viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

О.В. Филоненко,  (К.пед.н., Кировоградский государственный педагогический университет им. В. Винниченка, г. Кропивницкий, Украина)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Н.Ф. Федоровський
В статье отражены достижения современных ученых по изучению наследия Николая Федоровича Федоровского (1838-1918). Освещена фигура Н. Ф. Федоровського как многогранного ученого, общественного деятеля, организатора просвещения, основателя Елисаветградского ремесленно-грамотного училища и Елисаветградского общества распространения грамотности и ремесел. Определен вклад Н. Ф. Федоровського в развитие образовательных процессов на Елисаветградщине.

Ключевые слова: Н.Ф. Федоровський, историография, педагогическая и просветительская деятельность, Елисаветградское общество распространения грамотности и ремесел, Елисаветградское ремесленно-грамотное училище.

 

Современные требования, относительно усиление личностно ориентированного принципа в обучении и науке актуализировали концепт персонализма, который обосновывает идею восприятия человека как самодостаточного индивида во всей полноте конкретных проявлений и призывает к реализации его творческого потенциала. Не случайно «персоналистское направление», что всегда было ведущим в историко-педагогической науке на современном этапе заметно активизировалось.

Следует отметить, что, к сожалению, авторами историко-педагогических исследований пока не удалось адекватно представить педагогические персоналии соответственно их реального вклада в развитие отечественной педагогической мысли. Плеяда мощных фигур украинской педагогики Елисаветградщини второй половины XIX – начала XX века фактически «выпала» из поля зрения исследователей.

В конце ХХ века активизируются исследования региона, в частности и относительно развития образования на Елисаветградщине в разные исторические периоды. Особое внимание современных исследователей заслуживают не только отдельные явления тогдашней жизни, но и деятельности незаурядных личностей, незаслуженно подзабытых.

В этом аспекте актуального значения приобретают образовательная деятельность и научно-педагогические взгляды елисаветградского ученого, педагога, активного общественного деятеля второй половины XIX – начала XX века Николая Федоровича Федоровского (1838-1918), который в тогдашних условиях весьма последовательно и успешно добивался реализации своих демократических начинаний для улучшения уровня жизни прежде всего простого народа, видел острую потребность в повышении его образовательного уровня.

    Цель статьи – анализ историографических сведений о жизни и педагогической и просветительской деятельности общественного деятеля, ученого, педагога, публициста, благотворителя Н. Ф. Федоровского.

Но прежде чем перейти к анализу, кратко отметим, что Николай Федорович Федоровский родился в 1838 году в г. Борзне Черниговской губернии. К сожалению, более точной даты рождения установить пока не удалось. Профессия отца-военнослужащего и его ранняя смерть определили будущее 8-летнего мальчика. Мать устроила сына в Киевский кадетський корпус. Однако ни специфика военной профессии, ни ее ограничения и требования не смогли преодолеть потребности личности Николая Федоровича в общественной реализации. Вопреки военным уставам, навлекая на себя выговоры и недовольство военного руководства, он становится активным общественным деятелем, публицистом, доносит собственные убеждения до широкой общественности.

Н. Федоровский печатается в местной прессе, ведет пропагандистскую работу, выступает с докладами на различных съездах и собраниях. Его интересуют самые острые вопросы народного образования. Он выступает за распространение среди народа полезных знаний; касается проблем зеленых насаждений и возрождения шелководства. Такие занятия не могли быть совместимыми с профессией военнослужащего, и Николай Федорович все свои усилия направляет на педагогическую деятельность. Он становится преподавателем истории и географии в Елисаветградском юнкерском кавалерийском училище.

Однако и этого ему было мало. Один из его современников и коллег (преподаватель ремесленно-грамотного училища) Н. Пашковский вспоминал: «Отличительной особенностью этого необычного организатора было постоянное стремление вперед, к новым берегам, к новым идеалам. В нем как раз жил талант «творца», но не долгосрочного водителя созданного дела» [8].

Каждая идея Н. Федоровского, каждое его начинание вскоре находили широкую поддержку в обществе. Яркие страницы вписали в отечественную историю и Елисаветградское ремесленно-грамотное училище и «Общество распространения грамотности и ремесел», и петербургские общества: для поднятия торговли и промышленности в государстве, «Самопомощь при болезнях», «Общеславянский музыкальный общкство для духовного повышения народа», «Общество издания общеполезных и дешевых книг для украинского народа», отделения которых открывались и в других городах [4, с. 47].

Выдающийся вклад осуществил Николай Федорович у основания первого украинского профессионального театра. Он создал в стенах ремесленно-грамотного училища любительский хор и собрал вокруг него драматический кружок, совместными усилиями которых ставились спектакли перед местной общественностью. Как утверждал Н. Федоровский, специально для них была написана пьеса «Вечорниці» украинского композитора П. Нищинского. Именно в этом самодеятельном коллективе сплотилась яркая плеяда замечательных звезд, корифеев будущего украинского театра: Н. Кропивницкий, И. Тобилевич (Карпенко-Карый), Н. Тобилевич (Садовский), П. Тобилевич (Саксаганский), их сестра М. Тобилевич (Садовская-Барилотти), работающая в училище преподавателем пения, которые впоследствии создали собственную профессиональную труппу.

Перенесенная тяжелая болезнь привлекла внимание Николая Федоровича к изучению медицины. И в этой области он также получил признание как ученый и популяризатор научных знаний. Он издает ряд брошюр по гомеопатии, врачебному делу и самопомощи при болезнях, выступает на съездах врачей, возглавляет Всероссийский съезд гомеопатов.

Еще одним увлечением Н. Федоровского стало садоводство. Он активно занимался озеленением территорий вокруг своего жилища и работы, привлекал к этому своих воспитанников. Чрезвычайно интересовало Николая Федоровича и шелководство, которое с его легкой руки снова возродилось, приобрело распространение. Он непосредственно занимался этим производством и получил признание Министерства земледелия, был награжден двумя серебряными медалями. Для ознакомления с шелководством Н. Федоровский, переехав жить в Киев, ежегодно организовывал курсы для сельских учителей, издал первый в России учебник по шелководству.

О богатстве и щедрости души Николая Федоровича свидетельствует осуществляемая им благотворительная и меценатская деятельность. Он искренне поддерживал молодых талантливых людей, непосредственно принимал участие в их судьбе, помогал им реализоваться. Кроме того, он делал и посильные материальные взносы для нужд общества. Открытый, отзывчивый к чужому горю Н. Федоровский не мог оставаться в стороне от событий, свидетелем которых он был. В возрасте 81 года, рискуя собственным здоровьем, Николай Федорович оказывал помощь при ликвидации эпидемии дизентерии в Бердянске. К сожалению, он не смог избежать инфекции. Летом 1918 г. его не стало [6, с. 8-9].

Как вспоминал Н. Пашковский: « ...с уверенностью можно сказать, что он везде и всюду... творил ... на благо человечества» [8].

Первые упоминания о Н. Федоровском находим в «Кратком историческом очерке Елисаветградского Общества распространения грамотности и ремесел: 1873 – 1898 гг.» [10]. Известный общественный деятель, этнограф, археолог П. Рябков, анализируя работу Елисаветградского общества распространения грамотности и ремесел, дал высокую оценку ремесленно-грамотному училищу Н. Федоровского. Вообще, по словам П. Рябкова, «по своему типу и программе преподавания училище резко выделялось из ряда всех прочих низших училищ того времени и, можно сказать, было единственным ремесленно-грамотным училищем не только в Елисаветграде, но и во всей России» [10, с. 19].

В очерке автор подчеркивал, что «эфективность» просветительской деятельности Общества распространения грамотности и ремесел в значительной степени зависила от его состава, от воздействия личностей на деятельность общества и его членов, среди них особую роль отводил Н. Федоровському: «будучи беззаветно преданным делу, Н. Федоровский вносил в него жизнь, развивал массу энергии, своей деятельностью заражал и других: служа раз избранной идее, он невольно заставлял и других ей служить.... Посвящая себя училищу, он не забывал и общества, его целей и задач, стремясь к расширению его деятельности, к поднятию его жизнеспособности; ... с уходом Н. Федоровского, который был цементирующим началом в обществе особенно заметным становится раскол» [10, с. 20].

Деятельность Н. Федоровського как организатора Елисаветградского ремесленно-грамотного училища, Общества распространения грамотности и ремесел фрагментарно рассмотрена в книге А. Рябинина-Скляревського «Из революционного украинского движения 1870-1880-х годов. Елисаветградский кружок» [9]. В частности, автор отмечает, что Н.  Федоровский был одним из первых общественных и культурных деятелей Елизаветграда, сторонником народного образования, организатором в городе «Общество распространения ремесел и грамотности». Обращает внимание на то, что именно Н. Федоровский создает в 1867 г., в приобретенном на собственные средства небольшом доме, первую профессиональную школу – ремесленно-грамотичне училище для учеников, закончивших городские и сельские школы, задача которой было выпускать не только хороших мастеров, но и преподавателей ремесла для сельских школ [9].

На особое внимание заслуживает труд Н. Бракер – известного Елисаветградского педагога, краеведа, мемуариста конца ХІХ – начала ХХ века. Ее статья «Николай Федорович Федоровский. Первый украинский деятель г. Елисавета» (1928) [4] – является одной из наиболее полных оценок наследия Н. Федоровского. В нем освещены основные вехи жизненного и творческого пути Н. Федоровского, важнейшие направления его научной и просветительской деятельности.

«Первый украинский деятель нашего города», человек «неуемной энергии, инициативы и крепкой воли, который не хотел считаться ни с какими препятствиями» [4, с. 46]. Так писала о Николае Федоровиче его современница Н. Бракер.

Большое внимание автор уделяет частной жизни Н. Федоровского, его окружению, отношениям с людьми и общей оценке среды, в котором он жил и рабо тал.

Наиболее результативным с позиции изучения научного наследия Н. Федоровского является период, который берет свое начало с 90-х годов ХХ в. Именно в это время осуществляются исследования региона, в том числе и относительно развития образования на Елисаветградщине в разные исторические периоды. Выделено не численную, но перспективную группу публикаций, которые посвящены изучению жизнедеятельности выдающихся деятелей исследуемого периода. Среди научных разведок, посвященных исследованию наследия Н. Федоровского целесообразно отметить труды В. Боська, О. Лютой, Ю. Мативоса, Е. Трибуцкой и др.

На основе синтеза накопленного материала появляются содержательные информационно-справочные издания о педагогах и просветителях, сыгравших весомую роль в развитии образования на Елисаветградщине. Это труды В. Боська «Выдающиеся фигуры Степной Эллады: к 250-летию основания крепости Святой Елизаветы, города Елисаветграда и 65-летия образования Кировоградской области» [1], «Исторический календарь Кировоградщины на 2014 год. Люди. Факты. События» [3]. В них подаются насыщенные в информативном плане биографии педагогов, просветителей, в том числе Н. Федоровского. Комплексное ознакомление с ними дает представление о социокультурной среде, в которой формировалась и работала интеллектуальная элита края.

Заметный вклад в изучение и популяризацию фигуры Н. Федоровского принадлежит О. Лютой. Высоко оценивая вклад Николая Федоровича Федоровского в становление и развитие образования на Елисаветгадщине, и по случаю 160-летия со дня его рождения, был подготовлен сборник «Н. Ф. Федоровский (1838-1918). Неутомимый труженик на народной ниве» [6] – самое обстоятельное из всех существующих на сегоднешний день исследований жизненного пути и научного наследия педагога.

В своем труде О. Люта кроме уже известных страниц биографии представила обстоятельный анализ научных достижений ученого, в частности осветила его вклад в развитие просвещения в Елисаветграде. Особый интерес имеют сведения об основанном Н. Федоровским Общество распространения грамотности и ремесел и Елисаветградском ремесленно-грамотном училище, которые были первыми учреждениями подобного характера в провинциальной России. В книгу вошли воспоминания известного общественного деятеля второй половины XIX – начала XX в., современницы и коллеги Н. Федоровского Н. Бракер и его дочери О. Ростовцевой. Отметим, что при печати воспоминаний Н. Бракер сохранено правописание первого издания в сборнике «За сто лет. Материалы из общественной и литературной жизни Украины XIX и начала XX века». Воспоминания О. Ростовцевой, которые хранятся в Кировоградском областном краеведческом музее, переведено на украинский язык в редакции составителя. Издание сопровождается комментариями, где отражены основные сведения о деятельности личностей, с которыми встречался и сотрудничал Николай Федорович, и исправлены некоторые неточности, допущенные авторами воспоминаний. Учитывая небольшое количество источникового материала и стараясь придерживаться принципа объективности, автор приводит альтернативные варианты хронологических дат, мест событий так, как они упоминаются в разных источниках. В публикации О. Люта констатирует необходимость студий о просветительской деятельности и наследии Н. Федоровского.

Отдельный интерес представляют статьи Е. Трибуцкой «Подвижническая миссия Николая Федоровского» [11], «Наша цель – благотворительность и просвещение» [12], в которых отражены  основные вехи жизни и осуществлен системный анализ научно наследие Н. Федоровского. Акцентируется внимание на научных наработках ученого в области образования и общественной деятельности на Елисаветградщине. В частности, в статье «Подвижническая миссия Николая Федоровского» Е. Трибуцкая подчеркивает, что «наблюдая за жизнью местных мещан, Николай Федорович видел острую потребность в повышении их образовательного уровня». В подтверждение приводит письмо Н. Федоровского к редактору ежегодника «Голоса Юга» Горшкову: «Почтенное мещанство было поголовно темным. В городе не было ни одного народного училища, и обнищавшие за незнанием ремесла и по установившимся правилом и обычаем покупать взамен жалованья водку в хозяйском шинке, мещанские семейства были в безотрадном положении. Естественным выходом из него было распространение не одной голой грамотности, но и практических знаний, которые дали бы возможность заработать насущный кусок хлеба» [11].

В статье автор, подчеркивает, что в 1867 году, именно стараниями Н. Федоровского в Елисаветграде официально было открыто ремесленно-грамотное училище: «В училище поступали маленькие дети, которые проходили курс обучения грамоте, а также учились теслярству и рукоделию. Кроме ремесленников в училище должны были готовить шелководов и пчеловодов, овощеводов и садоводов и др. И это не были пустые мечты: пользуясь тем, что в городе был тутовый сад, Н. Федоровский начинает в своей школе шелководство» [11].

Фигура ученого как одного из первых активных общественных деятелей и просветителей в Елисаветграде охарактеризована в работе Ю. Мативоса «Первый украинский деятель в городе» [7]. Ее автор пересказывает фактологический материал, который мы находим в публикации Н. Бракер. Ученый отмечает огромный вклад Н. Федоровского в развитие образования в Елисаветграде. Как и у других авторов, в статье Ю. Мативос называет Н. Федоровского «чрезвычайно сознательной, интересной личностью, который основой своей общественной деятельности избрал просвещение простого народа» [7].

В статейных публикациях В. Босько «Елисаветградское благотворительное общество распространения грамотности и ремесел (1873-1914)» [2], А. Брояковського «Педагогическая деятельность Елисаветградского общества 70-х – начала 80-х годов XIX века» [5], Л. Филоретовой «Елисаветградская община» [13], авторы, анализируя просветительскую деятельность членов Елисаветградского общества, отмечают место и роль Н. Федоровского в развитии учебно-воспитательных учреждений и системы народного образования на Елисаветградщине.

Итак, анализ научных исследований ученых показал заинтересованность в изучении педагогически-просветительских идей Н. Федоровского. Исследования ученых побуждает к более глубокому изучению наследия общественных деятелей и педагогов, которые внесли весомый вклад в развитии образовательных процессов на Елисаветградщине.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Босько В. М. Визначні постаті Степової Елади: до 250-річчя заснування фортеці Святої Єлизавети, міста Єлисаветграда та 65-річчя утворення Кіровоградської області / В. М. Босько. – Кіровоград: Інформаційна мережа, 2004. –Ч.1.– 376 с.
2. Босько В. Єлисаветградське благодійне товариство поширення грамотності й ремесел (1873-1914) / В. Босько // Вечірня газета. – 2010. – 17 липня. – С. 7.
3. Босько В. Історичний календар Кіровоградщини на 2014 рік. Люди. Факти. Події / В. Босько. – Кіровоград: Центр. – Укр. видавництво, 2014. – 259 с.
4. Бракер Н. Микола Федорович Федоровський. Перший український діяч м. Єлисавету / Н. Бракер // За сто літ. Матеріали з громадського і літературного життя України XIX і початків XX століття. – К.: Держвидав України, 1928. – Кн. 3. – с. 46-49.
5. Брояковський О. Педагогічна діяльність Єлисаветградської громади 70-х – початку 80-х років ХІХ століття / О. Брояковський // Наукові записки. – Серія : Педагогічні науки. – Кіровоград : РВЦ КДПУ ім. В. Винниченка, 2013. – Випуск 120. – С. 85-88.
6. Люта О. М. Ф. Федоровський (1838-1918): Невтомний трудівник на народній ниві / О. Люта. – Кіровоград: РВЦ КДПУ ім. В. Винниченка, 1999. – 30 с.
7. Матівос Ю. Перший український діяч у місті / Ю. Матівос // Вечірня газета. – 2002. – 4 жовтня. – С. 12.
8. Пашковский Н. Николай Федорович Федоровский. (По личным воспоминаниям) // Голос Юга. – 1918. – 10(23) июня.
9. Рябінін-Скляревський О. З революційного українського руху 1870-1880-х рр. Єлисаветградський гурток / О. Рябінін-Скляревський // За сто літ. – 1927. – № 1. – С. 149-161.
10. Рябков П. Краткий исторический очерк Елисаветградского Общества распространения грамотности и ремесел: 1873 – 1898 гг. / П. Рябков. – Елисаветград: Тип. Гольденберга, 1898. – 42 с.
11. Трибуцька О. Подвижницька місія Миколи Федоровського/ О. Трибуцька // Народне слово. – 2012. – 12 липня. – С. 12.
12. Трибуцька О. Наша мета – благодійність та просвіта / О. Трибуцька // Молодіжне перехрестя. – 2008. – 21 серпня. – С. 9.
13. Філоретова Л. Єлисаветградська громада / Л. Філоретова // Науковий часопис НПУ ім. Драгоманова. – Серія 6: історичні науки. – Вип. 9. – К., 2011. – С. 123–130.
 



© 
О.В. Филоненко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru