viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Л.А. Гольдфайн,  (Преподаватель фортепиано, каф. музыкально-исполнительского искусства в образовании,, Институт искусств, Московский Педагогический Государственный Университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Эстетика; эстетическое воспитание; развитие личности молодого поколения; художественное воспитание; музыка; музыкальная эстетика; междисциплинарные связи; значение музыкального образования; задачи учителя музыки; музыка «легкая» и «серьезная»; художественный вкус учителя
В данной статье рассматриваются аспекты эстетического воспитания подрастающего поколения, комплексной подготовки всесторонне развитой личности, освещаются задачи художественного воспитания, а также роль уроков эстетического цикла в общеобразовательной школе и место учителя музыки как носителя художественного вкуса в этом процессе и его умение научить школьников отличать не только серьезную музыку от «легкой», но и низкопробную «легкую» музыку от музыки высокого качества. А также акцентируется внимание на том, что музыкальное образование играет большую роль в гармоничном развитии личности.

Ключевые слова: Эстетика; эстетическое воспитание; развитие личности молодого поколения; художественное воспитание; музыка; музыкальная эстетика; междисциплинарные связи; значение музыкального образования; задачи учителя музыки; музыка «легкая» и «серьезная»; художественный вкус учителя.

 

В  комплексной подготовке всесторонне развитой личности, одно из главных  мест занимает эстетическое воспитание подрастающего поколения. Данную работу нам хотелось бы адресовать будущим преподавателям гуманитарного цикла, а именно – учителям музыки.

Начать, по нашему мнению, необходимо с понятия эстетики как философской категории.

    Эстетика (от древнегреческого αἴσθησις – «чувство, чувственное восприятие») – это учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, природе и жизни. Ее особенностью как науки является междисциплинарный характер, то есть категории: «эстетическое», «прекрасное», «гармоничное», «безобразное» и главная категория – «красота» – присущи всем жанрам искусства. «В круг основных проблем, исследуемых эстетикой, входят эстетические чувства и представления, художественный вкус, идеал и другие составляющие эстетического сознания» [7, с.13].

В данной работе нас больше всего будет интересовать понятие эстетического воспитания, которое тесно связано с художественным воспитанием. Эстетическое воспитание – необходимое средство формирования отношения человека к жизни (к действительности), средство нравственного и интеллектуального воспитания, то естьсоздание гармонично развитой, духовно богатой личности.

Цель эстетического воспитания – развитие личности молодого поколения.

Задачи эстетического воспитания:

  • Научить видеть красоту;
  • Развить индивидуальные способности в творчестве;
  • Привить любовь к прекрасному.

В соответствии с концепцией Б.М. Неменского, система эстетического воспитания  призвана быть единой, объединяющей все предметы, где каждая дисциплина имеет свою задачу в обеспечении развития эстетической культуры и личности школьника.

    Художественное воспитание – это формирование восприятия мира во всех его проявлениях посредством различных видов искусства и стимулирование творческой деятельности подрастающего поколения. В работах многих авторов, в том числе в книге Н.И. Киященко «Сущность прекрасного» дается характеристика понятия воспитания художественного вкуса. Автор пишет: «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства с целью формирования в человеке художественных чувств и вкуса, понимания искусства, способности наслаждаться им и по возможности творить в области художественного искусства» [5,с.42]. Говоря о музыкально-эстетическом чувстве, необходимо пояснить, что средством его развития у детей являются уроки музыки в общеобразовательной школе.

С семи лет ребенок обучается в школе. Наряду с другими общеобразовательными и воспитательными задачами немаловажную роль играет воспитание художественного вкуса. Здесь же, как и в домашних условиях, на его формирование у школьников влияет все: оформление школьного здания, стенды в классах, цветы, правила хорошего тона, выработка привычки не проходить мимо того, что не эстетично, некрасиво. Практически каждый школьный предмет способствует формированию эстетического вкуса. Необходимо только уделять этому должное внимание: умению видеть правильные пропорции геометрических фигур, гармонию чисел и символов учат уроки математики, учитель рисования дает детям представление о правильном соотношении красок, форм и размеров предметов. На уроках биологии и географии дети учатся видеть и чувствовать красоту природы. Физическое совершенство, пластика движений вырабатываются у учащихся на уроках физической культуры. Уроки литературы дают богатейший материал для формирования мировоззрения высоких нравственных идеалов. И все это способствует воспитанию детского художественного вкуса.

В формировании художественного вкуса нет мелочей, он зависит от множества факторов, например: красивое сочетание цветов в одежде, картины восхода и заката солнца, морские и лесные пейзажи. Художественный вкус воспитывают лучшие творения литературы, живописи, архитектуры, музыки. И все начинается с детства. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» сказал: «Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитывать в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинное человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств» [8, с.18]. С раннего детства ребенка необходимо учить отличать «что такое хорошо и что такое плохо», что красиво и некрасиво. Родители читают детям книги, показывают иллюстрации к ним, со дня рождения поют им колыбельные, затем и другие песни, развивают музыкальный слух.

Нелишне будет сказать, что автор настоящей статьи родился в семье преподавателя литературы и музыканта, поэтому с первых дней жизни привык слушать звуки скрипки, записи инструментальных и симфонических произведений, а также очень рано познакомился со многими прекрасными образцами классической русской литературы. В развитии моего художественного вкуса и выборе будущей профессии первостепенную роль сыграли именно те впечатления, которые я получил в детстве.

В общей системе комплексного воспитания школьников огромное образовательное и эстетическое значение имеет музыка, которой принадлежит немаловажная роль в формировании художественного вкуса подрастающего поколения. «Говоря о музыкальном образовании, нельзя не иметь в виду и музыкальное развитие учащихся, ибо именно оно находится в центре внимания учителя при обучении и воспитании ребенка. При этом речь идет о самых разных аспектах музыкального развития, направленных на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры» [1, с. 7].

Так что же такое музыка как категория искусства? Это, прежде всего, вид искусства, отражающий действительность в звуковых образах. Основой музыкального искусства является мелодия, которая сочетает в себе ряд музыкально-выразительных средств: звуковысотную мелодическую линию, лад, ритм, метр, темп, динамику и др. Важным средством музыкальной выразительности является гармония – закономерное объединение музыкальных тонов в созвучия (аккорды) и установление связей между такими созвучиями при их последовательной схеме. В основе любого произведения лежит музыкальный (художественно-звуковой) образ. В зависимости от способа исполнения музыка делится на вокальную, инструментальную и вокально – инструментальную. Нередко музыка сочетается с другими видами искусства: поэзией, театром, хореографией, искусством кино.

Как уже было сказано выше, главной формой школьного образования и воспитания является урок. В школьных планах урокам музыки отводится мало времени, но настоящий специалист – учитель, мастер своего дела, любящий детей и свой предмет, и за это небольшое время сможет дать детям очень много для музыкального образования, воспитания, формирования художественного вкуса. Общеизвестно, что Д.Б. Кабалевский внес огромный вклад в детское музыкальное воспитание. По его музыкальной программе для общеобразовательных школ работает уже не одно поколение учителей. Одна из главных задач этой программы – «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [3, с. 4].

На уроках музыки значительное место отводится хоровому пению. Задача учителя – научить своих учеников петь красиво, передавая тончайшие оттенки настроений и образность произведения. Продуманный подбор репертуара, беседы с детьми на музыкальные темы, обучение анализу и правильной оценке произведений, обоснованию этих оценок – все это является путями воспитания художественного вкуса. Следует отметить, что учитель музыки на уроке привлекая другие виды искусства (живопись, литературу, театральные постановки, художественные фильмы) также способствует формированию разностороннего эстетического вкуса. «Важнейшая задача учителя видится в раскрытии красоты и гармонии, главным образом на уровне музыкального произведения. Перспективной и значимой представляется и проблема развития на уроках музыки эстетического отношения учащихся к музыке» [1, с. 19].

Как известно, существуют понятия «легкой» и «серьезной» музыки. Конечно, трудно определить точно границы данных понятий. Но наличие этих «видов» музыки заставляет нас задуматься над тем, что раз они существуют и с ними сталкиваются наши воспитанники, то и мы не имеем права обходить вопрос об особенностях и о месте «легкой» и «серьезной» музыки в системе воспитания учащихся. Для многих людей, в том числе и для некоторых музыкантов, понятие «легкая» музыка синонимична понятию «плохая». Так ли это на самом деле?

В современном понимании «легкая» музыка – это музыкальные произведения, создающиеся для восприятия широких слоев населения, предназначенные, в основном, для развлекательных целей. Она включает в себя различные жанры, от маршей, танцев, песен до оперетты. Основная черта «легкой» музыки – несложное содержание и легкодоступность для восприятия. «Серьезная» же музыка требует от слушателя определенной подготовки, она направлена на развитие духовных качеств, заставляет осмысленно «работать» над ее восприятием. Именно поэтому она не может быть доступна основной массе слушателей. До середины ХIХ столетия разницы между «серьезной» и «легкой» музыкой еще не было и многие великие композиторы, в том числе Моцарт, Шуберт, Глинка, сочиняли так называемую салонную музыку. Затем произошло разделение, в результате которого «легкая» музыка стала ближе более широкому кругу слушателей. Пик популярности «легкой» музыки пришелся на 1950 – 70-е годы ХХ столетия, когда появились замечательные композиторы, оркестры и исполнители, такие как Поль Мориа, Джеймс Ласт, Фрэнк Синатра, Энгельберт  Хампердинк,  Франсис  Гойя и многие другие. «Словом, «легкое» и «серьезное» в музыке сплетаются также, как и в жизни. И уж если существуют в музыке непроходимая пропасть и стена, то искать их надо не между «легким» и «серьезным», а между  хорошим и плохим» [4, с. 218]. Мы всегда обязаны учить детей и подростков умению разбираться в хорошей и плохой музыке, воспитывать их музыкальный эстетический вкус. В этой связи стоит вспомнить высказывание великого композитора С.С. Прокофьева: «… выучимся любить настоящую, хорошую музыку. А что такое настоящее хорошее? Это не пошленькие песенки, которые нравятся сразу, но назавтра надоедают так, что их невозможно слушать, а та музыка, корни которой лежат в классических сочинениях и народных песнях. Почему же, спросите вы, классическая и народная музыка и есть настоящая, хорошая? Потому что она проверена уже десятки и даже сотни лет, и как ее любили раньше, так любят и теперь» [2, с. 140].

В последние годы тяга к незамысловатым эстрадным песням и некачественной танцевальной музыке увеличилась, в связи с этим мы стоим перед нелегкой задачей научить отличать не только серьезную музыку от «легкой», но и низкопробную «легкую» музыку от музыки высокого качества. Чтобы развить музыкальный слух и привить любовь к искусству, приходится сначала «использовать» «легкую» музыку, которая проще воспринимается молодежью, начиная с песен, романсов, постепенно переходя к мюзиклам, после чего можно исподволь подвести слушателя к восприятию, пониманию, любви к серьезной музыке. «Весь вопрос только в том, что нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Во всяком понимании – научном или художественном – нельзя перескакивать через ступени. Для понимания классической музыки необходимо знание основ музыкального искусства. То же в живописи или в поэзии» [6, с. 13]. В любом случае только талантливые композиторы и исполнители могут влиять на развитие художественного вкуса, особенно подрастающего поколения.

В заключении хочется сказать, что всякий учитель по-своему артист, тем более учитель музыки. Работа учителя музыки в школе требует самоотверженной любви к детям, к своему предмету, владения этим предметом, знанием методики преподавания, наличия высокого художественного вкуса. Он приобщает детей к искусству и поэтому обязан быть мастером своего дела. Для того, чтобы дети по-настоящемуполюбили музыку, учитель должен донести ее выразительность и красоту не только с помощью технических средств обучения, но и путем собственного исполнения на музыкальном инструменте и голосом, именно поэтому мы уделяем особое внимание обучению исполнительскому мастерству наших студентов – будущих преподавателей музыки, занимаясь с ними индивидуально для совершенствования их исполнительских возможностей. Только при этих условиях учитель музыки сможет по-настоящему серьезно заниматься формированием художественного вкуса своих воспитанников. Разумеется, и учитель должен иметь прекрасный музыкальный вкус. Иначе все наши рассуждения о музыке «серьезной» и «легкой», хорошей и плохой останутся пустыми словами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования / Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. – Москва: АСADEMIA, 2004.- 336 с.
2. Даттель Е.Л. Музыкальное путешествие / Е .Л. Даттель - Москва: Просвещение,1970. – 408 с.
3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы/ Д.Б. Кабалевский. -Москва: Просвещение, 1980. – 112 с.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое/ Д.Б. Кабалевский.– Москва: Детская литература, 1970. – 224 с.
5. Киященко Н.И. Сущность прекрасного / Н.И. Киященко. – Москва: Молодая гвардия, 1977. – 192 с.
6. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. – Москва: Детская литература, 1989. – 238 с.
7. Никитина И.П. Эстетика: учебник для бакалавров / И.П. Никитина. - 2-е изд., перераб, и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 676 с.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А.Сухомлинский. - Киев: Радяньска школа, 1974. – 288 с.
 



© 
Л.А. Гольдфайн, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru