viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.А. Куренкова,  (К.ист. н., доцент, Московский государственный областной университет, каф.истории России средних веков и нового времени)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Развитие образования
Статья посвящена развитию образования в с. Раменское Бронницкого уезда в начале ХХ века. Анализируется деятельность Общества распространения среднего образования и Общества вспомоществования недостаточным ученицам. В качестве примеров передовых учебных заведений того времени приводятся Раменская фабричная школа и Раменская женская гимназия. Отдельно рассматриваются особые методы организации учебного процесса такие как проведение школьных экскурсий, разведение огородов, чтения с туманными картинками, организация народных хоров и кинопоказов.

Ключевые слова: Развитие образования, Раменское, Общество распространения среднего образования, чтения с туманными картинками, Бронницкая уездная земская управа.

 

В  начале XX в. Бронницкое земство вело работу по совершенствованию системы народного образования в уезде. Продолжается строительство новых школ.

Земство содержало начальные школы и два высших народных училища в Бронницах и Раменском. С 1909 г. в них было введено преподавание языков (немецкого, французского) и бухгалтерии. Оказывало земство денежную помощь и 48 церковноприходским школам, а также министерской четырехклассной школе в Мячкове. Без земской поддержки обходились только Раменская фабричная и Быковская частная школы.

Открытие Раменской фабричной школы связано с именем директора фабрики Федора Михайловича Дмитриева. Он вместе со своим счетоводом и кассиром Александром Филатовым решил учредить в Раменском школу для малолетних рабочих. Открытие школы, первоначально помещавшейся в двух комнатах одного из фабричных корпусов, прошло в 1858 году. Позднее было построено деревянное здание. В 1900 году – каменное здание.

Ученики делились на 2 смены по 125 человек в каждой. Ежедневные занятия, по 1–2 часа, велись в школе по системе Ланкастера, и, по свидетельству посетившего эту школу профессора М. Я. Киттары, успехи превзошли его ожидания [6].  Одним из первых учителей в школе был А.А. Филатов. В школе ставились спектакли с приглашенными артистами. Причем для этого был выделен  большой зал с двумя ярусами балконов.

Учебный год начинался 1 сентября, заканчивался для работников фабрики к пасхальной неделе, для остальных детей – к 15 мая. Уроки продолжались с 8.30 до 16.00 с переменами по 10–15 минут и часом обеда.

В 1872 году на первой Всероссийской выставке в Москве Раменская школа была признана образцовой и получила большую золотую медаль. Братья Малютины не поскупились на экспозицию. Представители фабрики привезли на выставку 36 комплектов пособий по математике, истории, географии, грамоте и Закону Божию. Учителя и инспектора народных училищ могли увидеть предметы для рисования и черчения, репродукции картин. Особенного внимания заслуживали различные коллекции: минералогическая – с образцами камней, снабженных описанием места и времени их нахождения, коллекция разных видов деревьев с указанием, где они растут и чем полезны человеку, собрание образцов почвы из разных уголков России с объяснениями, что на какой земле лучше сеять. Также была представлена коллекция хлопка, веретена с фабрики, модели паровых машин, школьная мебель в натуральную величину и даже уменьшенные интерьеры классных кабинетов.

Мариэтта Шагинян в романе-хронике «Первая Всероссийская» рассказывала: «Таких школ на всю Россию насчитывалось в те годы всего две, и обе у богатых, на западный манер хозяйничавших купцов – братьев Малютиных; одна при бумагопрядильной фабрике, в сорока двух верстах от Москвы возле Раменского: другая – по Владимирскому шоссе при химическом заводе. В первой школе училось у них 420 человек (8–9–10 лет), из них 40 взрослых (17–18 лет), во второй – 220 человек. Сами же братья Малютины ничего не жалели для школы – деньгами и предметами» [5].

Школа демонстрировалась на первой Всероссийской выставке в Москве. В ней было до 20 педагогов. Руководство осуществлял Н.В. Кашин, видный московский педагог. Общее число учащихся в 1899 году насчитывало 659 человек. Правлением фабрики на оборудование школы в 1916 году было потрачено около 22 000 рублей. При школе была открыта библиотека.

В Бронницком уезде действовало Общество распространения среднего образования. При участии Общества в уезде были открыты три гимназии: мужская и женская в Бронницах и женская в Раменском. Построены они были и содержались на пособия от земства и пожертвования членов Общества, в котором числилось 296 человек.

В число их входили землевладельцы и промышленники уезда, передовые крестьяне и местная интеллигенция. Плата за обучение в гимназиях была высокой (до 60 руб. в год в старших классах и до 5 руб. за проживание в интернате), но земство наиболее способных учеников из крестьян брало на свое содержание, внося плату за их обучение и предоставляя им стипендии. Одну стипендию имени П.А. Столыпина лучшему ученику выдавало государство [1, С.75].

В Общество входила княжна Мария Прозоровская-Голицына, на ее средства был устроен физический кабинет, приобретен рояль для занятия музыкой и пением [4, C.5]. С ее разрешения в парке устраивались детские праздники с очень разнообразной программой и балы. Праздники и балы давали прибыль около 300 рублей чистой прибыли, которые передавались в специальный фонд, из которого производилась плата за право учения за недостаточных учениц гимназии [4, C.6].

С октября 1913 года начало действовать Общество вспомоществования недостаточным ученицам. Оказывалась следующая помощь: вносилась плата за обучение, снабжали книгами, учебными пособиями, платьем и обувью. На переменах раздавались молоко. Таким образом, поддерживали 5 учениц гимназии [4, C.8].

При организации учебной деятельности применялись передовые методы того времени. В ежегодных отчетах Бронницкой уездной земской управы встречаются аналитические доклады об использовании принципа наглядности в обучении. Причем авторы сетуют, что принцип наглядности хорошо применяется в преподавании естественнонаучных и математических дисциплин, к отчету прикладываются сметы на приобретение необходимых материалов, в то время как в преподавании русской истории наблюдается почти полное отсутствие подходящих картин, выделяется только «Русская история в картинах» под редакцией Исторической комиссии учебного отдела Общества распространения технических знаний.

При земских школах и гимназиях учителями были организованы огороды, которые использовались в организации учебного процесса.

Большое внимание уделялось организации школьных экскурсий. Считалось, что «школьная экскурсия – это детский праздник в честь важного события в детской жизни окончания курса в школе. …Она дает много материала для укрепления уже полученных в школе знаний, так и для пополнения и расширения их новыми знаниями, нужными и полезными» [2, C. 177]. Соответственно школьная экскурсия должна была носить характер не просто увеселительный, а преимущественно образовательный. Ученики земских школ и гимназий уездили в Москву, посещали музеи Румянцевский и Политехнический, в Новый Иерусалим, в Троице Сергиеву лавру.

Признавая пользу школьных экскурсий и выделяя ассигнования в размере 300 рублей на их организацию, в Бронницкой уездной земской управе отмечали и проблемы: преподаватели не сдают в управы отчеты об экскурсиях, проблемы организации питания (во время путешествий по Москве ученицам приходится питаться исключительно колбасой и чаем, при это иногда приходится заходить в первый трактир). В качестве пожелания Московской городской управе высказывалось указание адресов дешевых столовых и удобных чайных лавок, или же организация горячих завтраков в школах Москвы [2, C. 180].

Много внимания было уделено проявлениям хулиганства в среде фабричной молодежи и «манкировкам», таким как непосещения школ и прогулы занятий. По разным причинам дети из бедных крестьянских семей учиться в школах отказывались. В связи с этим было предложено ввести пособия или организовать бесплатные школьные завтраки для детей бедняков. Такой опыт в уезде уже имелся, так как в ряде школ на время постов организовывали горячее кормление школьников – давали «приварки». Эти «приварки» состоят обыкновенно из одного горячего блюда, обычно супа, кашицы. В смету Бронницкой уездной земской управы закладывались  от 300 до 450 рублей для организации приварок. Посещаемость школ в это время резко возрастала [3].

Вели школы и просветительскую деятельность. Самым массовым мероприятием были чтения с туманными картинками. В ежегодном отчете Бронницкой уездной земской управы чтениям уделялось большое значение. Анализировалось количество земских, церковно-приходских школ, в которых проводились чтения и количество слушателей, посещавших мероприятия (причем в среднем количество слушателей достигало до 300 в Лорковско-Архангельской, до 600 в Турыгинской и до 1300 в Раменкой фабричной школе). Количество волшебных фонарей было более чем по одному на каждую школу и постоянно обновлялись. Для этого уездное земство ежегодно ассигновало 250 рублей [3, C.123]. Однако земство вынуждено было констатировать ограниченность числа чтений, составленных безо всякой системы, недостаточное количество картин, отсутствие правильной организации пересылки картин школам, отчасти теснота помещений и некоторое замедление при разрешении на ведение чтений.

Для организации досуга подростков фабричных местностей приглашались в уезд специалисты по фольклору, чтобы создать при школах народные хоры. В 1910-х годах земство приобрело киноаппарат и организовало при школах кинопросмотры. Начинание имело необычайный успех. Кинофильмы были показаны в более чем 40 школах при огромном стечении детей и взрослых. Сельские общества начали откладывать деньги для покупки собственных аппаратов [1, С. 76].

Таким образом, в Бронницком уезде в начале ХХ века проводились различного рода мероприятия для развития образования и повышения культурного уровня населения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аверьянова М.Г. Край Раменский. Век XX: Очерки краеведа. М.: Энциклопедия сел и деревень, 1998. 575 с.
2. Доклад Бронницкой Уездной Земской Управы по вопросам народного образования №4. г. Бронницы, типография И.А. Тощакова, 1916.
3. Доклад Бронницкому Очередному Уездному Собранию 1908 года. Б.У.З.У. г. Бронницы, типография И.А. Тощакова, 1908.
4. Отчет о деятельности Бронницкого Общества распространения образования за 1909, 1910, 1911 и первую половину 1912. Изд. Бронницкого Общества распространения образования. Сентябрь 1912.
5. Шагинян М. Первая всероссийская. [Электронный ресурс] URL: //http://royallib.ru/book/shaginyan_marietta/pervaya_vserossiyskaya.html (дата обращения: 07.02.2014).
6. Энциклопедия купеческих родов. 1000 лет русского предпринимательства [Электронный ресурс] URL://http://lib.rus.ec/b/377544 (дата обращения: 07.02.2014).
 



© 
Е.А. Куренкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru