viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

И.А. Кузьмич,  (Преподаватель, Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2016

Преемственность образования
Воспитание и обучение молодежи является принципиально важным элементом в деятельности любого государства, его основной функцией. Проведенные в государстве реформы естественным образом повлекли за собой обновления, в военной сфере, потребовали глобального пересмотра всей системы обучения и воспитания офицерских кадров, ориентации и подготовки их к жизни в кардинально новых условиях. В полной мере это относится и к несению службы в качественно обновленных, реформированных и модернизированных Вооруженных Силах. Данные изменения обусловливают качественно новые требования к лингвистической подготовке выпускников военных вузов, а также требуют обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием для более эффективной подготовки выпускников школ, кадетских корпусов, суворовских училищ к освоению программ высшего военного профессионального образования.

Ключевые слова: Преемственность образования, воспитание офицерских кадров, профессиональное образование, языковая компетенция, кадетский корпус.

 

Под преемственностью в широком смысле слова подразумевается «объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития» [9].

Преемственностью в обучении называется логически систематизированная  и структурированная последовательность в расположении, предъявлении и контроле учебного материала, характеризующаяся связанностью и согласованностью всех ступеней и этапов процесса обучения и воспитания, осуществляемая из урока в урок, от одного года обучения к другому. Признаком преемственности в обучении являются анализ, осмысление и обобщение материала, пройденного на новом, более высоком уровне, подкреплением уже полученных знаний новыми, а также раскрытием новых связей, благодаря чему повышается качество приобретаемых компетенций. Они становятся более осознанными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения существенно расширяется. Достижение преемственности в образовании обеспечивается методически и психологически, соблюдением последовательности движения от простого к более сложному в преподавании и организации самостоятельной работы учащихся и всей системой методических средств.

В педагогической литературе преемственность определяется и как «общепедагогическая закономерность» (С.М.Годник) и как «общепедагогический принцип» (В.Э.Тамарин). Преемственность правомерно считать и общепедагогической закономерностью, и общепедагогическим принципом. В этом качестве преемственность определяет необходимую и сущностную связь педагогических процессов и явлений между всеми звеньями образования, в том числе между средней и высшей школой [4].

Суть изучения иностранных языков заключается в освоении обучающимися актуальных реалий мировой культуры при помощи  родного и иностранного языков. Иностранный язык является в данном процессе средством изучения области специальных знаний, методом  усвоения языкового, культурологического,  исторического и общественно-политического опыта различных стран и народов.

Преемственность в обучении иностранному языку заключается в осмыслении того факта, что в ходе изучения дисциплины постепенно обучающийся переходит на новую ступень, с которой должен считаться образовательный процесс, непрерывно претерпевая изменения, подстраиваясь под нее.

Преемственность в обучении иностранным языкам реализована, в том случае  если сам обучающийся, его личностное и психологическое развитие, а также способность построения конкретного представления о своей будущей профессии средствами иностранного языка позволяют ему принять и осуществлять социально приемлемый образ.

Современные общеобразовательные школьные программы обучения иностранным языкам не приспособлены к ориентированным на дальнейшую профессиональную направленность вузовским программам. Именно поэтому преемственность в обучении иностранным языкам в школе обеспечивается именно его профессионально ориентированной направленностью.

А.А.Леонтьев подчеркивает: «Процесс обучения не сводится к передаче информации, а есть взаимодействие с другими людьми.… Не передача  информации, а именно обмен идеями, интересами…» [5]. Общение – это взаимодействие деятельных субъектов, а не односторонние процессы, происходящие внутри одного человека. И, поскольку учебная деятельность кадетов, суворовцев и курсантов осуществляется именно в ходе общения с преподавателями, то коммуникативная функция выступает одной из ведущих функций для обеспечения преемственности обучения иностранному языку в средней и высшей школе. Взаимодействие военного вуза и кадетского корпуса является ведущим фактором в преемственности обучения иностранным языкам.

Общеевропейская тенденция обновления содержания образования, государственная образовательная политика в области изучения иностранных языков основывается на языковом плюрализме, т.к. они становятся реально востребованными в современном обществе. Многие образовательные учреждения наработали определенный опыт по содержанию профильного языкового обучения и развития, а также по разработке программ интегрированных курсов по аутентичному аудиовизуальному и текстовому сопровождению занятий по иностранному языку [6].

Фундаментом любой системы образования является школа, в которой обучается основной контингент учащихся и работает значительное количество учителей. При наличии необходимой методической помощи со стороны высшей школы учителя смогут стать основным фактором, обеспечивающим решение данной проблемы. Обеспечить подобную поддержку на должном уровне может только вуз, соединяющий высокий научный и методический потенциал, и обладающий запасом квалифицированных кадров (профессорско-преподавательский состав, студенты/курсанты старших курсов и т.д.), использование которых может помочь успешно решить различные проблемы городской системы образования.

Продуктивное взаимодействие военного вуза и кадетского корпуса, по обеспечению преемственности военного образования способствует как повышению качества обучения кадетов в целом, так и их последующей успешной адаптации к новым специфическим образовательным условиям высшей школы. Все это обеспечивает  всестороннее  и полное развитие обучающихся, помогает использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности, расширяет возможность в выборе будущей военной профессиональной деятельности и обеспечивает более эффективную подготовку выпускников общеобразовательных учреждений различных типов к освоению программ профессионального военного  образования. Все это и является основной целью профильного обучения  в кадетских корпусах.

Современные кадетские корпуса, суворовские училища и другие специализированные военные образовательные учреждения реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и программы дополнительного образования, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к воинской службе.

Основными целями профильного обучения в кадетском корпусе являются:

  • возрождение классических традиций отечественного образования и культуры, народных и воинских традиций;
  • формирование активной гражданской позиции обучающихся;
  • подготовка выпускников к гражданской и воинской службе;
  • воспитание и обучение кадетов в целях их всестороннего и полного развития;
  • обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
  • совершенствование личностных и профессионально значимых качеств обучающихся для более эффективной подготовки выпускников к освоению программ высшего военного профессионального образования [7].

Иностранный язык как предмет способствует расширению общего образовательного уровня обучаемого, приобщает его к достижениям мировой науки посредством получения информации из различных источников, оказывает существенное влияние на повышение профессионального уровня будущего военного специалиста. Это в полной мере относится и к обучению и воспитанию кадетов.

Смоленский кадетский корпус осуществляет общеобразовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: 2-я ступень (основное общее образование) – 5, 6,7, 8, 9 классы и 3-я ступень (среднее (полное) общее образование) – 10, 11 классы.

Каждое образовательное учреждение обеспечивает профессиональную ориентацию обучения по-своему, прежде всего за счёт школьного компонента. В кадетских корпусах и военизированных школах-интернатах профессиональную военно-патриотическую направленность обучения и воспитания реализует кадетский компонент.

Так как в России образование вариативное, то в основном кадетский компонент построен на основе вариативной части учебного плана и реализуется по трем направлениям:

1. Жизнеобеспечение – это военизированный уклад жизни (обучающиеся носят военную форму, учебные классы делится на отделения, у каждого подразделения есть свой командир), который предусматривает уставные отношения обучающихся друг к другу и ко взрослому педагогическому составу.

2. Система дополнительного образования, в которую входят начальная военная (строевая, огневая и др.) подготовка, кроме того, вводится ряд предметов и элективных курсов, осуществляющих кадетский компонент: хореография, музыкальные занятия, история кадетского корпуса, строевые занятия, рукопашный бой и др.

3. Третье направление в реализации кадетского компонента – учебное, или в более широком смысле – образовательное.

Для реализации принципа преемственности в обучении иностранному языку в средней и высшей школе, изучение английского языка должно концентрироваться на развитии иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает речевую, языковую, социокультурную и учебно-познавательную компетенцию.

  • Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в говорении, чтении и письменной речи;
  • Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с представленными темами и сферами общения, расширение активного и пассивного словарного запаса за счёт овладения специально-ориентированной военной лексикой, новыми значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования;
  • Социокультурная компетенция – расширение кругозора и развитие гуманитарной культуры обучающихся в процессе получения новых знаний о стране изучаемого языка, специфики ее Вооруженных Сил, а также формирование умений систематизации, обобщения и анализа новой профессионально ориентированной информации о Вооруженных Силах, образцах вооружения и военной техники родной страны и страны изучаемого языка;
  • Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специфических учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворяя, таким образом, познавательный интерес в области военных знаний [8].

Реализация кадетского компонента в преподавании иностранного языка должно быть направлено на развитие и воспитание способности и готовности к его самостоятельному изучению, личностному самоопределению кадетов в отношении к будущей профессии, их социальной адаптации, ответственному отношению к выбору профессии военнослужащего и формирование качеств гражданина и патриота.

В рамках нормативных документов об образовании, а именно, на основании образовательной программы и тематических планов по дисциплине может быть разработано, подготовлено и адаптировано учебное пособие, которое может стать составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Иностранный язык», предназначенного для реализации общеобразовательной программы основного общего образования, а также программы дополнительного, военно-профильного образования, имеющего целью подготовку выпускников школы к воинской службе, а также к поступлению в военные учебные заведения.

Целью такого пособия должно быть формирование у кадетов основных навыков и умений чтения, говорения и письма на иностранном языке, обеспечивающих овладение ими в дальнейшем умениями и навыками более высокого уровня при работе с текстами военной направленности, составлении сообщений и ведении беседы, написания аннотаций докладов и рефератов на основе прочитанного материала. Все перечисленные виды деятельности являются неотъемлемой частью обучения иностранному языку в высшей школе.

В пособии должен быть представлен разнообразный материал, который включал бы  темы военно-профильной направленности. Подбор тем должен соответствовать учебному материалу, предназначенному для обучения иностранному языку в военных учебных заведениях. Тексты пособия должны быть информативными, иметь профессионально-направленный характер, иллюстрации и быть пригодными для обучения различным видам речевой деятельности, а также отвечать задачам военно-патриотического воспитания и соответствовать тематическому содержанию рабочей программы основного курса дисциплины.

В пособии также может быть представлен дополнительный материал по обучению аудированию, реферированию и аннотированию текстов военной тематики, включающий порядок работы, список речевых клише и фраз, предназначенных для этих видов деятельности.

Обучение английскому языку военной направленности в кадетском корпусе должно начинаться на 2-й ступени обучения. Так, например, наряду с получением страноведческих знаний, кадеты могут знакомиться с такими темами, как «Рапорт дежурного кадета», «Мой кадетский корпус», «Распорядок дня в кадетском корпусе», «Военная подготовка в летнем лагере», «День защитника Отечества», «День Победы», «Герои Смоленщины» и т.д. На 3-й ступени обучения, наряду со знакомством с культурой и системой образования стран изучаемого языка, в программу 10-11 классов могут быть включены разнообразные темы, содержащие сведения о Вооруженных Силах США и России и военных образовательных учреждениях этих стран.

В ходе изучения данных тем обучающимся предлагается для усвоения материал надбазового уровня, который по глубине и общему содержанию значительно выше требований общеобразовательного стандарта. Он включает следующие темы: «Организация Вооруженных Сил США», «Организация Вооруженных сил РФ», «Наша военная академия» и т.д. Содержание материала изучаемого в 10-11 классах подается как на тематическом, так и на проблемном уровне, ведь изучение Вооруженных Сил является не самоцелью, а поводом для воспитания большего интереса к военной профессии. На уроках кадеты читают и обсуждают дополнительные тексты о лётчиках, конструкторах, героях Великой Отечественной войны, о местах боевых действий, русских адмиралах, знаменитых разведчиках, а также учатся рассказывать о выдающихся военачальниках своей страны; о военной технике разных стран; сравнивать тактико-технические данные российского и зарубежного вооружения, самолетов (кораблей); выделять общее и специфическое.

В системе учебно-воспитательной работы кадетского корпуса военно-патриотическое воспитание является ведущим. Оно является необходимой частью всего учебного процесса.

Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества [3].

При решении задачи патриотического воспитания, нужно всегда иметь в виду слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Воспитать патриота, готового отдать жизнь за Родину, – это значит – наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает» [1].

В целях выполнения задач профильного военно-патриотического воспитания, на уроках нужно использовать различные  технологии, такие как:

1. Развивающую (эвристическую) технологию при изучении различных тем с выходом на написание эссе, что требует высказывание собственного мнения по предложенной теме.
2. Локально-модульную  технологию (при изучении тем военно-профильной направленности: «Организация Вооруженных Сил», «Основные авиационные командования США», «Типы военных самолетов/кораблей», «Конструкция самолетов/кораблей»).
3. Технологию развития критического мышления для развития способностей к сравнению, сопоставлению и рассматриванию различных точек зрения. Например, при обсуждении и сравнении вооружения, назначения и тактико-технических данных вооружения России и других стран.
4. Технологию игрового обучения (ролевые игры (переводчик – представитель страны изучаемого языка, представитель военного вуза – кадеты); брифинги; конференции).
5. Воспитывающую (обучающую) технологию (изучение тем, связанных с нравственным воспитанием, возрождением лучших военных и народных традиций, культурой своей страны и других стран, с военно-патриотическим воспитанием: например, урок, посвященный Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дням воинской славы России).

В заключении стоит отметить, что к преимуществам работы с профессионально ориентированными материалами военной и военно-исторической тематики можно отнести формирование у обучающихся необходимого умения четко и доступно излагать свою точку зрения по различным вопросам, выражать собственное мнение, активно проявляя собственную позицию.  Также помимо воспитания чувства патриотизма и любви к Роди­не, преемственность и профессиональная ориентированность обучения иностранному языку в профильных учебных заведениях общего образования (кадетских корпусах, суворовских и нахимовских училищах и т.д.), оказывает глубокое влияние на формирование осознанного и ответственного отношения к выбору будущей военной профессии, что играет решающую роль в последующей успешной адаптации выпускников к обучению в военном вузе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. – М., 1984. – 316 с.
2. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт). – М: Патриот, 1991. – 213 с.
3. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС//Воспитание школьников. – 2002. – № 8. – С. 13-16.
4. Карпов А.С. Психолого-методические проблемы в подготовке будущих учителей // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 3, С. 64
5. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов-психологов. – Тарту: Изд-во Тарт.ГУ, 1974, – 219 с.
6. Терехова Г. В. Социализация личности студента в билингвальном образовании: Дис. … д-ра пед. наук. г. Оренбург, 2007.
7. Устав ОГБОУ КШИ «Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус». Раздел 2 «Организация образовательного процесса». г. Смоленск, 2007.
8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
9. Философский словарь./ Под редакцией И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1987. – 590с.
 



© 
И.А. Кузьмич, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru