viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Л.В. Алексеева,  (Д.ист.н., профессор, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Мониторинг
В статье автор рассматривает проблему мониторинга предметных результатов школьников по истории в современной школе. Длительная опытно-экспериментальная работа автора и его учеников по указанной проблеме позволила обобщить накопленный материал и разработать технологию мониторинга. Автор показывает трансформацию технологии в зависимости от изменившихся требований к результатам исторического образования школьников в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Представлена классификация мониторинга по видам, и достаточно подробно дано описание первого вида мониторинга - мониторинга по составу исторических знаний (фактографический и теоретический материал), как первого этапа на пути к разработке мониторинга предметных результатов по истории.

Ключевые слова: Мониторинг, предметные результаты, история, курс, задание, тест, технология.

 

С  введением Федеральных образовательных стандартов, мониторинг результатов обучения прочно вошел в практику работы школ. В Нижневартовском государственном университете подготовка студентов – историков к осуществлению мониторинга учебных достижений началась еще на рубеже 1990-х-2000 гг. [1]. Первые результаты работы в указанном направлении нами были опубликованы в 2003 г. [5]. С переходом на трехуровневую модель высшего образования, в 2009 г. на кафедре истории России НВГУ были открыты бакалавриат и магистратура,  в том числе магистерская программа по теории и методике обучения истории, а в 2012 г. – аспирантура по специальности 13. 00. 02 – Теория и методика обучения и воспитания (история).

В результате изучения курсов методики преподавания истории, а также дисциплины по выбору «Мониторинг учебных достижений школьников по истории» студентами бакалавриата и магистратуры выполнялась работа по проектированию мониторинга[3]. Данный вид деятельности имел не только научно-методическое, но и практическое значение, поскольку позволял будущему учителю истории познакомиться с ключевыми концептами для разработки мониторинга применительно к базовому уровню усвоения образовательной программы в основной и старшей школе по истории[4]. Накопленный опыт в указанном направлении позволил нам разработать технологию мониторинга учебных достижений, а публикация соответствующей статьи позволяла учительской общественности познакомиться с ней[2]. Проф. Е.Е. Вяземский неоднократно подчеркивал, что  в новых условиях необходимо уточнение различных аспектов системы исторического образования, в том числе,  и оценивания результатов [6].

С внедрением ФГОС[10], технология мониторинга учебных достижений  была скорректирована с учетом новых требований, прошла апробацию в общеобразовательной школе № 2 г. Нижневартовска (учитель истории к.и.н. И.И. Конышева). Результаты работы были представлены в октябре 2016 г. на Всероссийской научной конференции. Как известно, в задачи мониторинга входят фиксация состояния учебной подготовки учащихся и выявление тенденций ее изменения в процессе обучения[8]. Приступая к разработке технологии мониторинга предметных результатов, важно понимать, какой вид мониторинга будет осуществляться, каковы его цели. Применительно  к учебной дисциплине истории, считаем, что наиболее целесообразны следующие виды мониторинга: по составу исторических знаний (фактографический и теоретический материал), формирования предметных компетенций, ценностных ориентаций, историографических и методологических знаний учащихся по истории. Учитывая сложность проектирования мониторинга, считаем, что начинать учителю необходимо с разработки первого вида мониторинга - мониторинга по составу исторических знаний (фактографический и теоретический материал), как первого этапа на пути к разработке мониторинга предметных результатов по истории. Этапы разработки технологии:

Изучение понятия «предметные результаты по истории», его отражение в ФГОС, современной педагогической и методической литературе по истории.

Выявление и анализ опыта по осуществлению мониторинга предметных результатов.

Изучение Федерального государственного образовательного стандарта, Фундаментального ядра основного общего образования, Историко-культурного стандарта; выделение тем, подлежащих изучению, контролю и оценке; анализ требований к уровню подготовки выпускников основной школы; составление тематического плана по курсу;  разработка контрольно-измерительных материалов для проверки фактографических и теоретических знаний учащихся; разработка диагностических таблиц, экспертиза средств мониторинга.

В ходе изучения темы, учитель разрабатывает для учащихся контрольно-измерительные материалы для проверки усвоения фактографических и теоретических знаний. Виды и типы заданий целесообразно формулировать в соответствии с образцами ОГЭ (ГИА) [9].  После изучения раздела (крупной темы) учитель проводит итоговый тест для проверки фактографических и теоретических знаний учащихся, например,  по разделу 1 «Русь Древняя и средневековая», который включает в себя, задания, направленные на запоминание хронологии, знание исторической географии и основного фактического материала. Для проверки знаний по исторической географии используются задания с иллюстративным материалом. Объекты мониторинга (состав фактографических знаний)  заносятся в таблицу: понятия, хронология и историческая география, события, явления, процессы, персоналии. Таким образом, выделяются и структурируются все объекты, подлежащие мониторингу в  соответствии  с разделами курса истории. Предметные результаты, представленные таким образом по итогам тестов всех разделов курса, показывают уровень базового усвоения материала. На знание теоретического материала применяются задания с «открытыми ответами», где произвольны формы, объем и содержание ответа. Данную группу составляют задания: на умение анализировать, сравнивать, обобщать,  описывать, оценивать [7].

Наиболее слабой стороной школьного исторического образования является освоение учащимися источников, историографического материала и методологических знаний. Работа над этими сегментами исторического знания идет постепенно, и лишь через несколько лет, как показывает опыт, можно получить результаты, которые позволяют учащимся сформировать необходимые компетенции. Мониторинг историографических и методологических знаний учащихся по истории включает следующие объекты: исторические концепции и теории, историки и их труды (наиболее значимые), дискуссионные вопросы отечественной истории, методы работы с трудами историков и с документами,  навыки критики источника, понятие о видовой классификации источников, сопоставление версий и оценок исторических событий, группировка мнений, собственная позиция ученика.

Таким образом, цель проведения мониторинга предметных результатов школьников по истории – это выявление имеющихся компетенций, сравнение их с требованиями ФГОС,  и на этой основе  выработка стратегий по улучшению учебно-воспитательного процесса, чтобы, в конце концов, обнаружилась педагогическая эффективность, т.е. достижение планируемых результатов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева Л.В. О методической подготовке студентов-историков // Технологии и методики в преподавании и обучении истории. Материалы рег. науч. - практ. конф. Сургут, 2001. – 88 с. С. 51-56.
2. Алексеева Л.В. Мониторинг учебных достижений школьников по истории в старшей школе (базовый уровень): этапы разработки // Актуальные вопросы изучения отечественной истории, теории и методики ее преподавания. Материалы II научно-методического семинара студентов, аспирантов и преподавателей, посвященного году российской истории (г. Нижневартовск, 15 декабря 2012 г.). Нижневартовск, 2013. – 66 с. С. 60-63.
3. Алексеева Л.В. Методическая подготовка студентов-историков в Нижневартовском государственном университете: от знаний и умений - к компетенциям // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Материалы Всерос. науч. конф., посв., 20-летию высшего исторического образования в ХМАО-Югре (г. Нижневартовск, 24-25 октября 2013 г.) / Отв. ред. Я.Г. Солодкин. [Электронное издание]. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 452 с. С. 436-440.
4. Алексеева Л.В. О проблемах методической подготовки студентов – историков в современных условиях трехуровневого высшего образования (на примере Нижневартовского государственного университета) // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего. Сб. научных статей Всерос. науч.- практ. конф. с межд. участием, посв. 85-летию со Дня образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Нижневартовск, 10-12 декабря 2015 г.). Нижневартовск, 2015. – 250 с. С. 194-197.
5. Алексеева Л.В., Конышева И.И. О мониторинге учебных достижений школьников по истории // Десять лет высшего исторического образования в Ханты-Мансийском автономном округе. Материалы межрегиональной научной конференции. Нижневартовск, 2003. С. 263.
6. Вяземский Е.Е. Система общего исторического образования в контексте ФГОС и закона «Об образовании в РФ»: дискуссионные вопросы теории, методологии и педагогической практики // Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов. Коллективная монография / Под общ. ред. проф. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск, 2014. Ч. I. – 107 с. С. 5.
7. Конышева И.И. Мониторинг школьного исторического образования: теория и практика // «Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего». Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 65-летию профессора Янкеля Гутмановича Солодкина (Нижневартовск, 13-15 октября 2016 г.). Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. – 273 с. С. 239-243.
8. Мониторинг эксперимента по модернизации структуры и содержания общего среднего образования // www.centeroko.ru/shireks/shireks.htm (дата обращения: 10 сентября 2016 г.)
9. Структура теста ГИА по истории России // www.examen.ru/add/gia/gia-po-istorii-rossii.html (дата обращения: 10 сентября 2016 г.)
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
 



© 
Л.В. Алексеева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru