viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Л.Ю. Прозорова,  (К.эк.н., доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет)

Н.В. Солодкая,  (К.пед.н., доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Задачи научно-исследовательской деятельности студентов
Данная статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы студентов. В статье рассмотрены сущность и задачи научно-исследовательской работы студентов, представлен анализ результатов анкетного опроса студентов бакалавриата гуманитарного и технического вузов г. Перми.

Ключевые слова: Задачи научно-исследовательской деятельности студентов, профессиональная компетентность будущего специалиста.

 

В  результате стремительного развития компьютеризации и интеллектуализации современного общества высокими темпами растёт объём научно-технической информации. Следовательно, возникает необходимость совершенствования технологий образования в направлении повышения компетентности выпускников, формирования интеллектуальной цивилизованности, развития созидательных  способностей специалиста и педагогической технологии, основанной на концепции креативной деятельности. Одной из плодотворных форм её осуществления в вузе является сквозная система научно-исследовательской работы студентов (НИРС), как неделимая составляющая триединого образовательного процесса: учебного, научного и практического.

Система научно-исследовательской работы студентов – совокупность процессов, направленных на формирование у студентов аффиляции к созиданию, освоение студентами учебного материала в  соответствие с учебными программами и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие мотиваций к научной и технической креативности, самостоятельности и инициативы.

НИРС способствует индивидуализированию обучения и является одним из важных средств повышения компетентности выпускников  с высшим образованием, умеющих быстро адаптироваться к современным условиям развития экономики, стать конкурентоспособными и профессионально трудоустраиваемыми на рынке труда.

    Основная идея НИРС - формирование мотивации у студентов к научному и техническому созиданию, самостоятельности и инициативы в учёбе, с целью повышения профессионального уровня подготовки выпускников с высшим образованием.

Основные задачи НИРС [1,2]

1. Создание условий для раннего выявления талантливой молодежи, самореализации креативных способностей студентов:

  • развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам, к самообразованию;
  • образование через систему НИРС условий для рационального использования свободного времени;
  • предоставление молодежи возможности реализовать свои знания и умения в решении задач.

2. Осуществление преемственности поколений в научных школах по приоритетным научным направлениям через:

  • дополнение учебного процесса достижениями науки и техники;
  • совместное участие студентов, преподавателей и научных сотрудников в выполнении исследований;
  • привлечение студентов к участию в инновационных проектах, как части профессиональной подготовки специалистов;
  •   существующих и поиск новых форм интеграции высшего образования с научной и производственной деятельностью в рамках единой системы научного, учебного и практического процессов.

3. Повышение эффективности участия студентов в организационных и методических формах, мероприятиях НИРС:

  • расширение тематики научных исследований студентов за счёт выполнения работ по решению научно-технических задач;
  • повышение результативности организационных, в т.ч. состязательных мероприятий НИРС;
  • углубление международного научного и творческого сотрудничества со студентами других стран.

4. Развитие и повышение у будущих специалистов профессионализма посредством:

  • владения основами методологии рационального и эффективного освоения и использования знаний научно-исследовательской деятельности;
  • накопления знаний, освоения новых приемов и навыков исследовательской и проектно – конструкторской работы;
  • использования методологий и практик планирования и оценки рисков, выбора оптимальных решений;
  • формирования аффиляции к повышению квалификации и переподготовке, самообразованию и самосовершенствованию профессиональной компетентности.

Научно-исследовательской работой студенты должны начать заниматься с первого курса. Сначала студентов необходимо ознакомить с основами и элементами научных исследований, а затем развивать навыки самостоятельной работы по углубленному изучению наук, стимулируя интерес к избранной специальности. На данном этапе студенты учатся осознанию проблемы, умению выдвигать гипотезу, формировать задачи исследования, самостоятельно работать с научной литературой; углубляют навыки конспектирования, готовят сообщения и рефераты.

В последующем периоде  будущие специалисты получают знания в области методологии научного исследования, учатся моделировать познавательные и профессиональные задачи, анализировать полученные результаты; овладевают умениями проводить описание опыта, знакомятся и разрабатывают диагностические методики во время прохождения практики, включаются в исследовательскую работу. Им поручаются теоретические или экспериментальные разработки. Данные исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых и выпускных  квалификационных работ, а также при прохождении практики.

Организация НИРС [3]

1. НИРС  является развитием и углублением учебного процесса, руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляет профессорско-преподавательский состав.

2. НИРС подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую в свободное время.

НИРС, входящая в учебный процесс, предусматривает:

  • исполнение заданий на семинарах, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР), содержащих элементы научных исследований;
  • реализацию заданий инновационного характера в период практики;
  • усвоение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных в рамках специальных курсов.

НИРС, выполняемая в свободное время, организуется в форме:

  • участия в студенческих научных и состязательных мероприятиях разного уровня (вузовские, региональные, всероссийские, международные). К ним относятся: конференции, конкурсы научно - исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам, разные школы;
  • работы в научных обществах молодых ученых и студентов.

В результате выполнения научно-исследовательской работы студенты должны получить навыки применения теоретических знаний на практике, работать с научной литературой, писать рефераты, готовить и проводить эксперименты, пользоваться оборудованием, докладывать о результатах своих трудов.

С целью изучения отношения студентов к научно - исследовательской работе был проведён анкетный опрос.

Было опрошено 58 студентов бакалавриата 3 и 4 курсов  из  Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ).

Отвечая на вопрос о том, с чем ассоциируется у них научно - исследовательская работа, большинство студентов указали: с творческой деятельностью (59%). Следует отметить, что большинство студентов бакалавриата гуманитарного  вуза (69%) ассоциируют научно-исследовательскую работу с возможностью самореализации, а многие студенты технического вуза – с высокой квалификацией (30%) и общественным признанием (30%).Один из студентов гуманитарного вуза написал, что  научно – исследовательская работа у него ассоциируется с пониманием мира. Студент технического вуза отметил, что участие в НИРС  ассоциируется у него с вкладом в науку.

Большинство опрошенных студентов написали, что не принимали участие в научно – исследовательской работе (60 %). А те, кто принимал участие, выбирали конкурс научно-исследовательских работ (9%), научно-практическую конференцию (9%),  студенческую олимпиаду (7%).

На вопрос о желании заниматься научно – исследовательской работой большинство опрошенных ответили, что готовы уделять ей  внимание во время обучения в университете (76%). При этом многие студенты бакалавриата технического вуза (39%) конкретизируют свое желание заниматься научно-исследовательской работой на последнем курсе.

На вопрос, чем обусловлено стремление заниматься наукой, большинство студентов указали потребность творческой деятельности (64%). Один из студентов гуманитарного вуза написал, что его личное стремление заниматься наукой обусловлено потребностью быть полезным для общества.

Многие студенты бакалавриата отмечают, что заниматься научно - исследовательской работой  надо с первого курса (43%).

Большая часть опрошенных написали, что каждый студент, если хочет стать хорошим специалистом, должен заниматься не только учебой, но и научно – исследовательской работой (57%), по этому вопросу мнения студентов бакалавриата гуманитарного и технического вузов совпали.

Многие студенты бакалавриата написали, что у них не развиты умения и навыки для занятий наукой (74%). По данному вопросу совпали точки зрения студентов гуманитарного и технического вузов.

Отвечая на вопрос – чему преподаватель должен уделять на занятиях, большинство студентов бакалавриата указали, что преподаватель на занятиях должен уделять внимание развитию научного мышления студентов (78%), кроме этого развивать у студентов креативность (47%) и не только давать знания, но и контролировать их усвоение (53%).

Большая часть опрошенных отмечают, что преподаватель должен привлекать студентов к работе над научными изысканиями (69%). Один из студентов гуманитарного вуза написал, что преподаватели должны приводить примеры, чтобы заинтересовать. Некоторые студенты технического вуза предложили, с целью приобщения к научной работе, выдавать групповые задания (создавать студенческие научно-исследовательские группы) и рассказывать о научно-исследовательской работе студентов на примерах знаменитых людей.

Как показывают результаты анкетного опроса, большинство студентов желают заниматься научно  - исследовательской работой с первого курса, т. к. это удовлетворяет их потребность в творческой деятельности, предоставляет возможность самореализации; но у них не развиты умения и навыки для занятия наукой. Следовательно, преподавателям вузов необходимо приобщать студентов к научно – исследовательской работе, развивать у них креативность и умение вести научный спор.

    В рассмотренных вузах уделяется повышенное внимание научно-исследовательской работе студентов.

На сайте Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) есть раздел «Наука», который содержит информацию о конкурсах, грантах и конференциях, представлены результаты научной деятельности. В данном разделе можно ознакомиться  с направлениями научной деятельности, научными школами, есть в нём  информация и совете молодых учёных ПГНИУ (СМУ ПГНИУ). Главная цель СМУ ПГНИУ – развитие и популяризация студенческой науки в университете.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) размещает информацию о научной деятельности в разделе «Наука и инновации». Раздел включает такие направления,  как: мегапроекты, технологические платформы, федеральные целевые программы и гранты, инновации в образовательных проектах и студенческие инновационные проекты и др. В ПНИПУ функционирует отдел развития научно-исследовательской работы студентов, который в свою очередь является структурным подразделением управления науки и инноваций, разработано положение о НИРС.

Под активизацией НИРС рассматривается целенаправленная совместная деятельность преподавателей и студентов, предполагающая совершенствование форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью становления конкурентоспособного специалиста, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данильченко С. Л. Научно-исследовательская работа студентов: организация научного творчества вузовской молодежи [Текст]/С. Л. Данильченко// Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 81–91. — ISBN 978-5-9907548-0-5.
2. Положение Отдела развития научно-исследовательской работы студентов Управления науки и инноваций // ПНИПУ. – 2012. http://pstu.ru/activity/innovation/.
3. Тимофеева Е.М., Белик Н.П., Тимофеева А.С. Научно – исследовательская работа студентов технических вузов // Фундаментальные исследования. – 2007.– № 12-3.– С. 462-463; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4368.
 



© 
Л.Ю. Прозорова, Н.В. Солодкая, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru