подойти к решению задачи, минимизировать неэффективные конструкции.

Кроме того, большое значение в процессе творчества играет рефлексия. Она всегда критична, ибо, конструируя новые смыслы, элиминирует действующие образы и идеи. Позитивный смысл рефлексии заключается в том, что она создает основу, с помощью которой постигается иное миропонимание, может быть определена новая модель реальности.

Сущность же социальной рефлексии заключается в становлении когнитивной, социальной, духовно направленной личности, реализующейся путем развития творческого мышления, коммуникативности, нравственности. Социальная рефлексия способствует развитию и формированию личности, определяясь во взаимодействии между субъектами.  Адаптация человека к социальной реальности происходит через созидательную, творческую, динамичную функцию социальной рефлексии.

Конечно, не может быть единой схемы творческого процесса, законов, которыми руководствуется природа творчества, позволяющих лучше понять, осмыслить и мобилизовать себя как творческих личностей. С нашей точки зрения, способности к творчеству, к иному видению ситуации, необходимо развивать посредством рефлексии. Социальная рефлексия выступает как механизм творческого процесса развития креативного потенциала, который создает условия для совершенствования личности и социума.

Таким образом, творчество позволяет не только приблизиться к истине, но и приносит для личности, преобразующей социальную реальность, сильные моральные переживания. Творческая деятельность имеет огромное значение в жизни человека, так как она является квинтэссенцией значимых открытий и влияет на внутренний мир самого субъекта. Социальная рефлексия создает условия для развития творческой деятельности, мышления, системы собственных знаний, личности и ее взаимодействия с социумом. Творчество связано со стремлениями, чувствами, предусматривающими внутренний опыт, который и есть рефлексия, являющаяся основой, создающей условия для креативности.

Как мы видим, творчество помогает преодолевать сложности, препятствия, приносит глубокое удовлетворение от решения проблемы. Творчество и социальная рефлексия представляют собой основу механизма раскрытия креативного потенциала человека, заключающегося в самовыражении.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека)/Бердяев Н.А.– М. 1916, С.138.
2. Дж. Гилфорд. Три стороны интеллекта : Психология мышления, (пер. с нем. и англ.) /Дж. Гилфорд– М., 1965.
3. Г. Линдсей, К. Халл, Р.Томпсон. Творческое и критическое мышление. Под редакцией В.В. Петухова. / Г. Линдсей, К.Халл, Р.Томпсон – М.: Изд-во МГУ, 1981.
4. Рибо Т.А.Творческое воображение / Т.А. Рибо – М.: Книга по Требованию, 2013. С. 226, 328 с.
5. Г. Уоллес. Искусство мыслить: Грэм Уоллес о четырёх этапах творчества /Уоллес Г./ Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926, С. 20.
6. Солсо Р. Л. Когнитивная психология : пер. с англ. / Р. Л. Солсо. М.: Тривола, 1996 . 600 с.
 



© 
И.Н. Болдырева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru