viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

З.Л. Венкова,  (Аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Семейное воспитание
Данная статья посвящена смысловому обзору конструктов семейной педагогики и их гендерной конкретизации. На основе рассмотренных структурных компонентов сконструирована и содержательно описана модель «гендерной стратегии родителей в воспитании детей дошкольного возраста». Содержание статьи актуализировано проблемным полем, связанным с необходимостью поиска социокультурного контекста и психолого-педагогических методов совершенствования гендерного воспитания в целом, и гендерных стратегий воспитания современной российской семьи в частности.

Ключевые слова: Семейное воспитание, родительство, стили семейного воспитания, родительские гендерные позиции, воспитательные стратегии, гендерная стратегия родителей.

 

Cущностной категорией для понимания процесса развития ребенка служит понятие социальной ситуации развития, как совокупности и баланса социальных условий окружающей среды и внутренних условий формирования личности [6, 15]. В контексте современного дошкольного образования данная концепция становится наиболее актуальной и основополагающей. По мнению таких ведущих ученых как Н.Е. Веракса Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцева, и др. именно социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности и ее развития, которое осуществляется в процессе реального взаимодействия с окружающим миром и оказывает существенное влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений [5 с. 32, 13 с. 12-15, 14 с. 9]. Необходимо помнить, что первичным и наиболее значимым компонентом социальной среды в период дошкольного детства является семья. Семья рассматривается как «стержневая социальная ситуация», которая связывает семейное воспитание с социокультурными схемами общества [10 с. 16- 48].

В рамках диссертационного исследования «Совершенствование гендерных стратегий родителей в воспитании детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи» мы актуализируем вопрос о способности семьи в условиях глобальных общественных изменений и трансформаций осуществлять полноценную социо-воспитательную функцию, конкретизированную через призму гендерного подхода.

Привлечение идей гендерного подхода в качестве концептуальной доминанты при проведении психолого-педагогических исследований детско-родительских отношений будет способствовать более глубокому осмыслению и наполнению возможных направлений и содержаний педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах сопровождения и поддержки семьи, воспитывающей дошкольника. Так как именно гендерная составляющая во многих социологических и психолого-педагогических исследованиях семьи является приоритетной [8,12,16,19].

Для того чтобы определить сущностные характеристики гендерных стратегий родителей в воспитании детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть по отдельности все конструкты и параметральные характеристики, которые заложены в семантическом поле семейной педагогики, такие как: семейное воспитание, родительство, стили семейного воспитания, родительская позиция, стратегии воспитания.

Наиболее изученной в семейной педагогике на сегодняшний день является феноменология семейного воспитания. Семейное воспитание – обобщенное название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

В отечественной теории семейной педагогики семейное воспитание рассматривается как целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого–педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества [7,9]. Семейное воспитание рассматривается как феномен, так как это явление не отражает объективной, четко-фиксированной и устойчивой реальности, а является субъективным содержанием нашего сознания [18, 21].

Рассматривая интегративные аспекты семейной педагогики необходимо акцентировать внимание на таком важном ее конструкте как «родительство». Родительство достаточно сложный и многоспектральный феномен, в современных науках его рассматривают с разных позиций: медицинской, социальной, психолого-педагогической. С одной стороны, это определенный этап в жизни каждого человека, который начинается с момента принятия решения о рождении ребенка. С другой стороны, родительство – это определенная социальная роль, включающая в себя семейные нормы и правила поведения, ориентированные на осуществление процесса воспитания подрастающего поколения.

 Анализ источников психолого-педагогических исследований демонстрирует достаточно широкий разброс подходов к пониманию рассматриваемого данного понятия. Так, в работе Ф М. Мид родительство представлено как исторически обусловленный социокультурный феномен [17 с.49-60]. В исследованиях психологической направленности И.С. Кона родительство рассматривается в качестве социального института, который терминологически следует характеризовать в одной парадигме с понятием детство. Им родительство определяется как система взаимосвязанных и взаимообуславливающих явлений, состоящая из: родительских чувств; конкретизированных социальных ролей, предопределенных нормативными предписаниями культуры; реальных поведенческих действий и стилей воспитания [11 с. 79 - 112].

В работах Р.В. Овчаровой родительство исследовано более комплексно и полно с позиций системно-структурного подхода. Она определяет родительство как сложную динамическую структуру, развитой форме которого присущи в единстве: родительские ценности, установки и ожидания, стиль семейного воспитания, родительские отношения, чувства и позиции, родительская ответственность. По ее мнению, родительство является источником педагогических целей и одновременно средством их достижения. Анализируя структуру родительства, Р.В. Овчарова отмечает, что все компоненты имеют три составляющие (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), которые являются критериями реализации родительства [20].

Обобщая перечисленные компоненты родительства, отметим, что его основу (с учетом гендерных установок материнства и отцовства) составляют мотивы, ценности и отношения, которые реализуются в реальном поведении родителей; при этом современные психолого-педагогические исследования подчеркивают специфичность содержательного наполнения этих компонентов в родительской сфере мужчин и женщин.

Учитывая тематику диссертационного исследования, необходимо акцентировать внимание, что родительство может изучаться как с точки зрения семейной педагогики, так и с точки зрения гендерной педагогики. Так, в исследованиях К. Н. Белогай родительство конкретизируется с двух гендерных позиций – материнства и отцовства. В своей работе она рассматривает вопросы гендерных различий в структурных компонентах родительства: родительских установках, отношениях и поведенческих стереотипах. Ей выявлены различия в мотивационно–потребностной, поведенческой и функциональных сферах материнства и отцовства [3]. Гендерный подход в семейной педагогике подчеркивает не только различия в материнском и отцовском отношении к ребенку, но и показывает пути грамотного взаимодействия и взаимодополнения в выполнении родительских функций.

В продолжение изучения тематики семейной педагогики остановимся на  таком важном параметре в родительских отношениях, как родительская позиция. Понятие “родительская позиция” представляет собой интегративный компонент семейного воспитания, определяющий характер эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления о себе как родителе, модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством.

Одна из первых в семейной педагогике стала использовать данный термин А.С. Спиваковская. Введенное ей понятие «родительская позиция» связанно с системой сознательно принятых, в практике выработанных взглядов и намерений, которые в свою очередь при проявлении определенных усилий со стороны родителя становятся «родительской установкой». По определению А.С. Спиваковской, родительская позиция, - это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. [25 с. 116].

В продолжение гендерной тематики семейного воспитания следует выделить работы ряда современных российских исследователей-социологов, изучающих и сопоставляющих мнения мужчин и женщин об их роли в семье и общественной жизни: М.Ю. Арутюнян, Е.М. Марич, В.С. Собкина [2,16,24]. При выявлении приоритетов или паритетов (материнства и отцовства) в семейном воспитании социологи рекомендуют учитывать «профили гендерного влияния» - социо-культурные ориентации, ценности, установки, идеалы и стереотипы, существующие в структуре массового общественного сознания, влияющие на внутрисемейные отношения. В классической социологии выделяют три профиля: традиционный гендерно-согласованный, эгалитарный гендерно-согласованный, гендерно-рассогласованный.

Следующим, на наш взгляд, существенным конструктом семейной педагогики являются стили воспитания в семье. Под стилем воспитания в педагогической теории понимается определенная или неопределенная «стратегия воспитания» как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуационных аспектах и в разных временных периодах будут проявляться в меньшей или большей степени.

А.Л. Венгер дает более точное определение понятия «стиль семейного воспитания» - это индивидуализированный стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый: степенью контроля, заботы и опеки; теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком; характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых; количеством запретов и т. п. [4].

Классификацию стилей – тактик семейного воспитания предлагает А.В. Петровский [21]. Свои тактики он соотносит с типами семейных отношений, которые характеризуют сложившуюся общую психологическую атмосферу в семье по критерию распределения ролей власти-подчинения и уровня конфронтации во взаимодействии родителей и детей: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование и сотрудничество.

Вышеописанные стили семейного воспитания формируются и реализуются под воздействием как объективных (ценности и приоритеты общества, место жительства, социально-экономические жизненные условия и т.д.) так и субъективных (наследственность, традиции семейных отношений, уровень образованности и др.) факторов. В своей родительской практике взрослые используют большой арсенал стилей семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, однако стоит отметить, что одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. Именно по этим доминантам и можно судить о преобладающем стиле воспитания.

Совокупность возможностей, потребностей и действий родителей в современной образовательной практике получила название «воспитательные стратегии родителей» [23]. Именно от адекватных и осознанных воспитательных стратегий родителей зависит успешность присвоения растущей личностью социально значимых ценностей и установок, развитие ее эмоциональной сферы, осознания сущности семейных и более широких социальных ролей.

Следует отметить, что вопрос о «воспитательной стратегии» теоретически весьма слабо проработан в педагогической науке и, как правило, сводится к синонимичному рассмотрению либо стилей взаимодействия взрослого с ребенком, либо тактик родительского поведения при воспитании ребенка в семье.

Исходным понятием для концептуализации конструкта «гендерные стратегии воспитания», является понятие стратегии. Термин “стратегия” происходит от греческого stratēgia: stratos – войско + agō – веду. Из лексического определения следует, что изначально этот термин был связан только с военной областью. В дальнейшем же трактовка этого понятия значительно расширилась, и он стал употребляться и в других областях человеческого знания (экономике, социологии, фамилистике и др.)  как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах».

Жизненная стратегия социальна по своей природе и формируется лишь на уровне социальной общности (в нашем исследовании — семьи, как отдельного социального слоя). Сформированные в процессе деятельности жизненные стратегии - явления общественные, коллективные. Стратегия формируется только в процессе деятельности и реализуется только через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, руководствуясь общественной системой ценностей, отраженной в индивидуальном сознании.

Обобщающим для всех контекстов (социологического, психологического, педагогического) изучения данного термина является то, что стратегия – это способ действия субъекта по достижению главной цели воспитательного воздействия на объект. Стратегия воспитательного воздействия и взаимодействия выбирается в зависимости от его целей, задач, объектов и имеющихся каналов распространения информации.

Говоря о «стратегии семейного воспитания», можно определить данный термин как план педагогических действий родителей, направленных на достижение целей семейного воспитания.

В диссертационной работе О.А. Котова определяет типологию семейных стратегий воспитания в зависимости от структурированной системы ценностных приоритетов членов семьи. У одного типа преобладает представление о себе как о субъекте, а у другого - как об объекте. В соответствии с этим показателем она выделяет четыре типа воспитательных стратегий: активно-позитивная, пассивно-патерналистская, пассивно-отчужденная, социо-карьерная [12].

Существенным комментарием является то, что что воспитательные стратегии семьи определяются как ее внутренним ценностным потенциалом, так и социокультурным пространством, в котором она существует. Системообразующим подходом при разработке выше обозначенных типологий современных стратегий семьи в сфере воспитания декларируется ориентация индивида-родителя на традиционную или современную ценностно-нормативную систему и его отношение к проводимым социальным преобразованиям.

Необходимость изучения родительских стратегий воспитания в логике деятельностной парадигмы В.С. Собкин связывает с актуализацией идей деятельностного подхода в дошкольном образовании. Основополагающим при изучении данного конструкта семейной педагогики является представление воспитания в трех фазах деятельности: ориентировочно-целевая, исполнение, контроль.

В рамках исследования были выявлены и обобщены ключевые (базовые) составляющие родительской стратегии:

  • целевые установки, ориентирующие и направляющие воспитательный процесс в семье;
  • стиль взаимодействия: определенное сочетание вариантов поведения родителя с ребенком, проявляющееся в специфичности социально-ролевой позиции родителя, которую он реализует в процессе взаимодействия с ребенком.

 

Два вышеописанных компонента, по сути, характеризуют ориентировочно-целевую и исполнительскую фазы реализации деятельности по воспитанию ребенка. Следующие два преимущественно связаны с фазой контроля.

  • поощрения и наказания ребенка, используемые родителем при осуществлении функции контроля за результатами воспитания;
  • эмоциональное состояние родителя, возникающее как ответная чувственная реакция при взаимодействии с собственным ребенком. Вариативные эмоциональные характеристики выступают в качестве своеобразных показателей самооценки взрослым собственной «успешности/неуспешности» при выполнении родительских функций воспитания.

Рассмотрев вышеобозначенный подход к изучению родительских стратегий воспитания можно сделать вывод, что данный параметр семейного воспитания имеет сложный, комплексный характер и позволяет сопоставить особенности родительского целеполагания со способами взаимодействия и нормами контроля поведения при воспитании ребенка в семье.

Рассматривая разные научные подходы и концептуальные аспекты стратегий воспитания, мы делаем вывод, что данный конструкт семейной педагогики представляет собой типическую (для данной группы людей - родителей) конструкцию семейной жизнедеятельности и поведения. И с точки зрения сферы распространения и применения, можно выделить как универсальные модели, являющиеся общими для всех способов жизнедеятельности и соответствующих им типов воспитательных стратегий, так и дифференциальные модели, характерные для конкретных направлений и контекстов жизнедеятельности. В нашем диссертационном исследовании мы конкретизируем смысловое поле и определяем типологическую специфичность термина «гендерная стратегия родителей в воспитании детей».

На основе выделенных конструктов и параметральных характеристик семейных стратегий воспитания выйдем на авторское определение «гендерная стратегия родителей в воспитании детей дошкольного возраста».

Понятие «гендерная стратегия воспитания» представляет собой интегративную характеристику определяющую характер взаимодействия социально-ролевой, личностной и воспитательной позиций отца и матери, а также систему отношений родителей, которая обусловливает родительское поведение и гендерный характер семейного воспитания. Гендерная стратегия родителей в воспитании детей дошкольного возраста определяется ведущими, приоритетно значимыми для родителя, способами передачи и формирования гендерной культуры ребенка, основанными на системе ценностных установок, норм, правил, отношений для выполняемых в ней социальных ролей. Иными словами, в гендерной стратегии суммируется достаточно большое количество компонентов, которые в комплексе демонстрируют: систему родительских мотивов и ценностей, определенные стили общения с ребенком, степень поведенческой устойчивости или противоречивости и эмоциональное состояние родителя.

Обобщая все вышесказанное определяем, что: «гендерная стратегия родителей» - это составная часть общей воспитательной стратегии родителей, обеспечивающая социальную ситуацию развития ребенка-дошкольника, направленная на гармонизацию гендерного развития на основе учета его социокультурных и личностных особенностей, интересов и ценностных ориентаций.

Содержание и специфичность гендерной стратегии родителей в воспитании детей дошкольного возраста можно зафиксировать в виде графической модели, представляющей совокупность взаимосвязанных структур - параметральных характеристик: фазы реализации (ориентировочно-целевая, исполнительская и контролирующая фазы), структурные компоненты (целевые установки, стиль взаимодействия, поощрения и наказания, эмоциональное состояние родителя), типы гендерных стратегий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2001. – 288 с.
2. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай - 96". М., 1997. – С. 11 - 17
3. Белогай К. Н. Некоторые аспекты изучения гендерных различий в структуре родительского отношения// Перинатальная психология и психология родительства. 2004. № 2. С. 31–49.
4. Венгер Л.А. Мухина B.C. Психология. М., 1988. - 386 с.
5. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. 240 с.
6. Выготский Л.С., Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224 с.
7. Евдокимова, Е.С. Кудрявцева, Е.А., Павловская, Ю.Б., Тюрикова, А.Н. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С.Евдокимова, Е.А.Кудрявцева, Ю.Б.Павловская, А.Н.Тюрикова. Волгоград: «Центр Оперативной Полиграфии», 2003.- 143 с.
8. Ерофеева Н.Ю., Основы гендерной педагогики: учебное пособие. Ижевск 2012. 694 с.
9. Зверева, О.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание: учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. - 2-е изд., - М.: Академия, 2000. 160 с.
10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учебное пособие. Самара, изд. СИОКПП 2001. 122 с.
11. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. 334 с.
12. Котова О.А., 2 Воспитательные стратегии российской семьи в современных условиях: Автореф. дис. канд. соц. наук 22.00.01. – Курск, 2004. 43 с.
13. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999.
14. Коломийченко Л.В., Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. Пермь: Пресс-Тайм, 2006. 111 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. 304 с.
16. Марич С.М., 2 Воспитательные стратегии родителей как детерминанта эмоционального самочувствия дошкольников в семье Автореф. канд. псих. наук 19.00.07. Москва, 2003. 23 с.
17. Мид Ф М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Пер. с англ. и комен. Ю.А. Ассеева. Сост. и послесловие И.С. Кон. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1988. - 429 с.
18. Мудрик А. В., Основы социальной педагогики : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.В.Мудрик. М.: Академия, 2014. - 245 с.
19. Неудачина И.Г. Современная российская молодая семья: гендерный анализ автореферата канд. соц. наук 22.00.06,. Екатеринбург, 2003
20. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд–во Института психотерапии. 2009. – 319 с.
21. Петровский А.В. 2 Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. – 46 с.
22. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сб.науч.-метод.материалов /Мин-во образован, и науки РФ, Федер. ин-т развития образования и др.; Под ред. Т.Ф.Акчурина. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 255 с.
23. Собкин В.С. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск XI. М.:Центр социологии образования РАО, 2002. -247 с.
24. Собкин В.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т.XVII. М.: Институт социологии образования РАО, 2013. 166 с.
25. Спиваковская А.С. Как быть родителям. М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
 



© 
З.Л. Венкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru