viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Л.В. Алексеева,  (Д.ист.н., профессор, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ  2016

Мониторинг
В статье автор рассматривает проблему мониторинга предметных результатов школьников по истории в современной школе. Длительная опытно-экспериментальная работа автора и его учеников по указанной проблеме позволила обобщить накопленный материал и разработать технологию мониторинга. Автор показывает трансформацию технологии в зависимости от изменившихся требований к результатам исторического образования школьников в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Представлена классификация мониторинга по видам, и достаточно подробно дано описание первого вида мониторинга - мониторинга по составу исторических знаний (фактографический и теоретический материал), как первого этапа на пути к разработке мониторинга предметных результатов по истории.

Ключевые слова: Мониторинг, предметные результаты, история, курс, задание, тест, технология.

 

С  введением Федеральных образовательных стандартов, мониторинг результатов обучения прочно вошел в практику работы школ. В Нижневартовском государственном университете подготовка студентов – историков к осуществлению мониторинга учебных достижений началась еще на рубеже 1990-х-2000 гг. [1]. Первые результаты работы в указанном направлении нами были опубликованы в 2003 г. [5]. С переходом на трехуровневую модель высшего образования, в 2009 г. на кафедре истории России НВГУ были открыты бакалавриат и магистратура,  в том числе магистерская программа по теории и методике обучения истории, а в 2012 г. – аспирантура по специальности 13. 00. 02 – Теория и методика обучения и воспитания (история).

В результате изучения курсов методики преподавания истории, а также дисциплины по выбору «Мониторинг учебных достижений школьников по истории» студентами бакалавриата и магистратуры выполнялась работа по проектированию мониторинга[3]. Данный вид деятельности имел не только научно-методическое, но и практическое значение, поскольку позволял будущему учителю истории познакомиться с ключевыми концептами для разработки мониторинга применительно к базовому уровню усвоения образовательной программы в основной и старшей школе по истории[4]. Накопленный опыт в указанном направлении позволил нам разработать технологию мониторинга учебных достижений, а публикация соответствующей статьи позволяла учительской общественности познакомиться с ней[2]. Проф. Е.Е. Вяземский неоднократно подчеркивал, что  в новых условиях необходимо уточнение различных аспектов системы исторического образования, в том числе,  и оценивания результатов [6].

С внедрением ФГОС[10], технология мониторинга учебных достижений  была скорректирована с учетом новых требований, прошла апробацию в общеобразовательной школе № 2 г. Нижневартовска (учитель истории к.и.н. И.И. Конышева). Результаты работы были представлены в октябре 2016 г. на Всероссийской научной конференции. Как известно, в задачи мониторинга входят фиксация состояния учебной подготовки учащихся и выявление тенденций ее изменения в процессе обучения[8]. Приступая к разработке технологии мониторинга предметных результатов, важно понимать, какой вид мониторинга будет осуществляться, каковы его цели. Применительно  к учебной дисциплине истории, считаем, что наиболее целесообразны следующие виды мониторинга: по составу исторических знаний (фактографический и теоретический материал), формирования предметных компетенций, ценностных ориентаций, историографических и методологических знаний учащихся по истории. Учитывая сложность проектирования мониторинга, считаем, что начинать учителю необходимо с разработки первого вида мониторинга - мониторинга по составу исторических знаний (фактографический и теоретический материал), как первого этапа на пути к разработке мониторинга предметных результатов по истории. Этапы разработки технологии:

Изучение понятия «предметные результаты по истории», его отражение в ФГОС, современной педагогической и методической литературе по истории.

Выявление и анализ опыта по осуществлению мониторинга предметных результатов.

Изучение Федерального государственного образовательного стандарта, Фундаментального ядра основного общего образования, Историко-культурного стандарта; выделение тем, подлежащих изучению, контролю и оценке; анализ требований к уровню подготовки выпускников основной школы; составление тематического плана по курсу;  разработка контрольно-измерительных материалов для проверки фактографических и теоретических знаний учащихся; разработка диагностических таблиц, экспертиза средств мониторинга.

В ходе изучения темы, учитель разрабатывает для учащихся контрольно-измерительные материалы для проверки усвоения фактографических и теоретических знаний. Виды и типы заданий целесообразно формулировать в соответствии с образцами ОГЭ (ГИА) [9].  После изучения раздела (крупной темы) учитель проводит итоговый тест для проверки фактографических и теоретических знаний учащихся, например,  по разделу 1 «Русь Древняя и средневековая», который включает в себя, задания, направленные на запоминание хронологии, знание исторической географии и основного фактического материала. Для проверки знаний по исторической географии используются задания с иллюстративным материалом. Объекты мониторинга (состав фактографических знаний)  заносятся в таблицу: понятия, хронология и историческая география, события, явления, процессы, персоналии. Таким образом, выделяются и структурируются все объекты, подлежащие мониторингу в  соответствии  с разделами курса истории. Предметные результаты, представленные таким образом по итогам тестов всех разделов курса, показывают уровень базового усвоения материала. На знание теоретического материала применяются задания с «открытыми ответами», где произвольны формы, объем и содержание ответа. Данную группу составляют задания: на умение анализировать, сравнивать, обобщать,  описывать, оценивать [7].

Наиболее слабой стороной школьного исторического образования является освоение учащимися источников, историографического материала и методологических знаний. Работа над этими сегментами исторического знания идет постепенно, и лишь через несколько лет, как показывает опыт, можно получить результаты, которые позволяют учащимся сформировать необходимые компетенции. Мониторинг историографических и методологических знаний учащихся по истории включает следующие объекты: исторические концепции и теории, историки и их труды (наиболее значимые), дискуссионные вопросы отечественной истории, методы работы с трудами историков и с документами,  навыки критики источника, понятие о видовой классификации источников, сопоставление версий и оценок исторических событий, группировка мнений, собственная позиция ученика.

Таким образом, цель проведения мониторинга предметных результатов школьников по истории – это выявление имеющихся компетенций, сравнение их с требованиями ФГОС,  и на этой основе  выработка стратегий по улучшению учебно-воспитательного процесса, чтобы, в конце концов, обнаружилась педагогическая эффективность, т.е. достижение планируемых результатов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева Л.В. О методической подготовке студентов-историков // Технологии и методики в преподавании и обучении истории. Материалы рег. науч. - практ. конф. Сургут, 2001. – 88 с. С. 51-56.
2. Алексеева Л.В. Мониторинг учебных достижений школьников по истории в старшей школе (базовый уровень): этапы разработки // Актуальные вопросы изучения отечественной истории, теории и методики ее преподавания. Материалы II научно-методического семинара студентов, аспирантов и преподавателей, посвященного году российской истории (г. Нижневартовск, 15 декабря 2012 г.). Нижневартовск, 2013. – 66 с. С. 60-63.
3. Алексеева Л.В. Методическая подготовка студентов-историков в Нижневартовском государственном университете: от знаний и умений - к компетенциям // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Материалы Всерос. науч. конф., посв., 20-летию высшего исторического образования в ХМАО-Югре (г. Нижневартовск, 24-25 октября 2013 г.) / Отв. ред. Я.Г. Солодкин. [Электронное издание]. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 452 с. С. 436-440.
4. Алексеева Л.В. О проблемах методической подготовки студентов – историков в современных условиях трехуровневого высшего образования (на примере Нижневартовского государственного университета) // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего. Сб. научных статей Всерос. науч.- практ. конф. с межд. участием, посв. 85-летию со Дня образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Нижневартовск, 10-12 декабря 2015 г.). Нижневартовск, 2015. – 250 с. С. 194-197.
5. Алексеева Л.В., Конышева И.И. О мониторинге учебных достижений школьников по истории // Десять лет высшего исторического образования в Ханты-Мансийском автономном округе. Материалы межрегиональной научной конференции. Нижневартовск, 2003. С. 263.
6. Вяземский Е.Е. Система общего исторического образования в контексте ФГОС и закона «Об образовании в РФ»: дискуссионные вопросы теории, методологии и педагогической практики // Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов. Коллективная монография / Под общ. ред. проф. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск, 2014. Ч. I. – 107 с. С. 5.
7. Конышева И.И. Мониторинг школьного исторического образования: теория и практика // «Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего». Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 65-летию профессора Янкеля Гутмановича Солодкина (Нижневартовск, 13-15 октября 2016 г.). Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. – 273 с. С. 239-243.
8. Мониторинг эксперимента по модернизации структуры и содержания общего среднего образования // www.centeroko.ru/shireks/shireks.htm (дата обращения: 10 сентября 2016 г.)
9. Структура теста ГИА по истории России // www.examen.ru/add/gia/gia-po-istorii-rossii.html (дата обращения: 10 сентября 2016 г.)
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
 



© 
Л.В. Алексеева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru