viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.В. Постникова,  (К.пед.н., доцент каф. иностранных языков и профессиональной коммуникации, Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Эксперимент
В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов - будущих экономистов к профессиональной деятельности средствами иностранного языка. Автором изучается проблема формирования умений прогнозирования, последовательность и взаимообусловленность этапов прогнозирования согласно принципу детерминированности процессов прогнозирования и проектирования. Показано развитие показателей в когнитивном, креативном, эмоционально-волевом, рефлексивном компонентах личности студентов-будущих экономистов.

Ключевые слова: Эксперимент, профессиональная деятельность, эффективность системы формирования умений прогнозирования, методическое сопровождение, доминантность показателей в компонентах модели личности.

 

Проблема формирования профессионально-значимых умений у студентов-будущих экономистов в процессе подготовки к профессиональной деятельности отражает социальный заказ на высококвалифицированных специалистов, сложившийся в настоящее время. Именно профессиональная подготовка, обеспечивающая развитие профессионально значимых умений, способна разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми к специалисту в профессиональной сфере, и личностной готовностью к их реализации. В новых условиях функционирования образовательной системы  преподаватель вуза, выполняя профессиональные обязанности, ориентируется на цель – заложить основы профессиональной деятельности. Создаваемые методики профессиональной подготовки идентифицируются с общей системой вузовского образования. Отсутствие четких критериев сформированности умений прогнозирования, а также специальных методик измерения уровня подготовки студентов – будущих экономистов к профессиональной деятельности по прогнозированию, недостаточность развития профессионально значимых умений студентов - будущих экономистов способствовала разработке системы формирования умений прогнозирования.  Целью опытно-экспериментальной работы была разработка методического сопровождения и апробирование системы формирования умений прогнозирования у студентов – будущих экономистов. Для того, чтобы выявить величину разрыва между измеряемыми показателями, результаты сравнивались на начале и в конце экспериментальной работы.

Констатирующий эксперимент направлялся на выявление уровня когнитивного, креативного, эмоционально-волевого, рефлексивного компонентов при анализе структуры модели личности экономиста. Анализ результатов проведенного исследования показал преобладание низкого уровня показателей компонентов (когнитивного, креативного, эмоционально-волевого, рефлексивного) в структуре модели личности экономиста. Вторая задача эксперимента состояла в определении степени сформированности умений прогнозирования у студентов – будущих экономистов (аналитических, диагностических, прогностических, коррекционных). Оценка умений прогнозирования проводилась с помощью количественных показателей в пределах от +1 до -1. Результаты показали низкий уровень сформированности умений прогнозирования для большинства студентов (77% от выборки), что объясняется преобладанием установки на получение высшего образования, а не на освоение профессиональной деятельности и выработку профессионально значимых умений [3].

В ходе констатирующего эксперимента оценивались показатели креативного компонента модели личности студентов – будущих экономистов, свидетельствующие о невысоком уровне сформированности данного компонента. Полученные данные подтверждали тот факт, что студенты не способны работать с полученной информацией и испытывают трудности при планировании профессиональных  действий на этапе диагностики; не способны устанавливать скрытые связи и закономерности в возникновении и развитии ситуаций, в том числе критических; не способны обнаруживать причинно-следственные связи между явлениями и событиями, а также выявлять факторную взаимозависимость, влияющую на развитие ситуации; испытывают затруднения при создании моделей, адекватных имитируемому объекту, и отображении его в виде, доступном для понимания.

Сравнение оценок по показателям эмоционально-волевого компонента выявило низкий уровень сформированности прогностических умений. В ходе констатирующего эксперимента был обнаружен невысокий уровень сформированности показателей рефлексивного компонента, которые свидетельствуют о том, что студенты – будущие экономисты не способны осуществлять процедуру эмпирической проверки истинности научных положений. Следовательно существует необходимость введения информационных проектов, направленных на формирование коррекционных умений и ориентированных на реализацию четвертого этапа профессиональной деятельности – верификации [3]. Можем заключить, что по всем показателям определен в основном невысокий уровень диагностических умений, что может быть объяснено недостаточной насыщенностью в содержании профессиональной подготовки студентов – будущих экономистов специфики профессиональной деятельности. 

Гипотетическая позиция эксперимента основывалась на предположении того, что сформированные умения прогнозирования у студентов – будущих экономистов характеризуются развитием показателей в когнитивном, креативном, эмоционально-волевом, рефлексивном компонентах.

Исследовательская работа осуществлялась в нескольких направлениях: проводились наблюдение и анализ изменений в уровне сформированности умений прогнозирования у студентов – будущих экономистов, а также в качественных характеристиках когнитивного, креативного, эмоционально-волевого, рефлексивного компонентов в структуре модели личности студента – будущего экономиста. Анализ полученных данных показал, что уровень сформированности умений прогнозирования у студентов – будущих экономистов по сравнению с констатирующим экспериментом имеет тенденцию к повышению, при этом 90 %. составляет удовлетворенность студентов в их сформированности. Для того, чтобы уточнить тактику управления процессом формирования умений прогнозирования у студентов – будущих экономистов были сопоставлены показатели когнитивного, креативного, эмоционально-волевого, рефлексивного компонентов модели личности студентов экономического факультета до и после эксперимента, а также была выявлена доминантность и взаимосвязь показателей в компонентах модели личности[6].

Результаты формирующего эксперимента предоставили высокий уровень показателей всех компонентов, что является свидетельством результативности  разработанной и апробированной системы формирования умений прогнозирования у студентов-будущих экономистов. По всем показателям отмечена положительная динамика: когнитивный компонент дал рост от 56% до 76%, что обусловлено применением кейс-метода в обучении студентов – будущих экономистов, направленного на поиск разнообразных вариантов решения профессиональных задач, расширение базы профессиональных ситуаций; побуждающего студентов к системному анализу, синтезу информации, проектированию различных способов решения задач. Ситуации кейс-метода были классифицированы на: ситуацию-проблему, направленную на формирование умения воспринимать и извлекать информацию; ситуацию-оценку, направленную на умение синтезировать информацию и проводить ее системный анализ; ситуацию-иллюстрацию, направленную на формирование умения сравнивать и абстрагировать; ситуацию-упреждение, направленную на формирование умения проектировать [1].

Креативный компонент свидетельствовал о тенденции к повышению. Показатель «умение структурировать информацию» увеличился от 32% до 64%, показатель «умение ставить задачу» - от 24% до  56%, показатель «умение формулировать цель» - от 16% до 60%, показатель «умение планировать» - от 14% до 44%, показатель «умение принимать решение (ставить диагноз)» - от 24% до 65 %. В среднем значение показателей креативного компонента модели личности студентов – будущих экономистов увеличилось по сравнению с констатирующим экспериментом на 35,5 %. Можем заключить, что такие показатели обусловлены использованием деловых проектов в обучении иностранному языку для специальных целей, направленных на поиск определенных тактик решения соответствующих задач, заложенных в профессиональной деятельности прогнозирования; способствующих моделированию сферы профессиональной деятельности студентов – будущих экономистов.

Высокий уровень сформированности эмоционально-волевого компонента у студентов – будущих экономистов был определен на основе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Рост показателей выявлен и структурирован: «умение обобщать информацию» - от  16% до 84 %, «умение моделировать информацию» - от 14 до 80 %, «умение управлять ситуацией» - от 8% до 75 %, «умение прогнозировать» - от 18% до 85%, «умение организовывать информацию» - от 20% до 78%. Заключаем, что значение показателей эмоционально-волевого компонента увеличилось в среднем на 54%, что обусловлено использованием ролевых проектов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Ролевые проекты внедрялись для формирования группы прогностических умений посредством погружения студентов в деятельность, требующую работы с профессиональной информацией: обобщение и моделирование информации; имитация видов и функций профессиональной деятельности на иностранном языке: управление явлениями, прогнозирование ситуаций в экономической сфере деятельности, организация  приобретенной информации. Расширению спектра профессиональных ситуаций, способов разрешения проблем, а также способов достижения целей профессиональной деятельности поспособствовали ролевые проекты, классифицированные по направлениям деятельности экономиста (международная торговля; торговая политика; мировая экономика; международная экономическая интеграция; международная миграция; многонациональные предприятия; международный валютный рынок; движение капитала; современные международные экономические отношения; иностранные инвестиции; банки) [2].

Показатели  уровня рефлексивного компонента дали также положительный рост: «умение оценивать результаты деятельности» - от 28% до 74 %, «умение анализировать полученный опыт деятельности» - 40% до 68%, «умение контролировать ситуацию» - 32% до 74% , «умение регулировать ситуацию» - 38% до 65%, «умение корректировать информацию» - от 20% до 68%  , «умение рефлексировать ситуацию» - от 28% до 60%. Данные свидетельствуют о том, что значение показателей рефлексивного компонента увеличилось в среднем на 37%, что обусловлено использованием информационных проектов в процессе обучения иностранному языку студентов – будущих экономистов в неязыковом вузе. Информационные проекты структурировались по проблемам и побуждали студентов к индивидуальному самостоятельному поиску, сбору и обработке информации, в результате чего студенты оценивали и анализировали приобретенный опыт и результаты деятельности; осуществляли контролирующие и регулятивные процессы, корректировали информацию, а также были способны рефлексировать ситуацию в процессе моделирования профессиональной деятельности.

Сравнив полученные результаты с материалами констатирующего эксперимента выявили доминирующие показатели  компонентах модели личности будущих экономистов. Главным показателем в когнитивном компоненте является умение проводить системный анализ, что подтверждает способность студентов – будущих экономистов предпринять первый этап деятельности прогнозирования – анализ; в креативном компоненте – умение ставить диагноз, то есть реализовать второй этап прогнозирования – диагноз; в эмоционально-волевом компоненте – умение ставить прогноз, то есть осуществить третий этап прогнозирования – прогноз; в рефлексивном компоненте – умение скорректировать, что свидетельствует о готовности студента – будущего экономиста к проведению этапа верификации в профессиональной подготовке к деятельности прогнозирования. Проведя анализ результатов исследования, заключаем, что последовательность и взаимообусловленность этапов прогнозирования способствует соблюдению принципа детерминированности процессов прогнозирования и проектирования.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дудович Д.Л. InterculturalAwareness: методические рекомендации для студентов-будущих культурологов / Д.Л. Дудович. - Самара: Изд-во «Институт анализа экономики города и региона», 2014. – 48с.
2. Левченко В.В., Кашина Е.Г. Критерии отбора содержания обучения иностранным языкам студентов в вузе на основе интеграции. // Вестник Самарского государственного университета. – 2012. - №5(96). – С.48-50.
3. Постникова Е.В. Формирование умений прогнозирования у студентов-будущих экономистов: монография /Е.В. Постникова. – Самара: ООО «ОФОРТ»: Самарский государственный университет, 2007. – 171 с.
4. Постникова Е.В. Английский язык (для подготовки к экзамену): учебное пособие / Е.В. Постникова. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. – 56с.
5. Рыбкина А.А. Педагогические условия формирования профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку. – Саратов: Саратовский юридический институт МВД России. 2005. – 152 с.
6. Экономическое мышление: философские предпосылки: Учебное пособие /Е.Н.Калмычкова, И.Г.Чаплыгина – М.:ИНФРА – М.,2005. – 272 с.
7. Harmer ,J. 2007 The Practice of English Language Teaching. 4th ed. Harlow, UK: Pearson Longman.
8. Nation, I.S.P. Learning vocabulary in another language. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
9. Rizo-Rodrigues, A. Review of five English language learners’ dictionaries on CD-Rom. Language Learning and Technology. 12(1): p.23-42
10. Waters A.,Hutchinson T. English for Specific Purposes6 a learning-centered approach. Cambridge; Cambridge University Press. 2008. – 467 p.
 



© 
Е.В. Постникова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru