viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

О.П. Терехова,  (К.пед.н., доцент каф. строительных технологий, геотехники и экономики строительства Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, Чебоксары)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Земледелие
В статье рассматривается педагогическая система выдающегося просветителя Ивана Яковлевича Яковлева по обучению и формированию экологической культуры у будущих учителей в Симбирской чувашской учительской школе, подготовке их к организации природоохранного воспитания учащихся и населения. Освещается история создания образцовой сельскохозяйственной фермы, которая позволяла учащимся теоретические знания, полученные в классах на занятиях по сельскому хозяйству и предметам по земледелию, закреплять практически, знакомить воспитанников с рациональными приемами земледелия. Отмечается творческое использование накопленного в прошлом опыта по воспитанию экологической культуры у учащихся в современной школе.

Ключевые слова: Земледелие, сельскохозяйственная ферма, опытное поле, теоретические и практические занятия, рациональные приемы земледелия, садоводство, полеводство, пришкольные участки.

 

В  годы работы мерщиком И.Я. Яковлев побывал во многих чувашских уездах различных губерний Поволжья. Всюду он наблюдал темноту, бесправие и экономическую отсталость родного народа. Кроме решения проблемы обучения и воспитания учащихся, И.Я. Яковлев мечтал и об улучшении экономического положения чувашского крестьянства. Он отмечал, что во многих местах последствия недостатка земли и ее дурных качеств дали себя знать вырождением и вымиранием населения. «Сельскохозяйственные знания, – подчеркивал просветитель, – суть главное, если не единственное, средство поднять культурный и бытовой уровень живущего в чрезвычайно тяжелых экономических условиях чувашского населения» [2, л. 8].

И.Я. Яковлев отмечал, что учителя и учительницы сельских школ ближе всех стоят к крестьянству, поэтому они могут заниматься не только обучением и воспитанием сельских детей, но и распространением сельскохозяйственных и природоохранных знаний среди населения путем бесед и наглядного примера. «Благодаря знанию сельского хозяйства учитель лучше может упрочить свое общественное и материальное положение в деревне, получая добавку к своему скромному жалованию продукты сада, огорода, пасеки и пр.» [2, л. 4-5].

Но для этого необходимо было вооружить этими знаниями и умениями самих учителей. Отсюда вытекала потребность введения в программу учебных заведений, готовящих учительские кадры, преподавания естествоведения и сельскохозяйственных дисциплин, а также практические занятия по этим предметам.

Но на данном этапе воспитанники Симбирский чувашской школы из-за неимения опытного поля земледелию не обучались. И.Я. Яковлев поэтому обратился с докладной запиской в Совет Симбирского Общества сельского хозяйства с просьбой передать ферму общества со всем инвентарём в заведование чувашской школы на шесть лет. Его просьба была удовлетворена, и с весны 1893 г. школе удалось приступить к практическим занятиям по сельскому хозяйству на арендованной ферме.

Министром государственных имуществ А. Ермоловым 1 февраля 1894 г. были утверждены «Правила для преподавания сельского хозяйства в Симбирской чувашской школе»:

1. С целью распространения среди инородческого населения края сельскохозяйственных знаний в Симбирской чувашской учительской школе вводится в круг обязательных предметов обучение воспитанников сельскому хозяйству.
2. Практические занятия учащихся по сельскому хозяйству проводятся на состоящей в ведении названной школы ферме Симбирского общества сельского хозяйства.
3.Теоретические предметы по сельскохозяйственным отраслям преподаются в двух последних классах, а для практических занятий назначаются два лета: одно при переходе воспитанников из II в III класс, а другое по окончании ими полного курса.
4. Для преподавания этих предметов, для практических занятий с учениками по сельскому хозяйству и для общего заведования хозяйством фермы определяется в Учительскую школу особый учитель из лиц, окончивших курс в средних сельскохозяйственных учебных заведениях Министерства государственных имуществ, с содержанием по 700 рублей в год [2, с. 128-129].

В учебный план Симбирской чувашской школы, кроме обычных предметов, содержащихся в плане учительской семинарии, И.Я. Яковлев включил 58 часов для изучения естественных наук и земледелия. Учителями школы были составлены программы по этим предметам на основе одобренных Министерством государственных имуществ пособиям В.Г. Котельникова, В.Д. Кренке, Л.А. Потехина.

И.Я. Яковлев считал, что преподавание естествознания и сельского хозяйства имеет важное воспитательное и образовательное значение. Оно пробуждает в учениках умственную деятельность, расширяет их кругозор, вырабатывает правильное и сознательное отношение к окружающей природе, развивает наблюдательность и поддерживает привычку к физическому труду.

Учитывая то, что при изучении сельского хозяйства знание ботаники и зоологии очень важно, в Симбирской чувашской школе вначале изучали предметы естественной истории, а потом – сельскохозяйственного цикла. Во всех классах на предметы естествоведческого курса было отведено 20 часов в неделю, из них 13 – на изучение естествознания, 7 – на сельское хозяйство.

С первого по третий класс включительно учащимся школы преподавалось естествоведение, которое включало целый комплекс предметов. В 90-е годы этот курс включал в себя следующие учебные дисциплины: физику, химию, ботанику, зоологию, минералогию, анатомию, физиологию человека и растений. Был установлен порядок изучения вышеперечисленных предметов: в первом классе второго года обучения изучалась зоология. Во втором классе второго года обучения изучали ботанику. В последующих классах (2, 3 кл.) преподавалась минералогия, анатомия, физиология человека и растений.

В целом, программа курса по естествоведению была составлена исходя из практических задач, предъявляемых будущим сельским учителям жизненными условиями. Она обеспечивала учащимся не только получение теоретических знаний, но и прививала практические навыки. При изучении предметов по земледелию воспитанникам сообщали о рациональных приемах земледелия, о влиянии местных условий на урожайность, о способах увеличения плодородия почвы, об использовании удобрений, а также о борьбе с оврагами, с эрозией почвы.

Симбирская чувашская школа давала сельскохозяйственные знания не только учащимся школы, но и работающим учителям. По просьбе Симбирской губернской земской Управы учительская школа проводила бесплатные курсы садоводства и огородничества для учителей начальных сельских училищ.

После завершения в 1897 году срока аренды фермы Симбирского общества сельского хозяйства школа вынуждена была арендовать сроком до 1911 года два участка: один – с садом и огородом площадью в 1 дес.300 саж. у соседа по школе Трозиена, второй – у Симбирского губернского попечительства о детских приютах участок пахотной земли около 7 десятин, где силами учащихся были заложены опытное поле, огородное хозяйство и плодовый питомник.

31 декабря 1911 года по разрешению Министерства народного просвещения И.Я. Яковлев купил у Управления Симбирского удельного округа в 12-15 верстах от города Симбирска земельный участок общей площадью в 264 дес. 1720 кв. саж. «Согласно цели покупки участка на нем предстояло устроить в ближайшем будущем образцовую сельскохозяйственную ферму соответственно климатическим, почвенным и экономическим условиям местности, с организацией полеводства с травосеянием, скотоводства с молочным хозяйством, птицеводства, пчеловодства, садоводства и огородничества», – отмечал заведующий сельскохозяйственной фермой Осип Андреев [5, л.9-10].

В апреле и мае 1913 года до начала экзаменов воспитанниками были посажены 414 яблонь, 2000 штук дичков, около ¼ десятины столовой моркови и свеклы, сахарного гороха, репчатого лука, приготовлены паровые грядки для рассады поздней капусты и брюквы; посажено около 7 десятин картофеля и ¼ десятины ранней капусты [6, с. 83].

Работая на сельскохозяйственной ферме, учащиеся школы практически знакомились с основами полеводства, садоводства, огородничества, пчеловодства и животноводства. Они обучались также работе на сельскохозяйственных машинах: жнейках, сеялках, сенокосилках, молотилках, соломорезках и др. Школа пропагандировала передовой опыт применения сельскохозяйственной техники. И.Я. Яковлев был членом-корреспондентом Симбирского общества сельского хозяйства, через местные магазины выписывал из Германии сеялки, веялки, трехлемешные плуги Экерта, картофелекопалки и др.

Ученикам 3 класса были розданы участки в собственность по одной грядке каждому, всего 20 грядок с тем, чтобы они обрабатывали, засевали, засаживали растениями свой участок, проводили уход и наблюдение за ним. На своих участках ученики сажали капусту разных сортов, помидоры, сеяли огурцы, репу, бобы, свеклу. До роспуска домой они наблюдали за прорастанием растений, пололи, поливали и прореживали. При выполнении работ они вспоминали изученное в классе, советовались с преподавателем, обращались за справками к учебникам и к другим справочникам» [4, л.15].

Практические занятия на ферме вызывали у воспитанников интерес к самостоятельным опытам, развивали в них навыки ведения хозяйства.

Занятия по сельскому хозяйству проводились и в женском училище, которые состояли в ознакомлении воспитанниц и слушательниц курсов с разными отраслями сельского хозяйства. «Но главным образом их обучали ведению молочного хозяйства, домоводству, огородничеству и садоводству. Они приобретали знания и умения ухаживать за молочными коровами, извлекать из молока разные продукты и хранить их» [3, л. 79].

И.Я.Яковлев считал, что предметы сельскохозяйственного цикла и практические занятия в саду, огороде, на пасеке и в поле разовьют в будущих учителях правильное и сознательное отношение к окружающему, привычку к труду. Они усваивают лучшие технические приемы, привыкают к самостоятельной деятельности, у них развивается любовь к природе.

Школа имела тесную связь с населением. Она способствовала распространению среди населения новых сортов зерновых, бобовых культур, корнеплодов, однолетних и многолетних трав, фруктовых деревьев. Крестьяне приобретали в Симбирской чувашской школе семена, рассады овощей, саженцы плодовых деревьев.

Сельскохозяйственная ферма была многоотраслевой, образцово-показательной. На ферме рабочий день учащихся равнялся 8-ми часам. В свободное от физического труда время каждый ученик вел дневник, в котором описывал производимые им работы, ее цель, использованные технические приемы, вели метеорологические наблюдения, делали обобщение.

Н.Г. Краснов пишет: «По признанию члена Совета министерства народного просвещения Н.А. Бобровникова, в царской России не было больше ни одного педагогического учебного заведения с такой богатой сельскохозяйственной фермой, учебными мастерскими, какие имела Симбирская чувашская учительская школа» [1, с. 98].

И.Я. Яковлев в школе ввел праздники первой борозды, по случаю завершения сельскохозяйственных работ, праздник древонасаждения. Как утверждают исследователи, опубликованный «Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы» фактически является обобщением передового агрономического опыта для сельских учителей и крестьян по улучшению культуры земледелия.

И.Я. Яковлев изучал опыт учебных заведений России, в которых преподавалось сельское хозяйство. От них он получал много ценных советов об эффективной организации работы на ферме. Так, в документах Симбирской чувашской учительской школы сохранились копии с программ уроков по сельскому хозяйству Уржумского городского училища, «Правила преподавания земледелия, садоводства, огородничества и пчеловодства в Бирской инородческой учительской школе» и др.

Таким образом, Симбирская чувашская учительская школа выпускала высокообразованных учителей, хорошо подготовленных по предметам естествоведческого цикла и сельскому хозяйству. Они оказали большое влияние на развитие просвещения, культуры и улучшения сельского хозяйства и на формирование экологической культуры чувашского народа.

Как доказывают исследователи, без знания того, как развивалась теория и практика обучения и воспитания подрастающих поколений в прошлом, невозможно научное решение вопросов образования на современном этапе. В Чувашской Республике педагогическое наследие И.Я. Яковлева широко используется в учебно-воспитательном процессе учебных заведений. В республике идет модернизация образования и воспитания подрастающего поколения. Школа должна развивать у учащихся творческое мышление, умение использовать полученные знания на практике, в жизни, как это делал в свое время выдающийся просветитель. Знания и убеждения сильны именно их практическим применением в жизни. Поэтому педагогические коллективы, опираясь на опыт И.Я. Яковлева, организуют с учащимися разнообразную деятельность с учетом требований научно-технического прогресса.

В общеобразовательной и высшей школе организовано систематическое ознакомление молодежи с опытом и содержанием природоохранительных работ в Симбирской чувашской школе. В этом деле большую помощь оказывают научно-исследовательские труды Н.Г. Краснова, Г.Н. Волкова, А.Е. Землякова, О.П. Тереховой, Н.Н. Андреевой, Е.Г. Шароновой и др., освещающие опыт работы выдающегося педагога-просветителя.

В республике во всех общеобразовательных школах имеются пришкольные участки, на которых заложены опытное поле, плодовый сад и питомник. Лучшие результаты опытнической работы переносятся на поля коллективных хозяйств, АПК. Овощи и фрукты, выращенные на пришкольных участках, используются для организации бесплатных обедов для учащихся в школьной столовой.

В Симбирской чувашской школе воспитанники проходили учебную практику по всем отраслям сельского хозяйства. Эта яковлевская традиция летней учебной практики практикуется и в современной школе.

В республике вошло в традицию отмечать введенные И.Я. Яковлевым праздники в честь первой борозды, окончания сева, по случаю завершения сельскохозяйственных работ, праздник древонасаждения, весной и осенью проводят экологические субботники по озеленению и благоустройству территорий предприятий, улиц и парков. Указом Президента ЧР 2005 год был объявлен «Годом парков и садов» с целью улучшения внешнего облика городов, поселков и сельских населенных пунктов, их экологического, эстетического и культурного состояния. Ежегодно весной и осенью проводятся Республиканские  акции  «Посади  дерево и  сохрани  его».

Сохраняя предметную структуру учебного плана, учителя используют нетрадиционные формы и методы проведения уроков, реализуют межпредметные связи, комплексный подход к изучению отдельных тем, стараются поставить ученика на путь самостоятельного поиска.

В республике в общеобразовательных школах и вузах проводятся олимпиады по экологическим вопросам, научно-практические конференции и Яковлевские чтения по проблеме «И.Я. Яковлев – основатель экологического воспитания и обучения учащихся».

Учителя руководствуются рекомендацией чувашского просветителя, чтобы превратить учебный труд в источник радости, вдохновения и развития личности. Стараются расширить знания учащихся о природе, о необходимости бережного отношения к окружающей среде, пробудить интерес к профессии хлебороба и садовода, животновода и агронома, творчески подходить к любому делу, находить ответы на вопросы жизни.

Для расширения природоведческих знаний, как и в Симбирской чувашской школе, в школах проводятся природоведческие, исторические, производственные и др. экскурсии, экскурсии-походы по родному краю.

25 апреля – день рождения И.Я. Яковлева, этот день, в соответствии с Указом президента ЧР, объявлен республиканским праздником.

Министерством образования и молодежной политики ЧР организуются экологические лагеря, совместно с Министерством экологии и природных ресурсов ЧР проводятся природоохранные акции, посвященные Всемирному Дню воды; Международному Дню птиц; Всемирному дню здоровья; Международному маршу парков, Всемирному дню Земли и др.

Школьники Чувашии ежегодно участвуют на экологическом форуме «Зелёная планета», проводимом Общероссийским общественным детским экологическим движением «Зеленая планета».

Таким образом, на современном этапе научно-педагогическая опыт просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева по экологическому воспитанию и обучению учащихся широко внедряется в учебно-воспитательный процесс учебных заведений, одновременно формы и методы экологического воспитания и обучения подрастающего поколения расширяются и обновляются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Краснов, Н.Г. Иван Яковлевич Яковлев. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1976. – 272 с.
2.Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы. – Симбирск, 1913. – 136 с.
3. РГИА, ф. 803, оп. 16, д. 27. – Л. 79
4. ЦГА ЧР. Ф. 207, оп. 1, д. 977. – Л.12, 13-20.
5. ЦГА ЧР, ф. 207, оп. 1, д. 881. – Л. 9-10.
 



© 
О.П. Терехова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru