viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Ж.Д. Башиева,  (К.пед,н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, каф. педагогики и психологии, г. Нальчик)

И.Р. Хагажеева,  (К.пед,н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, каф. педагогики и психологии, г. Нальчик)

Ф.Б. Балкизова,  (К.пед,н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, каф. педагогики и психологии, г. Нальчик)

Т.А. Абазокова,  (Ст. преподаватель, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, каф. педагогики и психологии, г. Нальчик)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Инклюзивное образование
В статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования. С опорой на нормативные источники, обосновывается потребность создания специальных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду массовых общеобразовательных школ. В ходе анализа опыта реализации инклюзивного обучения, выявлены ведущие направления. Главным достоинством социально-академического направления реализации инклюзивного обучения определяется создание условий для максимальной самоактуализации и самореализации детей с ОВЗ. Описываются результаты исследования, которые свидетельствуют о необходимости подготовки общества и образовательной среды для повышения качества жизни детей с ОВЗ.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, детей с ограниченными возможностями здоровья, принципы инклюзивного образования, направления инклюзивного образования, доступная среда.

 

Социокультурный прогресс, характеризующийся гуманизацией отношений между обществом и личностью, направленный на сохранение духовных традиций человеческих взаимоотношений, требует особого отношения к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования, является одним из магистральных направлений модернизации образования.

Инклюзивное образование трактуется в законе «Об образовании в РФ» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В статье 5 закона «Об образовании в РФ» отмечается, что в целях реализации права каждого человека на образование должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, а также социального развития этих лиц [6]. Это положение закона реализуется путем внедрения инклюзивного образования.

Усилия общественности в 1990-х - 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей) [4, с.374].

Проблемам инклюзивного образования обращены труды С.В. Алехиной, М.А. Алексеевой, М.М. Безруких, Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Н.Н. Малофеева, Н.Я.Семаго, Л.М. Шипицина, Н.Д.Шматко и др. Как справедливо отмечает Н.Я.Семаго, инклюзия – это глубокий процесс, подразумевающий наряду с технологиями и методами развития, обучения и развития детей с ОВЗ еще и особую модель их восприятия и положения в обществе. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей [5, с. 2].

Согласно принципам инклюзивного образования ценность человека не зависит от его способностей и достижений и каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Мы согласны с мнением С.В.Алехиной о том, что образование, которое ориентировано на принципы инклюзии, меняет социальные отношения в сторону принятия различий, ставит во главу угла поддержку и взаимосотрудничество, изменяет и адаптирует условия и среды для развития и удовлетворения образовательных целей каждого обучающегося [3, с. 8].

Инклюзивное образование позволяет реализовать образовательные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые в той или иной степени выделяются из общей группы детей. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся-инвалидов должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда [1, с.222].

Инклюзивная практика предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая в то же время качества жизни других участников образовательного процесса, предполагает создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, языка, культуры, их психических и физических возможностей [5, с.2].

В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 15.05.2013 г. № 792-р отражается необходимость реализации программ обеспечения качественного дошкольного, общего образования и дополнительного образования для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие меры по созданию безбарьерной среды обучения, развитию инфраструктуры и технологий дистанционного обучения детей инвалидов, моделей инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения профессиональной ориентации, распространения во всех субъектах РФ, практики развития инклюзивных школ [2].

В связи с этим система образования Кабардино-Балкарской республики вошла в международный проект «Развитие социальной инклюзии детей с инвалидностью в республиках Северного Кавказа». Основной целью данного проекта является совершенствование системы социального сопровождения детей и их родителей в республиках Северного Кавказа при поддержке общественных организаций. В образовательных учреждениях Кабардино-Балкарии накоплен некоторый позитивный опыт обучения детей с ОВЗ в рамках инклюзии. Реализация социальной программы «Доступная среда» в полной мере завершена в 58 базовых общеобразовательных учреждениях, где осуществляется совместное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых. Для обеспечения доступа ребенка с ОВЗ к образовательному учреждению вход в здания школ оборудован пандусом, установлено специальное оборудование для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Школы оснащены оборудованием, обеспечивающим комфортное существование детей с ОВЗ в условиях массовых общеобразовательных школах. Благоприятные условия для детей с ОВЗ создают наличие в образовательных учреждениях сухого бассейна, беговых дорожек, велотренажеров, имеется готовность к осуществлению учебно-воспитательных и лечебно-профилактических мероприятий. Особое внимание уделяется, наряду с созданием материально-технической базы, организации и содержанию образовательного процесса.

Для выявления проблем и перспектив развития инклюзивного образования нами была изучена школьная документация в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивное обучение; проведено анкетирование среди педагогов школ республики и родителей учащихся.

Анализ адаптированных образовательных программ, планов и программ коррекционно-развивающей направленности, консультативно-диагностической направленности, воспитательной работы, индивидуальных карт развития учащихся позволяет утверждать, что инклюзивное образование в школах республики осуществляется в двух направлениях: социально-академическом и социально-личностном.

При социально-академическом направлении образовательная среда ориентирована на достижение учащимися высокого академического уровня, в соответствии с нормативными требованиями, а также на создание условий для успешной социализации, как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями развития. Построением такой образовательной среды для учащихся отличаются школы г.о. Нальчик: МОУ Гимназия №4; МКОУ СОШ №5, МОУ СОШ №23, МКОУ СОШ №9, МКОУ СОШ№17; МОУ СОШ №3 г. Тырнауз. Педагогами образовательных учреждений создаются специальные условия, способствующие достижению высоких результатов в академической деятельности и жизненной компетенции учащихся. В этих школах целенаправленно и систематически ведется консультативно-диагностическая работа, направленная на изучение учащихся с целью выявления трудностей в обучении и определения дальнейшего индивидуального маршрута. Большое внимание уделяется коррекционно-методической работе, ориентированной на разработку коррекционно-развивающих программ. Учителя активно используют технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе. Большое внимание с внедрением инклюзивного образования уделяется изучению условий эффективного использования воспитательного пространства общеобразовательной школы в духовно-нравственном воспитании как детей с ограниченными возможностями, так и их здоровых сверстников. Воспитание, с одной стороны направлено на формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья активной жизненной позиции, на саморазвитие и самовоспитание, с другой – на подготовку микросреды к принятию таких детей равноправными и полноценными гражданами. Особое внимание уделяется активному включению в образовательный процесс родителей детей с ОВЗ. Осуществляется консультативно-методическая работа с родителями. Сотрудничество педагогов и родителей по освоению основных направлений учебно-воспитательной деятельности, методов и технологий работы с детьми с ОВЗ приводят к положительным результатам в преодолении проблем у детей. Включение родителей в коррекционно-развивающую, образовательную, реабилитационную работу в школах является показателем успешности практики инклюзивного обучения в указанных образовательных учреждениях.

Таким образом, требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в школах, реализующих инклюзивную практику, – индивидуализация дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей развития познавательных процессов детей с ОВЗ; комплексная коррекционно-развивающую работа; организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост; определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие – в указанных образовательных учреждениях учитываются в полном объеме.

При социально-личностной ориентации в образовательных учреждениях республики больше внимания уделяется развитию у учащихся с ОВЗ жизненных компетенций при низких показателях академической успеваемости. Усвоение учебного материала зависит от желаний и возможностей учащихся и их родителей. Образовательные учреждения ориентированы на формирование социально-бытовых навыков, а учебная деятельность детей с ОВЗ не рассматривается как основа их развития. Для изучения проблем и перспектив развития инклюзивного образования нами было проведено анкетирование среди родителей и педагогов школ республики. Анкетированием было охвачено 180 человек: 60 родителей детей с ОВЗ, 80 родителей здоровых детей, 40 педагогов. Основными параметрами изучения выступили: осведомленность родителей об инклюзивном образовании; отношение родителей к совместному обучению детей с ОВЗ и их здоровых сверстников; ожидания родителей, связанные с внедрением инклюзивного образования; потребность детей с ОВЗ в образовательных услугах; информационно-методическая обеспеченность педагогов; затруднения, испытывающие педагоги при реализации инклюзии.

Результаты анкетирования позволяют говорить о том, что 63% родители детей с ОВЗ достаточно информированы о нормативно-правовых основах внедрения инклюзивного образования. Преобладающее большинство родителей детей с ОВЗ, что составляет 71%, положительно оценивают совместное обучение детей с нормативным развитием и с ОВЗ, 29% считают, что при совместном обучении индивидуальный подход осуществляется не в полной мере, т.к. внимание учителя обращено всему классу. Определяя тип образовательного учреждения, 65% родителей детей с ОВЗ отдают предпочтение массовой школе, где созданы специальные условия, 28% предпочитают обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 7% - в школе с углубленным изучением отдельных предметов, при максимальной реализации индивидуального подхода, что в дальнейшем поможет раскрытию личностного потенциала ребенка. Большинство из опрошенных респондентов ожидают от инклюзивного обучения развития у детей с ОВЗ жизненных навыков, которые помогут легко адаптироваться и жить в современном мире (43%), 25 % родителей рассматривают инклюзивное обучение как средство, обеспечивающее освоение более высокого уровня образования и нацелены на продолжение образования в средних специальных образовательных учреждениях и вузе, 32% родителей, перспективным направлением в развитии инклюзивной практики рассматривают обогащение опыта общения детей с ОВЗ с людьми разных возрастных категорий. Эти данные характеризуют ценностное отношение родителей детей с ОВЗ к совместному обучению. В тоже время, 30% родителей детей с психофизическими, соматическими нарушениями, но с сохранным интеллектом опасаются дискриминационного отношения к их детям. Главной проблемой при совместном обучении 40% родителей считают сложность адаптации к школе, 35% - установление доброжелательных равноправных отношений с другими детьми, 20% - трудность усвоения учебного материала на уровне остального класса отмечают родителей, 15% - управление эмоциями и своим поведением. Такое распределение ответов респондентов, свидетельствует о достаточной осведомленности родителей об особенностях развития своих детей и недостаточной информированности о положительном опыте инклюзивного обучения, как в мировой практике, так и в школах республики. Среди родителей здоровых детей имеются те, кто отрицательно относятся к совместному обучению - 45%, из них 30% обосновывают свое мнение тем, что ребенок с ОВЗ нуждается в индивидуальном походе и будет отвлекать внимание учителя, 5% считают, что осознание ребенком своей исключительности будет снижать его самооценку, 10% считают, что отставание от сверстников будет закреплять дефект, а не способствовать развитию. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что население республики не в полной мере осознает ценность инклюзивного образования, что обосновывает потребность в масштабной работе, включая усилия средств массовой информации по формированию инклюзивной культуры всего общества.

Признавая право ребенка с ОВЗ на инклюзивное обучение, 43% педагогов, тем не менее, считают, что совместное обучение усложняет и тормозит учебный процесс, 10% - считают совместное обучение малоэффективным для ребенка с ОВЗ без специального психолого-педагогического сопровождения, 47% педагогов считают, что такое обучение положительно влияет как на детей с ОВЗ детей, так и на их здоровых сверстников, формируя у них навыки взаимодействия, сотрудничества, чувства милосердия, толерантности, сопереживания. Педагоги указывают на сложности организации образовательного процесса связанные с работой в режиме инклюзии. Среди них 37% отмечают субъективные трудности: психологическую неготовность к обучению детей с ОВЗ; неготовность к осуществлению индивидуально-ориентированного подхода при инклюзивном обучении, затруднения, связанные с организацией личностно-значимого общения для всех категорий детей; недостаточное владение методами и технологиями оценивания достижений учащихся при инклюзивном подходе. 30 % педагогов указывают на трудности, связанные с учебно-методическим, программным обеспечением образовательного процесса. Эти трудности носят объективный характер и связаны с начальным этапом внедрения инклюзивного образования. На наш взгляд, создание центра инклюзивного образования, обеспечивающего координацию работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, педагогов массовых образовательных учреждений, специалистов разных уровней и квалификаций, родителей учащихся будет способствовать более эффективной реализации практики инклюзивного обучения.

Таким образом, инклюзивное образование предполагает максимальное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование ее готовности к дальнейшему развитию, реализацию его творческого потенциала в жизни. Подготовка социума и образовательной среды к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья равноправными и полноценными гражданами является актуальной проблемой современного общества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями// Вестник Бурятского государственного университета.2010.№1.С. 221 – 225.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020годы от 15.05.2013 №792-р» [Электронный ресурс]
3.Психолого-педагогические основы инклюзивного образования /Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2013.С. 334.
4. Пугачев А.С. Инклюзивное образование// Молодой ученый. 2012. №10. С.374 - 377 .
5.Семаго Н.Я.Инклюзия как новая философия образования и практика//Аутизм и нарушения развития. №4, 2010. С.1 – 9.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]
 



© 
Ж.Д. Башиева, И.Р. Хагажеева, Ф.Б. Балкизова, Т.А. Абазокова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru