viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

М.А. Горматюк,  (Аспирант, Московский педагогический государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Форма организации практической деятельности
В статье анализируются разнообразные методы организации и проведения студенческого семинара, как одной из важных составляющих личностно-ориентированного образования в контексте деятельностного подхода, способствующего в рамках осуществляемого диалога, развитию критического мышления и оптимального группового взаимодействия у студентов, как одной из задач современного образования. Автор детально остановился на структурно-функциональном, семиотическом, методе моделирования, психологическом (аналитическом) методах организации студенческого семинара, как наиболее оптимальных с точки зрения проведения семинарских занятий со студентами в высшей школе с целью углубленного изучения культуры средневекового Египта. Семинар, являясь самостоятельной, многоцелевой формой обучения, предоставляет возможность не только углубить теоретические знания основ учебного предмета, но и помочь усвоить наиболее сложные, а не в некоторых случаях спорные вопросы, которые в значительном объёме представлены в исторических науках вообще и в истории культуры средневекового Египта в частности. Семинарская система обучения способствует конкретизации ранее полученных теоретических знаний, формированию умений и навыков осуществлению плодотворной самостоятельной работы, а также выработки навыков, как непосредственных выступлений перед аудиторией, так и коллективных обсуждений научных результатов, полученных студентом в ходе исследовательской работы, с последующей оценкой их значимости. Автором статье выявлены и некоторые слабые звенья данной методики, знание которых поможет избежать ряд возможных ошибок, допускаемых при непосредственной подготовке к семинару. А также обозначены преимущества данного метода при изучении культуры средневекового Египта. Таким образом, представленная статья может иметь практическое применение при осуществлении подготовки и организации семинара, как для студентов, так и для преподавателей.

Ключевые слова: Форма организации практической деятельности, организация семинара, методы семинара, культура средневекового Египта, теоретические положения, инновационная культура, знаково-символический материал коптской культуры, саморазвитие личности, алгоритм, информационная культура, аналитическое мышление.

 

Актуальность исследования

Семинар, как одна из форм учебного процесса, предназначена для более углубленного изучения той или иной дисциплины или учебной темы в рамках изучаемой дисциплины, а также постижения методологии, применительно к особенностям изучаемой отрасли науки [2, с.203-209]. Необходимо подчеркнуть, что в связи с «технологической» реформой вузовского образования, как составляющей частью общего процесса модернизации высшей школы, на современном этапе семинар является не просто одним из видов проведения практических занятий, а, наряду с лекцией, выступает основной формой всего учебного процесса [12, с.115].

    Анализ проблемы исследования. Целью представленной теоретической работы стало рассмотрение наиболее оптимальных, из всего разнообразия, методов организации и проведения студенческого семинара, в целях формирования аналитического мышления студентов при изучении культуры средневекового Египта.

Рассмотрение семинарских занятий с точки зрения методики их организации и проведения, позволяют нам выделить комбинированную и интегративную формы учебного занятия [9, с.45; 11, с.38].

В любом случае проведение семинара по вопросам истории предоставляет возможность решить ряд основополагающих задач, а именно:

1. на уровне мини-исследования, позволяющего совершить своеобразное «погружение» в изучаемую эпоху, исследовать особенности и проблемы того времени, оценив их не только с точки зрения современности, но и с позиций того времени;
2. осуществлять как индивидуальное, так и коллективное ознакомление с историческими документами и источниками, позволяющими раскрыть ментальность изучаемой страны и эпохи;
3. сформировать умения и навыки самостоятельной работы, грамотно выстраивая все основные технологические этапы (ознакомление с темой исследования, поиск необходимой информации, выявление проблемы исследования, проведения первичного анализа, определения механизма развития темы исследования, осуществление выводов проведенного исследования);
4. умение проводить детальный анализ поставленных проблем;
5. умение коллективно проводить обсуждение темы исследования, высказывая своё мнение, конструктивно полемизировать, выявляя оптимальные решения вопросов, поставленных в исследовании;
6. формирование правильных установок на проявление творчества в процессе осуществления подготовки и реализации семинарского занятия, поиск рационального решения вопроса, поставленного во главу семинара с использованием как внутренних, так и внешних источников информации [4, с.220]. В этом случае, семинарские занятия предполагают возможность применения реферативных работ, фрагментов документальных первоисточников, как устных, так и письменных так называемых понятийных диктантов и различных тестов.

    Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующее заключение: организация и проведение семинаров как активной формы учебного процесса в высшей школе способствует формированию инновационной культуры [1, с.12].

Перед тем как приступить к разработке семинара или блока семинарских занятий, необходимо рассмотреть вопрос выбора наиболее оптимального подхода, позволяющего достичь поставленной цели разрабатываемого семинарского занятия (или блока занятий). На наш взгляд, наиболее целесообразно в этом случае использовать комплексные подходы теоретической культурологии, позволяющие наиболее тщательно и более детально исследовать темы связанные с вопросами истории, в том числе и с историей средневекового Египта. Суть этого подхода заключается в том, что разнообразные, но имеющие тесную взаимосвязь между собою способы комплексного исследования разнообразных явлений культуры в совокупности с прикладными методами изучения культуры и искусства, таким, например как метод обобщения, используемый в процессе организации знаково-символического материала коптской культуры: градостроительной, орнаментальной и каллиграфической, на основе принципов культурологического подхода, дают возможность наиболее оптимально применять систему методов при её изучение. Таким образом, комплексные подходы теоретической культурологии, выполняя интегративную функцию разнообразных систем гуманитарных знаний, предполагающие в системе культуры самореализацию ее главных принципов, способствуют достижению главной её цели, а именно саморазвития личности [5, с.269].

Следует отметить факт полной разработанности на сегодняшний день методики проведения семинарских занятий, которые предполагают проведение обсуждений, дисскусий, ориентированных на творческий подход со стороны студента, желающего приобрести более углубленные знания в какой-либо из выбранных им областей истории. Среди всего многообразия существующих на сегодняшний методик, к которым относится круглый стол, дискуссия, беседа, пресс-конференция, нам особенно хотелось бы выделить наиболее, на наш взгляд распространенные две, а именно, первую, и наиболее традиционную, при которой студенты, приходящие на семинар, заранее готовят рефераты и доклады, а преподаватель в свою очередь берет на себя задачу активизировать работу студентов на семинаре, постепенно вовлекая их в дискуссию [10, с.39-42].

Одним из главных условий при применении этой методики является непосредственное желание самого студента провести качественную подготовку к предстоящему занятию. При этом данная методика имеет и некоторые недостатки, а именно:

1. преподавателю необходимо знание о том, что именно должен подготовить студент, с какой информацией он должен ознакомиться заранее;
2. сам студент должен чётко понимать то, что те знания, которыми он должен владеть ему действительно необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности;
3. должны быть определены потребности студенческих практик;
4. недопустим отрыв самих теоретических знаний от реальности.

    Вторую методику мы можем назвать инновационной, формы её очень разнообразны, к наиболее известным мы можем отнести организационно-деятельную игру (так называемую имитационную модель), мозговую атаку, творческие работы студента и тестирование.

К слабым звеньям этой методики мы можем отнести то, что в этом случае:

1. преподаватель должен всегда быть готов к неожиданностям;
2. сам студент должен испытывать к преподавателю полное доверие.

Однако, наряду со сказанным, хочется отметить и явные положительные стороны применения данной методики – она будет особенно оптимальна и результативна при условии нестабильности в обществе и при постоянно меняющихся потребностях практик [8, с. 104-108].

В контексте нашей исследовательской работы и непосредственно темы данной статьи, которая предусматривает выработку алгоритма организации и проведения семинара по изучению культуры средневекового Египта, мы предлагаем использовать следующие методы организации студенческого семинара:

1. структурно-функциональный метод, предполагающий дробление исследуемого явления культуры на ряд составных частей с последующим выявлением количественных и качественных соотношений между ними;
2. семиотический метод, предполагающий применение семиотики как науки, изучающей знаковые и символические системы, особенно успешно применяемого при осуществлении анализа языка искусства;
3. метод моделирования, используемый с целью разработки модели конкретного типа или определенного стиля культуры, с целью выявления наиболее значимых его черт;
4. психологический метод (аналитический), дающий возможность подвергать анализу культурно-исторический контекст знаково-символической культуры, артефакты орнамента, мифологическое пространство картины мира и сознания человека, воссозданное в разнообразных литературных источниках. В контексте рассматриваемого метода используются следующие виды анализа: а) культурно-исторический; б) сравнительный; в) контент-анализ; г) структурно-функциональный; д) наблюдение; е) анкетирование; ж) психогеометрическое тестирование; з) интерпретация, моделирование и синтез результатов [7, с.78-82].

Естественно для наиболее эффективного проведения семинарских занятий, направленных на оптимальную реализацию поставленных перед участниками образовательного процесса задач и достижения основной цели всего педагогического процесса, необходима заблаговременная и тщательная подготовка, как со стороны проводящей кафедры и преподавателя, так и со стороны студента.

Если рассматривать алгоритм действий, то после установления цели, выявления задач и отбора методов проведения семинара и методических приёмов, необходимо обозначить планируемую тему семинарского занятия. Преподаватель заранее, во время чтения лекционного материала, акцентирует внимание студентов на будущем семинарском занятии, обращая их внимание на темы, по которым студенты должны изучить дополнительный материал, проведя, таким образом, предварительное мини-исследование, при этом используя новые официальные документы, статьи в периодических журналах, только что вышедшие монографии.

Со стороны преподавателя также осуществляется серьезная подготовка к предстоящему семинару, которая заключается в разработке плана и предварительным его согласованием с учебной программой курса или дисциплины, определением цели и задач семинара. Далее преподаватель должен осуществить подбор и систематизацию теоретического материала по теме разрабатываемого семинара. Необходимо остановиться на выборе вариантов проведения семинарских занятий.

В данном случае, мы остановимся на основных вариантах, а именно:

  1. схоластический, при использовании которого в процессе проведения семинара, основной акцент ставиться на чтении и комментировании исторических источников на бумажных носителях, наиболее значимых фрагментов различных исторических произведений;
  2. классический, в структуру которого входят краткие выступления со стороны участников семинара (студентов) по заранее предложенным темам;
  3. дискуссионный, проводимый в форме группового обсуждения предложенной ранее со стороны преподавателя темы;
  4. семинар-беседа, который проводится в форме коллективного обсуждения ранее поставленной и сформулированной проблемы;
  5. дебаты, при которых вся учебная группа студентов подвергается делению на две группы, перед каждой из которых выдвигается конкретная задача, которая альтернативна другой. При этом представители обеих групп должны отстаивать свою точку зрения, аргументируя свой взгляд на решение поставленной перед ними задачи;
  6. и последующее обсуждение докладов.

Следует подчеркнуть, что существуют определенные требования, предъявляемые непосредственно к студентам, которые планируют участвовать в предстоящем семинаре. К таким требованиям мы отнесли:

  1. предварительный отбор информации с использованием, как библиотечного фонда (в нашем случае, возможно использование архивных документов), так и всевозможных электронных ресурсов;
  2. тщательная и детальная обработка, полученной информации (конспектирование значимых фрагментов) с выделением необходимых с целью подготовки к планируемому семинару в соответствии с темой и задачами семинарского занятия;
  3. продумывание способа изложения своих мыслей по теме доклада (презентация, доклад выступления и т.д.).

Не менее важно преподавателю осознавать степень готовности студента к работе в режиме семинара, что учитывается им за долго до принятия решения о проведении семинарского занятия. Готовность студента к такой, достаточно сложной творческой работе, носящей исследовательский характер, определяется рядом требований, которые предъявляются к работе студента непосредственно на семинарском занятии, а именно:

  1. полное «погружение» студента в материал посредством знакомства с источниками информации;
  2. не менее глубокое погружение в ту историческую эпоху посредством обсуждения выявленных ранее частных вопросов проблемы, составляющих её суть.

При этом в первом случае главной является самостоятельная работа студента с текстом, ведя с ним внутренний диалог, во втором – публичный диалог с предполагаемые во время семинара оппонентами, что требует не только доносить мысль своего выступления до участников коллективного обсуждения исторической проблемы, но и высказывая свою личную мысль, уметь вести дискуссию по теме выступления, давать характеристику ответам оппонентов по рассматриваемому вопросу. Очевидным является то, что в первом случае, при осуществлении подбора и «проработки» информации, происходит непосредственное усвоение учебного материала, а во втором случае – его практическое применение.

Оценка работы студента во время проведения семинарского занятия происходит не по степени его готовности к обсуждаемым вопросам, а согласно уровню его активности и результативности, при этом полное отсутствие участника семинара значительно хуже, нежели его «не готовность», но присутствие, так как в процессе слушания выступлений других, такой студент может понять и усвоить учебный материал, в целом разобравшись в обсуждаемой теме семинара.

Рассмотрев, основные требования, предъявляемые к участнику семинара – студенту, необходимо остановиться и на основных функциях и полномочиях другого участника семинарского занятия – преподавателя.

Конечно, основной функцией преподавателя будет являться правильное ведение дискуссии по предлагаемой им теме. При этом преподаватель должен:

  1. выявить основные (узловые) проблемы рассматриваемой темы;
  2. определить форму проведения семинара;
  3. определить, задать и поддерживать темп семинара, оптимально расставив все точки поворотов затрагиваемых тем, временную смену, последовательность и глубину рассмотрения;
  4. разработать и провести тесты, способных оценить глубину и широту познаний студентов – участников семинарского занятия.

Преподавателю необходимо заранее рассмотреть разнообразные варианты решения основных проблем семинара; распределить основной план его проведения и донести его до сведения участников семинара, при этом смоделировав вступительную и заключительную части. На подготовительном этапе организации семинарского занятия, необходимо предварительно прокомментировать ряд, возможно наиболее важных вопросов темы семинара. Такой подход способен оказать значительную поддержку особенно студентам младших курсов при осуществлении поиска необходимой информации к каждому из вопросов семинара, упуская не нужные, с целью формирования у студентов умения и навыка выделять главные мысли, не уходя в сторону от рассматриваемых вопросов и не задерживаясь на второстепенном.

Перед проведением семинара студентам дается список литературы с рекомендациями делать записи с аннотациями в процессе ее изучения. Подобные записи выполняют первостепенное значение в процессе осуществления самостоятельной работы студентов с литературными источниками. Их ведение делает процесс чтения активным, способствует активизации моторной памяти наряду со зрительной. Таким образом, студент, который систематически осуществляет грамотную подготовку к предстоящему семинару, ведя записи, тем самым создаёт свой индивидуальный фонд вспомогательных материалов для быстрого повторения ранее прочитанного.

На начальных этапах формирования умения вести грамотную подготовку к семинарским занятиям, целесообразнее, на наш взгляд предлагать студентам выполнять реферативные работы, подготовка которых предполагает наличие меньшего опыта, однако выступает в качестве начального звена при осуществлении более значимой, объемной работы в дальнейшем. Правильная подготовка реферата свидетельствует об интеллектуальном уровне, информационной культуре, креативности студента, характеризуя его самостоятельные навыки и умения.

К заключительному этапу полученный исследовательский материал оформляется студентами в виде иллюстрированных тезисов, в презентации в Power Point. Таким образом, умение кратко, но ёмко излагать материал в тезисах, сумев вместить в них всю значимость проблемы, раскрыв алгоритм поиска решений выявленных проблем, аргументируя свою точку зрения на предмет исследования, демонстрирует наличие у студентов аналитического мышления.

Владение понятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета, поэтому одной из задач семинаров, является усвоение студентами основных понятий. В качестве контрольного среза, направленного на определения степени усвоения пройденного учебного материала, наиболее эффективно, на наш взгляд, является проведение разнообразных тестов [3, с.92-96; 13, с.273-275]. Консультации по подготовке материалу к семинару целесообразно, на наш взгляд, проводить в индивидуальной форме посредством вебинара.

 Современному состоянию исторической науки в педагогическом её преломлении наиболее соответствуют такие принципы, как объективность, историзм, системность и логическая непротиворечивость. В этой связи весь ход мыслительной деятельности, осуществляемой студентами в процессе выступлений на семинаре, хоть и управляемый с точки зрения направления рассуждений, однако должен оставаться всегда в ситуации осуществления выбора, что подталкивает студента к сознательному восприятию информации, тех или иных концепций, формируя при этом собственное представление [6, с.73]. Таким образом, семинар, при отсутствии навязанной системы аргументации или конкретных установок, способен провоцировать развитие творческого мышления студента.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдулсалимли И. М. О. Проблема обеспечения качества в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. - №1. – С. 12.
2. Акопов Г. В., Варфоломеева Т.П., Чернышова Е. Л. Социально-психологические аспекты современного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2014. - №3. – Т-3. – С. 203-209. .
3. Альтшулер О.Г., Колесников О. М., Павлова Т. Ю. Применение компьютерных экспресс-тестов на семинарских занятиях // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. - № 1-4 (61). – С. 92-96. .
4. Базалук О.А. Методика проведения лекций и семинарских занятий с учётом современных исследований в нейронауках и психологии // Future Human Image. – 2014. - № 2. – С. 220. .
5. Бартенева И. Ю., Мойсюк Т. В., Мусинова Н.Е. Межвузовский творческий семинар как форма комплексного креативного развития личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2007. - №2. – Т3. – С. 269. .
6. Васильева Е. Н. Диалог в системе современного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. - №6. – С. 73. .
7. Дроботушенко Е. В., Мясникова Г.В., Пряженникова М. В., Яремчук О. А. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении курса истории Древнего мира // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2013. - №6 (53) – С. 78-82. .
8. Злыгостева М. Н. Технологии и методы продуктивного обучения как способы развития коммуникативной компетенции // Мир русского слова. – 2014. - №2. – С. 104-108. .
9. Петьков В. А., Андрющенко С.И. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. - №1. – С.45. .
10. Пожарская К. А. Опыт применения различных форм и методов организации самостоятельной работы студентов на семинарских занятиях по истории // Известия Алтайского государственного университета. – 2011. - № 2-2. – С. 39-42. .
11. Сидоров С.В., Петрова И.В. Методические особенности семинарского занятия в контексте подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера/ - 2014. - №43. – С. 38. .
12. Силаев И. В., Туккаева З. Е., Радченко Т. И. Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективной работы педагога в условиях инновационных процессов сферы образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. - № 12-1. – С.115.
13. Шильцова Т.А., Лебедева И.С. Методика проведения «Круглого стола» как инновационная форма взаимодействия педагога и студентов // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. - №4. - С. 273-275
 



© 
М.А. Горматюк, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru