viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Р.А. Карелова,  (Нижнетагильский горно-металлургический колледж им. Е.А. и М.Е. Черепановых)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Готовность к профессиональной мобильности
В статье предлагается и теоретически обосновывается комплекс моделей по формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов колледжа. Комплекс представляет собой находящиеся в тесной связи компетентностную, процессную и структурно-функциональную модели.

Ключевые слова: Готовность к профессиональной мобильности, студенты колледжа, специалисты среднего звена, комплекс моделей, компетентностная модель, процессная модель, структурно-функциональная модель.

 

Анализ становления проблемы подготовки мобильных специалистов в педагогической практике позволяет говорить о том, что подготовка специалистов среднего звена, готовых к непредсказуемому будущему, не так давно стада предметом научного интереса со стороны педагогов. Это обусловливает отсутствие единства в понимании теоретико-методологических основ формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов колледжа. При этом на государственном уровне обозначается огромный дефицит в специалистах среднего звена [4, с.56]. Это еще раз подтверждает необходимость комплексного исследования проблемы формирования готовых к профессиональной мобильности выпускников учреждений среднего профессионального образования.

В своей работе, отдавая должное мнению ряда авторов (О.В. Амосова, Е.Н. Исаев, Н.С. Мерзлякова, Е.А. Никитина, М.А. Пазюкова, В.А. Сластенин) о взаимосвязанности субъектности личности и мобильности человека, мы рассматриваем субъектный опыт, накопленный студентом в процессе обучения в колледже, как фактор формирования его готовности к профессиональной мобильности. Под субъектным опытом студента мы понимаем опыт преобразования ситуаций через эффективное самоуправление студента, обусловленный опытом освоения различных видов учебно-профессиональной деятельности, постановки целей, выработки программ действования, оценки результатов своей деятельности в различных ситуациях при решении различных учебных задач.

Для всестороннего изучения и решения указанной выше проблемы, представляется необходимым и возможным обратиться к методу моделирования как универсальному методу познания, с помощью которого можно разработать модель изучаемого процесса. Сущность моделирования, как метода познания (в том числе и в педагогике) заключается в замене изучаемого объекта моделью (объектом заместителем), в которой содержатся существенные черты, свойства, отношения объекта оригинала [3, с.12]. При этом изучение модели позволяет получить новую информацию об изучаемом объекте [2, с.23].

С помощью конкретной модели можно изучить отдельную сторону исследуемого педагогического феномена. Однако процесс подготовки готовых к профессиональной мобильности студентов не является тривиальным и требует всестороннего описания, что возможно лишь через комплекс частных моделей [6, с.126]. Так, Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева отмечают, что «никакая отдельно взятая модель, даже очень сложная, не может дать адекватного представления об изучаемом объекте» [Там же] и считают, что для моделирования сложных систем необходим комплекс моделей. Эта точка зрения подтверждается и А.Н. Дахиным, который рассматривает комплексный подход к моделированию как один из действенных способов повышения валидности модели (ее достоверности, адекватности) [1, с.14]. Автор отмечает, что «комплексная модель не является простой суммой составных моделей, а представляет именно систему, объединяющую составные элементы, которые сами находятся во взаимосвязи друг с другом» [Там же]. На основе анализа исследований, где рассматривалась идея комплексного моделирования, Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева выделили ряд моделей, разработка которых продуктивным образом влияют на исследования в различных направлениях педагогики.

В нашем случае требуется разработать структурно-функциональную, процессную и компетентностную модели.

При этом под комплексом моделей формирования готовности к профессиональной мобильности через субъектный опыт у студентов колледжа мы понимаем совокупность компетентностной, структурно-функциональной и процессной моделей, каждая из которых с помощью схемы представляет значимые черты исследуемого объекта (рис. 1).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дахин, А.Н. Моделирование в педагогике/ А.Н. Дахин // Идеи и идеалы.  2010.  №1(3), т.2.  С.11-20.
2. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: пер. с нем / К. Ингенкамп.- М.: Педагогика, 1991.  240 с.
3. Основы внутришкольного управления / под ред. П. В. Худоминского. — М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
4. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.  Режим доступа: http://минобрнауки.рф/проекты/413/файл/2605/BookEducation_02.pdf
5. Ядровская, М.В. Модели в педагогике/ М.В. Ядровская // Вестник Томского государственного университетеа. – 2013.  № 366.  С.139-143.
6. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.  239 с.
 



© 
Р.А. Карелова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru