viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

А.А. Романова,  (К.ист.н., Санкт-Петербургский государственный Университет, Институт истории)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2016

Агиография
В работе рассматриваются разновидности сводов кратких сведений о русских святых. К их числу относятся святцы, святцы с летописью, патерики, которые создавались, редактировались и перерабатывались в России в XVIII–XIX вв. Прослеживается традиция составления перечней святых отдельных местностей. Делается вывод о важности такого рода источников для изучения почитания местночтимых святых.

Ключевые слова: Агиография, агиология, почитание святых, святцы с летописью, патерики, перечни святых, «Книга глаголемая описание о российских святых».

 

В  источниках и в научно-исследовательской литературе можно проследить интерес не столько к детальному описанию жизни и подвигов русских святых, сколько к статистическим и справочным материалам, касающимся святости. [Андроник (Трубачев), 2000; Прохоров, 2010] Статистические выкладки о количестве святых присутствуют в достаточно ранних памятниках. В дошедших до нас списках текстов (XVI–XVII в.), содержащих подсчеты количества лет, месяцев, дней и часов для разных периодов времени, так называемых «семитысячников», возникновение которых ученые возводят ко времени не позднее XI в. [Симонов, 1975, Турилов, 1988], встречается указание на количество святых, память которых празднуется на протяжении года: «…а святых от года до года 1000 тем и 206 опроче новых чюдотворцов». [Мильков, Симонов, с. 333] Подсчет «новых чудотворцев», т. е. святых, канонизированных на соборах митрополита Макария и в более позднее время, оказался нелегкой задачей.

Сведения о почитаемых в Московском государстве святых собирались и хранились не только в житиях и богослужебных текстах, но и сводных источниках кратких сведений. Наиболее известны и получили широкое распространение памятники, использующие календарный порядок – то есть месяцеслов или святцы (обычные или с летописью), как рукописные, так и печатные [Карбасова, 2011]. Еще в одном источнике – иконописных подлинниках – используются как календарный, так и алфавитный принципы, [Маркелов, 1998] в ряде случаев известия о святом могут находиться (в хронологическом изложении) в летописных памятниках.

В рукописной традиции, особенно XVII в. и последующих столетий, были популярны тематические, или монографические сборники, посвященные тому или иному святому, или подборки житий, созданные по географическому принципу, такие как сборник житий святых Вологодского края и Белозерья [Шульгина, 2005], или свод новгородских житий —ь «Патерик Новгородский» последней четверти XVII в. [Брюсова, 1968].

Создание сводов житий было продолжительным и не всегда осуществимым проектом: многие жития не получили распространения, для некоторых святых житий не существовало. В поисках текстов житий, как предполагают исследователи, списки «desiderata» («Реэстр житиям святых отец, о коих справят буде ест пожаловать присылкою не оставят») могли рассылаться в крупные книжные центры, такие как Соловецкий монастырь. [Калугин, 2009, с. 17]

 Более краткие данные о русских святых включали в себя росписи, создаваемые, по-видимому, по случаю, хотя и не всегда известно, по какому.

Одним из наиболее известных примеров такого перечня является роспись, составленная около 1634 г. по просьбе царицы Евдокии Лукьяновны священником Максимом. Просьба царицы состояла в том, чтобы «отписать подлинно», «сколько в Новеграде и в новгородских местех чудотворных мест, и в коем месте который чудотворец какими чудесы от Бога просвещен». Соответственно, составленный Максимом перечень уделяет внимание преимущественно не житию или чудесам подвижников («И будет, государыня, повелишь списати тех чудотворцов жития с чудесами их подлинно, и яз, государыня [Евдокия Лукьяновна], тотчас велю списати с житиями и чудеса тех новгородских чудотворцев, которым житья и чудес у вас, государей, не сыщутца»), а указанию и описанию погребений. Для каждого описания предлагалась справка исторического содержания. Максим указывает и на случаи почитания, которые еще не получили официального признания. Упоминая имя Арсения Новгородского, он пишет: «А тропарь и кондак ему составлен, а празднества еще не установлено» [Никольский, 1901; Каган, 1993].

Если составители отдельных «росписей» ставили перед собой конкретную задачу: перечислить святых, чтимых на определенной территории и указать места их погребения, то составитель «Книги глаголемой Описание о российских святых...», очевидно, замахнулся на создание краткой «энциклопедии русской святости». Время составления «Описания о российских святых» точно не определено, но по ряду указаний (во всех списках, включая три наиболее ранних, НБ МГУ, № 293 (1710–1720-х гг.) [Кобяк, Зименко, Шульгина, 2010], РГБ, ф. 205, собр. Общества истории и древностей российских, № 212 (1-я четв. XVIII в.) и РГАДА, ф. 188, оп. 1, № 1199, 1718 г., есть память Симеона Верхотурского и Прокопия Устьянского, прославление которых датируется 1695 г.). Таким образом, составление памятника может быть датировано началом XVIII в.

Своеобразие «Книги глаголемой Описание о российских святых…» состоит не только в отказе от месяцесловного принципа и переходе к географическому, но и в масштабах. Составитель «Книги…» ставил, очевидно, задачу максимально полного охвата данных о чтимых в России святых. В издание М. В. Толстого вошли сведения о 456 святых (с дополнениями – 477) из 58 городов [Книга, 1887]. Впрочем, за счет масштабов значительно пострадала точность приводимых данных – даты преставления святых, указываемые в «Книге…», неточны в подавляющем большинстве случаев, особенно для подвижников XVI–XVII вв. Биографические справки о подвижниках (канонизированных и местно чтимых) содержат данные об имени святого, кем он был, где подвизался, когда скончался, где похоронен – каждый элемент может содержать множество неточностей. Перечень городов начинается с Киева, Чернигова, Брянска, Смоленска, далее в списках начинаются некоторые разночтения.

Четкой системы описания святых по городам, очевидно, не было. Данные книги не оставлялись неизменными – в отдельных списках с течением времени появилось предисловие (как в списке НБ МГУ), в некоторых оставлялось место для дополнений, менялись местами некоторые города и порядок следования статей, а в ряде случаев сведения пополнялись (например, сведениями для Санкт-Петербурга – память Александра Невского, или Астрахани – память митрополита Иосифа, убитого казаками Степана Разина в 1667 г.). Дополнения, вносимые по ходу работы, не всегда правильно трактовались переписчиками позднейших списков, что также вызывало ошибки. [Романова, 2009]

В XVIII в. по существу прекратилось, за редчайшим исключением официальное прославление святых. Однако составление перечней святых, организованных по географическому принципу, получило значительное распространение и в XVIII в., и эти перечни известны, прежде всего, для вологодских и новгородских святых.

Так, в сборнике первой половины XVIII в. – РНБ, Q.XVII.232  находится «Реэстр преподобным отцем нашим вологодским и белоезерским чудотворцем» (л. 217 об.), включающий указания: «В месяцех и числах памяти их» и «Кто откуда рождением беше, от какой фамилии произыде».

В сборнике РНБ, Q.XVII.77 помещено «Описание в Великом Новегор(оде) и в Новгородцкой епархии чюдотворцов» (л. 236–242 об.), включающее перечень с данными, восходящими к первой четверти XVIII в. (согласно им, Валаамский монастырь, в 1720 г. ставший самостоятельных еще находится в юрисдикции Кирилло-Белозерской обители).

В перечнях особо отмечается наличие службы, или хотя бы краткой службы (тропаря и кондака) тому или иному святому.

Традицию составлять перечни святых и чтимых подвижников продолжили и крупнейшие деятели русской церкви. Перечень святых Вологодской епархии, созданный Евгением (Болховитиновым) в 1811 г., был издан спустя более полвека [Суворов, 1864]. Этот и подобные ему перечни легли в основу создававшихся в разное время соборов святых русских епархий, они зачастую оставались неопубликованными.

XIX век стал расцветом жанра патериков русских святых, составленных по географическому принципу. Одним из первых таких патериков стал созданный в начале 1830-х гг. иноком Александро-Невского монастыря Паисием Кривоборским «Патерик новгородских чудотворцев», в который автор включил жития святых: как полные, так и проложные, а также месяцесловные памяти, сведения об обителях, службу новгородским святым и богатый иллюстративный материал – листовые гравюры первой четверти XIX в., посвященные рассматриваемым им обителям – РНБ, собр. Александро-Невской лавры, А-9 (1831 г.).

Новгородский патерик остался неизданным; другие сходные проекты – такие как Троицкий, Московский, Тверской, Архангельский, Олонецкий патерики – вышли из печати в конце XIX – начале XX в.  [Марк (Лозинский), 1973] Некоторые проекты по составлению сводов данных о русских святых, вероятно, и не предназначались для печати (как, например, Минеи священника Константина Добронравина (еп. Гермогена, 1820–1893): РНБ, собр. Петроградской духовной семинарии,  № 25/1–12 (конец XIX в.).

Источниками новых патериков становились как рукописные первоисточники и устные сказания, так и опубликованные источники и исследования, такие как, например, свод данных, опубликованных в «Истории российской иерархии» [Амвросий (Орнатский)], сказания о русских святых А. Н. Муравьева [Муравьев, 1855–1858], в своде Филарета (Гумилевского) [Филарет (Гумилевский), ] и ряде других.

Перечисленные выше статьи и своды важны прежде всего не как источники о биографии местночтимых святых (в таком качестве на их данные опираться не следует), но источники по истории почитания того или иного святого в определенное время.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Научная библиотека МГУ (НБ МГУ), Отдел редких книг и рукописей, № 293 1710–1720-е гг.
2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 188, оп. 1, № 1199, 1718 г.
3. Российская государственная библиотека (РГБ), ф. 205, собр. Общества истории и древностей российских, № 212 (1-я четв. XVIII в.)
4. Российская национальная библиотека (РНБ), собр. Александро-Невской лавры, А-9 (1831 г.).
5. РНБ, Основное собрание рукописной книги, Q.XVII.77.
6. РНБ, Основное собрание рукописной книги, Q.XVII.232
7. РНБ, собр. Петроградской духовной семинарии, № 25/1–12, кон. XIX в.
8. Амвросий (Орнатский). История российской иерархии. М., 1807–1815. Ч. 1–7.
9. Андроник (Трубачев). Канонизация святых в Русской Православной церкви // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 346–371.
10. Брюсова В. Г. К истории стенописи Софийского собора Новгорода. Фрески Мартирьевской паперти // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 108–125.
11. Каган М. Д. Максим (во иночестве Моисей) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 323–326.
12. Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. М., 2009. 600 с.
13. Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: памяти русских святых // Русская агиография. Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 249–301.
14. Книга глаголемая Описание о российских святых / изд. М. Толстой. М., 1887.
15. Кобяк Н.А., Зименко Е.В., Шульгина Э.В. Новые данные о сборниках «Солнце пресветлое» // Вестник РГНФ. 2010. № 3. С. 144–146.
16. Марк (Лозинский). Из истории патериков // Журнал московской патриархии. 1973. № 3. С. 72–75.
17. Маркелов Г. В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). СПб., 1998. Т. 1–2.
18. Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: «Круг», 2011. 544 с. ( Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VII).
19. Муравьев А. Н. Жития святых российской церкви, также иверских и славянских. СПб., 1855–1858. [Т. 1–12].
20. Никольский А. Описание святой Софии в Новгороде и святыни древней Велико-Новгородской области (до 1654 г.) // Вестник археологии и истории. 1901. Вып. 14. С. 219–226.
21. Прохоров Г. М. Святые в истории Древней Руси // Прохоров Г. М. «Некогда не народ, а ныне народ Божий…»: Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб., 2010. С. 215–242.
22. Романова А. А. Проблемы изучения древнейшего агио-биографического «справочника» русских святых – «Книги глаголемой описание о российских святых» // Древняя Русь. 2009. №. 3 (37). С. 99–100.
23. Симонов Р. А. Малоизвестные русские средневековые источники по хронологии – «семитысячники» // Историко-астрономические исследования. М., 1975. Вып. 12. С. 109–112.
24. Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих // Вологодские епархиальные ведомости. 1864. № 1. Часть неофиц.
25. Турилов А. А. О датировке и месте создания календарно-математических текстов «семитысячников» // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 27–38.
26. Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею церковию или местно. 3-е изд., доп. СПб., 1882. Т. 1–3.
27. Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°) // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242–261.
 



© 
А.А. Романова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru