viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

О.П. Терехова,  (К.пед.н., доцент каф. строительных технологий, геотехники и экономики строительства Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, Чебоксары)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Земледелие
В статье рассматривается педагогическая система выдающегося просветителя Ивана Яковлевича Яковлева по обучению и формированию экологической культуры у будущих учителей в Симбирской чувашской учительской школе, подготовке их к организации природоохранного воспитания учащихся и населения. Освещается история создания образцовой сельскохозяйственной фермы, которая позволяла учащимся теоретические знания, полученные в классах на занятиях по сельскому хозяйству и предметам по земледелию, закреплять практически, знакомить воспитанников с рациональными приемами земледелия. Отмечается творческое использование накопленного в прошлом опыта по воспитанию экологической культуры у учащихся в современной школе.

Ключевые слова: Земледелие, сельскохозяйственная ферма, опытное поле, теоретические и практические занятия, рациональные приемы земледелия, садоводство, полеводство, пришкольные участки.

 

В  годы работы мерщиком И.Я. Яковлев побывал во многих чувашских уездах различных губерний Поволжья. Всюду он наблюдал темноту, бесправие и экономическую отсталость родного народа. Кроме решения проблемы обучения и воспитания учащихся, И.Я. Яковлев мечтал и об улучшении экономического положения чувашского крестьянства. Он отмечал, что во многих местах последствия недостатка земли и ее дурных качеств дали себя знать вырождением и вымиранием населения. «Сельскохозяйственные знания, – подчеркивал просветитель, – суть главное, если не единственное, средство поднять культурный и бытовой уровень живущего в чрезвычайно тяжелых экономических условиях чувашского населения» [2, л. 8].

И.Я. Яковлев отмечал, что учителя и учительницы сельских школ ближе всех стоят к крестьянству, поэтому они могут заниматься не только обучением и воспитанием сельских детей, но и распространением сельскохозяйственных и природоохранных знаний среди населения путем бесед и наглядного примера. «Благодаря знанию сельского хозяйства учитель лучше может упрочить свое общественное и материальное положение в деревне, получая добавку к своему скромному жалованию продукты сада, огорода, пасеки и пр.» [2, л. 4-5].

Но для этого необходимо было вооружить этими знаниями и умениями самих учителей. Отсюда вытекала потребность введения в программу учебных заведений, готовящих учительские кадры, преподавания естествоведения и сельскохозяйственных дисциплин, а также практические занятия по этим предметам.

Но на данном этапе воспитанники Симбирский чувашской школы из-за неимения опытного поля земледелию не обучались. И.Я. Яковлев поэтому обратился с докладной запиской в Совет Симбирского Общества сельского хозяйства с просьбой передать ферму общества со всем инвентарём в заведование чувашской школы на шесть лет. Его просьба была удовлетворена, и с весны 1893 г. школе удалось приступить к практическим занятиям по сельскому хозяйству на арендованной ферме.

Министром государственных имуществ А. Ермоловым 1 февраля 1894 г. были утверждены «Правила для преподавания сельского хозяйства в Симбирской чувашской школе»:

1. С целью распространения среди инородческого населения края сельскохозяйственных знаний в Симбирской чувашской учительской школе вводится в круг обязательных предметов обучение воспитанников сельскому хозяйству.
2. Практические занятия учащихся по сельскому хозяйству проводятся на состоящей в ведении названной школы ферме Симбирского общества сельского хозяйства.
3.Теоретические предметы по сельскохозяйственным отраслям преподаются в двух последних классах, а для практических занятий назначаются два лета: одно при переходе воспитанников из II в III класс, а другое по окончании ими полного курса.
4. Для преподавания этих предметов, для практических занятий с учениками по сельскому хозяйству и для общего заведования хозяйством фермы определяется в Учительскую школу особый учитель из лиц, окончивших курс в средних сельскохозяйственных учебных заведениях Министерства государственных имуществ, с содержанием по 700 рублей в год [2, с. 128-129].

В учебный план Симбирской чувашской школы, кроме обычных предметов, содержащихся в плане учительской семинарии, И.Я. Яковлев включил 58 часов для изучения естественных наук и земледелия. Учителями школы были составлены программы по этим предметам на основе одобренных Министерством государственных имуществ пособиям В.Г. Котельникова, В.Д. Кренке, Л.А. Потехина.

И.Я. Яковлев считал, что преподавание естествознания и сельского хозяйства имеет важное воспитательное и образовательное значение. Оно пробуждает в учениках умственную деятельность, расширяет их кругозор, вырабатывает правильное и сознательное отношение к окружающей природе, развивает наблюдательность и поддерживает привычку к физическому труду.

Учитывая то, что при изучении сельского хозяйства знание ботаники и зоологии очень важно, в Симбирской чувашской школе вначале изучали предметы естественной истории, а потом – сельскохозяйственного цикла. Во всех классах на предметы естествоведческого курса было отведено 20 часов в неделю, из них 13 – на изучение естествознания, 7 – на сельское хозяйство.

С первого по третий класс включительно учащимся школы преподавалось естествоведение, которое включало целый комплекс предметов. В 90-е годы этот курс включал в себя следующие учебные дисциплины: физику, химию, ботанику, зоологию, минералогию, анатомию, физиологию человека и растений. Был установлен порядок изучения вышеперечисленных предметов: в первом классе второго года обучения изучалась зоология. Во втором классе второго года обучения изучали ботанику. В последующих классах (2, 3 кл.) преподавалась минералогия, анатомия, физиология человека и растений.

В целом, программа курса по естествоведению была составлена исходя из практических задач, предъявляемых будущим сельским учителям жизненными условиями. Она обеспечивала учащимся не только получение теоретических знаний, но и прививала практические навыки. При изучении предметов по земледелию воспитанникам сообщали о рациональных приемах земледелия, о влиянии местных условий на урожайность, о способах увеличения плодородия почвы, об использовании удобрений, а также о борьбе с оврагами, с эрозией почвы.

Симбирская чувашская школа давала сельскохозяйственные знания не только учащимся школы, но и работающим учителям. По просьбе Симбирской губернской земской Управы учительская школа проводила бесплатные курсы садоводства и огородничества для учителей начальных сельских училищ.

После завершения в 1897 году срока аренды фермы Симбирского общества сельского хозяйства школа вынуждена была арендовать сроком до 1911 года два участка: один – с садом и огородом площадью в 1 дес.300 саж. у соседа по школе Трозиена, второй – у Симбирского губернского попечительства о детских приютах участок пахотной земли около 7 десятин, где силами учащихся были заложены опытное поле, огородное хозяйство и плодовый питомник.

31 декабря 1911 года по разрешению Министерства народного просвещения И.Я. Яковлев купил у Управления Симбирского удельного округа в 12-15 верстах от города Симбирска земельный участок общей площадью в 264 дес. 1720 кв. саж. «Согласно цели покупки участка на нем предстояло устроить в ближайшем будущем образцовую сельскохозяйственную ферму соответственно климатическим, почвенным и экономическим условиям местности, с организацией полеводства с травосеянием, скотоводства с молочным хозяйством, птицеводства, пчеловодства, садоводства и огородничества», – отмечал заведующий сельскохозяйственной фермой Осип Андреев [5, л.9-10].

В апреле и мае 1913 года до начала экзаменов воспитанниками были посажены 414 яблонь, 2000 штук дичков, около ¼ десятины столовой моркови и свеклы, сахарного гороха, репчатого лука, приготовлены паровые грядки для рассады поздней капусты и брюквы; посажено около 7 десятин картофеля и ¼ десятины ранней капусты [6, с. 83].

Работая на сельскохозяйственной ферме, учащиеся школы практически знакомились с основами полеводства, садоводства, огородничества, пчеловодства и животноводства. Они обучались также работе на сельскохозяйственных машинах: жнейках, сеялках, сенокосилках, молотилках, соломорезках и др. Школа пропагандировала передовой опыт применения сельскохозяйственной техники. И.Я. Яковлев был членом-корреспондентом Симбирского общества сельского хозяйства, через местные магазины выписывал из Германии сеялки, веялки, трехлемешные плуги Экерта, картофелекопалки и др.

Ученикам 3 класса были розданы участки в собственность по одной грядке каждому, всего 20 грядок с тем, чтобы они обрабатывали, засевали, засаживали растениями свой участок, проводили уход и наблюдение за ним. На своих участках ученики сажали капусту разных сортов, помидоры, сеяли огурцы, репу, бобы, свеклу. До роспуска домой они наблюдали за прорастанием растений, пололи, поливали и прореживали. При выполнении работ они вспоминали изученное в классе, советовались с преподавателем, обращались за справками к учебникам и к другим справочникам» [4, л.15].

Практические занятия на ферме вызывали у воспитанников интерес к самостоятельным опытам, развивали в них навыки ведения хозяйства.

Занятия по сельскому хозяйству проводились и в женском училище, которые состояли в ознакомлении воспитанниц и слушательниц курсов с разными отраслями сельского хозяйства. «Но главным образом их обучали ведению молочного хозяйства, домоводству, огородничеству и садоводству. Они приобретали знания и умения ухаживать за молочными коровами, извлекать из молока разные продукты и хранить их» [3, л. 79].

И.Я.Яковлев считал, что предметы сельскохозяйственного цикла и практические занятия в саду, огороде, на пасеке и в поле разовьют в будущих учителях правильное и сознательное отношение к окружающему, привычку к труду. Они усваивают лучшие технические приемы, привыкают к самостоятельной деятельности, у них развивается любовь к природе.

Школа имела тесную связь с населением. Она способствовала распространению среди населения новых сортов зерновых, бобовых культур, корнеплодов, однолетних и многолетних трав, фруктовых деревьев. Крестьяне приобретали в Симбирской чувашской школе семена, рассады овощей, саженцы плодовых деревьев.

Сельскохозяйственная ферма была многоотраслевой, образцово-показательной. На ферме рабочий день учащихся равнялся 8-ми часам. В свободное от физического труда время каждый ученик вел дневник, в котором описывал производимые им работы, ее цель, использованные технические приемы, вели метеорологические наблюдения, делали обобщение.

Н.Г. Краснов пишет: «По признанию члена Совета министерства народного просвещения Н.А. Бобровникова, в царской России не было больше ни одного педагогического учебного заведения с такой богатой сельскохозяйственной фермой, учебными мастерскими, какие имела Симбирская чувашская учительская школа» [1, с. 98].

И.Я. Яковлев в школе ввел праздники первой борозды, по случаю завершения сельскохозяйственных работ, праздник древонасаждения. Как утверждают исследователи, опубликованный «Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы» фактически является обобщением передового агрономического опыта для сельских учителей и крестьян по улучшению культуры земледелия.

И.Я. Яковлев изучал опыт учебных заведений России, в которых преподавалось сельское хозяйство. От них он получал много ценных советов об эффективной организации работы на ферме. Так, в документах Симбирской чувашской учительской школы сохранились копии с программ уроков по сельскому хозяйству Уржумского городского училища, «Правила преподавания земледелия, садоводства, огородничества и пчеловодства в Бирской инородческой учительской школе» и др.

Таким образом, Симбирская чувашская учительская школа выпускала высокообразованных учителей, хорошо подготовленных по предметам естествоведческого цикла и сельскому хозяйству. Они оказали большое влияние на развитие просвещения, культуры и улучшения сельского хозяйства и на формирование экологической культуры чувашского народа.

Как доказывают исследователи, без знания того, как развивалась теория и практика обучения и воспитания подрастающих поколений в прошлом, невозможно научное решение вопросов образования на современном этапе. В Чувашской Республике педагогическое наследие И.Я. Яковлева широко используется в учебно-воспитательном процессе учебных заведений. В республике идет модернизация образования и воспитания подрастающего поколения. Школа должна развивать у учащихся творческое мышление, умение использовать полученные знания на практике, в жизни, как это делал в свое время выдающийся просветитель. Знания и убеждения сильны именно их практическим применением в жизни. Поэтому педагогические коллективы, опираясь на опыт И.Я. Яковлева, организуют с учащимися разнообразную деятельность с учетом требований научно-технического прогресса.

В общеобразовательной и высшей школе организовано систематическое ознакомление молодежи с опытом и содержанием природоохранительных работ в Симбирской чувашской школе. В этом деле большую помощь оказывают научно-исследовательские труды Н.Г. Краснова, Г.Н. Волкова, А.Е. Землякова, О.П. Тереховой, Н.Н. Андреевой, Е.Г. Шароновой и др., освещающие опыт работы выдающегося педагога-просветителя.

В республике во всех общеобразовательных школах имеются пришкольные участки, на которых заложены опытное поле, плодовый сад и питомник. Лучшие результаты опытнической работы переносятся на поля коллективных хозяйств, АПК. Овощи и фрукты, выращенные на пришкольных участках, используются для организации бесплатных обедов для учащихся в школьной столовой.

В Симбирской чувашской школе воспитанники проходили учебную практику по всем отраслям сельского хозяйства. Эта яковлевская традиция летней учебной практики практикуется и в современной школе.

В республике вошло в традицию отмечать введенные И.Я. Яковлевым праздники в честь первой борозды, окончания сева, по случаю завершения сельскохозяйственных работ, праздник древонасаждения, весной и осенью проводят экологические субботники по озеленению и благоустройству территорий предприятий, улиц и парков. Указом Президента ЧР 2005 год был объявлен «Годом парков и садов» с целью улучшения внешнего облика городов, поселков и сельских населенных пунктов, их экологического, эстетического и культурного состояния. Ежегодно весной и осенью проводятся Республиканские  акции  «Посади  дерево и  сохрани  его».

Сохраняя предметную структуру учебного плана, учителя используют нетрадиционные формы и методы проведения уроков, реализуют межпредметные связи, комплексный подход к изучению отдельных тем, стараются поставить ученика на путь самостоятельного поиска.

В республике в общеобразовательных школах и вузах проводятся олимпиады по экологическим вопросам, научно-практические конференции и Яковлевские чтения по проблеме «И.Я. Яковлев – основатель экологического воспитания и обучения учащихся».

Учителя руководствуются рекомендацией чувашского просветителя, чтобы превратить учебный труд в источник радости, вдохновения и развития личности. Стараются расширить знания учащихся о природе, о необходимости бережного отношения к окружающей среде, пробудить интерес к профессии хлебороба и садовода, животновода и агронома, творчески подходить к любому делу, находить ответы на вопросы жизни.

Для расширения природоведческих знаний, как и в Симбирской чувашской школе, в школах проводятся природоведческие, исторические, производственные и др. экскурсии, экскурсии-походы по родному краю.

25 апреля – день рождения И.Я. Яковлева, этот день, в соответствии с Указом президента ЧР, объявлен республиканским праздником.

Министерством образования и молодежной политики ЧР организуются экологические лагеря, совместно с Министерством экологии и природных ресурсов ЧР проводятся природоохранные акции, посвященные Всемирному Дню воды; Международному Дню птиц; Всемирному дню здоровья; Международному маршу парков, Всемирному дню Земли и др.

Школьники Чувашии ежегодно участвуют на экологическом форуме «Зелёная планета», проводимом Общероссийским общественным детским экологическим движением «Зеленая планета».

Таким образом, на современном этапе научно-педагогическая опыт просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева по экологическому воспитанию и обучению учащихся широко внедряется в учебно-воспитательный процесс учебных заведений, одновременно формы и методы экологического воспитания и обучения подрастающего поколения расширяются и обновляются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Краснов, Н.Г. Иван Яковлевич Яковлев. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1976. – 272 с.
2.Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы. – Симбирск, 1913. – 136 с.
3. РГИА, ф. 803, оп. 16, д. 27. – Л. 79
4. ЦГА ЧР. Ф. 207, оп. 1, д. 977. – Л.12, 13-20.
5. ЦГА ЧР, ф. 207, оп. 1, д. 881. – Л. 9-10.
 



© 
О.П. Терехова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru