viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

А.А. Романова,  (К.ист.н., Санкт-Петербургский государственный Университет, Институт истории)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2016

Агиография
В работе рассматриваются разновидности сводов кратких сведений о русских святых. К их числу относятся святцы, святцы с летописью, патерики, которые создавались, редактировались и перерабатывались в России в XVIII–XIX вв. Прослеживается традиция составления перечней святых отдельных местностей. Делается вывод о важности такого рода источников для изучения почитания местночтимых святых.

Ключевые слова: Агиография, агиология, почитание святых, святцы с летописью, патерики, перечни святых, «Книга глаголемая описание о российских святых».

 

В  источниках и в научно-исследовательской литературе можно проследить интерес не столько к детальному описанию жизни и подвигов русских святых, сколько к статистическим и справочным материалам, касающимся святости. [Андроник (Трубачев), 2000; Прохоров, 2010] Статистические выкладки о количестве святых присутствуют в достаточно ранних памятниках. В дошедших до нас списках текстов (XVI–XVII в.), содержащих подсчеты количества лет, месяцев, дней и часов для разных периодов времени, так называемых «семитысячников», возникновение которых ученые возводят ко времени не позднее XI в. [Симонов, 1975, Турилов, 1988], встречается указание на количество святых, память которых празднуется на протяжении года: «…а святых от года до года 1000 тем и 206 опроче новых чюдотворцов». [Мильков, Симонов, с. 333] Подсчет «новых чудотворцев», т. е. святых, канонизированных на соборах митрополита Макария и в более позднее время, оказался нелегкой задачей.

Сведения о почитаемых в Московском государстве святых собирались и хранились не только в житиях и богослужебных текстах, но и сводных источниках кратких сведений. Наиболее известны и получили широкое распространение памятники, использующие календарный порядок – то есть месяцеслов или святцы (обычные или с летописью), как рукописные, так и печатные [Карбасова, 2011]. Еще в одном источнике – иконописных подлинниках – используются как календарный, так и алфавитный принципы, [Маркелов, 1998] в ряде случаев известия о святом могут находиться (в хронологическом изложении) в летописных памятниках.

В рукописной традиции, особенно XVII в. и последующих столетий, были популярны тематические, или монографические сборники, посвященные тому или иному святому, или подборки житий, созданные по географическому принципу, такие как сборник житий святых Вологодского края и Белозерья [Шульгина, 2005], или свод новгородских житий —ь «Патерик Новгородский» последней четверти XVII в. [Брюсова, 1968].

Создание сводов житий было продолжительным и не всегда осуществимым проектом: многие жития не получили распространения, для некоторых святых житий не существовало. В поисках текстов житий, как предполагают исследователи, списки «desiderata» («Реэстр житиям святых отец, о коих справят буде ест пожаловать присылкою не оставят») могли рассылаться в крупные книжные центры, такие как Соловецкий монастырь. [Калугин, 2009, с. 17]

 Более краткие данные о русских святых включали в себя росписи, создаваемые, по-видимому, по случаю, хотя и не всегда известно, по какому.

Одним из наиболее известных примеров такого перечня является роспись, составленная около 1634 г. по просьбе царицы Евдокии Лукьяновны священником Максимом. Просьба царицы состояла в том, чтобы «отписать подлинно», «сколько в Новеграде и в новгородских местех чудотворных мест, и в коем месте который чудотворец какими чудесы от Бога просвещен». Соответственно, составленный Максимом перечень уделяет внимание преимущественно не житию или чудесам подвижников («И будет, государыня, повелишь списати тех чудотворцов жития с чудесами их подлинно, и яз, государыня [Евдокия Лукьяновна], тотчас велю списати с житиями и чудеса тех новгородских чудотворцев, которым житья и чудес у вас, государей, не сыщутца»), а указанию и описанию погребений. Для каждого описания предлагалась справка исторического содержания. Максим указывает и на случаи почитания, которые еще не получили официального признания. Упоминая имя Арсения Новгородского, он пишет: «А тропарь и кондак ему составлен, а празднества еще не установлено» [Никольский, 1901; Каган, 1993].

Если составители отдельных «росписей» ставили перед собой конкретную задачу: перечислить святых, чтимых на определенной территории и указать места их погребения, то составитель «Книги глаголемой Описание о российских святых...», очевидно, замахнулся на создание краткой «энциклопедии русской святости». Время составления «Описания о российских святых» точно не определено, но по ряду указаний (во всех списках, включая три наиболее ранних, НБ МГУ, № 293 (1710–1720-х гг.) [Кобяк, Зименко, Шульгина, 2010], РГБ, ф. 205, собр. Общества истории и древностей российских, № 212 (1-я четв. XVIII в.) и РГАДА, ф. 188, оп. 1, № 1199, 1718 г., есть память Симеона Верхотурского и Прокопия Устьянского, прославление которых датируется 1695 г.). Таким образом, составление памятника может быть датировано началом XVIII в.

Своеобразие «Книги глаголемой Описание о российских святых…» состоит не только в отказе от месяцесловного принципа и переходе к географическому, но и в масштабах. Составитель «Книги…» ставил, очевидно, задачу максимально полного охвата данных о чтимых в России святых. В издание М. В. Толстого вошли сведения о 456 святых (с дополнениями – 477) из 58 городов [Книга, 1887]. Впрочем, за счет масштабов значительно пострадала точность приводимых данных – даты преставления святых, указываемые в «Книге…», неточны в подавляющем большинстве случаев, особенно для подвижников XVI–XVII вв. Биографические справки о подвижниках (канонизированных и местно чтимых) содержат данные об имени святого, кем он был, где подвизался, когда скончался, где похоронен – каждый элемент может содержать множество неточностей. Перечень городов начинается с Киева, Чернигова, Брянска, Смоленска, далее в списках начинаются некоторые разночтения.

Четкой системы описания святых по городам, очевидно, не было. Данные книги не оставлялись неизменными – в отдельных списках с течением времени появилось предисловие (как в списке НБ МГУ), в некоторых оставлялось место для дополнений, менялись местами некоторые города и порядок следования статей, а в ряде случаев сведения пополнялись (например, сведениями для Санкт-Петербурга – память Александра Невского, или Астрахани – память митрополита Иосифа, убитого казаками Степана Разина в 1667 г.). Дополнения, вносимые по ходу работы, не всегда правильно трактовались переписчиками позднейших списков, что также вызывало ошибки. [Романова, 2009]

В XVIII в. по существу прекратилось, за редчайшим исключением официальное прославление святых. Однако составление перечней святых, организованных по географическому принципу, получило значительное распространение и в XVIII в., и эти перечни известны, прежде всего, для вологодских и новгородских святых.

Так, в сборнике первой половины XVIII в. – РНБ, Q.XVII.232  находится «Реэстр преподобным отцем нашим вологодским и белоезерским чудотворцем» (л. 217 об.), включающий указания: «В месяцех и числах памяти их» и «Кто откуда рождением беше, от какой фамилии произыде».

В сборнике РНБ, Q.XVII.77 помещено «Описание в Великом Новегор(оде) и в Новгородцкой епархии чюдотворцов» (л. 236–242 об.), включающее перечень с данными, восходящими к первой четверти XVIII в. (согласно им, Валаамский монастырь, в 1720 г. ставший самостоятельных еще находится в юрисдикции Кирилло-Белозерской обители).

В перечнях особо отмечается наличие службы, или хотя бы краткой службы (тропаря и кондака) тому или иному святому.

Традицию составлять перечни святых и чтимых подвижников продолжили и крупнейшие деятели русской церкви. Перечень святых Вологодской епархии, созданный Евгением (Болховитиновым) в 1811 г., был издан спустя более полвека [Суворов, 1864]. Этот и подобные ему перечни легли в основу создававшихся в разное время соборов святых русских епархий, они зачастую оставались неопубликованными.

XIX век стал расцветом жанра патериков русских святых, составленных по географическому принципу. Одним из первых таких патериков стал созданный в начале 1830-х гг. иноком Александро-Невского монастыря Паисием Кривоборским «Патерик новгородских чудотворцев», в который автор включил жития святых: как полные, так и проложные, а также месяцесловные памяти, сведения об обителях, службу новгородским святым и богатый иллюстративный материал – листовые гравюры первой четверти XIX в., посвященные рассматриваемым им обителям – РНБ, собр. Александро-Невской лавры, А-9 (1831 г.).

Новгородский патерик остался неизданным; другие сходные проекты – такие как Троицкий, Московский, Тверской, Архангельский, Олонецкий патерики – вышли из печати в конце XIX – начале XX в.  [Марк (Лозинский), 1973] Некоторые проекты по составлению сводов данных о русских святых, вероятно, и не предназначались для печати (как, например, Минеи священника Константина Добронравина (еп. Гермогена, 1820–1893): РНБ, собр. Петроградской духовной семинарии,  № 25/1–12 (конец XIX в.).

Источниками новых патериков становились как рукописные первоисточники и устные сказания, так и опубликованные источники и исследования, такие как, например, свод данных, опубликованных в «Истории российской иерархии» [Амвросий (Орнатский)], сказания о русских святых А. Н. Муравьева [Муравьев, 1855–1858], в своде Филарета (Гумилевского) [Филарет (Гумилевский), ] и ряде других.

Перечисленные выше статьи и своды важны прежде всего не как источники о биографии местночтимых святых (в таком качестве на их данные опираться не следует), но источники по истории почитания того или иного святого в определенное время.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Научная библиотека МГУ (НБ МГУ), Отдел редких книг и рукописей, № 293 1710–1720-е гг.
2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 188, оп. 1, № 1199, 1718 г.
3. Российская государственная библиотека (РГБ), ф. 205, собр. Общества истории и древностей российских, № 212 (1-я четв. XVIII в.)
4. Российская национальная библиотека (РНБ), собр. Александро-Невской лавры, А-9 (1831 г.).
5. РНБ, Основное собрание рукописной книги, Q.XVII.77.
6. РНБ, Основное собрание рукописной книги, Q.XVII.232
7. РНБ, собр. Петроградской духовной семинарии, № 25/1–12, кон. XIX в.
8. Амвросий (Орнатский). История российской иерархии. М., 1807–1815. Ч. 1–7.
9. Андроник (Трубачев). Канонизация святых в Русской Православной церкви // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 346–371.
10. Брюсова В. Г. К истории стенописи Софийского собора Новгорода. Фрески Мартирьевской паперти // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 108–125.
11. Каган М. Д. Максим (во иночестве Моисей) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 323–326.
12. Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. М., 2009. 600 с.
13. Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: памяти русских святых // Русская агиография. Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 249–301.
14. Книга глаголемая Описание о российских святых / изд. М. Толстой. М., 1887.
15. Кобяк Н.А., Зименко Е.В., Шульгина Э.В. Новые данные о сборниках «Солнце пресветлое» // Вестник РГНФ. 2010. № 3. С. 144–146.
16. Марк (Лозинский). Из истории патериков // Журнал московской патриархии. 1973. № 3. С. 72–75.
17. Маркелов Г. В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). СПб., 1998. Т. 1–2.
18. Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: «Круг», 2011. 544 с. ( Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VII).
19. Муравьев А. Н. Жития святых российской церкви, также иверских и славянских. СПб., 1855–1858. [Т. 1–12].
20. Никольский А. Описание святой Софии в Новгороде и святыни древней Велико-Новгородской области (до 1654 г.) // Вестник археологии и истории. 1901. Вып. 14. С. 219–226.
21. Прохоров Г. М. Святые в истории Древней Руси // Прохоров Г. М. «Некогда не народ, а ныне народ Божий…»: Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб., 2010. С. 215–242.
22. Романова А. А. Проблемы изучения древнейшего агио-биографического «справочника» русских святых – «Книги глаголемой описание о российских святых» // Древняя Русь. 2009. №. 3 (37). С. 99–100.
23. Симонов Р. А. Малоизвестные русские средневековые источники по хронологии – «семитысячники» // Историко-астрономические исследования. М., 1975. Вып. 12. С. 109–112.
24. Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих // Вологодские епархиальные ведомости. 1864. № 1. Часть неофиц.
25. Турилов А. А. О датировке и месте создания календарно-математических текстов «семитысячников» // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 27–38.
26. Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею церковию или местно. 3-е изд., доп. СПб., 1882. Т. 1–3.
27. Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°) // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242–261.
 



© 
А.А. Романова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru