viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Н.Б. Голубева,  (К.пед.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2016

Эмоциональный интеллект
Статья обосновывает важную роль эмоционального интеллекта для формирования критического мышления на занятиях профессионально ориентированного иностранного языка. Изучение имеющихся научно-теоретических работ позволило нам сделать вывод о том, что развитие эмоционального интеллекта и критического мышления может способствовать формированию коммуникативной иноязычной компетенции и профессиональному успеху выпускников ВУЗов, в целом. Исследование помогло сделать нам вывод о том, что преподавателям высшей школы необходимо вырабатывать дидактический подход, при котором познание человека рассматривалось бы как когнитивно-эмоциональный процесс.

Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, критическое мышление, профессионально ориентированное обучение иностранному языку; аффективная составляющая интеллекта, социальный интеллект, когнитивное мышление; эмоциональная компетентность.

 

Цель нашей работы – определить роль эмоционального интеллекта в развитии критического мышления в процессе преподавания профильно-ориентированного иностранного языка в вузах. По мнению Д. Халперна, критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление (интеллект)  как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают для эффективного достижения цели [13].

В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план. Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как вычислительную деятельность, а как когнитивно-эмоциональный процесс[5].

При подготовке специалиста со знанием языка в сфере профессиональной деятельности необходимо учитывать профильную специфику. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что выпускник вуза должен быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, самостоятельно приобретать знания, уметь грамотно работать с информацией, т.е. находить необходимые источники для решения поставленной задачи, анализировать ее, обобщать, сопоставлять, делать аргументированные выводы и на их основании принимать решения [1]. Иными словами, будущий специалист должен самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть проблему и искать пути ее решения, используя современные технологии, уметь применять полученные знания, а также генерировать новые идеи, мыслить творчески. Важным качеством является и стремление к самосовершенствованию  и самопознанию не только в профессиональном, но и в нравственном плане, так как повышение самооценки и повышение чувства собственной значимости, как правило, ведут к профессиональным успехам непосредственно на рабочем месте или в процессе получения образовательных услуг [2]. Для решения указанных проблем он должен быть коммуникабельным, чтобы быть способным работать в различных социальных группах, то есть обладать социальным интеллектом [10].

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Когда Абрахам Маслоу, в 50-х годах, ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум».  Он подтолкнул серьезные интегральные исследования в области личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы[3].

Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни[10].

Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 компонента: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями[11].

Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов»[10].

В сентябре 1997 года была организована ассоциация с целью поддержать исследования по эмоциональному интеллекту и обеспечить перенос их результатов в практику (ассоциация «Шесть секунд» проводит тренинги, чтобы улучшить эмоциональный климат в семьях, школах и организациях). Они предлагают свое понимание этого явления, основанное на практике: «способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми». Как видно из определения, эмоциональный интеллект рассматривается с чисто прагматической точки зрения. Ревен Бар-Он предлагает похожую модель. Эмоциональный интеллект в трактовке Бар-Она это все некогнитивные способности, знания и компетенции, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями[13].

Широкую популярность понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту “New York Times”, чья книга “Emotional Intelligence” («Эмоциональный интеллект») произвела настоящий фурор в США в 1995 году[3]. Чем же вызвана столь огромная популярность этой, казалось бы, тысячной книги типа «Как стать успешным»?

Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%[3]. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы, например, поступить в университет. Но для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры – «звезды» отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоциями. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: “IQ gets you hired, but EQ gets you promoted” («Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру»)[11].

Концепция эмоционального интеллекта — пожалуй, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Д. Гоулман доступно объясняет, как миндалевидное тело — эмоциональный центр мозга — оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление[10].

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице[3].

Механизм критического мышления, как считают учёные, включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения[4,7]. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа, оценки и передачи сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений [6]. Необходимо подчеркнуть, что формирование компетенции критического мышления неразрывно связаны с формированием речевых умений в процессе обучения всем видам речевой деятельности, поскольку предметом речевой деятельности является мысль [8].

Следует обратить внимание на развитие разных интеллектуальных умений при обучении тому или иному виду речевой деятельности. При чтении и аудировании мы должны воспринять и оценить мысли и позицию автора, сравнить со своими и выбрать то, что считаем важным и нужным для нас. Это потребует от нас анализа и оценки чужой аргументации и будет отличаться от того, как в процессе говорения или письма можно аргументировать свою точку зрения или позицию[9].

Мышление всегда начинается с формулирования вопроса или проблемы, которую необходимо решить, осознать неизвестное, понять его, уяснить. При этом необходимо применить имеющуюся систему знаний, использовать понятия из разных областей. Это учебно-познавательная способность, и развивать ее у учащихся в современных условиях крайне важно, т.к. сегодня многие науки носят междисциплинарный характер [1].

Основными параметрами определения эффективности формирования критического мышления являются компетенции, составляющие понятие коммуникативной компетенции: лингвистическая, социолингвистическая и прагматическая компетенции. Они, в свою очередь, относятся к категориям социального интеллекта. Интеллектуальные способности, в том числе эмоциональные, входят в понятие прагматической компетенции и являются критериями ее оценки[5].

По мнению Е.И. Федотовской, под сформированностью лингвистической компетенции понимают: владение новой лексикой, понятиями, реалиями, идиоматическими выражениями, терминами в соответствии с принятыми нормами английского языка и профильной тематики[9]. Под социолингвистической компетенцией предполагают: умение адекватно использовать профессиональные реалии в соответствии с речевой задачей; знание особенностей современной политической ситуации в отдельных регионах в соответствии с изучаемыми темами. Под прагматической компетенцией исследователи определяют: умение вести дискуссию в диалоге, полилоге, то есть инициировать, поддерживать беседу, достигать компромисса, отстаивать собственную точку зрения, чего невозможно достичь без определённого эмоционального поля [9].

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.

Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе[6].

Д.Гоулман определяет эмоциональный интеллект как совокупность самосознания, самоконтроля, адаптивности, чуткости и инициативности. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели[3].

Сотрудники с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Руководители с адекватной самооценкой знают, когда нужно попросить помощи и на чем следует акцентировать внимание при выработке новых лидерских качеств. Уверенные в себе лидеры с радостью берутся за трудные задачи. Такие руководители не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства, которое выделят их на фоне групп.

Они находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже стараются использовать их на пользу делу. Воплощением руководителя, способного управлять своими чувствами, является сотрудник, сохраняющий спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса  - он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблемной ситуацией[13].

Лидеры, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями. Такие руководители гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоятельств[12].

Они прагматичны, ставя перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы. Сотрудник, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Такой руководитель позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря их мировоззрению они воспринимают все грядущие перемены как изменения к лучшему.

Лидеры, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства, как отдельных людей, так и целых групп. Такие сотрудники участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека.

Благодаря эмпатии лидер прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

Итак, подведём некоторые итоги. Для формирования критического мышления студентов необходимо учитывать уровень эмоционального интеллекта студентов[4]. Чтобы развивать критическое мышление студентов,  надо придерживаться следующих этапов совместной работы на занятиях профильно-ориентированного иностранного языка:

    Первое, пытаться достигать актуализации знаний студентов с помощью интерактивных дидактических методик (мозговые штурмы, кейсы,  презентации и т.д.) с целью повышения мотивации и выявления уровня развития эмоционального интеллекта группы.

    Второе, способствовать развитию когнитивной рефлексии студентов с целью формирования компетенции критического осмысления материала и его соотнесения с имеющимися знаниями, поиска оптимально правильных ответов на поставленные ранее вопросы [3].

Педагоги, которые ставят перед собой задачу формирования критического мышления, отмечают следующие преимущества: работа в группе способствует  развитию социально-эмоционального интеллекта участников. Так как совместное обучение облегчает работу над трудным, информационно насыщенным текстом, вырабатывает уважение к собственным и чужим мыслям и опыту, обостряет любознательность и инициативность,  развивает активное слушание, эмпатию, повышает самооценку студентов; формирует критическое отношение к стереотипам, способствует формированию адаптивности через развитие чуткости и терпимости.

Таким образом, при обучении профильно-ориентированному иностранному языку развивается критическое мышление и эмоциональный интеллект. И, более того, развитие эмоционального интеллекта и критического мышления может способствовать формированию коммуникативной иноязычной компетенции, так как именно они лежат в основе работы с иноязычной информацией в самом широком понимании.

Итак, эмоциональный интеллект носит междисциплинарный характер [5], именно поэтому, как нам кажется, самое время педагогам высшей школы обратить внимание на  аффективную составляющую мышления, на понятие социального интеллекта, который связывает воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. А это значит, что студент не машина, что ему для познания и будущего профессионального успеха нужен преподаватель – человек, а не компьютер,  что, отдавая должное цифровым технологиям, мы (педагоги) должны вырабатывать дидактический подход, при котором познание человека рассматривается не как «вычислительная операция», а как когнитивно-эмоциональный процесс.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Голубева Н.Б. Развитие критического мышления как важный элемент формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетенции//Вестник Университета (ГУУ). – М.: Издательский дом ГУУ, 2015. №3 – С.257-262
2. Голубева Н.Б. Критерии оценки сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции на примере преподавания иностранного языка в неязыковом ВУЗ-е//Современная наука актуальные проблемы теории и практики. – М. Научные технологии, 2015. №5-6 – С.41-44
3. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э.. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М, Альпина Бизнес Букс, 2005. - С.266-269
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев [и др.] - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. – 36с.
5. Мельничук М.В., Ненюк Е.А., Алисевич М.В. Психолингвистические аспекты как основа практического изучения иностранного языка // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences.-2014.- №9-10, С.100-104.
6. Мельничук М.В., Алисевич М.В. Проблемы формирования интеллектуальной культуры современного студента//Современная наука актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. - №5-6. – С.48-51.
7. Мельничук М.В., Осипова В.М. Совершенствование навыков высшего порядка в процессе обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе // Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы сборник научных работ. Москва, 2016. – С.157-162.
8. Тягуненко В.В. Проектирование и реализация технологии формирования рефлексивных умений обучающихся профессиональных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2001. - C. 94.
9. Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при работе с иноязычными текстами. // «Текст. Восприятие, информация, интерпретация». Сб. докладов I Международной научной конференции Российского нового университета. - Москва, 2002. – с.279 - 283.
10. David R. Caruso, Peter Salovey. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. Josses-Bass, - San Francisco. - 2004
11. Stein J. S. and Book H., The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success. Stoddart Publishing Co. Limited. - 2000.
12. Critical Thinking [Электронный ресурс] http://www.criticalthinking.org (дата обращения 12.02.2015)
13. Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо [Электронный ресурс]http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru (дата обращения 12.02.2015)
 



© 
Н.Б. Голубева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru