viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

А.А. Постовалова,  (Магистрант ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», рук. НОЦ ДПО в сфере строительства и ЖКХ «Академия Минстроя» ФАУ «РосКапСтрой»)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Бизнес-образование
В данной работе рассмотрены современные подходы к организации обучения по программам бизнес-образования. Проведен анализ основных тенденций в области обучения по программам МВА в мире и в России. Выявлены специфические особенности российских программ бизнес-образования. Рассмотрены основные нормативные подходы к организации обучения по программам дополнительного профессионального образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: Бизнес-образование, профессиональное образование, тенденция, специфика.

 

Программы MBA во всем мире являются отдельным видом постдипломного образования, предназначенного для руководителей с опытом работы. При этом обучение в бизнес-школе всегда максимально приближено к практике: студенты работают над реальными кейсами (разбор какой-либо бизнес-ситуации в конкретной компании), посещают семинары известных преподавателей и успешных бизнесменов, посещают офисы компаний и т.д. В итоге выпускники программ MBA кроме престижного диплома получают новые знания, новый опыт и полезные знакомства. Важной особенностью программ MBA за рубежом является их международная направленность – на одном курсе могут учиться студенты из десятков разных стран.

Дословно получение специализации «магистр делового администрирования» (англ. Master of Business Administration, MBA) предполагает получение магистерской степени со специализацией в области управления бизнесом. Однако бренд «MBA» уже давно вырос из своего магистерского прошлого – эти образовательные программы имеют свою аудиторию, специфические методы обучения и, как правило, более высокую стоимость.

Квалификация МВА подразумевает способность выполнять функции руководителя среднего и высшего звена. В большинстве случаев период обучения в зависимости от начальной подготовки и конкретной программы занимает от 2 до 5 лет.

Несмотря на достаточно широкое распространение, до сегодняшнего дня не существует единого стандарта квалификации MBA, что приводит к сложностям при оценке и сравнении качества различных программ подготовки.

Согласно стандартным подходам современная программа MBA включает два основных блока:

1. общий, в который включаются основные дисциплины (курсы), и который изучается в начале обучения;

2. специализация (второй год обучения или семестр), представляющая собой специализированные (отраслевые или функциональные) курсы на выбор. В некоторых случаях в конце обучения слушатели выполняют курсовую работу (бизнес-проект) по бизнес стратегии либо сдают экзамен.

Специфика обучения на программах МВА заключается в сочетании стандартных и активных способов преподавания. Их соотношение зависит от предмета и особенностей школы. В десятку лучших бизнес-школ мира входят как учебные заведения, проводящие в основном лекции, так и школы, ориентированные на активные методы.

Лекции, семинары, симуляции и разбор кейсов - это теоретические занятия. Но программы MBA обычно содержат в себе и сугубо практические занятия (field immersion), когда студенты выполняют различные реальные консалтинговые проекты для клиентов, а также выездные занятия в компаниях.

В последние 10 лет многие представители бизнес-школ выделяют в специфике обучения значительную долю soft skills («мягкие навыки»). Сюда относится обучение лидерским качествам, работе в команде, этике бизнеса. В европейских школах такое направление приобретает все большее значение, в то время как в большинстве американских школ традиционно важнее академическое образование.

В России бизнес-школы появились сравнительно недавно – около 20 лет назад. За этот небольшой для бизнес-образования срок оно прошло в нашей стране несколько этапов развития, в результате чего сегодня в России действует несколько очень сильных программ MBA. Эти бизнес-школы расположены в Москве и Санкт-Петербурге, многие из них получили международную аккредитацию AMBA. У российских программ MBA есть несколько специфических особенностей:

  • акцент на российском бизнесе;
  • модульный или вечерний формат обучения;
  • более низкая стоимость по сравнению с ведущими зарубежными программами MBA (в среднем российская программа стоит от 400 тыс. до 600 тыс. руб.).

Основным документом, регулирующим образовательную деятельность в нашей стране, является Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Отдельных государственных требований по разработке программ МВА в настоящий момент не существует. Важно отметить, что до 2012 года действовали «Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) (2008), которые являются на сегодняшний день уже являются устаревшими.

В «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 [2], определены основные требования к программам профессиональной переподготовки. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Необходимо отметить, что сегодня в отдельных отраслях экономики уже разработаны профессиональные стандарты для руководителей. Приведем несколько примеров:

  • «Руководитель строительной организации» [3];
  • «Руководитель нефтебазы» [4];
  • «Руководитель управляющей организации в атомной отрасли» [5];
  • «Руководитель предприятия питания» [6];
  • «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» [7];
  • «Руководитель управляющей организации в атомной отрасли» [8] и др.

Руководители по подбору персонала крупнейших российский компаний отмечают то, что бизнес-образование является большим плюсом кандидата. В рамках компании, в которой сотрудник работает, есть возможность занять более высокую позицию после получения бизнес-образования. Однако, необходимо учитывать, что при переходе в другую компанию наличие бизнес-образования будет являться плюсом, но не гарантом получения более высокой должности [9].

Рассматривая современные тенденции развития рынка МВА в мире и в России, необходимо отметить, что сегодня существуют независимые школы бизнеса, в том числе занимающие лидирующие позиции в мировых рейтингах, как, например, INSEAD или IMD (Лозанна). Однако в мире, Европе и России активно идет процесс усиления влияния именно университетских бизнес-школ. Опираясь на исследовательскую и педагогическую базу университетов, они в состоянии концентрировать ресурсы и решать задачи, которые не под силу небольшим частным бизнес-школам.

В 2014 году произошло объединение двух известных французских бизнес-школ, расположенных на юге страны, - бизнес-школ Марселя и Бордо. Созданный на этой базе бизнес-университет KEDGE ставит амбициозную задачу в течение десятилетия войти в двадцатку лучших бизнес-школ мира [10].

Другой пример - созданная 5 лет назад самая крупная во Франции бизнес-школа предпринимательского толка SKEMA. Этот бизнес-университет полного цикла образован путем объединения бизнес-школы-технополиса в София-Антиполис и известной финансовой бизнес-школы из Лиона. Сегодня учебное заведение располагает филиалами в Париже, Лионе, Софии-Антиполисе (Франция), Пекине (Китай), Релей (США, Северная Каролина), Рио-де-Жанейро (Бразилия). Планируется создание филиала в России [12].

Аналогичным образом на основе объединения ресурсов двух бизнес-школ была создана несколько лет назад и крупнейшая на севере Франции бизнес-школа NEOMA [11].

Идет процесс консолидации бизнес-школ в Великобритании и Испании. Следует полагать, что в ближайшие годы процесс объединений и слияний в области бизнес-образования распространится и на другие страны Европы.

В последние 5-6 лет все больше бизнес-школ, прежде работавших исключительно в нише дополнительного образования, переходит к модели полного цикла и включает в свой проектный портфель программы бакалавриата и магистратуры. Причем в этом процессе активно участвуют и бизнес-школы, являющиеся признанными мировыми лидерами. Наиболее яркий пример - Лондонская школа бизнеса, открывшая недавно программу магистратуры университетского типа [8].

Необходимо отметить, что движение «вниз» от программ МВА к бакалавриату имеет объективные причины. Бизнес на глазах молодеет, дисциплины менеджмента и предпринимательства оказываются востребованными студентами бакалаврского и магистерского уровней. И бизнес-школы во всем мире и России серьезно думают, как повлиять на студентов-предпринимателей и сделать их своей клиентурой.

Лидеры бизнес-образования стремятся строить новые программы на междисциплинарной основе. Среди наиболее важных тенденций - подготовка «многофункциональных менеджеров», которые могут в разные периоды карьеры одинаково успешно работать и на госслужбе, и управлять бизнесом. В структуре MBA появляются междисциплинарные курсы, сочетающие подходы бизнеса и искусства (например, «Лидерство через театр», «Искусство убеждать»). Сегодня разрабатывается все больше инновационных тренингов, построенных на анализе литературных и музыкальных произведений, которые учат нестандартно мыслить, видеть перспективу, развивать интуицию, столь необходимую для управления в условиях кризиса.

Следует предположить, что в течение ближайшего десятилетия мы будем наблюдать постепенный переход значительной части программ бизнес-образования (как и университетского образования) в онлайн-формат. И те школы, которые этого не поймут, ждет кризис. В этой ситуации отечественные бизнес-школы, работающие по стандартам и методикам лучших международных бизнес-школ в области базовой теории менеджмента, должны в полной мере использовать возможность в заключительной части своих курсов и программ преподавать специализацию, связанную с особенностями именно российского рынка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (ред. от 15.11.2013) // СПС КонсультантПлюс.
3. Приказ Минтруда России от 26.12.2014 № 1182н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель строительной организации» (ред. от 15.11.2013) // СПС КонсультантПлюс.
4. Приказ Минтруда России от 24.02.2015 № 109н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель нефтебазы» // СПС КонсультантПлюс.
5. Приказ Минтруда России от 07.05.2015 № 281н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель предприятия питания» // СПС КонсультантПлюс.
6. Приказ Минтруда России от 07.05.2015 № 282н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель / управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» // СПС КонсультантПлюс.
7. Приказ Минтруда России от 27.07.2015 № 516н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель управляющей организации в атомной отрасли» // СПС КонсультантПлюс.
8. Долгошеева В. Мыслить глобально // Известия. – 2015. – 22 мая.
9. Погорелова Ю. Две стороны одного диплома // Коммерсант.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1492479.
10. KEDGE Business School [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kedgebs.com.
11. NEOMA Business School [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.neoma-bs.com.
12. SKEMA Business School [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.skema.edu.
 



© 
А.А. Постовалова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru