viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Ж.Д. Башиева,  (К.пед,н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, каф. педагогики и психологии, г. Нальчик)

И.Р. Хагажеева,  (К.пед,н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, каф. педагогики и психологии, г. Нальчик)

Ф.Б. Балкизова,  (К.пед,н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, каф. педагогики и психологии, г. Нальчик)

Т.А. Абазокова,  (Ст. преподаватель, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, каф. педагогики и психологии, г. Нальчик)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Инклюзивное образование
В статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования. С опорой на нормативные источники, обосновывается потребность создания специальных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду массовых общеобразовательных школ. В ходе анализа опыта реализации инклюзивного обучения, выявлены ведущие направления. Главным достоинством социально-академического направления реализации инклюзивного обучения определяется создание условий для максимальной самоактуализации и самореализации детей с ОВЗ. Описываются результаты исследования, которые свидетельствуют о необходимости подготовки общества и образовательной среды для повышения качества жизни детей с ОВЗ.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, детей с ограниченными возможностями здоровья, принципы инклюзивного образования, направления инклюзивного образования, доступная среда.

 

Социокультурный прогресс, характеризующийся гуманизацией отношений между обществом и личностью, направленный на сохранение духовных традиций человеческих взаимоотношений, требует особого отношения к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования, является одним из магистральных направлений модернизации образования.

Инклюзивное образование трактуется в законе «Об образовании в РФ» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В статье 5 закона «Об образовании в РФ» отмечается, что в целях реализации права каждого человека на образование должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, а также социального развития этих лиц [6]. Это положение закона реализуется путем внедрения инклюзивного образования.

Усилия общественности в 1990-х - 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей) [4, с.374].

Проблемам инклюзивного образования обращены труды С.В. Алехиной, М.А. Алексеевой, М.М. Безруких, Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Н.Н. Малофеева, Н.Я.Семаго, Л.М. Шипицина, Н.Д.Шматко и др. Как справедливо отмечает Н.Я.Семаго, инклюзия – это глубокий процесс, подразумевающий наряду с технологиями и методами развития, обучения и развития детей с ОВЗ еще и особую модель их восприятия и положения в обществе. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей [5, с. 2].

Согласно принципам инклюзивного образования ценность человека не зависит от его способностей и достижений и каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Мы согласны с мнением С.В.Алехиной о том, что образование, которое ориентировано на принципы инклюзии, меняет социальные отношения в сторону принятия различий, ставит во главу угла поддержку и взаимосотрудничество, изменяет и адаптирует условия и среды для развития и удовлетворения образовательных целей каждого обучающегося [3, с. 8].

Инклюзивное образование позволяет реализовать образовательные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые в той или иной степени выделяются из общей группы детей. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся-инвалидов должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда [1, с.222].

Инклюзивная практика предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая в то же время качества жизни других участников образовательного процесса, предполагает создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, языка, культуры, их психических и физических возможностей [5, с.2].

В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 15.05.2013 г. № 792-р отражается необходимость реализации программ обеспечения качественного дошкольного, общего образования и дополнительного образования для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие меры по созданию безбарьерной среды обучения, развитию инфраструктуры и технологий дистанционного обучения детей инвалидов, моделей инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения профессиональной ориентации, распространения во всех субъектах РФ, практики развития инклюзивных школ [2].

В связи с этим система образования Кабардино-Балкарской республики вошла в международный проект «Развитие социальной инклюзии детей с инвалидностью в республиках Северного Кавказа». Основной целью данного проекта является совершенствование системы социального сопровождения детей и их родителей в республиках Северного Кавказа при поддержке общественных организаций. В образовательных учреждениях Кабардино-Балкарии накоплен некоторый позитивный опыт обучения детей с ОВЗ в рамках инклюзии. Реализация социальной программы «Доступная среда» в полной мере завершена в 58 базовых общеобразовательных учреждениях, где осуществляется совместное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых. Для обеспечения доступа ребенка с ОВЗ к образовательному учреждению вход в здания школ оборудован пандусом, установлено специальное оборудование для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Школы оснащены оборудованием, обеспечивающим комфортное существование детей с ОВЗ в условиях массовых общеобразовательных школах. Благоприятные условия для детей с ОВЗ создают наличие в образовательных учреждениях сухого бассейна, беговых дорожек, велотренажеров, имеется готовность к осуществлению учебно-воспитательных и лечебно-профилактических мероприятий. Особое внимание уделяется, наряду с созданием материально-технической базы, организации и содержанию образовательного процесса.

Для выявления проблем и перспектив развития инклюзивного образования нами была изучена школьная документация в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивное обучение; проведено анкетирование среди педагогов школ республики и родителей учащихся.

Анализ адаптированных образовательных программ, планов и программ коррекционно-развивающей направленности, консультативно-диагностической направленности, воспитательной работы, индивидуальных карт развития учащихся позволяет утверждать, что инклюзивное образование в школах республики осуществляется в двух направлениях: социально-академическом и социально-личностном.

При социально-академическом направлении образовательная среда ориентирована на достижение учащимися высокого академического уровня, в соответствии с нормативными требованиями, а также на создание условий для успешной социализации, как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями развития. Построением такой образовательной среды для учащихся отличаются школы г.о. Нальчик: МОУ Гимназия №4; МКОУ СОШ №5, МОУ СОШ №23, МКОУ СОШ №9, МКОУ СОШ№17; МОУ СОШ №3 г. Тырнауз. Педагогами образовательных учреждений создаются специальные условия, способствующие достижению высоких результатов в академической деятельности и жизненной компетенции учащихся. В этих школах целенаправленно и систематически ведется консультативно-диагностическая работа, направленная на изучение учащихся с целью выявления трудностей в обучении и определения дальнейшего индивидуального маршрута. Большое внимание уделяется коррекционно-методической работе, ориентированной на разработку коррекционно-развивающих программ. Учителя активно используют технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе. Большое внимание с внедрением инклюзивного образования уделяется изучению условий эффективного использования воспитательного пространства общеобразовательной школы в духовно-нравственном воспитании как детей с ограниченными возможностями, так и их здоровых сверстников. Воспитание, с одной стороны направлено на формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья активной жизненной позиции, на саморазвитие и самовоспитание, с другой – на подготовку микросреды к принятию таких детей равноправными и полноценными гражданами. Особое внимание уделяется активному включению в образовательный процесс родителей детей с ОВЗ. Осуществляется консультативно-методическая работа с родителями. Сотрудничество педагогов и родителей по освоению основных направлений учебно-воспитательной деятельности, методов и технологий работы с детьми с ОВЗ приводят к положительным результатам в преодолении проблем у детей. Включение родителей в коррекционно-развивающую, образовательную, реабилитационную работу в школах является показателем успешности практики инклюзивного обучения в указанных образовательных учреждениях.

Таким образом, требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в школах, реализующих инклюзивную практику, – индивидуализация дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей развития познавательных процессов детей с ОВЗ; комплексная коррекционно-развивающую работа; организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост; определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие – в указанных образовательных учреждениях учитываются в полном объеме.

При социально-личностной ориентации в образовательных учреждениях республики больше внимания уделяется развитию у учащихся с ОВЗ жизненных компетенций при низких показателях академической успеваемости. Усвоение учебного материала зависит от желаний и возможностей учащихся и их родителей. Образовательные учреждения ориентированы на формирование социально-бытовых навыков, а учебная деятельность детей с ОВЗ не рассматривается как основа их развития. Для изучения проблем и перспектив развития инклюзивного образования нами было проведено анкетирование среди родителей и педагогов школ республики. Анкетированием было охвачено 180 человек: 60 родителей детей с ОВЗ, 80 родителей здоровых детей, 40 педагогов. Основными параметрами изучения выступили: осведомленность родителей об инклюзивном образовании; отношение родителей к совместному обучению детей с ОВЗ и их здоровых сверстников; ожидания родителей, связанные с внедрением инклюзивного образования; потребность детей с ОВЗ в образовательных услугах; информационно-методическая обеспеченность педагогов; затруднения, испытывающие педагоги при реализации инклюзии.

Результаты анкетирования позволяют говорить о том, что 63% родители детей с ОВЗ достаточно информированы о нормативно-правовых основах внедрения инклюзивного образования. Преобладающее большинство родителей детей с ОВЗ, что составляет 71%, положительно оценивают совместное обучение детей с нормативным развитием и с ОВЗ, 29% считают, что при совместном обучении индивидуальный подход осуществляется не в полной мере, т.к. внимание учителя обращено всему классу. Определяя тип образовательного учреждения, 65% родителей детей с ОВЗ отдают предпочтение массовой школе, где созданы специальные условия, 28% предпочитают обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 7% - в школе с углубленным изучением отдельных предметов, при максимальной реализации индивидуального подхода, что в дальнейшем поможет раскрытию личностного потенциала ребенка. Большинство из опрошенных респондентов ожидают от инклюзивного обучения развития у детей с ОВЗ жизненных навыков, которые помогут легко адаптироваться и жить в современном мире (43%), 25 % родителей рассматривают инклюзивное обучение как средство, обеспечивающее освоение более высокого уровня образования и нацелены на продолжение образования в средних специальных образовательных учреждениях и вузе, 32% родителей, перспективным направлением в развитии инклюзивной практики рассматривают обогащение опыта общения детей с ОВЗ с людьми разных возрастных категорий. Эти данные характеризуют ценностное отношение родителей детей с ОВЗ к совместному обучению. В тоже время, 30% родителей детей с психофизическими, соматическими нарушениями, но с сохранным интеллектом опасаются дискриминационного отношения к их детям. Главной проблемой при совместном обучении 40% родителей считают сложность адаптации к школе, 35% - установление доброжелательных равноправных отношений с другими детьми, 20% - трудность усвоения учебного материала на уровне остального класса отмечают родителей, 15% - управление эмоциями и своим поведением. Такое распределение ответов респондентов, свидетельствует о достаточной осведомленности родителей об особенностях развития своих детей и недостаточной информированности о положительном опыте инклюзивного обучения, как в мировой практике, так и в школах республики. Среди родителей здоровых детей имеются те, кто отрицательно относятся к совместному обучению - 45%, из них 30% обосновывают свое мнение тем, что ребенок с ОВЗ нуждается в индивидуальном походе и будет отвлекать внимание учителя, 5% считают, что осознание ребенком своей исключительности будет снижать его самооценку, 10% считают, что отставание от сверстников будет закреплять дефект, а не способствовать развитию. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что население республики не в полной мере осознает ценность инклюзивного образования, что обосновывает потребность в масштабной работе, включая усилия средств массовой информации по формированию инклюзивной культуры всего общества.

Признавая право ребенка с ОВЗ на инклюзивное обучение, 43% педагогов, тем не менее, считают, что совместное обучение усложняет и тормозит учебный процесс, 10% - считают совместное обучение малоэффективным для ребенка с ОВЗ без специального психолого-педагогического сопровождения, 47% педагогов считают, что такое обучение положительно влияет как на детей с ОВЗ детей, так и на их здоровых сверстников, формируя у них навыки взаимодействия, сотрудничества, чувства милосердия, толерантности, сопереживания. Педагоги указывают на сложности организации образовательного процесса связанные с работой в режиме инклюзии. Среди них 37% отмечают субъективные трудности: психологическую неготовность к обучению детей с ОВЗ; неготовность к осуществлению индивидуально-ориентированного подхода при инклюзивном обучении, затруднения, связанные с организацией личностно-значимого общения для всех категорий детей; недостаточное владение методами и технологиями оценивания достижений учащихся при инклюзивном подходе. 30 % педагогов указывают на трудности, связанные с учебно-методическим, программным обеспечением образовательного процесса. Эти трудности носят объективный характер и связаны с начальным этапом внедрения инклюзивного образования. На наш взгляд, создание центра инклюзивного образования, обеспечивающего координацию работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, педагогов массовых образовательных учреждений, специалистов разных уровней и квалификаций, родителей учащихся будет способствовать более эффективной реализации практики инклюзивного обучения.

Таким образом, инклюзивное образование предполагает максимальное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование ее готовности к дальнейшему развитию, реализацию его творческого потенциала в жизни. Подготовка социума и образовательной среды к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья равноправными и полноценными гражданами является актуальной проблемой современного общества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями// Вестник Бурятского государственного университета.2010.№1.С. 221 – 225.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020годы от 15.05.2013 №792-р» [Электронный ресурс]
3.Психолого-педагогические основы инклюзивного образования /Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2013.С. 334.
4. Пугачев А.С. Инклюзивное образование// Молодой ученый. 2012. №10. С.374 - 377 .
5.Семаго Н.Я.Инклюзия как новая философия образования и практика//Аутизм и нарушения развития. №4, 2010. С.1 – 9.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]
 



© 
Ж.Д. Башиева, И.Р. Хагажеева, Ф.Б. Балкизова, Т.А. Абазокова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru