viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

З.Л. Венкова,  (Аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Семейное воспитание
Данная статья посвящена смысловому обзору конструктов семейной педагогики и их гендерной конкретизации. На основе рассмотренных структурных компонентов сконструирована и содержательно описана модель «гендерной стратегии родителей в воспитании детей дошкольного возраста». Содержание статьи актуализировано проблемным полем, связанным с необходимостью поиска социокультурного контекста и психолого-педагогических методов совершенствования гендерного воспитания в целом, и гендерных стратегий воспитания современной российской семьи в частности.

Ключевые слова: Семейное воспитание, родительство, стили семейного воспитания, родительские гендерные позиции, воспитательные стратегии, гендерная стратегия родителей.

 

Cущностной категорией для понимания процесса развития ребенка служит понятие социальной ситуации развития, как совокупности и баланса социальных условий окружающей среды и внутренних условий формирования личности [6, 15]. В контексте современного дошкольного образования данная концепция становится наиболее актуальной и основополагающей. По мнению таких ведущих ученых как Н.Е. Веракса Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцева, и др. именно социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности и ее развития, которое осуществляется в процессе реального взаимодействия с окружающим миром и оказывает существенное влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений [5 с. 32, 13 с. 12-15, 14 с. 9]. Необходимо помнить, что первичным и наиболее значимым компонентом социальной среды в период дошкольного детства является семья. Семья рассматривается как «стержневая социальная ситуация», которая связывает семейное воспитание с социокультурными схемами общества [10 с. 16- 48].

В рамках диссертационного исследования «Совершенствование гендерных стратегий родителей в воспитании детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи» мы актуализируем вопрос о способности семьи в условиях глобальных общественных изменений и трансформаций осуществлять полноценную социо-воспитательную функцию, конкретизированную через призму гендерного подхода.

Привлечение идей гендерного подхода в качестве концептуальной доминанты при проведении психолого-педагогических исследований детско-родительских отношений будет способствовать более глубокому осмыслению и наполнению возможных направлений и содержаний педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах сопровождения и поддержки семьи, воспитывающей дошкольника. Так как именно гендерная составляющая во многих социологических и психолого-педагогических исследованиях семьи является приоритетной [8,12,16,19].

Для того чтобы определить сущностные характеристики гендерных стратегий родителей в воспитании детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть по отдельности все конструкты и параметральные характеристики, которые заложены в семантическом поле семейной педагогики, такие как: семейное воспитание, родительство, стили семейного воспитания, родительская позиция, стратегии воспитания.

Наиболее изученной в семейной педагогике на сегодняшний день является феноменология семейного воспитания. Семейное воспитание – обобщенное название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

В отечественной теории семейной педагогики семейное воспитание рассматривается как целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого–педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества [7,9]. Семейное воспитание рассматривается как феномен, так как это явление не отражает объективной, четко-фиксированной и устойчивой реальности, а является субъективным содержанием нашего сознания [18, 21].

Рассматривая интегративные аспекты семейной педагогики необходимо акцентировать внимание на таком важном ее конструкте как «родительство». Родительство достаточно сложный и многоспектральный феномен, в современных науках его рассматривают с разных позиций: медицинской, социальной, психолого-педагогической. С одной стороны, это определенный этап в жизни каждого человека, который начинается с момента принятия решения о рождении ребенка. С другой стороны, родительство – это определенная социальная роль, включающая в себя семейные нормы и правила поведения, ориентированные на осуществление процесса воспитания подрастающего поколения.

 Анализ источников психолого-педагогических исследований демонстрирует достаточно широкий разброс подходов к пониманию рассматриваемого данного понятия. Так, в работе Ф М. Мид родительство представлено как исторически обусловленный социокультурный феномен [17 с.49-60]. В исследованиях психологической направленности И.С. Кона родительство рассматривается в качестве социального института, который терминологически следует характеризовать в одной парадигме с понятием детство. Им родительство определяется как система взаимосвязанных и взаимообуславливающих явлений, состоящая из: родительских чувств; конкретизированных социальных ролей, предопределенных нормативными предписаниями культуры; реальных поведенческих действий и стилей воспитания [11 с. 79 - 112].

В работах Р.В. Овчаровой родительство исследовано более комплексно и полно с позиций системно-структурного подхода. Она определяет родительство как сложную динамическую структуру, развитой форме которого присущи в единстве: родительские ценности, установки и ожидания, стиль семейного воспитания, родительские отношения, чувства и позиции, родительская ответственность. По ее мнению, родительство является источником педагогических целей и одновременно средством их достижения. Анализируя структуру родительства, Р.В. Овчарова отмечает, что все компоненты имеют три составляющие (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), которые являются критериями реализации родительства [20].

Обобщая перечисленные компоненты родительства, отметим, что его основу (с учетом гендерных установок материнства и отцовства) составляют мотивы, ценности и отношения, которые реализуются в реальном поведении родителей; при этом современные психолого-педагогические исследования подчеркивают специфичность содержательного наполнения этих компонентов в родительской сфере мужчин и женщин.

Учитывая тематику диссертационного исследования, необходимо акцентировать внимание, что родительство может изучаться как с точки зрения семейной педагогики, так и с точки зрения гендерной педагогики. Так, в исследованиях К. Н. Белогай родительство конкретизируется с двух гендерных позиций – материнства и отцовства. В своей работе она рассматривает вопросы гендерных различий в структурных компонентах родительства: родительских установках, отношениях и поведенческих стереотипах. Ей выявлены различия в мотивационно–потребностной, поведенческой и функциональных сферах материнства и отцовства [3]. Гендерный подход в семейной педагогике подчеркивает не только различия в материнском и отцовском отношении к ребенку, но и показывает пути грамотного взаимодействия и взаимодополнения в выполнении родительских функций.

В продолжение изучения тематики семейной педагогики остановимся на  таком важном параметре в родительских отношениях, как родительская позиция. Понятие “родительская позиция” представляет собой интегративный компонент семейного воспитания, определяющий характер эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления о себе как родителе, модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством.

Одна из первых в семейной педагогике стала использовать данный термин А.С. Спиваковская. Введенное ей понятие «родительская позиция» связанно с системой сознательно принятых, в практике выработанных взглядов и намерений, которые в свою очередь при проявлении определенных усилий со стороны родителя становятся «родительской установкой». По определению А.С. Спиваковской, родительская позиция, - это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. [25 с. 116].

В продолжение гендерной тематики семейного воспитания следует выделить работы ряда современных российских исследователей-социологов, изучающих и сопоставляющих мнения мужчин и женщин об их роли в семье и общественной жизни: М.Ю. Арутюнян, Е.М. Марич, В.С. Собкина [2,16,24]. При выявлении приоритетов или паритетов (материнства и отцовства) в семейном воспитании социологи рекомендуют учитывать «профили гендерного влияния» - социо-культурные ориентации, ценности, установки, идеалы и стереотипы, существующие в структуре массового общественного сознания, влияющие на внутрисемейные отношения. В классической социологии выделяют три профиля: традиционный гендерно-согласованный, эгалитарный гендерно-согласованный, гендерно-рассогласованный.

Следующим, на наш взгляд, существенным конструктом семейной педагогики являются стили воспитания в семье. Под стилем воспитания в педагогической теории понимается определенная или неопределенная «стратегия воспитания» как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуационных аспектах и в разных временных периодах будут проявляться в меньшей или большей степени.

А.Л. Венгер дает более точное определение понятия «стиль семейного воспитания» - это индивидуализированный стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый: степенью контроля, заботы и опеки; теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком; характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых; количеством запретов и т. п. [4].

Классификацию стилей – тактик семейного воспитания предлагает А.В. Петровский [21]. Свои тактики он соотносит с типами семейных отношений, которые характеризуют сложившуюся общую психологическую атмосферу в семье по критерию распределения ролей власти-подчинения и уровня конфронтации во взаимодействии родителей и детей: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование и сотрудничество.

Вышеописанные стили семейного воспитания формируются и реализуются под воздействием как объективных (ценности и приоритеты общества, место жительства, социально-экономические жизненные условия и т.д.) так и субъективных (наследственность, традиции семейных отношений, уровень образованности и др.) факторов. В своей родительской практике взрослые используют большой арсенал стилей семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, однако стоит отметить, что одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. Именно по этим доминантам и можно судить о преобладающем стиле воспитания.

Совокупность возможностей, потребностей и действий родителей в современной образовательной практике получила название «воспитательные стратегии родителей» [23]. Именно от адекватных и осознанных воспитательных стратегий родителей зависит успешность присвоения растущей личностью социально значимых ценностей и установок, развитие ее эмоциональной сферы, осознания сущности семейных и более широких социальных ролей.

Следует отметить, что вопрос о «воспитательной стратегии» теоретически весьма слабо проработан в педагогической науке и, как правило, сводится к синонимичному рассмотрению либо стилей взаимодействия взрослого с ребенком, либо тактик родительского поведения при воспитании ребенка в семье.

Исходным понятием для концептуализации конструкта «гендерные стратегии воспитания», является понятие стратегии. Термин “стратегия” происходит от греческого stratēgia: stratos – войско + agō – веду. Из лексического определения следует, что изначально этот термин был связан только с военной областью. В дальнейшем же трактовка этого понятия значительно расширилась, и он стал употребляться и в других областях человеческого знания (экономике, социологии, фамилистике и др.)  как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах».

Жизненная стратегия социальна по своей природе и формируется лишь на уровне социальной общности (в нашем исследовании — семьи, как отдельного социального слоя). Сформированные в процессе деятельности жизненные стратегии - явления общественные, коллективные. Стратегия формируется только в процессе деятельности и реализуется только через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, руководствуясь общественной системой ценностей, отраженной в индивидуальном сознании.

Обобщающим для всех контекстов (социологического, психологического, педагогического) изучения данного термина является то, что стратегия – это способ действия субъекта по достижению главной цели воспитательного воздействия на объект. Стратегия воспитательного воздействия и взаимодействия выбирается в зависимости от его целей, задач, объектов и имеющихся каналов распространения информации.

Говоря о «стратегии семейного воспитания», можно определить данный термин как план педагогических действий родителей, направленных на достижение целей семейного воспитания.

В диссертационной работе О.А. Котова определяет типологию семейных стратегий воспитания в зависимости от структурированной системы ценностных приоритетов членов семьи. У одного типа преобладает представление о себе как о субъекте, а у другого - как об объекте. В соответствии с этим показателем она выделяет четыре типа воспитательных стратегий: активно-позитивная, пассивно-патерналистская, пассивно-отчужденная, социо-карьерная [12].

Существенным комментарием является то, что что воспитательные стратегии семьи определяются как ее внутренним ценностным потенциалом, так и социокультурным пространством, в котором она существует. Системообразующим подходом при разработке выше обозначенных типологий современных стратегий семьи в сфере воспитания декларируется ориентация индивида-родителя на традиционную или современную ценностно-нормативную систему и его отношение к проводимым социальным преобразованиям.

Необходимость изучения родительских стратегий воспитания в логике деятельностной парадигмы В.С. Собкин связывает с актуализацией идей деятельностного подхода в дошкольном образовании. Основополагающим при изучении данного конструкта семейной педагогики является представление воспитания в трех фазах деятельности: ориентировочно-целевая, исполнение, контроль.

В рамках исследования были выявлены и обобщены ключевые (базовые) составляющие родительской стратегии:

  • целевые установки, ориентирующие и направляющие воспитательный процесс в семье;
  • стиль взаимодействия: определенное сочетание вариантов поведения родителя с ребенком, проявляющееся в специфичности социально-ролевой позиции родителя, которую он реализует в процессе взаимодействия с ребенком.

 

Два вышеописанных компонента, по сути, характеризуют ориентировочно-целевую и исполнительскую фазы реализации деятельности по воспитанию ребенка. Следующие два преимущественно связаны с фазой контроля.

  • поощрения и наказания ребенка, используемые родителем при осуществлении функции контроля за результатами воспитания;
  • эмоциональное состояние родителя, возникающее как ответная чувственная реакция при взаимодействии с собственным ребенком. Вариативные эмоциональные характеристики выступают в качестве своеобразных показателей самооценки взрослым собственной «успешности/неуспешности» при выполнении родительских функций воспитания.

Рассмотрев вышеобозначенный подход к изучению родительских стратегий воспитания можно сделать вывод, что данный параметр семейного воспитания имеет сложный, комплексный характер и позволяет сопоставить особенности родительского целеполагания со способами взаимодействия и нормами контроля поведения при воспитании ребенка в семье.

Рассматривая разные научные подходы и концептуальные аспекты стратегий воспитания, мы делаем вывод, что данный конструкт семейной педагогики представляет собой типическую (для данной группы людей - родителей) конструкцию семейной жизнедеятельности и поведения. И с точки зрения сферы распространения и применения, можно выделить как универсальные модели, являющиеся общими для всех способов жизнедеятельности и соответствующих им типов воспитательных стратегий, так и дифференциальные модели, характерные для конкретных направлений и контекстов жизнедеятельности. В нашем диссертационном исследовании мы конкретизируем смысловое поле и определяем типологическую специфичность термина «гендерная стратегия родителей в воспитании детей».

На основе выделенных конструктов и параметральных характеристик семейных стратегий воспитания выйдем на авторское определение «гендерная стратегия родителей в воспитании детей дошкольного возраста».

Понятие «гендерная стратегия воспитания» представляет собой интегративную характеристику определяющую характер взаимодействия социально-ролевой, личностной и воспитательной позиций отца и матери, а также систему отношений родителей, которая обусловливает родительское поведение и гендерный характер семейного воспитания. Гендерная стратегия родителей в воспитании детей дошкольного возраста определяется ведущими, приоритетно значимыми для родителя, способами передачи и формирования гендерной культуры ребенка, основанными на системе ценностных установок, норм, правил, отношений для выполняемых в ней социальных ролей. Иными словами, в гендерной стратегии суммируется достаточно большое количество компонентов, которые в комплексе демонстрируют: систему родительских мотивов и ценностей, определенные стили общения с ребенком, степень поведенческой устойчивости или противоречивости и эмоциональное состояние родителя.

Обобщая все вышесказанное определяем, что: «гендерная стратегия родителей» - это составная часть общей воспитательной стратегии родителей, обеспечивающая социальную ситуацию развития ребенка-дошкольника, направленная на гармонизацию гендерного развития на основе учета его социокультурных и личностных особенностей, интересов и ценностных ориентаций.

Содержание и специфичность гендерной стратегии родителей в воспитании детей дошкольного возраста можно зафиксировать в виде графической модели, представляющей совокупность взаимосвязанных структур - параметральных характеристик: фазы реализации (ориентировочно-целевая, исполнительская и контролирующая фазы), структурные компоненты (целевые установки, стиль взаимодействия, поощрения и наказания, эмоциональное состояние родителя), типы гендерных стратегий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2001. – 288 с.
2. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай - 96". М., 1997. – С. 11 - 17
3. Белогай К. Н. Некоторые аспекты изучения гендерных различий в структуре родительского отношения// Перинатальная психология и психология родительства. 2004. № 2. С. 31–49.
4. Венгер Л.А. Мухина B.C. Психология. М., 1988. - 386 с.
5. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. 240 с.
6. Выготский Л.С., Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224 с.
7. Евдокимова, Е.С. Кудрявцева, Е.А., Павловская, Ю.Б., Тюрикова, А.Н. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С.Евдокимова, Е.А.Кудрявцева, Ю.Б.Павловская, А.Н.Тюрикова. Волгоград: «Центр Оперативной Полиграфии», 2003.- 143 с.
8. Ерофеева Н.Ю., Основы гендерной педагогики: учебное пособие. Ижевск 2012. 694 с.
9. Зверева, О.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание: учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. - 2-е изд., - М.: Академия, 2000. 160 с.
10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учебное пособие. Самара, изд. СИОКПП 2001. 122 с.
11. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. 334 с.
12. Котова О.А., 2 Воспитательные стратегии российской семьи в современных условиях: Автореф. дис. канд. соц. наук 22.00.01. – Курск, 2004. 43 с.
13. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999.
14. Коломийченко Л.В., Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. Пермь: Пресс-Тайм, 2006. 111 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. 304 с.
16. Марич С.М., 2 Воспитательные стратегии родителей как детерминанта эмоционального самочувствия дошкольников в семье Автореф. канд. псих. наук 19.00.07. Москва, 2003. 23 с.
17. Мид Ф М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Пер. с англ. и комен. Ю.А. Ассеева. Сост. и послесловие И.С. Кон. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1988. - 429 с.
18. Мудрик А. В., Основы социальной педагогики : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.В.Мудрик. М.: Академия, 2014. - 245 с.
19. Неудачина И.Г. Современная российская молодая семья: гендерный анализ автореферата канд. соц. наук 22.00.06,. Екатеринбург, 2003
20. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд–во Института психотерапии. 2009. – 319 с.
21. Петровский А.В. 2 Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. – 46 с.
22. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сб.науч.-метод.материалов /Мин-во образован, и науки РФ, Федер. ин-т развития образования и др.; Под ред. Т.Ф.Акчурина. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 255 с.
23. Собкин В.С. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск XI. М.:Центр социологии образования РАО, 2002. -247 с.
24. Собкин В.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т.XVII. М.: Институт социологии образования РАО, 2013. 166 с.
25. Спиваковская А.С. Как быть родителям. М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
 



© 
З.Л. Венкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru