viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Л.В. Алексеева,  (Д.ист.н., профессор, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»)

И.В. Святченко,  (Аспирант, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Региональная и локальная история
В статье рассматриваются актуальные проблемы изучения региональной истории и представлены современные методические подходы к организации изучения школьниками региональной истории в контексте ФГОС. Автором сформулированы методологически значимые задачи по организации изучения региональной истории. Наряду с этим, автор затрагивает проблемы, которые существуют в организации изучения школьниками региональной истории в Ханты-Мансийском автономном округе. Автор приходит к выводу, что сложившаяся ситуация с преподаванием региональной и локальной истории в округе не может быть охарактеризована положительно. Рассматривая подходы к организации регионального исторического образования, предложенных Е.Е. Вяземским, автор разделяет их и считает возможными для применения в построении региональной модели исторического образования.

Ключевые слова: Региональная и локальная история, концепция, стандарт, преподавание, университет, теоретико-методические подходы.

 

Внедрение ФГОС [11] и Концепции  нового УМК по отечественной истории [8]  поставили перед учителями истории общеобразовательной школы новые задачи, в том числе и по определению места и роли региональной истории в учебном процессе.  Дискуссии на этот счет не прекращаются. Так, К.И. Зубков (Екатеринбург) еще более 10 лет назад заметил, что  «обсуждение значения регионального компонента в современном историческом образовании неразрывно связано со статусом региональной истории в той системе исследовательских приоритетов, которая определилась к рубежу XX и XXI веков. Само развитие историографии,  помимо других возможных его концептуальных измерений, можно представить в виде смены исследовательских парадигм, которые выдвигают на первый план тот или иной способ пространственного моделирования истории»[7].  С чем трудно не согласиться, более того, добавим, что активизация исследований по истории   в регионах в постсоветский период, совершенно иначе ставит запрос на региональную и локальную историю: альтернативы нет, она необходима, в том числе и в школьном образовании[4].

И вот в этих объективных условиях, на нормативном уровне возникает противоречие, ибо документа, предписывающего обязательное изучение курса региональной истории нет. В частности, в историко-культурном стандарте дано разъяснение понятию «Этнокультурный компонент»,  где подразумевается изучение истории страны через историю регионов. Указанная проблема не сходит со страниц научно-методических журналов [10], является актуальной для научных конференций различного уровня[3]. Россия – страна регионов, отличающихся своей историей, вкладом в становление и развитие российского государства. Неслучайно ряд актуальных вопросов изучения региональной истории и методики ее преподавания регулярно освещаются на страницах центрального методического журнала «Преподавание истории в школе»[9].

Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова подчеркивают, что актуальность проблемы включения национально-регионального компонента в школьное образование Российской Федерации определяется рядом факторов: процессами, происходящими на мировой арене, и тенденциями к изменениям социальных ориентаций, обострением проблем национального и религиозного вопросов, регионализацией образования как средства эффективного социально-экономического и политического развития регионов [6].  Ханты-Мансийский округ не является исключением. В 2000 г. в округе началось преподавание курса региональной истории в 10-11 кл. Курс преподавался в течение 15 лет, но в настоящее время наблюдается негативная тенденция, характеризующаяся в ряде школ округа отменой данного курса вовсе, а в некоторых - ограничением его преподавания лишь в 10 классе. Тоже можно сказать и о курсах локальной истории. Изучение истории населенных пунктов не организовано должным образом, в лучшем случае лишь упоминается о каких-либо событиях из их прошлого на уроках отечественной истории. Сложившаяся ситуация с преподаванием региональной и локальной истории в округе не может быть охарактеризована положительно.  Здесь уместно подчеркнуть, что в Нижневартовском государственном университете изучение региональной истории и методики ее преподавания является важнейшим научным направлением[2].  Вопрос  состояния   преподавания региональной истории в округе поднимался автором статьи  на многочисленных конференциях, а также в форме обращений к губернатору, председателю Думы, в департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры, на окружном педагогическом совещании в августе 2016 г., при встрече с кандидатами в депутаты всех уровней, проходившей в сентябре 2016 г. в Нижневартовском государственном университете. На данный момент все осталось по-прежнему, т.е. курс региональной истории преподается в тех школах, где это посчитали нужным (а таких меньшинство) и это  в регионе, где 90% населения – пришлые, люди, не знающие истории округа, зачастую  с ярко выраженным потребительским отношением к  краю.

Методологически значимые задачи по организации изучения региональной истории представляются в следующем виде:

  1. Создание педагогических условий для построения эффективной системы регионального исторического образования.
  2. Формирование целостного представления об основных этапах исторического развития региона.
  3. Изучение истории региона как неотъемлемой части российской истории.
  4. Позиционирование достижений и вклада региона в общеисторическое развитие России.

Реализация этих подходов затрудняется  общим отношением органов  власти к  указанной проблеме, которое не является для нее приоритетным, а также тем, что до сих пор в округе не создан обобщающий труд по истории региона, о чем автор также неоднократно писала.

Общепризнано, что в организации изучения региональной истории важно основываться на интеграции с российской и локальной уровнями истории. Это необходимо школьникам для осознания своей идентичности в широком контексте (гражданин страны, житель субъекта РФ и населенного пункта, представитель этнонациональной и религиозной общности).

Методические условия по обеспечению реализации региональной модели исторического образования должны отвечать следующим позициям:

  1. Представление региональной, локальнойистории на всех уровнях общего образования (начальная, основная, старшая школа).
  2. Наличие современного учебно-методического комплекса, соответствующего достижениям современной науки, обеспечивающий непротиворечивость раскрытия исторических событий; ясность смысла, доступность материала познавательным возможностям школьников.
  3. Проектирование содержания с учетом историко-культурного стандарта, представлением общего и особенного в истории региона и истории России, уникальности региона для российской истории.

Е.Е. Вяземский сформулировал  несколько перспективных подходов к страте­гии развития национально-регионального компонента содержания исторического образо­вания в субъектах РФ.

    Первый – в субъектах Российской Федерации может быть введено изучение про­педевтического курса местной (локальной) истории в начальной школе.

    Второй подход может заключаться в конструировании курсов региональной исто­рии (границы историко-культурного региона могут не совпадать с границами субъекта РФ, который подчас создан на основании политической целесообразности, имеет подвиж­ные границы и может включать в себе несколько регионов).

    Третий подход заключается в интеграции региональных и краеведческих компо­нентов содержания исторического образования на основе конструирования многоуровне­вого регионального образовательного пространства. При этом краеведение предполагает­ся рассматривать как локальный аспект национально-регионального содержания общего исторического образования.

    Четвертый подход – необходимо актуализировать опыт становления и развития этносов, опыт их совместного проживания, взаимодействия с другими этнокультурными общностями.

    Пятый подход заключается в том, чтобы федеральные и региональные компонен­ты содержания исторического образования, построенные на их основе учебники истории не противопоставлялись друг другу, а дополняли друг друга на основе принципов интег­рации, конкретизации, сопоставления фактов и теоретических положений.

    Шестой подход заключается в стимулировании творческой деятельности учителей истории, направленной на разработку учебно-методических материалов национально-ре­гионального характера.

    Седьмой подход заключается в учете и использовании международного опыта, на­копленного экспертами Совета Европы и Министерства образования РФ в ходе совмест­ных семинаров[5].

На наш взгляд, предложенная Е.Е. Вяземским система подходов вполне может быть использована при разработке региональной модели исторического образования.

Нельзя не заметить, что объективное стремление к совершенствованию преподавания дисциплин региональной и локальной истории в школе предполагает изучение накопленного предшествующего опыта и знаний в области теории и методики обучения и воспитания на региональном историческом материале, умение максимально сохранить все позитивное и развить его применительно к новым условиям для того, чтобы не потерялась связь времен, чтобы и учитель-историк и ученый-методист видели и понимали историко-методические корни, теоретико-методическую базу, на которой стоит и развивается современное историческое регионоведение и методическая мысль.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева Л.В. Современная реформа школьного исторического образования: региональный аспект, достижения и нерешенные проблемы // Западная Сибирь: проблемы истории и историографии. Тезисы докладов и сообщений региональной научной конференции (г. Нижневартовск, 28-29 ноября 2000 г.). Нижневартовск, 2000. С. 122-126.
2. Алексеева Л.В. (совместно с Солодкиным Я.Г., Цысем В.В., Прищепой А.И.). Историческая наука Югры – от любительского краеведения к формированию научных школ // Преподавание истории в школе. 2013. № 2. С.12-16.
3. Алексеева Л.В. Труды преподавателей и аспирантов кафедры истории России о прошлом Югры и методике преподавания ее истории // Третья Югорская полевая музейная Биеннале (Ханты-Мансийск, 2008). Сб. докл. и сообщ. научно-практ конф. «Роль полевых исследований в сохранении исторического и культурного наследия Югры». Ханты-Мансийск, 2009. С. 24-30.
4. Алексеева Л.В., Святченко И.В. Изучение региональной истории в общеобразовательных школах ХМАО и необходимость создания модели регионального исторического образования // Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов. Коллективная монография / под ред. проф. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск, 2014. Ч. 1. С. 71-84.
5. Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. 2012. № 4. [Электронный ресурс]: http://www.pmedu.ru.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: Пособие для учителя. М., 2008 // old.prosv.ru/ebooks/Vazemskii_Nacional_komponent/?
7. Зубков К.И. Региональная история: проблемное поле и методологические перспективы // Региональные модели исторического общего и профессионального образования: Сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004
8. Концепции нового УМК по отечественной истории. [Электронный ресурс]: http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf.
9. Петрович В.Г. Региональная история: быть или не быть? // ПИШ. 2016. № 7. С. 26-29
10. Региональная история, локальная история, историческое краеведение в предметных полях современного исторического знания / Сборник статей и материалов Всероссийской научной конференции ФГБОУ ВПО Удмуртский государственный университет / Составители и общие редакторы: А.Е. Загребин, О.М. Мельникова. Ижевск, 2012. 622 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
 



© 
Л.В. Алексеева, И.В. Святченко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru