viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

С.В. Кручинин,  (К.филос.н., доцент, Ноябрьский институт нефти и газа (филиал) ТИУ)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Философия образования
Концепция образования является основным звеном образовательной системы. Подсистема образования нефтегазовой отрасли содержит собственные концептуальные основы образовательной парадигмы. Одной из основных задач науки в области исследования социокультурного феномена образования было не только изучение ценностно-смыслового, содержательного, динамического аспекта образовательной системы, но и формирование в рамках образовательной системы новых идей, идеалов, норм и ценностей.
Исторически понятие концепции образования развивалось в рамках динамики, как национальных культур, так и общей трансформации философского знания. Взаимосвязь концепции образования и социально-политической системы общества также можно обозначить как весьма прочную: философия образования, формирующаяся в рамках конкретной национальной социокультурной системы не может не отражать особенности политических идей и принципов, господствующих в обществе.

Ключевые слова: Философия образования, система образования, нефтегазовое образование, парадигма, концепция.

 

Понятие «образование» можно отождествлять с такими категориями как «развитие» или «формирование». То есть, в наиболее широком смысле образование можно трактовать как непрерывный процесс гармоничного развития личности (данный процесс подразумевает единство как физического, так и духовного развития). Необходимо отметить, что процесс образования ориентирован на «социальный заказ», то есть формирование у личности в рамках образовательной системы таких духовных качеств, идеалов и норм, которые соответствуют определенной социальной парадигме.

Как социально-культурная категория образование состоит из двух взаимосвязанных и взаимозависимых составных частей: обучения и воспитания. Эти части не просто дополняют друг друга, их разрозненное существование невозможно, и только во взаимодействии обеспечивается эффективность образования как процесса и как явления.

С философской точки зрения образование рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Согласно рассмотренным подходам к пониманию социокультурного феномена образования, его центральной сущностью можно определить единство следующих аспектов:

  • всестороннее и гармоничное развитие личности;
  • единство образовательного, воспитательного и развивающего аспекта в системе образования;
  • развитие философских основ образовательной парадигмы (то есть разработка новых идей, норм, принципов и функций системы образования).

Закономерным является то, что система образования как социокультурный феномен является весьма неоднородной. Согласно различным подходам, образовательная система может быть дифференцирована на подсистемы рядом способов. Одним из «классических» оснований для дифференциации служит критерий разграничения образования на подсистемы «по содержанию». В рамках данного подхода, одной из подсистем в системе образования является нефтегазовое образование.

Высшее нефтегазовое образование начало складываться в России в первой четверти нынешнего столетия, примерно в то же время, что и в других промышленно развитых нефтедобывающих странах мира. Это был период бурного развития нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности и связанного с этим резкого роста потребности в соответствующих специалистах.

Создание высшего нефтегазового образования и отраслевой науки в России неразрывно связано с именем академика И. М. Губкина – первого ректора Московского нефтяного института. Организуя систему высшего нефтегазового образования, И.М. Губкин пошел на активное привлечение к педагогической деятельности наиболее крупных ученых и специалистов страны, работающих по нефтяной проблематике. И.М. Губкин всячески содействовал созданию и становлению отечественных научно-педагогических школ, способствуя творческой атмосфере в этих коллективах, направляя к маститым профессорам своих молодых и талантливых учеников – выпускников горной академии. В их числе ставшие со временем сами известными профессорами М. М. Чарыгин, С. Ф. Федоров, В. А. Долицкий, И. Л. Гуревич, И. М. Муравьев, Н. И. Титков и многие другие.

Так создавалась система высшего нефтегазового образования, которая к настоящему времени включает несколько специализированных вузов: Государственную академию нефти и газа им. И.М. Губкина, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Тюменский индустриальный университет, Ухтинский государственный технический университет, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Милионщикова и Альметьевский государственный нефтяной институт, нефтегазовые факультеты в Самарском, Пермском, Томском, Ставропольском технических университетах.

Значимость нефтегазовой отрасли в образовании определяется в соответствии с содержательным компонентом данной образовательной подсистемы. В соответствии с этим, опережающая роль высшего нефтегазового образования в развитии отрасли, обеспечении научно-технического прогресса в нефтяной и газовой промышленности обеспечивается не только посредством осуществления образовательной, обучающей и развивающей функций, но и разработкой качественно-новых основ парадигмы современного нефтегазового образования.

Таким образом, в рамках развития образования современной нефтегазовой отрасли можно определить два основных направления:

1. Разработка концептуальных основ образовательной парадигмы нефтегазовой отрасли (в данное направление входит формирование принципов, идей, норм и иных социально-культурных оснований развития современной нефтегазовой подсистемы образования).

2. Подготовка инженерных и научных кадров для газовой промышленности, в которой подсистема нефтегазового образования участвует непосредственным образом. В рамках данного практико-ориентированного направления происходит формирование стратегии развития высшего нефтегазового образования, а также определение первоочередных задач в подготовке специалистов газового дела, обеспечение соответствия содержания обучения требованиям научно-технического прогресса.

В разработке концептуальных основ системы образования в целом, так и подсистемы нефтегазового образования, немаловажную роль играет государство как регулятор образовательной идеологии и стратегии развития.

Сегодня российская система образования стоит на пороге перемен. Глубокая модернизация образования затронула все его сферы, сформировала новую образовательную политику, которые многие исследователи в данной области уже назвали западной. Ядром новой системы образования стала Болонская декларация, или соглашение, к которому Россия присоединилась.

Образование как регулируемая государством деятельность оказывает влияние не только на общество в целом, но и на каждого индивида в отдельности. Поэтому образование, прежде всего, необходимо рассматривать как социально-культурное явление, представляющее собой систему обучения, воспитания и развития личности в интересах как государства и общества, так и самого человека. В соответствии с этим, функционирование подсистемы нефтегазового образования призвано не только обеспечить субъектов (или потребителей) образования необходимым объемом знаний, умений и навыков, но и сформировать соответствующее мировоззрение, способность к философскому восприятию социальной реальности и осознанию концептуальных основ образовательной парадигмы подсистемы нефтегазового образования [2].

В рамках образования как науки существует несколько подходов к развитию как образовательной системы в целом, так и её составляющих. Рассмотрим основные подходы к развитию нефтегазовой отрасли как подсистемы современного российского образования.

По мнению Л.Е. Хоруца, концепция образования в рамках подсистемы нефтегазового образования может быть определена посредством современного рационализма, являющегося одной из основных школ в рамках философии образования. Рассматривая подсистему нефтегазового образования с точки зрения современного рационализма, можно отметить, что основой концептуального развития данной подсистемы необходимо считать разум как движущий фактор. В рамках данного подхода, Л.Е. Хоруц определяет цели современной подсистемы нефтегазового образования:

1. Создать отраслевую систему непрерывного образования в нефтегазовой отрасли, соответствующую международным стандартам в этой сфере. С точки зрения современного рационализма как подхода к формированию концептуальных основ в образования, система непрерывного обучения, воспитания и развития субъектов образовательной системы является основным условиям развития нефтегазового образования в современной России.

2. Сформировать у субъектов (потребителей) подсистемы нефтегазового образования системное видение развития нефтегазовой отрасли, подготовить профессионалов нового поколения, владеющих самыми современными методами и технологиями в рамках нефтегазовой отрасли [5, с. 82-84].

Современный рационализм предполагает, что профессионалы нового поколения (к которым можно отнести как ученых-теоретиков в области развития нефтегазовой подсистемы образования, так и практико-ориентированных специалистов, занимающихся непосредственно осуществлением практической профессиональной деятельности) должны обладать рядом философско-культурных и профессиональных характеристик, обозначенных приоритетными в рамках развития философии образования. К таким характеристикам можно отнести:

  • системное мышление, позволяющее субъекту подсистемы нефтегазового образования не просто «потреблять» знания, умения и навыки, но и иметь способность критически анализировать концептуальные основы специфической философии нефтегазовой отрасли;
  • способность к самообразованию и саморазвитию (в рамках современной философии образования способность личности к самообразованию и саморазвитию признана ведущей движущей силой формирования современных основ образовательной парадигмы);
  • способность нестандартно мыслить и принимать решения (качественно-новые социокультурные основания современной образовательной парадигмы, в том числе и в подсистеме нефтегазового образования, требуют создания и внедрения многочисленных «ноу-хау», отвечающих вызову в динамичном развитии общества) [1].

3. Способствовать формированию профессионального сообщества нефтяников и газовиков, создать атмосферу свободного профессионального общения, взаимодействия и обмена мнениями между специалистами из различных научных и профессиональных организаций в рамках нефтегазовой отрасли.

Данная цель призвана осуществить выполнение коммуникативной функции в рамках философии образования нефтегазовой образовательной подсистемы.

Концепция образования нефтегазовой отрасли подразумевает постоянное динамической развитие, ориентированное по достижение комплекса положительных эффектов как в сфере социокультурных и духовно-философских основ нефтегазового образования, так и в его практико-ориентированной сфере. Однако, достижению комплекса положительных эффектов в обозначенных сферах могут препятствовать следующие факторы:

1. Деградация личности-субъекта подсистем нефтегазового образования из индивидуальности в объект «простого потребления» накопленных знаний, не подвергаемых в процессе потребления критическому анализу (такая деградация может быть связана с бюрократизацией образовательной системы, а также политическим и духовным тоталитаризмом в системе образования);

2. Подчинение индивидуальности личности аспектам «массовости» в рамках концептуальных философских основ подсистемы нефтегазового образования.

В связи с наличием данных «тормозящих» факторов в рамках развития философии образования нефтегазовой отрасли, Н.Р. Сидоров указывает, что основной образовательной задачей становится герменевтическая задача, то есть обучение пониманию, которое необходимо охарактеризовать как единственно возможный способ достижения истины в рамках формирования и развития концептуальных основ философии образования нефтегазовой отрасли [3, с. 216].

Обобщая рассмотренные аспекты развития концептуальных основ образования нефтегазовой образовательной подсистемы, можно выделить следующие задачи для личности как субъекта образования:

  • определить собственную «меру жизни», но есть ценностные ориентации, духовно-нравственные нормы и идеалы;
  • выработать личностные критерии субъекта подсистемы нефтегазового образования (к таким личностным критериям можно отнести формирование специфичного мировоззрения, а также способности к самообразованию и саморазвитию).

В заключение хотелось бы отметить, что развитие подсистемы нефтегазового образования, как и всей образовательной системы в целом, напрямую зависит от формирования эффективных концептуальных основ образования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кручинин С.В., Багрова Е.В. Требования к высшему профессиональному образованию в условиях экономических санкций Запада. В сборнике: Influence of the social processes globalization factor on the economic and legal development of states and corporations. Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the XCIII International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Economics and Management, Jurisprudence, Sociological, Political and Military sciences. London, 2015. С. 43-46.
2. Кручинин С.В., Багрова Е.В. Национальная идентичность как элемент глобальной политики России. В сборнике: CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE IN THE CONTEXT OF A MODERN OUTLOOK FORMATION Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the XCI International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Art History, History, Philosophy, Culturology, Sports and Physical culture. 2015. С. 78-81. 3. Сидоров Н.Р. Философия образования. / Н.Р. Сидоров. - Спб.: Питер, 2007. - 304 с.
4. Табачков А.С. Информационное общество в контексте истории. – Вопросы философии. - №10. - С. 61–70.
5. Хоруц Л.Е. О преподавании современной философии в техническом вузе. - Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. – ЛГПУ, 2011. – 136 с.
 



© 
С.В. Кручинин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru