viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Н.С. Воротникова,  (К.ист.н., доцент Вологодского государственного университета)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ  2016

Вологодская губерния
Изучение начального образования на территории Вологодской губернии стало возможным благодаря наличию большого количества источниковедческого материала, который представлен различными группами опубликованных и архивных источников. В статье анализируются такие источники, как: нормативно-правовые акты, делопроизводственная документация, включающая комплекс организационно-распорядительной, протокольной, отчетной, учетная документации и деловой переписки, материалы государственной статистики, периодической печати, анкетных обследований, источников личного происхождения.

Ключевые слова: Вологодская губерния, земские школы, народное образование, сельское образование.

 

Современная педагогическая наука проявляет заметный интерес к изучению истории образования. В контексте разработки этой темы на региональном уровне закономерно внимание исследователей к истории сельского образования на территории отдельно взятой губернии, которое дополняет картину общественной жизни дореволюционной провинции. При подготовке статьи в основном использовались источники, впервые вводимые в научный оборот, которые дали возможность раскрыть как общие закономерности, так и региональную специфику данной темы.

Такие законодательных акты, как «Положения о народных училищах» 1864 и 1874 гг., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», законы «О земских учреждениях», «О дополнительном ассигновании на нужды начального народного образования…», «О всеобщем обучении в Вологодской губернии», которые опубликованы в Полном собрании законов Рос­сийской империи, Сборниках постановлений по Министерству народного просвещения (далее – МНП) и Сборни­ках распоряжений по МНП [69; 77; 78; 81], регламентируют развитие учреж­дений начального образования на общероссийском уровне. Записки и проекты решений по вопросам народного образования и материалы их обсужде­ния, исходящие от центральных и местных органов, извлечены из фондов Российского государственного исторического архива (далее РГИА): Департамента народного просвещения (ф. 733) и Канцелярии министра земледелия (ф. 381). Эти материалы раскрывают процесс выработки тех или иных законов или административных распоряжений.

К подзаконным актам относятся ведомственные постановления, инструкции для директоров и инспекторов народных училищ, правила, исходящие от министерства или от управления Санкт-Петербургским учебным округом, а также циркуляры, разъясняющие за­конодательные акты или административные распоряжения министерств и учебной администрации. Документы, регламентирующие деятельность на­родных школ на локальном уровне содержатся в фондах Вологодской губернской земской управы Государственного архива Вологодской области (далее – ГАВО, ф. 34), Вологодского губернского отдела народного образования (ГАВО, ф. 111), дирекции народных училищ (ГАВО, ф. 438), Вологодской духовной консистории (ГАВО, ф. 496). Эти документы отражают выполнение правительственных решений на территории губернии, формирование системы народного образования на местах, характер взаимодей­ствия администраторов разных уровней и направления их деятельности.

Делопроизводственная документация освещает деятельность местных органов власти в сфере начального образования. В исследовании использовался комплекс организационно-распорядительных документов – циркуляры, доклады и постановления уездных земств Вологодской губернии по вопросам народного образования. С целью источниковедческого анализа изучены документы, содержащиеся в фонде Вологодской губернской земской управы (ГАВО, Ф. 34), сборниках постановлений по народному образованию уездных земских собраний Вологодской губернии  и сборниках постановлений по МНП, в которых имеются циркуляры, разъясняющие за­конодательные акты или административные распоряжения МНП, губернской и уездной учебных администраций.

Протокольная документация представлена протоколами уездных и губернских земских собраний, журналами очередных и чрез­вычайных собраний земских учреждений, журналами уездных за­седаний училищных советов. Этот вид документации находится в фондах Губернского статистического комитета (ГАВО, ф. 17), Вологодского епархиального училищного совета (ГАВО, ф. 465), описей по делам Канцелярии Дирекции училищ Вологодской губернии (ГАВО, ф. 871). Эти докумен­ты позволяют выявить роль органов самоуправления в разви­тии народного образования. В них нашли отражение вопросы, связанные с учебным процессом, религиозно-нравственным вос­питанием учащихся, организацией внешкольного образования, материальной поддержкой учебных заведений.

К отчетной документации относится более 200 отчетов и докладных записок, представленных в фондах ГАВО – Дирекции народных училищ Вологодской губернии (ф. 438), Губернского статистического комитета (ф. 17), в публикациях газе­ты «Вологодские губернские ведомости» о школах различного типа. В сборниках постановлений по МНП содержится информация о школах ведомства МНП. В фондах ГАВО Вологодского губернского земского собрания (ф. 33), Вологодской губернской земской управы (ф. 34), Грязовецкой (ф. 49) и Кадниковской (ф. 50) уездных земских управ о земских школах. Сведения о церковно-приходских школах отражены в опубликованных кратких отчетах Вологодской епархии о деятельности церковно-приходских школ, фондах ГАВО Вологодского епархиального училищного Совета (ф. 465), Вологодской духовной консистории (ф. 496).  Отчеты разных лиц (инспекторов, заведу­ющих отделами, школьных наблюдателей) по школам различных ведомств включают описание состояния народных школ, докладные записки о нехватке средств на содержание учебных заведений, рапорты чинов­ников разных уровней. Эти документы позволяют оценить роль органов местного самоуправления и церкви в деле народного образования, определить взгляды земских деятелей и церковнослужителей на учебный процесс, религиозно-нравственное, трудовое воспитание учащихся, организацию вне­школьного образования в губернии, показывают отношение крестьянского населения к делу просвещения.

Учетная документация представлена личными делами учителей, содержащихся в фондах Дирекции народных училищ Вологодской губернии (ГАВО, ф. 438), Вологодской духовной консистории (ГАВО, ф. 496). Данная группа источников позволяет изучить социальный облик учителей, кадровую динамику. Официальная переписка чиновников разных уровней (по­печителя Санкт-Петербургского учебного округа, директора народ­ных училищ Вологодской губернии) с учителями народных школ (их рапорты, донесения, прошения, жалобы) отложилась в фонде дирекции народных училищ (ГАВО, ф. 438). В документах фондов Вологодского епархиального училищного совета (ГАВО, ф. 465) и Вологодской духовной консистории (ГАВО, ф. 496) представлена деловая пе­реписка между Министерством народного просвещения и Кан­целярией Синода, стенографические отчеты заседа­ний епархиальных училищных советов. Документы демонстрируют, каким образом правительство контролировало деятельность народных училищ и учи­тельские кадры, дают возможность представить реаль­ное состояние народного образования на местах, в конкретном уезде и школе. Надо отметить, что формы официальной переписки не были строго утвержденными и менялись со временем, поэтому информативность такого рода документов различна.

Ходатайства об ассигновании допол­нительных пособий на нужды образования в Вологодской губер­нии (на приобретение учебников, писчих принадлежностей, наем помещений, помощь нуждающимся учащимся, организацию ноч­лежных приютов для детей из отдаленных деревень) содержит фонд Департамента народного просвещения (РГИА, ф. 733) и опубликованные журналы уездных земских собраний. В журналах Тотемского уездного собрания за 1887 г. находятся ходатайства сельских обществ о выделении пособия со стороны земства на открытие и содержание церковно-приходских школ, о ремонте и расширении земских школ, назначении денежных сумм на покупку книг для подарков заканчивающим курс обучения в сельских училищах и ряд вопросов по отдельным школам Тотемского уезда [38; 58; 66].

Материалы государственной статистики отражают информацию о количестве школ, учащихся, объеме работы земских учреждений в области начального образования. Данная группа источников представлена опубликованными статистическими сведениями в сборниках, издаваемых Вологодским губернским статистическим комитетом [83; 84], текущей школьной статистикой Вологодского губернского земства [12], в памятных книжках Вологодской губернии [63], в обозрениях по народному образованию в уездах, например в сравнительно-статистическом обозрении «Вологодский сборник» [28; 87], ежегодниках по Вологодской губернии [53; 56], ежегодных обзорах по Вологодской губернии о состоянии учебного дела [59; 60], однодневной переписью начальных школ 1911 года [61], в которых представлены сведения о количестве начальных школ в Вологде, количестве учителей, средней зарплате, общем количестве учащихся в школах, средствах, выделяемых на содержание начальных школ, и многими другими источниками.

В «Памятных книжках для Вологодской губернии» за 1860 г. содержится материал о развитии народного образования в губернии на протяжении XVIII – первой половины  XIX в., рассматриваются  вопросы управления училищами, изменения в курсах обучения и др. [25]. За 1865 и 1866 гг. приводятся статистические списки сельских училищ и школ в Вологодской губернии с указанием должности учителей, их заработной платы, содержания школ и количества учащихся за 1865–1866 учебный год [82]. За 1892 г. приводится статистический очерк учебно-образовательного дела в губернии [39].

Статья о народном образовании в «Ежегоднике Вологодской губернии» содержит сведения за 1908–1913 гг. о количестве различных учебных заведений в губернии, в том числе о начальных училищах [53]. А. Иванов изложил результаты деятельности Вологодского земства  по народному образованию в Вологодском уезде за 1870–1879 учебные года [28]. Анализируя деятельность вологодского земства в области народного образования, большинство авторов сходилось во мнении, что деятельность эта не имела определенной программы и была недостаточно активной в первый период существования земств (в 1860-х – начале 1870-х гг.). Лишь в середине 1870-х – начале 1880-х гг. земство стало открывать новые школы, проявлять заботу об учителях (их заработной плате, повышении образовательного уровня), содействовать внешкольному образованию народа (работе народных библиотек).

В сборнике «Сведения по отдельным школам Вологодской губернии» содержатся данные о количестве школ по каждому уезду, находившихся в ведении Министерства народного просвещения: министерских и земских училищ,  церковно-приходских школ, школ грамоты. Приводится табличный материал о разряде и названии училища, территории  расположения, расстоянии школы от уездного города, почтового отделения, волостного правления, приходской церкви, ближайшей организованной школы, годе ее основания, характеристике помещения, которое занимала школа, и количестве классных комнат, квартир учителей, количестве руководств, учебников и книг для внеклассного чтения учащихся, сведениях о законоучителях, преподавателях и учащихся, преподаваемых предметах, материально-финансовой составляющей за 1898–1899 учебный год [79].

Интересным представляется очерк М.И. Успенского, который, находясь в течение месяца (с августа по сентябрь 1913 г.) в командировке в Тотемском, Устюгском, Никольском, Сольвычегодском, Яренском и Устьсысольском уездах для ревизии местных учебных заведений, составил краткую характеристику расположения и состояния образования на территории данных уездов [86].

П. Полиевктов представил сравнительные таблицы всех учебных заведений, городских и сельских училищ ведомства Министерства народного просвещения по Вологодской губернии с указанием места их нахождения и числа учащихся в них на основе статистических сведений однодневной переписи училищ 20-го марта 1880 г., указал число учебных заведений и учащихся в них по городам и уездам Вологодской губернии за 1879–1880 г., проследил материально-финансовую составляющую по народному образованию [60].

Работа директора народных училищ С. Лосева «О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1911 год» содержит статистические сведения в форме таблиц и схем о числе школ и учащихся [45]. Подробно рассмотрены причины не посещаемости учебных заведений, санитарно-гигиеническое состояние школ. Сведения приведены по каждому уезду Вологодской губернии.

Н. Бунаков использует новые материалы для определения уровня народного образования в Вологодской губернии, пытаясь на основании полученных статистическом комитетом данных дать не только сведения о числе школ и учащихся по уездам, но и точное описание каждой существующей школы с обозначением ее местонахождения, года открытия, числа учащихся, имен преподавателей, платы, которую они получают, и стоимости содержания школы.

В дополнение к рассмотренным материалам содержатся сведения для характеристики степени образованности жителей Вологодской губернии:

1. о публичных библиотеках;
2. о количестве выписываемых газет и журналов;
3. о количестве писем;
4. об общественных собраниях. Недостатком данной работы является узость хронологических рамок.

Неопубликованные статистические материалы представлены фондом ГАВО «Вологодская губернская земская управа» [18] и рядом фондов уездных земских управ [19; 20; 21; 22], в которых содержатся сводные таблицы о числе школ, учеников в них, доли учащихся по отношению к общему числу детей. Указанные ежегодные отчеты-анкеты помогают выявить динамику развития школ и учащихся в них детей.

В фонде ГАВО «Губернский статистический комитет» представлены решения, принимавшиеся на заседаниях Вологодского губерн­ского статистического комитета по вопросам образования: отчеты о содержании училищ и сельских школ, ведомости о сель­ских школах, отчеты о расходовании денежных сумм, полагающих­ся на содержание учебных заведений, резолюции губернатора с поручением проверить и дать по­яснения по отдельным вопросам обучения и многие другие вопросы [17, л. 1–55].

Периодическая печать представлена в центральных изданиях, как ведомственных (Журнал Мини­стерства народного просвещения, «Учитель», «Русская школа», «Народная школа», «Наблюдатель», «Народное образование», «Вестник воспитания и образования»), так и частных («Мир Бо­жий», «Женское образование», «Вестник Европы»). Они носят иллюстративный характер, но позволя­ют восстановить картину обсуждения в печати той или иной проблемы, представить мнения современников и их реакцию на происходящие события. В периодике встре­чаются материалы разного жанра: официальные отчеты и сооб­щения, биографии учителей, описания школьных праздников, краткие исторические хроники отдельных школ, размышления специалистов о проведении реформы школы, впечатления наблю­дателей от посещения учебных заведений и т. д.

Интерес представляют дискуссии, развернувшиеся на страни­цах газет и журналов в конце XIX – начале XX в. по вопросам школьной реформы. Проблемы введения всеобщего начального обучения, материального и правового по­ложения народных учителей, привлечения женщин к работе в сельских начальных школах – вот ряд насущных вопросов, которые поднимались в периодической печати того времени. Участниками этих диспутов становились государственные и общественные деятели, народные учителя, родители, выпускники народных школ, т.е. все те, кто действительно был неравно­душен к судьбе народной школы. Периодические издания были не только ареной дискуссий, но и служили мето­дическим пособием для народных учителей в деле организа­ции учебного дела на местах.

Подобные сведения содержатся в периодической печати центральных светских изданий Санкт-Петербурга: «Журнале Министерства народного просвещения» [7], выходившего в 1803–1917 гг., статьи по педагогике и народному образованию отражены в  журналах «Народное образование» [30], «Вестник воспитания» [31; 52], «Русская школа» (1880–1917 гг.) [1; 85], «Библиотекарь» [27], «Русский начальный учитель» [49; 64; 80; 88], «Русская мысль» [29], «Семья и школа» [65], «Народная школа» (1892–1917 гг.) [34], «Народный учитель» [54], «Русский учитель» [76], материалы которых дополнили сведения, послужившие основой проведения сравнительного анализа общегосударственных и региональных процессов в области народного образования.

Особую ценность в периодических изданиях Вологодской гу­бернии представляет газетная хроника, дающая возможность воссоздать по небольшим конкретным публикациям довольно полную картину вопросов, стоявших перед разными типами на­чальных школ в различные периоды развития. Газетная хроника помогает узнать, как относились к школе различные слои населе­ния, что волновало учащихся, родителей, преподавателей. В хро­нике представлено материальное положение школ, их нужды, отдельные происшествия. Поэтому «Вологодские губернские ведомости» [13], «Известия Вологодского губернского совета» [32], «Вологодский листок» [62], «Северный край» [35; 36; 55] и журнал «Вологодские епархиальные ведомости» [14; 72], издававшиеся в Вологде, являются весьма информативными источниками. Газета «Вологодские губернские ведомости» как официаль­ный печатный орган содержала  разнообразную ин­формацию об открытии учебных заведений в Вологодской губернии, о пожертвованиях отдельных лиц на дело народного образования и иные сведения. В 1858–1866 гг. в «Вологодских губернских ведомостях» были помещены статьи по различным вопросам народного образования: замечания по проекту «Положения о народных училищах», о распространении грамотности, о воскресных школах, о женском образовании и др. В этих статьях высказывались требования об улучшении содержания образования, об отмене телесных наказаний в школах, делались робкие критические замечания в адрес местной администрации и духовенства [13; 37]. В журнале «Вологодские епархиальные ведомости» опубликованы отчеты о нуждах и положении церковных школ, отчеты о педагогических курсах. В газете «Северный край» содержатся отчеты о начальном образовании в Вологодской губернии.

С началом обсуждения проблемы введения всеобщего началь­ного обучения в первые годы XX в. в губернской периодике появ­ляются статьи, отражающие реальное состояние учреждений на­родного образования. Авторами обзоров были преимущественно инспектора народных училищ, которые не только давали кон­кретную информацию о положении на местах, но и высказывали мнения о проблемах организации всеобщего обучения: пробле­ме привлечения девочек в школу, большой разбросанности селений в губернии, об организации ночлежных приютов. Газет­ные публикации этого периода нельзя в полной мере считать исследованиями, поскольку для них характерно фактическое изло­жение событий без научного анализа.

Особую ценность представляют материалы анкетных обследований, которые проводились в 1880–1890-х гг. А.С. Пругавиным, Н.А. Рубакиным, и собранные Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева в 1899–1900 гг. сведения о материальном и духовном быте крестьян, в том числе и о начальном образовании  в деревне [75]. Авторы ответов на вопросы анкет прекрасно знали жизнь, быт, нравы, духовные запросы деревни, ими были учителя, земские служащие, местные краеведы, представители приходского духовенства и даже сами крестьяне. Поэтому их суждения и оценки представляют большую ценность для исследования уровня грамотности русского крестьянства и отношения к начальному образованию в вологодской деревне в конце XIX в.

Из источников личного происхождения мы можем почерпнуть сведения об отношении учителей к своей деятельности, к детям, к одно­сельчанам, обнаружить внутреннюю мотивацию многолетнего служения многих из них в глухой провинции или, наоборот, бег­ства от неразрешимых проблем. Часть из них была опубликована в начале XX в. отдельными изданиями, а частично публиковались в периодике того времени. В исследовании использованы дневники и воспоминания государственных деятелей [16; 26], предста­вителей либеральной профессуры, отражающие формы участия научной интеллигенции в организации школ [71], мемуары и днев­ники народных учителей [15; 50; 51; 74]. В воспоминаниях авторы отразили свое восприятие народной школы, финансовых, бытовых, психологических, профессиональ­ных проблем учителей [7; 10; 11; 40; 41; 42; 43; 46; 47; 48].

Для понимания специфики начального образования в вологодской деревне особенно важны записки сельских учителей,  заметки окружных инспекторов в воспоминаниях и путевых записках [2; 4; 33; 45; 86; 87], труды и воспоминания учителей [8; 57; 68; 70; 73]. Н. Бунаковым описывается крестьянский труд, быт и место сельской школы в жизни населения вологодской деревни в 1891 г. [9]. В его мемуарах «Записки: Моя жизнь» приводятся личные воспоминания о годах обучения в начальной школе [8]. А.Н. Куломзина рассматривает вопросы доступности начального образования в России, давая обзор и Вологодской губернии [44]. Из воспоминаний о процессе обучения в начальной школе следует привести записки Е. Грязнова, который наглядно демонстрирует образ жизни деревенского школьника: условия жизни, места обучения, свободное времяпрепровождение, питание, одежду, обувь и др. [23].

Деятельность Вологодского губернского земства в отношении  народного образования с 1870 по 1889 г. рассматривается Х.И. Пахолковым [24]. Неизвестный автор статьи в журнале «Вестник воспитания» приводит данные о различных типах сельских школ Вологодской губернии за 1870 год, характеризует процесс становления земских школ, сравнивает их соотношение с церковно-приходскими, анализирует преподавательский состав, приходит к выводу о превосходстве земских школ над церковно-приходскими [31]. С.А. Непеин дает характеристику учительского персонала сельских школ Вологодской губернии [57]. Роль учителя в сельской школе рассматривались П.В. Андреевым [2] и Н.П. Богдановым-Бельским [5]. Священник С. Непеин вспоминает о 25-летнем учительском труде своей сельской наставницы М.Е. Смирновой, которая вела активную деятельность по устройству начального образования в Грязовецком уезде Вологодской губернии в селе Плосково [57].

Проблемы церковно-приходских школ излагаются в очерке о об их развитии в Санкт-Петербургском учебном округе, куда входила Вологодская губерния, за период с 1884 по 1909 г. [33]. И.С. Бачалдин анализирует процесс обучения в церковно-приходских школах [4], А. Подволоцкий дает краткое описание одной из первых церковно-приходских школ – Троицко-Орловской [67].

Ряд авторов приводят описание школ по уездам. В работе В.А. Пшеницына дана характеристика народного образования за 1911–1912 учебный год [73], однако только на территории Вологодского уезда  рассматриваются количество училищ, занимаемые ими помещения, преподавательский и ученический состав, система управления, учебная и врачебно-санитарная часть, ремесленное, профессиональное и внешкольное образование. А. Машкин рассматривает народное образование в г. Никольске Вологодской губернии и его уезде за 1904–1909 гг. и такие его составляющие, как школьное и внешкольное образование в уезде, учительский персонал, народное образование в городе [49]. Учитель села Устье Кадниковского уезда Вологодской губернии В.Е. Шуйский дает характеристику процесса образования в  школах села Устье в 1860–1870-х гг., анализирует деятельность Шиловского земского училища Кадниковского земства: его расположение, учебные пособия, применяемые воспитательные средства для обучения, проводившиеся ревизии, а также отношение населения к училищу [88]. Учитель А. Баракшин, направленный в 1887 г. в Угронгскую земскую школу Вельского уезда с трехлетним курсом обучения, описывает становление школы, контингент учащихся, складывающиеся взаимоотношения и трудности, с которыми сталкивался учитель [3].

Подводя итоги обзору источников, необходимо отметить, что  большинству из них присущи такие достоинства, как большая информативность, широкое использование статистических материалов, постановка проблем методики и теории народного образования. Особое значение имеют источники личного происхождения. Высокая ценность дневников, воспоминаний и переписки в рамках настоящего исследования обусловлена их максимальной приближенностью к жизни населения, отражением специфики конкретной местности. На основе имеющихся источников представляется возможным воссоздать историю развития начального образования в вологодской деревне во второй половине XIX – начале XX в.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамов Я. Хроника народного образования // Русская школа. 1900. № 5–6.
2. Андреев П.В. Об устройстве в Вологде Учительского Дома. Архангельск, 1913.
3. Баракшин А. Из записок сельского учителя // Народное образование. 1902. Т. 1 (январь – июнь).
4. Бачалдин И.С. Что читают в духовной школе?: (Анкета среди учащихся). Вологда, 1912.
5. Богданов-Бельский Н.П. Воскресные гости у учителя // Великая реформа: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т. 4. М., 1911.
6. Бунаков Н. Новые материалы для определения народной образованности в Вологодской губернии // Памятная книжка Вологодской губернии на 1865 и 1866 год. Вологда, 1866.
7. Бунаков Н. Очерк народного образования Вологодской губернии // Журнал министерства народного просвещения. 1864. Ч. 124.
8. Бунаков Н.Ф. Годы учения // Записки: Моя жизнь. СПб., 1909.
9. Бунаков Н.Ф. Сельская школа и народная жизнь: наблюдения и заметки // Русский начальный учитель. 1892. № 10. С. 335–347; 1892. №11.
10. Вересов П.Г. Воспоминания сельской учительницы // Русская школа. 1902. № 5–6.
11. Вересов П.Г. Из 25-летней жизни сельского учителя (с 1873–1898 гг.). Новгород, 1899.
12. Вологодская губернская земская управа. Отделение по народному образованию. Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. Вологда, 1904. Вып. 1.; Вологда, 1906. Вып. 3.; Вып. 6: 1907–1908 учебный год. Вологда, 1908. Вып. 7: 1908–1909 учебный год. Вологда, 1909. Вып. 8: 1909–1910 учебный год. Вологда, 1910. Вып. 9: 1910–1911 учебный год. Вологда, 1911. Вып. 10: 1911–1912 учебный год. Вологда, 1912. Вып. 11: 1912–1913 учебный год. Вологда, 1912. Вып. 12: 1913–1914 учебный год. Вологда, 1914.
13. Вологодские губернские ведомости (далее ВГВ). 1861. 11 марта. № 10; 1 апреля. № 13; 1861. № 38, № 43; 1863. № 13, № 15; 1865. 14 декабря. № 44; 1865. 13 августа. № 30; 1866. 23 апреля. № 16; 1866. № 33; 1867. № 45; 1868. 19 февраля. № 9; 1870. 25 июля. № 30; 1863. № 13; 1863. № 15.
14. Вологодские епархиальные ведомости (далее ВЕВ). 1891. № 7; 1892. № 19; 1897. № 5; 1898. № 20, № 24; 1899. № 7, № 10; 1900. № 2, № 3; 1905. № 5; 1907. № 2, № 7; 1912. № 16.
15. Воронова Е.А. Школа в Алуште. Из воспоминаний учительницы. СПб., 1905.
16. Воспоминания министра народного просвещения графа И.И. Толстого / Сост. Л. И. Толстая. М., 1997.
17. Государственный архив Вологодской области (далее – ГАВО). Ф. 17. Губернский статистический комитет. Оп. 1. Д. 50.
18. ГАВО. Ф. 34. Вологодская губернская земская управа. Оп. 1. Д. 991, 1064, 1071, 1076, 1081, 1099, 1119, 1120, 1122, 1277, 1495, 1496, 1501, 1631, 1850, 1986, 1989, 2267, 2268, 3108.
19. ГАВО. Ф. 49. Грязовецкая уездная земская управа. Оп. 1. Д. 205, 206, 207, 275, 278, 285, 287.
20. ГАВО. Ф. 50. Кадниковская земская управа. Оп. 1. Д. 382, 462, 528, 626, 741, 167.
21. ГАВО. Ф. 54. Ведомости о состоянии народного образования по Тотемскому уезду. Оп. 1. Д. 13, 19, 33, 79, 122, 128.
22. ГАВО. Ф. 58. Мировой посредник II участка Вологодского уезда. Оп. 1. Д. 8.
23. Грязнов Е. Из школьных воспоминаний бывшего семинариста Вологодской семинарии // Вологда в воспоминаниях и путевых записках, конец XVIII – начало XX века. Вологда, 1997.
24. Деятельность Вологодского Губернского Земства по народному образованию // Вологжанин: литературно – научный сборник / авт. С.А. Дилакторский и др. Вологда, 1895.
25. Для истории вологодской дирекции училищ // Памятная книжка для Вологодской губернии на 1860 год. Вологда, 1860.
26. Записки адмирала А.С. Шишкова. СПб., 1868.
27. Земские народные библиотеки // Библиотекарь. 1910. Вып. 1.
28. Иванов А. Материалы для истории земской деятельности по народному образованию в Вологодской губернии: Сравнительно-статистическое обозрение по народному образованию в Вологодском уезде за 9-летнее существование земства в губернии // Вологодский сборник. Т.1. Вологда, 1879.
29. Иванюков И. Очерки провинциальной жизни // Русская мысль. 1892. Кн. 8. 1893. Кн. 9.
30. Из записок сельского учителя // Народное образование. 1902. Т. 1.
31. Из истории и современного положения сельской школы в Вологодской губернии // Вестник воспитания. 1903. № 3–5.
32. Известия Вологодского губернского совета. 1918. № 77, 130.
33. Исторический очерк развития церковных школ за истекший 20-летний период (1884–1909 гг.). СПб., 1909.
34. К вопросу об отношении крестьян к школе // Народная школа. 1875. № 4.
35. Кадниковское уездное земское собрание (Продолжение) // Северный край. 1902. № 280; № 286.
36. Кадниковское уездное земское собрание // Северный край. 1902. № 275.
37. Конисский А. Мысли о распространении грамотности // Вологодские губернские ведомости. 1863. № 13.
38. Краткий отчет хода дел церковно-приходских школ Вологодской епархии за 1886–1887 годы, представленный понятым попечителем церковно-приходских школ епархии вологодским губернатором Михаилом Николаевичем Кормилицыным. Вологда, 1888.
39. Краткий статистический очерк учебно-образовательного дела за 1892 г. // Памятная книжка Вологодской губернии на 1893–1894 годы.
40. Круглов А.В. Заметки и наблюдения // Русская школа. 1889. № 9.
41. Круглов А.В. Из быта сельских учительниц // Женское образование. 1878. № 1.
42. Куликов С.Е. С насиженного гнезда // Народное образование. 1909. № 1.
43. Куликов С.Е. Сеятели на ниве народной во второй половине прошлого столетия // Народное образование. 1911. № 9, № 10, № 12.
44. Куломзина А.Н. Доступность начальной школы в России. СПб., 1904.
45. Лосев С. О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1911 год. Вологда, 1912.
46. Максимов Е.Д. Школа жизни (из воспоминаний сельского учителя) // Наблюдатель. 1893. № 7, № 8.
47. Максимов Е.Д. Из дневника учительницы воскресной школы // Русская школа. 1894. № 5. № 6.
48. Максимов Е.Д. Темные стороны учительской жизни // Русская школа. 1896. № 4.
49. Машкин А. Народное образование в г. Никольске Вологодской губернии и его уезде: [Оттиск] из журнала «Русский начальный учитель». Б.м., 1904.
50. Мироносицкий П.П. Дневник учителя церковно-приходской школы. СПб., 1901.
51. Мироносицкий П.П. Из дневника учителя церковно-приходской школы // Народное образование. 1896. № 3–8.
52. Миропольский С. Педагогическая хроника // Воспитание и обучение. 1886. № 1–12.
53. Народное образование в Вологодской губернии // Ежегодник Вологодской губернии на 1914 год. Вологда, 1914.
54. Народные учителя и воинская повинность // Народный учитель. 1912. № 5; Народный учитель. 1911. № 1–6; 1912. № 1–5.
55. Начальное образование в Вологодской губернии по данным 1897–1898 гг. // Северный край. 1899. № 119.
56. Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898–1899 гг. Ярославль; Вологда, 1906.
57. Непеин С.А. Минуты счастья в жизни сельской учительницы. Вологда, 1910.
58. Об открытии в 1911 году 10-ти земских училищ на совместные средства Тотемского земства и Министерства народного просвещения // Журналы Чрезвычайных и очередных Тотемских Уездных земских собраний созыва 1910 г. и доклады Управы с приложениями. Вологда, 1911.
59. Обзор Вологодской губернии за 1896–1914 годы. Вологда, 1897–1916.
60. Обзор учебного дела по Вологодской губернии за 1879 г. // Вологодский календарь на 1881 год. Вологда, 1880.
61. Однодневная перепись начальных школ в Империи 18 января 1911 года. Вып. 1. СПб., 1913.
62. Памяти редкого благотворителя Н.И. Никуличева (Некролог) // Вологодский листок. 1912. № 355.
63. Памятная книжка Вологодской губернии на [1860–1867/1868, 1870, 1873, 1875/1876, 1879–1881, 1883, 1887, 1889, 1893/1894, 1896/1897, 1899/1900–1901, 1904/1905, 1912–1915] год. Вологда, 1860–1916.
64. Пахолков Хр. Русский народный учитель в беллетристике 1904 г. // Русский начальный учитель. 1907. № 4.
65. Педагогическая хроника // Семья и школа. 1885. № 6.
66. По вопросу об открытии в г. Тотьме трехкласснаго городскаго училища // Журналы Тотемского уездного собрания созыва 1887 года и доклады Управы. Вологда, 1888.
67. Подволоцкий А. Троицко-Орловское училище // Советская мысль (В. Устюг). 1989. 17 марта.
68. Подольный И.А. Из записок счастливого человека: (Педагогические раздумья). Вологда, 1994.
69. Полное собрание законов Российской империи. Собрание II. Т.34. СПб, 1865.
70. Попов А. (протоиерей). Воспоминания причетнического сына: Из жизни духовенства Вологодской епархии. Вологда, 1913.
71. Пресняков А.Е. Письма и дневники. 1889–1927. СПб., 2004.
72. Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. 1895. № 22; 1901. № 11; 1910. № 15.
73. Пшеницын В.А. Народное образование в Вологодском уезде в 1911–1912 учебном году. Вологда, 1912.
74. Реморов Н. На ниве народной. Воспоминания, наблюдения и заметки школьного учителя. СПб., 1906.
75. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы (далее – РКЖБН). Материалы «Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева». Т. 5. Вологодская губерния. Часть 1. Вельский и Вологодский уезды. СПб, 2007; Т. 5. Вологодская губерния. Часть 2. Грязовецкий и Кадниковский уезды. СПб, 2007; Т. 5. Вологодская губерния. Часть 3. Никольский и Сольвычегодский уезды. СПб, 2007; Т. 5. Вологодская губерния. Часть 4. Тотемский, Усть-Сысольский, Устюгский и Яренский уезды. СПб, 2008.
76. Русский учитель. 1912. № 1.
77. Сборник постановлений и инструкций по Министерству народного просвещения. Т. 2. Ч. 2. Царствование императора Александра II. 1855–1864. СПб., 1865; Т. 4. Царствование императора Александра II. 1865–1870. СПб., 1871; Т. 5. Царствование императора Александра II. 1871–1873. СПб., 1877; Т. 6. Царствование императора Александра II. 1874–1876. СПб., 1878.
78. Сборник постановлений по народному образованию уездных земских собраний Вологодской губернии за 1901–1906 гг. Вологда, 1901–1906.
79. Сведения по отдельным школам Вологодской губернии. Вологда, 1901.
80. Сельская школа и народная жизнь: наблюдения и заметки // Русский начальный учитель. 1892. № 10–11.
81. Систематический сборник постановлений Вологодского губернского земского собрания. Т. 1–3. Вологда, 1904–1906.
82. Список сельских училищ и школ в Вологодской губернии // Памятная книжка Вологодской губернии на 1865 и 1866 г. Вологда, 1866.
83. Статистический сборник, издаваемый Вологодским губернским статистическим комитетом. Вологда, 1879–1887. Вып. 1–5.
84. Счет капиталов Вологодского губернского земства. Вологда, 1891–1894.
85. Тарутин А.А. Что читают крестьяне Удимской волости и как они относятся к школе и книге // Русская школа. 1892. № 1.
86. Успенский М.И. По учебным заведениям Вологодской губернии: (из заметок окружного инспектора). Пг., 1915.
87. Успенский М. И. Начальное народное образование в Санкт-Петербургском учебном округе: статистический очерк // Вопросы народного образования. 1913. № 14 / 15 (ноябрь – декабрь).
88. Шуйский В.Е. Двухклассное училище в с. Устье Кадниковского уезда Вологодской губернии: Исторический очерк // Русский начальный учитель. Б.м., 1904.
 



© 
Н.С. Воротникова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru