viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Л.В. Горбатов,  (Соискатель, Хакасский научный исследовательский институт языка, литературы и истории. Научный сотрудник муниципального автономного учреждения культуры музея-заповедника «Хуртуях тас»)

Серия «Гуманитарные науки» # 4  2016

Хакасы
Хакасская народная медицина (ХНМ) – хак. хакас чонын хазыгы, в настоящее время представляет собой совокупность иррациональных (религиозно-магических) и рациональных (материально-практических) методов оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанных на опыте многих поколений людей, сохранившемся в самобытных народных традициях. В ХНМ также прослеживаются следы монголо-тибетской и русской народно-бытовой медицины. Формирование современной ХНМ на территории Хакасско-Минусинской котловины началось в период средневековья, когда из тюркских, монгольских или угро-финских племен окончательно сложились основные этнические группы, объединенные в 1918 году общим этнонимом «хакасы».

Ключевые слова: Хакасы, народная медицина, этнические группы, шаман.

 

До середины XIX века этнические группы хакасов вели преимущественно кочевой образ жизни, полностью находясь в зависимости от природных условий края. Характерной чертой их культуры и мышления было целостное анимистическое мировосприятие, не отделяющее родовые коллективы от одухотворенной среды обитания. Люди и духи составляли население жизненного пространства взаимоединых трех миров (небесного, земного и подземного), причем духи в этой модели мироздания были гораздо могущественнее человека и требовали по любому поводу для проявления своей благосклонности больших или малых обрядов. Поэтому в недалеком прошлом вся народная медицина хакасов, впрочем, так же как и их соседей алтайцев и тувинцев, была иррациональной, т.е. религиозно-магической. Можно предположить существование в средневековой Хакасии четырех разновидностей народных медицин - сагайской, качинской, кызыльской и койбальской. Но в настоящее время уже почти невозможно с уверенностью говорить об отличиях в медицинской практике названных этнических групп. В конце XIX – начале XX в. национальный быт и культура стали рушиться, уступая место новым формам ведения хозяйства, вызванным переходом от кочевого состояния к оседлости. Одновременно происходила русификация населения и принудительная христианизация, вызвавшая такое явление, как двоеверие. Окончательно анимистическое мировоззрение было разрушено в 30-е годы прошлого века в результате проведения коллективизации и деятельности воинствующих безбожников. В это время народная медицина в своем иррациональном виде практически себя утратила, сохранив преимущественно рационально-практическую часть, воспринимаемую теперь ошибочно как подлинную ХНМ.

Болезни в Хакасско-Минусинском крае с давних пор лечили шаманы (хам, множ. ч. хамнар) и знахари (имчiл, пiлiгчи). Они имели свои выраженные отличия, специализации, формы и правила инициации и обучения, диагностические приемы и способы лечения. Шамана на служение избирали горные духи (таг ээзи) и, только если он прошел испытание «шаманской болезнью» (олiп тiрiлбинче), они его инициировали. Шаманы отличались по уровню квалификации, обусловленной, видимо, генетической одаренностью (силой) к умению погружаться во время камлания (хамдых) в иллюзорный мир (хамдых чирi), общению там с духами и возможностью активно управлять своими служебными духами - тöс, совершая дальние путешествия. В большей степени, чем другие,  хам имчiл «шаман-знахарь» мог совершать хамнар - «служение над больным». Он брался лечить любые внутренние, психические или эпидемические заболевания, с которыми не в состоянии был справиться знахарь. Шаман должен был знать многочисленные требы – подношения или жертвоприношения, хак. киректепчеткен ниме – букв. «то, что нужно, необходимо» для проведения обрядов (животные, растения, пища, лекарства), согласно желаниям каждого из духов. Он прекрасно помнил огромное количество ритуальных правил и текстов, чувствовал строй и ритм, обладал развитым интуитивным стихосложением, без которого невозможно было бы общаться с духами, понимавшими только рифмованную речь.

Знахарь, в отличие от шамана, не проходил через шаманскую болезнь и потому не имел служебных духов-помощников тёсей (хак. тöс). Знахарство было семейным занятием, унаследованным от предков. Но некоторые люди начинали лечить только после того, как их испытали горные духи на предрасположенность к шаманству. Если испытываемые люди не проходили строгую проверку, но обладали такими качествами как смелость, сметливость и любознательность, их наделяли разными дарами-умениями - править животы, головы, складывать и вправлять кости или принимать роды. Знахарь, как и шаман, сначала обращался к духам предков или непосредственно к духу болезни, которые сообщали какими действиями и подношениями можно его задобрить и, по сути, изгнать. Массажи, прижигания, купания, компрессы и пр. тоже когда-то были частями лечебных обрядов, но постепенно утратили сакральность и стали теперь обычными бездуховными действиями.

Само по себе здоровье, т.е. отсутствие недугов, болезней, понималось в народе как благорасположенность незримого населения одухотворенной окружающей среды. Болезни, несчастья, неудачи расценивались как наказание (подавление жизненной силы) высшими духами жизненного пространства за совершенные по отношению к ним проступки. Независимо от этого низшие подземные и земные вредоносные духи, называемые в совокупности айна, все время старались досадить людям, принося болезни или забирая у них жизненную силу. Они являлись «когда хотели», вызывая эпидемии или другие серьезные заболевания. Шаман с помощью своих служебных духов определял причину происхождения недуга и, найдя духа вызвавшего его, договаривался с ним об условиях освобождения человека. Знахари по известным им признакам и расспросам узнавали кем вызвана болезнь и предпринимали соответствующие лечебно-обрядовые меры.

Народная медицина хакасов располагала большим набором натуральных средств лечения. Все что растет, живет и находится в земле, считалось целебным и использовалось по требованию того или иного духа болезни. Считалось, что, обладая от природы бесхитростностью, каждый дух прямо указывал на то, что может его изгнать, будь это дым растений, мазь, настойка, отвары, порошок и пр. По мере разрушения целостности анимистического сознания лекарственные средства утратили свою сакральность и стали обычными препаратами современной народной медицины, предназначенными для лечения тех или иных болезней без их персонификации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бутанаев В. Я. Хакасская народная медицина // Генезис и эволюция этнических культур Сибири. - Новосибирск, 1986. - С. 94-113.
2. Минусинские и ачинские инородцы. (Материалы для изучения). Статьи А. А. Кузнецовой и П.Е. Кулакова. - Красноярск, 1898. – 300 с.
3. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.Радловым. Том IX. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты собранные и переведенные Н.Ф.Катановым - С.-Петербург, 1907. – 660 с.
4. Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог этнографического отдела музея. - Минусинск, 1900. – 212 с.
 



© 
Л.В. Горбатов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru