viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Т.В. Моисеева,  (Ст. преподаватель, Финансовый университет при правительстве РФ, г. Москва)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Социальная ответственность; ценности; профессиональный рост; иностранные языки; мотивация
Сейчас никто не сомневается в том, что высшее образование является важнейшей частью воспитания будущего профессионала. Преподаватели высших учебных заведений призваны готовить студентов к принятию ответственных решений с учётом понимания своей роли в экономическом и социальном развитии общества. В настоящий момент чётко обозначился переход образования от преподавания к обучению. Будущие профессионалы-экономисты должны не только овладеть академическими дисциплинами, но и развить в себе главное духовное качество ответственности за принятие решений и объективную оценку своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Социальная ответственность; ценности; профессиональный рост; иностранные языки; мотивация, обучение на протяжении всей жизни.

 

В  философском плане «аксиология» рассматривается как теория ценностей, которая изучает природу этих ценностей, их место и роль в окружающем мире. Понятие ценностей в образовании является основным понятием социокультурной среды, охватывающей взаимоотношения между студентом и преподавателем. Ценность является предметом исследования особого раздела философского знания – «аксиологии» (греч. axia - ценность, logos – слово, учение) [3, с.504]. Этот термин в педагогике впервые был введён французским философом П.Лани в 1902 году. Понятие о ценностях в обществе существовало с незапамятных времён. Например, Сократ считал ценностью этику, Платон – ум и волю, Аристотель - мужество и выносливость. Такие социально-этические ценности, как добро, истина, справедливость, красота и т.д., всегда были предметом философских учений с античных времен, Для Сократа ценностью являлся сам человек со всем его внутренним духовным миром, вся его жизнь подчинялась внутреннему закону. Сократ видел опасность в превращении человека в нечто случайное, необязательное, а внутренние законы возвышали человека над его собственной ограниченностью, заставляли мыслить и стремиться к самосовершенствованию. Он не оставил после себя никаких работ, так как никогда ничего не записывал. С его философскими идеями можно познакомиться по работам его учеников. Известно его знаменитое высказывание «Я знаю только то, что ничего не знаю». По его мнению, человек может самостоятельно прийти к мысли о своей причастности к идеальному миропониманию. Обучение человека мышлению и умению находить в себе глубинные духовные черты, представляющие ценность для общества, он считал главной задачей воспитания. Он сблизил знания и нравственность, для него знания должны иметь этическую окраску. Этим он вызвал много возражений мыслителей последующих поколений [3, с.506].

Проблема ценностей как самостоятельная философская мысль возникла не так давно. В наше время ценности включают идею сотрудничества, совместного действия, необходимость принимать чужую точку зрения. «Ценности – это то, через что люди ощущают себя людьми» [1, с.139].  В образовательном процессе ориентация на общекультурные ценности выступает в качестве основного объекта воспитательной деятельности. Философское понимание ценностей предполагает достижение всегда масштабных целей в  будущем и служат критериями практической деятельности человека. В обществе ценно то, что полезно большинству. Ценности являются основополагающими понятиями для оценки любого события в развитии общества. Известные педагоги прошлого века, например, Я.А.Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, полагали, что ценностями надо считать то, что полезно для будущего гражданина, т.е. способствует развитию и совершенствованию его личности. Под «ценностями» они понимали и факторы внешнего мира, такие, как вещи, события, поступки, и мыслительный процесс, охватывающий идеи, образы, научные концепции и нормы поведения в обществе [7, с.175].

В конце ХХ века наряду с другими дисциплинами появилась новая – педагогическая аксиология. Её предметом стало формирование ценностного сознания и ценностного поведения личности, что предполагает анализ исторического опыта развития педагогической науки, определение ценностей образования, поиск подходов к изменению содержания отечественного образования. Воспитание человека стало рассматриваться как высшая ценность общества и цель социального развития из-за неудовлетворительного духовного состояния современного мира. Любые политические, экономические и социальные проблемы обусловлены деятельностью отдельных личностей, и их благополучное решение или негативный результат зависят также от отдельных ответственных личностей.

На современном этапе аксиологический подход относится к новой методологии современной педагогики и характеризует новую философию образования. Весь опыт развития человечества свидетельствует о том, что нравственность является основой всех человеческих ценностей. И смыслом современной системы образования стало создание условий для формирования нравственности как высшей ценности. По мнению многих педагогов, преподаватель рассматривается как главное условие эффективной педагогической деятельности. Новый подход к образованию на основе общечеловеческих ценностей, таких, как жизнь, здоровье, любовь, образование, мир, творчество, карьера, семья и взаимоотношения в семье являются существенными для развивающейся личности, потому что они остаются постоянными на всех этапах развития общества. Само собой разумеется, что ценности – это только положительные события и явления, связанные с социальным прогрессом. Аксиология относится к гуманистической педагогики, так как человек рассматривается как высшая ценность общества и его отношение к окружающему миру является главным. Аксиологический компонент включает совокупность педагогических ценностей на современном этапе развития общества и образования. К педагогическим ценностям относятся знания, идеи, концепции, которые имеют большое значение для развития мировоззрения людей. Эти общечеловеческие ценности проявляются в педагогике как форма общественного сознания, они могут меняться и переоцениваться. Вся мировая история образования представляет собой процесс постоянной оценки и изменения известных идей и их перенос в новые условия развития общественного сознания. Сегодня образование стало тем центром, который показывает все преимущества и противоречия, порождаемые современной эпохой, той сферой деятельности, которая в сущности характеризует ХХI век. Требования к уровню образования возросло во много раз. А главное – происходят важные изменения в ценностных ориентациях общества, так как образование и знания начинают становиться мотивацией для раскрытия творческого потенциала людей-профессионалов, их самореализации и самосовершенствования. Дальнейшее развитие и состояние экономики в стране во многом будут определяться политикой государства в сфере образования, которое рассматривается как одно из важнейших направлений социальной политики.

Сейчас, как никогда, обществу нужны профессионалы нравственно развитые, креативные, умеющие принимать неординарные решения, с большим научным потенциалом и личными амбициями сделать карьеру, добиться своих целей. Выпускники школ приходят в высшее учебное заведение с определённым отношением к миру. В процессе получения профессии меняется их статусное положение, социальная среда, нравственный облик, также меняется отношение к ним других людей. Постепенно меняются их взгляды на окружающую действительность. Они понимают, что общество требует от них оригинальности, нестандартного мышления, творчества, желания учиться новому на протяжении всей своей активной жизни, бескорыстия и, наконец, ответственности.

Жизнь человека можно сравнить с лестницей, по которой он поднимается от детства к зрелости. Привычные ступеньки от детского сада к школе, из класса в класс, из школы в вуз. Кажется, что переходить с одной ступеньки на другую легко и естественно, появляются новые впечатления, новые переживания, новые знания, мысли, друзья, коллеги и ценности. Молодой человек подходит к рубежу, когда начинает сознавать своё собственное отношение к происходящим событиям и занимает соответствующую его статусу позицию. Как показывает жизненный опыт, на этом пути важно овладеть знаниями, навыками, всем богатством и разнообразием человеческих отношений. Не может человек жить, не признавая установленных в обществе правил, отрицая нравственные нормы поведения, не интересуясь политической и экономической ситуацией в стране, безответственный к своим обязанностям, не признающий принятых в обществе ценностей. Хорошо сказал об этом французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной твоими друзьями. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

Следовательно, приоритетными требованиями к будущим специалистам-профессионалам с точки зрения общества является не только формирование ключевых компетенций, но и ответственности – как способности личности определять своё поведение на основе социальных норм, духовных и нравственных ценностей общества. [1, с.142]. Современный специалист с высшим образованием должен иметь, кроме знаний, умений и навыков по выбранной профессии, высокий уровень культуры общения со своими партнёрами и коллегами. Из-за критического состояния современного мира проблема ответственности приобретает сегодня исключительную значимость. Экологические, экономические, финансовые или социальные проблемы зависят от людей, от их ответственных или безответственных действий. Наблюдается снижение профессионального уровня выпускников высших учебных заведений. Наличие диплома ещё не означает адекватную профессиональную подготовку молодых специалистов. Многие из них даже не пытаются найти работу по специальности, указанной в дипломе, потому что чувствуют свою неподготовленность к данной сфере деятельности. Окружающая социальная среда полна объективных проблем во всех областях, и это требует от молодого специалиста брать на себя определённую ответственность, так как без активных действий их решить невозможно. Поэтому основной задачей современного профессионального образования является не только вооружить студентов глубокими и прочными знаниями, но и развить чувство ответственности за возможные последствия своей деятельности, способствовать формированию активной гражданской позиции, духа новаторства и предпринимательства, устремлённости и желания работать на благо общества.

Словарь по психологии даёт следующее определение ответственности: «Ответственность – это способность и готовность человека взять на себя обязательства за то, что происходит с ним и вокруг него, за собственные действия, а также за судьбу других людей или ход происходящих событий. На практике ответственность проявляется в том, что человек основную причину того, что происходит, видит в самом себе и готов сделать всё, чтобы изменить ситуацию к лучшему» [6, с.262]. Развитие человека происходит только в общении друг с другом, в стремлении к познанию другого человека, во взаимопонимании. Появляется чувство ответственности к своим поступкам, развиваются коммуникативные умения и навыки. Это помогает будущему профессионалу строить свои отношения и сознавать ответственность за принимаемые решения.

На современном этапе развития общества растёт роль и значимость иностранного языка как учебной дисциплины в системе высшего образования. Наш ХХI век можно назвать веком открытости, межкультурных коммуникаций и диалога различных культур. Иностранный язык обладает эффективными средствами для воспитания ответственного человека, так как приобщает его к ценностям мировой культуры, и готовит  к лучшему пониманию своей собственной культуры и своего места в обществе. Многие писатели и литературоведы прошлого придавали огромное значение изучению иностранных языков. Например, литературный критик Д. Писарев считал, что всякое изучение иностранных языков развивает ум, сообщая ему гибкость и способность проникать в чужое миросозерцание. Немецкий поэт И. Гёте высоко ценил знание иностранных языков, прямо заявлял о том, что кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своём. Совсем древние учёные - мыслители заявляли: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».

Современная система образования в области изучения иностранных языков строится на основе познавательной деятельности студентов, так как развивает их индивидуальнее возможности, творческие навыки и профессиональные компетенции. Главное здесь – деятельность преподавателя-педагога. В преподавании иностранного языка аксиологический аспект выражается через три основные позиции. Во-первых, педагог должен понимать нравственные, моральные мотивы каждого студента и уважительно относиться к ним. Во-вторых, он несёт ответственность за распространение только положительного опыта в системе обучения иностранному языку. Он должен быть инноватором в своей области. «Инноваторы – это люди, которые хотят быть первыми в испытании чего-то нового. Они азартны и склонны к риску, они готовы к победе, но не боятся поражения. Именно инноваторы выполняют роль привратника, открывающего ворота потоку новых идей в социальной системе» [4, с.183]. Существует Глобальный индекс инновационности разных стран мира. Россия отстаёт от большинства европейских стран и развитых стран Азии, занимая только 49 место. Этот показатель свидетельствует о том, что внедрение инноваций в российской экономике сталкивается с большими трудностями. Что касается образования в нашей стране, то тут инновации идут полным ходом. Всемирная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела рейтинг “Measuring Innovation in Education”, согласно которому Россия вошла в первую пятёрку стран по общему уровню инноваций национальной системы образования Благодаря активным мерам государственной политики, образовательным реформам и новым стандартам произошли коренные изменения в системе отечественного образования [4, с.183].

И в-третьих, это – мотивация, тесно связанная с инновационными процессами в образовании. Преподаватель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы он развивал самостоятельную деятельность студентов и желание пользоваться иностранным языком для саморазвития. Мотивация – это прежде всего осознанная необходимость пользования иностранным языком как средством общения. Для того, чтобы сделать изучение языка актуальным, интересным и в то же время необходимым, преподаватель использует разные методологические приёмы в виде ролевых и деловых игр, проектов и презентаций, которые предполагают серьёзную самостоятельную работу студентов.

Все эти подходы развивают реальное профессиональное общение и повышают мотивацию изучения иностранного языка. Даже слабо подготовленные студенты активно включаются в учебный процесс. Ролевые игры имитируют будущие условия профессиональной деятельности. Деловые игры направлены на решение профессиональных проблем и поиск решений. Погружение студентов в специально созданные ситуации общения позволяют подготовить будущих специалистов к профессиональному межкультурному общению. Проекты в последнее время пользуются большим вниманием и занимают важное место в обучении иностранному языку, так как нацелены на практический результат в будущем, который надо увидеть или рассчитать, творчески осмыслить и применить к реальным событиям. Научные презентации, особенно групповые, предполагают обобщение большого объёма научных данных и изложение личных идей, гипотез и результатов научного поиска. Студенты работают в парах, командах, группах. Такая совместная деятельность подразумевает чёткость и логичность подачи информации, а главное – ответственность за свою часть в групповой презентации и результаты исследования. Главными ценностями такой совместной деятельности являются взаимная поддержка, толерантность, самостоятельность и сопричастность к общему делу. Самостоятельная личность – это прежде всего ответственная личность, которая может оценивать свою деятельность на фоне деятельности других людей в процессе совместной работы.

Аксиологический аспект, т.е. понятие ценности образования. меняет основные задачи образования. Главное в современном образовании – это качество предоставления образовательных услуг, доступность качественного образования и соответствие потребностям быстро меняющегося современного общества. Меняется общество – меняются и специфика ценностных ориентаций в сфере образования и повседневной деятельности. «Ценность – это индивидуальные представления о желаемой цели, которые обусловливают мотивы поведения и образ мыслей человека по целому ряду жизненных ситуаций, определяют его отношение ко многим аспектам жизни» [4, c.187]. Ценности, имеющие значение для будущего специалиста, влияют на его поведение и во многом определяют его место в активном обществе, уровень ответственности за происходящие события, а это в будущем может изменить в лучшую сторону   ход развития общества в целом и всего человечества.

В настоящий момент мы наблюдаем переориентацию деятельности высших учебных заведений на внутренний мир студентов, происходит формирование нового гуманитарного мышления, которое охватывает духовность, нравственность, понимание ценности собственной жизненной позиции с учётом общественных приоритетов. Для высококвалифицированного профессионала «социальная ответственность определяется как способность личности определять своё поведение на основе осознания социальных ценностей общества» [5]. Такой специалист направляет свои знания, умения и навыки на развитие своей страны и общества. Общество ждёт от выпускников высших учебных заведений ответственных действий на благо каждого члена общества. Ответственность формирует сознание и мировоззрение человека, так как социальные проблемы не только затрагивают, но и усложняют жизнь каждого гражданина общества. Решение экологических, социальных и геополитических проблем в мире зависит от ответственной деятельности людей, от того, какое образование они получили и как могут обратить свои научные знания на благо общества. Наш ХХI век становится веком открытости и взаимопонимания людей различных культур. «Гуманистическая концепция образования призвана обеспечить возможности для успешной самореализации студентов, их личностного и профессионального роста, создать условия для раскрытия духовного потенциала будущих профессионалов. Таким образом, конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать свободным, ответственным человеком» [5].

Аксеологический принцип, т.е. принцип ценностей образовательного процесса, реализуется через воспитание самостоятельности личности, и преподаватель здесь играет первостепенную роль. На нём лежит большая ответственность за раскрытие личностных качеств студентов, он имеет огромный арсенал педагогических и методических приёмов для развития их познавательной деятельности и индивидуальных творческих способностей. Оптимизация учебного процесса со стороны преподавателя подразумевает осознанный выбор методов, при этом в каждом их этих методов должен быть реальный практический результат, который студенты должны с помощью преподавателя обязательно увидеть, осмыслить, применить на практике или просто просчитать, а может, спрогнозировать возможные последствия. Это значительно повышает мотивацию студентов активно изучать иностранный язык. Ни одно практическое занятие не должно проходить пассивно, инертно, без активной деятельности студентов. Здесь и работа в парах, командах, группах, обмен мнениями, идеями, информацией, анализ возможных ситуаций. Студенты учатся работать самостоятельно, развивая навыки естественного спонтанного общения. Трудно переоценить роль преподавателя и его педагогическое мастерство, уровень социальной ответственности и его личностные качества, когда иностранный язык изучается только в практическом, прикладном аспекте.

Аксиологический подход к обучению иностранному языку сейчас привлекает внимание и педагогов-практиков, и учёных-психологов, так как язык непосредственно связан с мышлением человека. Главное заключается в том, что обучение иностранному языку более наглядно, чем любая другая сфера педагогической деятельности, демонстрирует сам процесс усвоения знаний, умственного и духовного обогащения личности. Привлечение внимания к воспитанию социальной ответственности у студентов послужило стимулом для разработки новых форм и приёмов обучения, направленных на формирование духовных качеств будущего специалиста, его научного мировоззрения, широкого профессионального кругозора, эрудиции и коммуникабельности. Нельзя провести чёткую грань между различными сторонами воспитательной работы, цель которой заключается в воспитании всесторонней развитой личности. Преподаватель не должен забывать о профессиональной направленности иностранного языка в экономическом вузе, о тесных межпредметных связях с экономическими профилирующими дисциплинами, которые изучаются в вузе. Это способствует лучшему овладению экономической лексикой и мотивированному изучению иностранного языка. Преподаватель со всей ответственностью планирует свою деятельность, подбирая тексты, статьи из периодической печати, упражнения для развития навыков спонтанного высказывания, аргументации своей точки зрения и просто для поддержания интереса к своему предмету. При этом важную воспитательную роль играет методическая сторона преподавания, другими словами, методы, активизирующие обучение и стимулирующие умственную деятельность студентов, их самостоятельность, интерес к языку, желание принимать участие в дискуссиях. Например, с новой устной темой преподаватель может сообщить малоизвестные интересные факты, показывая свою осведомлённость, предлагая студентам ответить на ряд заранее подготовленных вопросов. Поиск ответов на вопросы требует не только уже известных знаний, но ещё и логически обоснованной догадки, личного умозаключения и самостоятельного поиска неизвестных фактов.

Ситуативные и ролевые игры, защита проектов и рефератов, «мозговой штурм», обсуждение политических и экономических событий способствуют не только развитию разговорных навыков студентов, но и преодолению психологического барьера при общении на иностранном языке. Эти методические приёмы несут на себе не только познавательную, но и большую эмоциональную нагрузку. Включение таких творческих видов работы по языку в неязыковом вузе даёт преподавателю возможность не только проконтролировать изученный материал, но и организовать обсуждение, оказывать влияние на формирование определённых взглядов, точки зрения и правильного понимания проблемы. Кроме того, иностранный язык имеет огромное значение для воспитания и развития личностных качеств будущего специалиста. К ним относятся: трудолюбие, терпение, целеустремлённость, настойчивость, желание добиться своей цели, исполнительность, любознательность и многие другие. Воспитание всех этих качеств распространяется и на другие дисциплины, изучаемые в вузе. Хотя во всех вузах проводится контроль этой работы, вся она организована с учётом необходимости развития студенческой самостоятельности, а это в свою очередь оказывает положительный эффект на формирование чувства ответственности у каждого студента и преподавателя.

В последнее время многие высшие учебные заведения вводят курсы ориентированного обучения не для того, чтобы студенты могли усвоить изучаемый материал, но для развития у них навыков анализа информации и построения умозаключений. «Фундаментальный принцип, положенный в основу данного подхода, состоит в том, что обучение – это главным образом процесс, и студенты должны брать на себя ответственность за собственное обучение» [2, c.83].

Основная цель обучения заключается в активном вовлечении студентов в процесс обучения на основе решения проблемных задач. Обучение любой дисциплине – процесс длительный, трудоёмкий, не всегда интересный, поэтому чувство ответственности призвано помочь им развить гибкое мышление, понимание важности обучения, сформировать прочные навыки решения проблем, тем самым заложить основы внутренней мотивации. Студенты для себя должны определить, что они уже знают, что им нужно знать в зависимости от выбранной специальности, где получить нужную информацию, как найти рациональные пути решения проблемы. Ответственность подразумевает быть личностью, самостоятельно определять линию и смысл своей жизни, осмысливать свою нравственную позицию «Я хочу – Я могу – Я должен».

Преподаватель несёт ответственность за сознательную целенаправленную воспитательную деятельность в своей области преподавания. Каждый преподаватель актуализирует ту сферу своей деятельности, которая является для него профессионально необходимой. Обоснованный подбор языкового материала, его систематизация, правильное планирование и чёткое выполнение воспитательной работы являются необходимыми компонентами формирования у студентов активной жизненной позиции и сознательного отношения к своему собственному обучению. Сейчас уже никто не сомневается, что учебный процесс представляет собой определённую систему управления, которую необходимо постоянно корректировать и совершенствовать. Эффективное управление учебным процессом невозможно без тщательно отобранного языкового материала и умения увидеть новые тенденции в образовании. В последнее время создаются новые актуализированные учебные программы по всем дисциплинам, разрабатываются более совершенные учебные планы и методические приёмы. Системный подход к обучению иностранному языку всегда привлекал пристальное внимание методистов. Организуются курсы повышения квалификации, на которых обсуждаются в деталях конкретные цели обучения иностранному языку, различные виды контроля знаний, умений и навыков студентов, рациональное планирование учебного процесса, подбираются обучающие программы, отбирается языковой материал и учебные пособия по конкретным темам учебной программы, составляется список электронных сайтов, где можно найти много дополнительного материала по каждой конкретной теме занятия. Управление процессом обучения иностранному языку подразумевает не только формирование знаний, умений и навыков, но и воспитание потребности в творческой научной деятельности, потому что творчество и наука в дальнейшем означают активную самостоятельную работу специалиста над иностранным языком, создают ощущение уверенности в своих силах, а это стимулирует его стремление к дальнейшему обучению на протяжении всей его активной жизни. Помочь выпускнику высшего учебного заведения приспособиться к новым экономическим и социальным реалиям – значит помочь ему стать социально ответственной личностью в обществе.

Образование традиционно стояло на двух китах: на преподавании и обучении. Преподаватель передаёт своей аудитории информацию для изучения. В настоящее время происходит переход от преподавания к обучению. Перемены в экономике, которая становится всё более глобализированной, требуют смещения центра внимания к обучению. Высшие образовательные учреждения должны учитывать это требование времени, главное для них – это сохранить свою фундаментальность и высокое качество знаний. Они также должны нести ответственность за то, что они готовят студентов к будущему, а не к прошлому. Конечно, ещё много надо менять в методике преподавания, но движение вперёд уже весьма заметно. Исполнительный директор известной компании General Electric высказал такую мысль: « Если скорость перемен внутри учебного заведения меньше, чем скорость перемен снаружи, то конец его близок» [2, c.84].  Такие учебные заведения рано или поздно сходят с дистанции и оказываются ненужными, невостребованными. За последнее время обсуждаются и принимаются различные концепции модернизации российского образования, где красной нитью проходит идея подготовки конкурентоспособного, компетентного и ответственного работника, готового к постоянному профессиональному росту на уровне мировых стандартов. Совершенно очевидно, что ответственность за свои решения и профессиональную деятельность должна стоять на первом месте. Без чувства ответственности не может быть конкурентоспособного, компетентного, мобильного, самостоятельного специалиста в любой сфере деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абишева А.К., О понятии ценности:// Вопросы философии, 2002, № 3, с.139-146.
2. Дуткевич П., Нужны ли реформы в системе высшего образования?://Высшее образование в России, 2015, №3, с.83-84.
3. Кириленко Г.Г. Философский словарь. Справочник студента. Москва, 2002, с. 504.
4. Королёва Д.О. Портрет инноватора образования ХХ1 века:// Вопросы образования, № 1, 2015, с.183-187
5. Кочетова И.Д., Роль иностранного языка в развитии социальной ответственности у студентов вузов»:// Интернет-журнал «Науковедение», № 1, 2014.
6. Немов Р.С. Психологический словарь. Москва, ВЛАДОС, 2007, с.262.
7. Соджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Москва, Академия, 2000, с.175.
 



© 
Т.В. Моисеева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru