viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.А. Земляницин,  (К.ист.н., доцент каф. всеобщей истории, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Учебники
В статье рассмотрены возможности современных российских учебников обществознания для средней школы (5-11 классы) в формировании у школьников понятий "справедливость" и "право" в международных отношениях. Автор отдельно анализирует учебники 5-9 классов и 10-11 классов и делает выводы по каждой ступени образования. Проведенный анализ позволяет нам утверждать, что у российских учебников по обществознанию для средней школы есть потенциал, чтобы сформировать понятия «справедливость» и «право» в международных отношениях.

Ключевые слова: Учебники, обществознание, основная школа, международные отношения, справедливость.

 

Формирование представлений о праве и справедливости у школьников, на наш взгляд, - одно из приоритетных направлений в современном обществоведческом образовании. Сформированность данных представлений, объективно являющихся системообразующими в становлении этических ценностей личности, относятся к числу показателей, отражающих достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы общего образования, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) основного общего и среднего общего образования. Так, ФГОС основного общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы называет «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре» и «развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения» [7, c. 5-6]. Безусловно, формирование ценностей личности, в том числе и представлений о праве и справедливости, происходит в рамках освоения программ всех учебных дисциплин, а также во внеурочной и внешкольной деятельности, но в силу предметной специфики уроки обществознания играют в данном процессе особую роль.

В силу объективных причин, таких как обострение международной обстановки, увеличения удельного веса внешней политики в общественной жизни России, активизации России на мировой арене, формирование у школьников представлений о праве и справедливости в международных отношениях представляется крайне важным. В этой связи большой интерес вызывает вопрос, какие именно представления о праве и справедливости в международных отношениях содержаться в современных учебниках обществознания. Безусловно, и личность учителя, и семья, и средства массовой информации оказывают огромное влияние на то, какие этические ценности будут сформированы у школьников, но учебник, на наш взгляд, является той основой, которая определяет единство базовых представлений школьников по тому или иному вопросу. Поэтому источниковой базой нашего исследования стали учебники обществознания, включенные в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования [8].

Формирование у школьников понятия «справедливость» предусмотрено в разделе курса обществознания, посвященного этическим проблемам. В зависимости от линии учебников, по которой работает учитель, этот материал изучается в 6 или 7 классе. Наибольшее внимание данному вопросу уделено в линии учебников обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова. Авторы учебника для 7 класса, входящего в данную линию, отмечают: «справедливость заключается в том, …  чтобы каждый получал то, на что имеет право» [2, c. 80]. Здесь же отмечена и тесная связь между справедливостью и законом: «Люди издавна стремились каким-либо способом утвердить в обществе справедливость. И нашли самый надежный способ – с помощью законов»[2, c. 81]. Авторы обращают внимание школьников и на обратную зависимость: «Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости»[2, c. 86].

К проблемам международных отношений авторы учебников по обществознанию обращаются дважды: на ступени основного общего образования в 7 или 9 классе и на ступени среднего общего образования в 10 или 11 классе.

На ступени основного общего образования авторы ограничиваются, в основном, раскрытием внешних функций государства и связанных с ними вопросов национальной безопасности. Авторы учебника линии под редакцией Л.Н. Боголюбова отмечают, что «внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны»[4, c. 15]. При этом авторы уделяют большое внимание вопросам воинской обязанности и военной службы, делая акцент на том, что стремление к мирному сотрудничеству государств вовсе не исключает необходимости подготовки государством боеспособной армии и, следовательно, службы граждан в ее рядах [2, c. 86-89]. В то же время авторы подчёркивают, что в современном мире единственной функций армии должна оставаться защита государства от внешних угроз, и с целью осмысленного усвоения учащимися этой идеи ставят перед ними следующие вопросы: «От кого российские военнослужащие должны защищать Отечество в наши дни? Какие угрозы возникают для нашей страны в начале XXI в.?» [2, c. 89]. По мнению самих авторов, наиболее существенными угрозами для нашей страны являются угроза ядерной войны (глобальная угроза), угроза вооруженных конфликтов на приграничных территориях (региональные угрозы) и угроза деятельности террористических организаций (частные угрозы). Авторы обращают внимание учащихся на то, что причиной возникновения большинства региональных конфликтов на границах нашей страны «были споры о принадлежности определённых территорий, религиозные столкновения, религиозная нетерпимость» [2, c. 90]. На наш взгляд, подобный подход к освещению данного вопроса является залогом успешного формирования не только представлений о справедливости в международных отношениях, но также толерантности и патриотизма.

Авторы учебника линии под редакцией Г.А. Бордовского относят к внешним функциям государства функцию обороны, дипломатическую функцию, поддержку мирового правопорядка, внешнеэкономическую функцию и культурное сотрудничество [6, c. 110-111]. Они особо подчёркивают, что «внешнеполитическая деятельность государства в современном мире будет эффективной только в том случае, если она базируется на принципах международного права, учитывает национальные, экономические, культурные и иные интересы всех народов, входящих в мировое сообщество» [6, c. 111]. Функцию обороны они считают исключительной, отмечая, что «в настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя разрешение конфликтов между государствами» [6, c. 110-111]. Авторы считают, что государство может использовать вооруженные силы лишь для «отражения внешнего нападения, защиты суверенитета и территориальной целостности страны» [6, c. 110].

Учебник по обществознанию для 7 класса линии под редакцией Г.А. Бордовского содержит отдельный параграф «Международные отношения и национальная безопасность», в котором авторы, развивая свою мысль о внешних функциях государства, отмечают, что «основой [международных] отношений является принцип уважения границ и независимости друг друга, ненападения, равенства, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного сосуществования, исключения войны как средства политики» [6, c. 159]. В то же время они не отрицают того, что в мире сохраняется «межгосударственное соперничество за расширение своего влияния на международной арене» [6. C. 159]. Стоит также отметить, что авторы данного учебника раскрывают такие важные для понимания сущности международных отношений понятия как «национальные интересы» и «национальная безопасность». При этом к числу национальных интересов России они относят «достойное место государства в мировом сообществе», а среди угроз национальной безопасности России называют не только прямые, но и косвенные, например, «расширение военного блока западных стран, его продвижение к российским границам» [6, c. 162]. Проблем международных отношений авторы касаются и в параграфе, посвященном глобальным проблемам современности. К числу данного рода проблем авторы относят угрозу ядерной войны и проблему международного терроризма [6, c. 169]. Стоит особо отметить, что говоря о путях решения глобальных проблем, авторы обращают внимание учащихся на важность коллективного характера усилий всего мирового сообщества в процессе их преодоления. Они, например, отмечают, что «проблема международного терроризма … требует для своего решения совместных действий всех стран и народов» [6, c. 176]. Авторы подчёркивают особую роль международных миротворческих организаций в процессе разрешения международных конфликтов и отводят вопросам деятельности данных организаций отдельный пункт параграфа [6, c. 160-161].

Таким образом, в современных учебниках обществознания уже на ступени основного общего образования прослеживается тенденция осуждать как несправедливые и незаконные любые проявления международной активности, нарушающие мирное сосуществование государств. Единственным оправданием использования вооруженных сил в международных отношениях авторы называют необходимость защиты государственного суверенитета и территориальной целостности государства от прямых и косвенных угроз.

Также важно отметить, что в линии учебников по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова особое внимание уделяется проблеме межнациональных отношений. И хотя данный вопрос рассматривается в контексте развития многонационального Российского государства, содержащиеся в этом разделе оценки могут быть транслированы и на проблемы международных отношений, косвенно влияя на формирование представлений школьников о справедливости в отношениях между государствами. Так, раскрывая понятие «чувство национальной гордости», авторы учебника для 8 класса отмечают, что «национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что другие народы тоже имеют право на национальную гордость» [3, c. 125]. Данной, справедливой, позиции авторы противопоставляют другую – «не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее, и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа» [3, c. 125]. При этом авторы подчёркивают, что «такая ограниченность ведёт к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного» [3, c. 125].

Авторы данного учебника поднимают и еще один очень важный вопрос – проблему возможности использования понятия «исторической справедливости» в межнациональных территориальных конфликтах. Они справедливо отмечают, что «если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период», а «поскольку территориальные границы не всегда чётко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно» [3, c. 126]. Попытки же «силой решить эту проблему ведут за собой немыслимые бедствия» [3, c. 126]. Авторы призывают адекватно относиться к своей национальной истории: «Молодое поколение не должно слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определять, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения» [3, c. 126]. По мнению авторов, «если в истории есть мрачные страницы, то воспринимать их надо соответственно – с болью и негодованием, не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают» [3, c. 125].

На наш взгляд, данные замечания авторов крайне важны для формирования у современных школьников адекватного представления о праве и справедливости в международных отношениях, которое должно предотвратить развитие опасной тенденции подмены истинного патриотизма национализмом и шовинизмом.

К сожалению, вопросы непосредственно международного права практически не освещены в учебниках обществознания для 5-9 классов. Исключение составляют лишь вопросы международного гуманитарного права, раскрывая которые авторы приходят к выводу о том, что «международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной» [4, c. 197].

Таким образом, у школьников на ступени основного общего образования формируются лишь самые общие представления о праве и справедливости в международных отношениях. Из используемых в настоящее время в образовательной практике учебников они могут почерпнуть сведения о том, что в международных отношениях государства должны пользоваться нормами международного права, избегать войны; что нарушение норм международного права является несправедливым и недопустимым, но сведения о самих этих нормах носят крайне фрагментарный характер.

В учебниках обществознания для 10-11 классов вопросы международного права освещены более подробно. В учебнике по обществознанию для 11 класса линии под редакцией Г.А. Бордовского данному вопросу даже посвящен отдельный параграф. Авторы отмечают, что «одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против неприкосновенности ее территории» [5, c. 163]. Авторы говорят о том, что государство, нарушающее нормы международного права является государством-агрессором, а «любое насильственное удержание чужой территории или угроза ее захвата представляет собой либо аннексию, либо агрессию» [5, c. 163].

В учебнике перечислены основные принципы международных отношений: принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов, принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем, признание нерушимости границ, территориальной целостности, отказ от применения силы с целью нарушения политической независимости того или иного государства, принцип равноправия и самоопределения народов, исключающий иностранную власть на территории другого государства. При этом авторы отмечают, что главный принцип международных отношений – это «невмешательство, согласно которому никакое государство или группа государств не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние дела другого государства» [5, c. 164]. Авторы особо подчеркивают, что «принцип мирного сосуществования стал приоритетным в международных отношениях» [5, c. 304], а «современная теория глобальной безопасности основана на принципах мирного разрешения международных споров и конфликтов» [5, c. 169]. Необходимо отметить, что авторы не просто дают учащимся готовые ответы на вопросы, но и заставляют их задуматься над проблемой правового регулирования международных отношений. Например, перед учащимися ставятся вопросы: «Назовите причины, которые побудили политиков отказаться в целом от взгляда на войну как эффективное средство решения международных проблем?» [5, c. 169], «В каком случае государство можно считать ответственным за возникновение межгосударственного конфликта?» [5, c. 301], «Как вы считаете, можно ли делить современные войны на справедливые и несправедливые?» [5, c. 303]. Обращаются авторы и к историческому опыту: «Первая мировая война ярко продемонстрировала, что применение силы не только не решает существующие проблемы, но и создает новые» [5, c. 303].

Таким образом, материал данного учебника дает возможность сформировать у учащихся представление о несправедливости войны как способа разрешения международного конфликта, об ответственности государства за нарушение принципов и норм международного права.

С другой стороны, авторы поднимают проблему относительной эффективности системы международного права. Так, они ставят перед учащимися отчасти провокационные вопросы: «Почему на протяжении всей истории человечества нарушались существующие нормы международного права?», «Являются ли нормы международного права универсальным инструментом, регулирующим вопросы войны и мира?» [5, c. 308]. Однако данные вопросы не должны создавать у учащихся представления о том, что войны неизбежны, несмотря на их несправедливость, а мирное разрешение конфликтов является утопией. Напротив, авторы говорят о необходимости совершенствования системы международного права и в этой связи вновь обращаются к историческому опыту: «Одной из причин слабости Версальской системы было то, что она в первую очередь защищала интересы таких держав, как Англия и Франция. Чьи интересы должна защищать система международного права, чтобы быть работоспособной?» [5, c. 303]. Таким образом, авторы подводят учащихся к выводу, что система международного права лишь тогда будет эффективной, когда она сама будет справедливой, и в этом случае она сможет обеспечить соблюдение справедливости в международных отношениях.

Авторы учебника обществознания для 10 класса линии под редакцией Л.Н. Боголюбова особое внимание уделяют столь актуальному вопросу международных отношений, как правовые основы противодействия терроризму. Авторы особо отмечают, что терроризм «представляет серьёзную угрозу конституционной безопасности и территориальной целостности страны» [1, c. 323] и поэтому борьба с терроризмом допускает применение военное силы. В то же время авторы подчёркивают, что «… решая задачу противодействия терроризму, Российское государство стремится к эффективному подавлению террористической деятельности в рамках действующего законодательства» [1, c. 323], в том числе международного, поскольку «… нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы» [1, c. 323].

В результате проведенного анализа современных школьных учебников обществознания необходимо сделать вывод о принципиальной возможности формирования на представленном в них материале представлений о праве и справедливости в международных отношениях у выпускников общеобразовательных учреждений. Конечно, формирование данных представлений требует кропотливой работы учителя и учащихся, внимательного прочтения материалов учебника, всестороннего использования всех его ресурсов. Но, на наш взгляд, при условии эффективно выстроенной работы в данном направлении у учащихся могут быть сформированы представления о справедливом поведении государства на международной арене, основанном на принципах международного права, и, следовательно, созданы условия для самостоятельной адекватной оценки современных событий и процессов международной политики. В то же время необходимо отметить, что в силу своей специфики обществознание как учебный предмет рассматривает, главным образом, теоретическую сторону проблемы международного права, привлекая исторический материал лишь в качестве иллюстративных примеров. Поэтому в процессе формирования устойчивых представлений учащихся о праве и справедливости в международных отношениях, как, впрочем, и в решении большинства иных образовательных задач, огромную роль играют межпредметные связи обществознания и истории. Однако в настоящее время полноценно выстроить эти связи в рамках решения интересующей нас проблемы не представляется возможным в силу фактического отсутствия соответствующего материала в учебниках всеобщей истории [9].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. М.: Просвещение, 2014. 351 с.
2. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
3. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А.Ю. М.: Просвещение, 2014. 255 с.
4. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2014. 208 с.
5. Обществознание: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ под общ. ред. Г.А. Бордовского. М.: Вентана-Граф, 2012. 320 с.
6. Соболева О.Б., Корсун Р.П. Обществознание: человек в обществе: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под общ. ред. Г.А. Бордовского. М.: Вентана-Граф, 2014. 208 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
8. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. URL: http://edu-frn.spb.ru/docs/federal.
9. Kudryavtseva T., Zemlyanicyn V. Law and justice in the discussion of military conflicts in Russian secondary school world history textbooks // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No 6. P. 84-90.
 



© 
В.А. Земляницин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru