viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Е.А. Куренкова,  (К.ист. н., доцент, Московский государственный областной университет, каф.истории России средних веков и нового времени)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Развитие образования
Статья посвящена развитию образования в с. Раменское Бронницкого уезда в начале ХХ века. Анализируется деятельность Общества распространения среднего образования и Общества вспомоществования недостаточным ученицам. В качестве примеров передовых учебных заведений того времени приводятся Раменская фабричная школа и Раменская женская гимназия. Отдельно рассматриваются особые методы организации учебного процесса такие как проведение школьных экскурсий, разведение огородов, чтения с туманными картинками, организация народных хоров и кинопоказов.

Ключевые слова: Развитие образования, Раменское, Общество распространения среднего образования, чтения с туманными картинками, Бронницкая уездная земская управа.

 

В  начале XX в. Бронницкое земство вело работу по совершенствованию системы народного образования в уезде. Продолжается строительство новых школ.

Земство содержало начальные школы и два высших народных училища в Бронницах и Раменском. С 1909 г. в них было введено преподавание языков (немецкого, французского) и бухгалтерии. Оказывало земство денежную помощь и 48 церковноприходским школам, а также министерской четырехклассной школе в Мячкове. Без земской поддержки обходились только Раменская фабричная и Быковская частная школы.

Открытие Раменской фабричной школы связано с именем директора фабрики Федора Михайловича Дмитриева. Он вместе со своим счетоводом и кассиром Александром Филатовым решил учредить в Раменском школу для малолетних рабочих. Открытие школы, первоначально помещавшейся в двух комнатах одного из фабричных корпусов, прошло в 1858 году. Позднее было построено деревянное здание. В 1900 году – каменное здание.

Ученики делились на 2 смены по 125 человек в каждой. Ежедневные занятия, по 1–2 часа, велись в школе по системе Ланкастера, и, по свидетельству посетившего эту школу профессора М. Я. Киттары, успехи превзошли его ожидания [6].  Одним из первых учителей в школе был А.А. Филатов. В школе ставились спектакли с приглашенными артистами. Причем для этого был выделен  большой зал с двумя ярусами балконов.

Учебный год начинался 1 сентября, заканчивался для работников фабрики к пасхальной неделе, для остальных детей – к 15 мая. Уроки продолжались с 8.30 до 16.00 с переменами по 10–15 минут и часом обеда.

В 1872 году на первой Всероссийской выставке в Москве Раменская школа была признана образцовой и получила большую золотую медаль. Братья Малютины не поскупились на экспозицию. Представители фабрики привезли на выставку 36 комплектов пособий по математике, истории, географии, грамоте и Закону Божию. Учителя и инспектора народных училищ могли увидеть предметы для рисования и черчения, репродукции картин. Особенного внимания заслуживали различные коллекции: минералогическая – с образцами камней, снабженных описанием места и времени их нахождения, коллекция разных видов деревьев с указанием, где они растут и чем полезны человеку, собрание образцов почвы из разных уголков России с объяснениями, что на какой земле лучше сеять. Также была представлена коллекция хлопка, веретена с фабрики, модели паровых машин, школьная мебель в натуральную величину и даже уменьшенные интерьеры классных кабинетов.

Мариэтта Шагинян в романе-хронике «Первая Всероссийская» рассказывала: «Таких школ на всю Россию насчитывалось в те годы всего две, и обе у богатых, на западный манер хозяйничавших купцов – братьев Малютиных; одна при бумагопрядильной фабрике, в сорока двух верстах от Москвы возле Раменского: другая – по Владимирскому шоссе при химическом заводе. В первой школе училось у них 420 человек (8–9–10 лет), из них 40 взрослых (17–18 лет), во второй – 220 человек. Сами же братья Малютины ничего не жалели для школы – деньгами и предметами» [5].

Школа демонстрировалась на первой Всероссийской выставке в Москве. В ней было до 20 педагогов. Руководство осуществлял Н.В. Кашин, видный московский педагог. Общее число учащихся в 1899 году насчитывало 659 человек. Правлением фабрики на оборудование школы в 1916 году было потрачено около 22 000 рублей. При школе была открыта библиотека.

В Бронницком уезде действовало Общество распространения среднего образования. При участии Общества в уезде были открыты три гимназии: мужская и женская в Бронницах и женская в Раменском. Построены они были и содержались на пособия от земства и пожертвования членов Общества, в котором числилось 296 человек.

В число их входили землевладельцы и промышленники уезда, передовые крестьяне и местная интеллигенция. Плата за обучение в гимназиях была высокой (до 60 руб. в год в старших классах и до 5 руб. за проживание в интернате), но земство наиболее способных учеников из крестьян брало на свое содержание, внося плату за их обучение и предоставляя им стипендии. Одну стипендию имени П.А. Столыпина лучшему ученику выдавало государство [1, С.75].

В Общество входила княжна Мария Прозоровская-Голицына, на ее средства был устроен физический кабинет, приобретен рояль для занятия музыкой и пением [4, C.5]. С ее разрешения в парке устраивались детские праздники с очень разнообразной программой и балы. Праздники и балы давали прибыль около 300 рублей чистой прибыли, которые передавались в специальный фонд, из которого производилась плата за право учения за недостаточных учениц гимназии [4, C.6].

С октября 1913 года начало действовать Общество вспомоществования недостаточным ученицам. Оказывалась следующая помощь: вносилась плата за обучение, снабжали книгами, учебными пособиями, платьем и обувью. На переменах раздавались молоко. Таким образом, поддерживали 5 учениц гимназии [4, C.8].

При организации учебной деятельности применялись передовые методы того времени. В ежегодных отчетах Бронницкой уездной земской управы встречаются аналитические доклады об использовании принципа наглядности в обучении. Причем авторы сетуют, что принцип наглядности хорошо применяется в преподавании естественнонаучных и математических дисциплин, к отчету прикладываются сметы на приобретение необходимых материалов, в то время как в преподавании русской истории наблюдается почти полное отсутствие подходящих картин, выделяется только «Русская история в картинах» под редакцией Исторической комиссии учебного отдела Общества распространения технических знаний.

При земских школах и гимназиях учителями были организованы огороды, которые использовались в организации учебного процесса.

Большое внимание уделялось организации школьных экскурсий. Считалось, что «школьная экскурсия – это детский праздник в честь важного события в детской жизни окончания курса в школе. …Она дает много материала для укрепления уже полученных в школе знаний, так и для пополнения и расширения их новыми знаниями, нужными и полезными» [2, C. 177]. Соответственно школьная экскурсия должна была носить характер не просто увеселительный, а преимущественно образовательный. Ученики земских школ и гимназий уездили в Москву, посещали музеи Румянцевский и Политехнический, в Новый Иерусалим, в Троице Сергиеву лавру.

Признавая пользу школьных экскурсий и выделяя ассигнования в размере 300 рублей на их организацию, в Бронницкой уездной земской управе отмечали и проблемы: преподаватели не сдают в управы отчеты об экскурсиях, проблемы организации питания (во время путешествий по Москве ученицам приходится питаться исключительно колбасой и чаем, при это иногда приходится заходить в первый трактир). В качестве пожелания Московской городской управе высказывалось указание адресов дешевых столовых и удобных чайных лавок, или же организация горячих завтраков в школах Москвы [2, C. 180].

Много внимания было уделено проявлениям хулиганства в среде фабричной молодежи и «манкировкам», таким как непосещения школ и прогулы занятий. По разным причинам дети из бедных крестьянских семей учиться в школах отказывались. В связи с этим было предложено ввести пособия или организовать бесплатные школьные завтраки для детей бедняков. Такой опыт в уезде уже имелся, так как в ряде школ на время постов организовывали горячее кормление школьников – давали «приварки». Эти «приварки» состоят обыкновенно из одного горячего блюда, обычно супа, кашицы. В смету Бронницкой уездной земской управы закладывались  от 300 до 450 рублей для организации приварок. Посещаемость школ в это время резко возрастала [3].

Вели школы и просветительскую деятельность. Самым массовым мероприятием были чтения с туманными картинками. В ежегодном отчете Бронницкой уездной земской управы чтениям уделялось большое значение. Анализировалось количество земских, церковно-приходских школ, в которых проводились чтения и количество слушателей, посещавших мероприятия (причем в среднем количество слушателей достигало до 300 в Лорковско-Архангельской, до 600 в Турыгинской и до 1300 в Раменкой фабричной школе). Количество волшебных фонарей было более чем по одному на каждую школу и постоянно обновлялись. Для этого уездное земство ежегодно ассигновало 250 рублей [3, C.123]. Однако земство вынуждено было констатировать ограниченность числа чтений, составленных безо всякой системы, недостаточное количество картин, отсутствие правильной организации пересылки картин школам, отчасти теснота помещений и некоторое замедление при разрешении на ведение чтений.

Для организации досуга подростков фабричных местностей приглашались в уезд специалисты по фольклору, чтобы создать при школах народные хоры. В 1910-х годах земство приобрело киноаппарат и организовало при школах кинопросмотры. Начинание имело необычайный успех. Кинофильмы были показаны в более чем 40 школах при огромном стечении детей и взрослых. Сельские общества начали откладывать деньги для покупки собственных аппаратов [1, С. 76].

Таким образом, в Бронницком уезде в начале ХХ века проводились различного рода мероприятия для развития образования и повышения культурного уровня населения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аверьянова М.Г. Край Раменский. Век XX: Очерки краеведа. М.: Энциклопедия сел и деревень, 1998. 575 с.
2. Доклад Бронницкой Уездной Земской Управы по вопросам народного образования №4. г. Бронницы, типография И.А. Тощакова, 1916.
3. Доклад Бронницкому Очередному Уездному Собранию 1908 года. Б.У.З.У. г. Бронницы, типография И.А. Тощакова, 1908.
4. Отчет о деятельности Бронницкого Общества распространения образования за 1909, 1910, 1911 и первую половину 1912. Изд. Бронницкого Общества распространения образования. Сентябрь 1912.
5. Шагинян М. Первая всероссийская. [Электронный ресурс] URL: //http://royallib.ru/book/shaginyan_marietta/pervaya_vserossiyskaya.html (дата обращения: 07.02.2014).
6. Энциклопедия купеческих родов. 1000 лет русского предпринимательства [Электронный ресурс] URL://http://lib.rus.ec/b/377544 (дата обращения: 07.02.2014).
 



© 
Е.А. Куренкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru