viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

О.Н. Горошко,  (Северо-Кавказский федеральный университет (филиал) в г. Пятигорске)

Е.В. Малышкина,  (Северо-Кавказский федеральный университет (филиал) в г. Пятигорске)

И.А. Бондарь,  (Северо-Кавказский федеральный университет (филиал) в г. Пятигорске)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Понимание устной речи; коммуникативная деятельность; общение; процесс говорения; лексические единицы; догадка; процесс обучения
В статье рассматривается вопрос обучения аудированию, которое представляет собой отдельный вид коммуникативной деятельности, где каждый участвующий в общении, используя говорение, добивается удовлетворения своей потребности в обмене информацией. Существенным для аудирования представляется необходимость сформировать образы языковых явлений в комплексе их грамматических, лексических и фонетических признаков, которые преобразуются в определенную модель в памяти учащихся.

Ключевые слова: Понимание устной речи; коммуникативная деятельность; общение; процесс говорения; лексические единицы; догадка; процесс обучения.

 

Тема обучения аудированию в изучении иностранного языка не является новой, поскольку эта тематика привлекала и привлекает внимание российских и зарубежных ученых таких, как Е.Ю. Малушко, З.В. Полиенко, Т.А. Катомахина, Л.Н. Рогова и др. [4] Для теоретических целей исследования мы опирались на работы ученых, содержащих материалы, связанные с проблемами восприятия и понимания устной речи.[2]  Помощь восвещении вопросов классификации функций, позволяющих осуществлять устную коммуникацию, оказали исследования таких авторов как А.П. Наумова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез и др. [5]

Рассмотрим одно из мощных средств обучения иностранному языку, которое одновременно является и проблемой у людей, изучающих язык, и в то же время своего рода толчком при его изучении. Данным средством является аудирование – восприятие и понимание устной речи, которое может выступать в реальной устной коммуникации в трех различных ролях.

Во-первых, аудирование представляет собой отдельный вид коммуникативной деятельности с определенным мотивом, который отражает потребности того или иного человека, а также характер его деятельности. Следует подчеркнуть тот факт, что в такой роли оно выступает, например, при прослушивании развернутого монологического высказывания, рассказа, при просмотре фильма, телепередачи и т.п.

Во-вторых, аудирование может выступать в роли действия, входящего в состав устной коммуникативной деятельности, где каждый участник общения, используя говорение и восприятие чужой речи на слух, добивается удовлетворения своей потребности в обмене информацией, которая здесь становится мотивом всей устной коммуникативной деятельности. В этой роли аудирование выступает в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям.

И, наконец, в-третьих, аудирование функционирует в качестве обратной связи у каждого говорящего в момент порождения высказывания. Эта операция позволяет ему осуществлять самоконтроль за своей речью и знать, насколько верно в звуковой форме реализуется его речевые намерения. Отсюда следует, что аудирование является неотъемлемым элементом процесса говорения.[3]

Если рассматривать практическую цель обучения иностранному языку, то можно утверждать что, учащиеся овладевают аудированием в этих трех функциях, так как  с их помощью осуществляется устная коммуникация. Нам видится важным подчеркнуть, что овладение данными функциями и составляет содержание обучения восприятия речи на слух.  При обучении устной коммуникации аудирование выполняет учебные функции. Одна из них заключается в том, что, если исходить из учебного аудирования, то у учащегося вырабатывается механизм восприятия высказываний, функционирование которого позволяет осуществлять прием информации в устной форме на иностранном языке.

Учитывая  принцип устной основы обучения аудированию, можно отметить и тот факт, что оно выполняет важную учебную функцию – введение языкового материала в учебный процесс, с которого начинается его усвоение в устной форме. Грамматические модели, содержащие соответствующие лексические единицы в составе групп и оформленные в интонационном и звуковом отношении по нормам иностранного языка, нам видится достаточно эффективным, вначале вводить в аудирование, а затем уже в говорение.

Процесс аудирования заключается в восприятии звукового ряда английской речи: в способности различить существительные дифференциальные признаки, характерные для аудируемых языковых явлений; узнавании этих явлений через сличение их признаков с признаками соответствующих им внутренних образов; понимании высказываний через осмысление слышимых форм на основе этих образов; опережающем прогнозировании (антиципации) при слуховом восприятии текста. [1]

Таким образом, существенным для аудирования представляется необходимость формировать образы английских языковых явлений вместе с их фонетическими, грамматическими и лексическими признаками, которые  могли бы стать моделью данных явлений в памяти учащихся, отражающей их  основные свойства и отношения между ними. Благодаря этим образам осуществляется  распознавание и понимание слышимых высказываний.

Отметим тот факт, что формирование слухоречемоторных образов языковых явлений важно не только для аудирования, но и для говорения. Эти образы относятся к  основному элементу механизма восприятия и порождения высказываний, так как именно они  формируют высказывания самих учащихся на иностранном языке, а также  играют роль эталонов, по которым сравнивается аудируемая речь и речь учащихся при самоконтроле по обратной связи.  Если не сформировать образы английских языковых явлений в единый комплекс с их грамматическими, лексическими и фонетическими признаками, то невозможно будет осуществить ни аудирование чужих высказываний на иностранном языке, ни выражение своих собственных.

Формирование таких слуховых образов и является главным назначением первого периода освоения материала, протекающего от введения его в аудирование до введения в говорение.

Исходя из того, что  поставленное аудирование протекает на основе процесса антиципации, то овладение опережающим прогнозированием составляет, по-нашему мнению, существенную часть обучения восприятия устной речи, в большей степени на продвинутом этапе. При этом возникает особая задача развития догадки, особенно в процессе обучения незнакомым языковым явлениям. Слушающий должен понять общее содержание речи в условиях неполной информации или догадаться о значении незнакомых языковых явлений, опираясь на ситуацию общения, контекст и знакомые элементы. Это развивает у учащихся слуховую память, для того чтобы удерживать в процессе аудирования уже воспринятую часть высказывания.

Таким образом, для освоения аудирования нам видится необходимым:

  • сформировать слуховые образы языковых явлений английского языка;
  • выработать понимание со слуха этих языковых явлений в речи на основе сформированных их образов;
  • выработать догадку при аудировании текстов, содержащих незнакомые языковые явления.

В процессе учебной коммуникации формируются слуховые образы языковых явлений иностранного языка в комплексе с  упражнениями, которые носят коммуникативный характер, а так как при коммуникации осуществляется прием и передача информации, то весь процесс овладения аудированием, включая и формирование слуховых образов звуковых явлений, происходит с самого первого предъявления  языкового материала в устной форме при полном осмыслении содержания услышанного материала.

Этого можно достичь, используя широкое применение средств наглядности при введении и освоении различных языковых явлений. Опора на эту наглядность, которая моделирует фрагменты объективной действительности, позволяет учащимся осмыслить предъявляемую языковую форму и при многократном прослушивании закрепить в памяти определенное смысловое содержание. В дальнейшем в результате восприятия и различения формы у них формируется слуховой образ данного явления комплексного характера, так как включает семантические, лексические, грамматические и фонетические признаки явления. Таким образом, будучи сформированным, он уже функционирует и без опоры на наглядность.

Осваивая аудирование учащиеся слышат чужую речь и прослушивают тексты,  содержащие незнакомые слова и грамматические явления. Основной задачей в связи с этим становится отработка способности догадаться о значении незнакомых слов, опираясь на ситуацию общения, контекст или форму слова, схожую по звучанию, или производную от знакомого слова.

Помимо этого, учащимся необходимо научиться понимать общий смысл высказываний или текстов в рамках недостаточной информации, когда некоторая часть языковых явлений остается неузнанной или незнакомой, при опоре  на непонятную часть.

Данная сторона освоения аудирования  является очень важной, так как развитая догадка дает возможность понимать не только речь преподавателя, адаптированную к языковой подготовке учащихся, но и речь, приближенную к естественным условиям коммуникации.

Проведенные исследования обучения аудированию позволили сделать следующие выводы:

1.  Аудирование, как отдельный вид коммуникативной деятельности, входит в состав устной речи, где каждый участвующий в общении добивается удовлетворения своей потребности в обмене информацией, которая становится мотивом всей устной коммуникативной деятельности.
2. В процессе обучения у учащихся вырабатывается истинное владение аудированием, которое позволяет понимать речь разных людей, таким образом, осуществлять реальную коммуникацию.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамовская Н.Ю. Психологические трудности аудирования при обучении иностранным языкам // Тезисы 1-ой Всероссийской научно практической конференции. / Сб.: Психодидактика высшего и среднего образования. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. 71с.
2.Васючкова О. И., Шалимо И. Г. Обучение иноязычной речевой деятельности: методические рекомендации для преподавателей иностранного языка / под общей редакцией Л.В. Хведчени. Мн.: БГУ, 2004. 99с.
3. Елухина Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики // ИЯШ. №2, 1989. С.28-36.
4. МалушкоЕ.Ю. Подход к обучению иноязычному аудированию в Российской магистратуре. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9, Исследования молодых ученых. Вып.11/ 2013. С.175-179;
5. Наумова А.П. Форум как интерактивный жанр профессионального дискурса. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9, Исследования молодых ученых. Вып.9. С.26-33;
6. Полиенко З.В., Катомахина Т.А., Рогова Л.Н. Стратегия активного обучения как ответ на запросы современного общества / Карповские научные чтения: сборник научных статей. Вып. 6 Минск: Белорусский государственный университет, 2012.Ч.1.100-102с.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингвистов университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр “ Академия”, 2004. 161-189с.
 



© 
О.Н. Горошко, Е.В. Малышкина, И.А. Бондарь, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru