viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

О.Ю. Швецова,  (Кандидат культурологии ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2016

Развитие
В статье рассматриваются особенности современных требований к выпускникам ВУЗов и те образовательные технологии, которые могут быть использованы для профессионального становления личности будущего педагога-музыканта, его саморазвития. Анализируются компоненты профессиональной деятельности, представлены педагогические условия, обеспечивающие художественно-творческое развитие и воспитание музыканта-профессионала.

Ключевые слова: Развитие, саморазвитие, компетентностный подход, профессиональная мотивация, профессиональная подготовка педагога-музыканта.

 

Реализация компетентностного подхода в области образования диктует необходимость формирования личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия и удовлетворять запросы постоянно меняющегося мира. При подготовке будущего специалиста необходимо создать условия для определения перспектив его дальнейшей жизненной и профессиональной самореализации с использованием собственного интеллектуального потенциала [6]. Вследствие этого возникла необходимость в модернизации методологии профессионального обучения, которая будет направлена не только на усвоение знаний, но и на развитие интеллектуальных способностей личности, а также применение инновационных технологий для реализации поставленных задач. Теоретической основой разработки педагогических условий и средств саморазвития личности студента является идея личностно-ориентированного самообразования (В.И.Андреев, А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, Л.Н.Куликова и др.) [1,2,3,5].

Большое место в требованиях к уровню подготовки выпускника музыкально-педагогического отделения принадлежит умениям анализировать собственную художественно-конструктивную, музыкально-исполнительскую, художественно-коммуникативную, художественно-организационную и художественно-исследовательскую деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений; выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащегося и оказывать им помощь в осуществлении музыкального воспитания в семье. Эта задача выполнима выпускником только в случае привития навыка самоанализа, саморефлексии всех видов деятельности. Работа со студентами должна быть направлена на совершенствование и накопление методических приемов и методов саморазвития. Говоря об исполнительской деятельности необходимо заметить, что предлагаемые исполнителю художественные задачи столь многообразны, велики и не систематизированы, что студенту трудно составить ясное представление об их значимости, очередности, соотнесенности между собой. Процесс их решения нередко кажется студенту незапланированным, скачкообразным. Стадии освоения произведения (разбор, выучивание наизусть, техническое совершенствование) подчас обособлены друг от друга и от собственно художественного оформления музыкальной ткани. Проблема осложняется тем, что постижение музыкального произведения действительно нельзя жестко спланировать и раз и навсегда подчинить этому плану [6].

Положение меняется, если в процессе работы над музыкальным произведением всегда исходить из центрального пункта исполнительской деятельности – целостного художественного образа пьесы и необходимости адекватного его воплощения. Это и будет наиболее общим методом, направляющим занятия, но не сковывающим творческую инициативу педагога и его воспитанника. Категория художественного образа в музыкознании и науке о музыкальном исполнительстве скорее употребляется как метафора. Фактически везде, где идет речь о форме, драматургии, композиции, тематизме, музыкальном языке, интонации и др., подразумевается в большей или меньшей мере художественный образ и его элементы. Понятие художественного образа музыкального произведения, более точно и широко применяемое, способно сыграть организующую, обобщающую роль. Прежде всего, необходимо сформировать у учащихся отчетливое представление о системности и целостности художественного образа.

Образованию подобной творческой установки может способствовать масштабность, емкость и четкость художественных задач, поставленных перед студентом-исполнителем. А вернее, надо научить его ставить перед собой такие задачи, подготовив тем самым базу для дальнейшего творческого пути. Очевидно, нужно создать такую установку в учебной деятельности исполнителя, при которой он был бы вынужден самостоятельно искать и отбирать необходимую ему художественную, философско-эстетическую, чувственную, понятийную и научную информацию. Имеется в виду не просто накопление сведений как самоцель, не приобретение эрудиции, а умение самостоятельно мыслить и устанавливать новые существенные связи с другими областями человеческой деятельности, выходить в поисках ответов на профессиональные вопросы за пределы своей исполнительской специальности (размышление, научение и действие в наиболее целесообразной форме и оптимальном режиме). В момент совершенствования исполнительских навыков студенту необходимо постоянно анализировать свою исполнительскую деятельность, добиваться необходимых результатов, самосовершенствоваться, саморазвиваться. Выбор нового знания, навыка, над которым необходимо работать, то есть определение последовательности, перспективы работы, является в музыкальной педагогике особо важным фактором саморазвития. Обучение музыкальному исполнительству требует следующего: при формировании нового навыка необходимо точно определять возможность его становления на основе той системы навыков, которая уже усвоена студентом. Изучая способы игры на инструменте, студент должен овладеть не только качеством воспроизведения приема, преобразовать его в автоматизированный навык, но и усвоить характер и способ его приобретения. Этот способ заключается в освоении ряда умственных операций, которые являются моделями движений, составляющих в целостности будущий прием, а затем и навык. Модели движений преподносятся преподавателем, как правило, в «готовом виде», то есть с точным описанием системы действий. Осознание студентом моделей движений, а также последовательности формирования системы навыков, доведение самих действий до автоматизма и будет содействовать самосовершенствованию умственной деятельности.

Для самосовершенствования навыка в художественных профессиях необходимо трудолюбие предполагающее усидчивость; внимание ко всему звуковому комплексу, разворачивающемуся во времени, сосредоточенность и творческий подход. Будущий педагог-музыкант – человек мыслящий, а не только чувствующий, он должен проникать в самую сущность музыкального образа и провести и показать его в соответствии с видением композитора. Непрерывность, поэтапность и системность в требованиях продуманных до мелочей, дает возможность поверить студенту в свои силы, приобрести уверенность. При всей сложности психофизиологического порядка при обучении игре на инструменте без мотивационной сферы, потребностей и интереса желание осваивать исполнительское мастерство у студента не появится. Без потребностей не пробуждается активность, студент не готов к постановке целей и задач. Любая деятельность, в том числе и сугубо мыслительная, начинается с потребностей, которые складываются во взаимодействии преподавателя и студента, а также интереса, который выступает как результат развития личности. Для успешного самосовершенствования, личности необходимо наличие мотивационно-ценностного отношения к своей будущей профессии. Формирование ценностных ориентаций в обучении творческим профессиям чаще всего происходит от ценностной ориентации личности педагога, благодаря которой у студента появляется новая потребность, образующая мотивационную структуру, способную управлять оценочным отношением к изучаемым дисциплинам. Мышление активизируется тогда, когда человек сталкивается с какой-либо проблемой и ощущает недостаток знаний для овладения новым материалом. В этой связи в учебной деятельности особое значение приобретает организация и применение методов проблемного обучения. Оно предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, решая которые студент не просто усваивает новые знания, но и активно перерабатывает их, учится эвристическим методам добывания этих знаний. Проблемные ситуации создаются и решаются на индивидуальных и групповых занятиях, а также создаются специфические формы, например, «Педагогическая мастерская». Широко распространенная во Франции и нашедшая последователей в России, она предполагает изменение типа отношений между учителями и учениками. Обучение базируется на диалоге студента и преподавателя, организатора образовательного процесса, в котором преобладающим становится творческое начало, проявление индивидуально-личностного своеобразия в решении проблемы. Отношения сотворчества, взаимопомощи пронизывают весь учебный процесс, на первый план выступает проблема не только «чему учить», но и «как учить» связанная с организацией эффективных способов совместной деятельности. «Педагогическая мастерская педагога-музыканта» может быть воплощена в цикле «Методика музыкального образования – Педагогическая практика», поскольку именно здесь студент усваивает не только знание предмета, но и прообраз профессиональных отношений с ребенком, коллегами. На теоретико-практических занятиях в педагогической мастерской формирование комплексных методических знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств воспитанников происходит путем проектирования и освоения различных ситуаций совместной продуктивной (творческой) деятельности. Это достигается благодаря работе в малых группах по интересам, что помогает студентам при наличии фонда знаний, ценностей, реализовать свой субъектный опыт, позитивные приоритеты и желания. Условием взаимодействия в малых группах является проблемная ситуация, возникающая в результате постановки парадоксальных вопросов, реконструкции того или иного методического положения. Образующийся информационный вопрос удовлетворяется как в ходе самостоятельной работы с литературой, так и  во взаимодействии с педагогом, сокурсниками, способствуя многогранному «раскрытию смысла художественно-педагогического процесса в диалоге разных авторов» [4]. При такой организации обучения преподаватель и студент предстают как равноправные партнеры, не застрахованные от ошибок, имеющие право на критику, взаимопомощь, личностное отношение к процессу преподавания музыки. Это возможно, если преподаватель находится не вне, а внутри, рядом как своеобразный посредник, создающий алгоритм действий творческого процесса. В ходе совместного обретения знаний он не только целенаправленно развивает потенциальные возможности студентов, но и сам открыт новому опыту, увлечен познанием, самосовершенствованием. В совместной деятельности одновременно с изменением психологической позиции педагога происходит и смена статуса студента. Оставаясь в роли обучаемого, он выступает как докладчик, эрудит, критик, рецензент. Широкий выбор ролей и социально-учебных функций содействует выработке единого смыслового настроя, становлению образа «Я» студентов как будущих профессионалов. К проявлению субъектности их побуждают планируемые ситуации рефлексивно­оценочного анализа, поиска способов самостоятельного выполнения заданий, ассистирования педагогу, участия лидеров малых групп в организации учебной деятельности. «Педагогическая мастерская педагога-музыканта», основанная на совместной творческой деятельности, интегрирует в себе познавательные и эмоционально-ценностные, когнитивные и креативные процессы профессионального становления личности студента, способствует его саморазвитию.

Способствуют этому формы работы, стимулирующие познавательную деятельность студентов:

  • система заданий для самостоятельной работы при освоении различных курсов;
  • балльно-рейтинговая система оценки качества знаний студентов;
  • увеличение доли самостоятельной работы студентов;
  • сквозная подготовка к самостоятельной, творческой деятельности при изучении всех дисциплин образовательной программы;
  • максимальное включение студентов в профессионально-творческую, исследовательскую деятельность.

Помимо этого необходимо учить созданию индивидуальных программ самосовершенствования, позволяющих учесть индивидуальные способности и возможности, ведению дневника, который поможет осмыслить собственную деятельность, приучит самостоятельно определять цели и задачи, планировать последовательность своих действий, отмечать трудности и нацеливать себя на их устранение, овладевать культурой учения, которая подразумевает также самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию. Готовность к педагогической деятельности – это свойство личности учителя, проявляющееся в устойчивой мотивации, развитых коммуникативных способностях и направленности на личностно-ориентированное взаимодействие с обучаемыми.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. – Казань, 1996.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психического исследования. – М.: МГУ, 1994.
3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания. Педагогика. 2001. – № 1. – С. 17-24.
4. Горюнова, Л.В. Говорить языком самого предмета... Теоретические основы учебника «Музыка»: пособ. для учителя / Л.В.Горюнова. – М.,1989.
5. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск, ХГПУ 2001.
6. Угрюмова Т.Г. Педагогическая поддержка саморазвития личности студента колледжа: дисс. …канд.пед.наук / Т.Г. Угрюмова. – Улан-Удэ, 2006.
 



© 
О.Ю. Швецова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru