levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.П. Орлов,  (Председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды)

Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» # 2007-6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Рекомендации парламентских слушаний на тему "Законодательное обеспечение рационального пользования недрами (на основе практики выполнения лицензионных соглашений)".
 

Москва

25 октября 2007 г.

Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение актуальных вопросов законодательного обеспечения рационального пользования недрами в части ликвидации избыточных административных барьеров, упрощения порядка доступа к недрам, конкретизации условий лицензионных соглашений, порядка проведения контроля выполнения лицензий на основе практики выполнения лицензионных соглашений, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Закон Российской Федерации "О недрах" (далее – Закон), принятый в 1992 г., неоднократно измененный и дополненный за прошедший период, другие законы и подзаконные нормативно-правовые акты в сфере недропользования не отвечают в достаточной мере современным, более высоким требованиям в области рационального пользования недрами.

Основным документом, удостоверяющим право пользования участком недр, является лицензия, неотъемлемой составной частью которой является лицензионное соглашение, содержащее условия пользования недрами. Государственная система лицензирования пользования недрами включает: подготовку программ лицензирования и перечней участков недр, ежегодно вводимых в хозяйственный оборот, подготовку и проведение конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, оформление, регистрацию и выдачу лицензий.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы; в настоящее время – на Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Контроль соблюдения условий лицензий осуществляют Росприроднадзор и его территориальные органы, МПР России осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр.

"Положение о порядке лицензирования пользования недрами", принятое в 1992 г., выполнило свое назначение в течение первых лет оформления и выдачи лицензий действующим горно-добывающим предприятиям, не менялось в течение 15 лет и не соответствует современной ситуации в недропользовании.

Проект федерального закона № 97801698-2 "О лицензировании пользования недрами", внесенный в 1995 г., принятый в первом чтении и одобренный Правительством Российской Федерации, был снят Государственной Думой с рассмотрения в 2004 г. Частично он использован в проекте федерального закона № 187513-4 "О недрах", внесенном Правительством Российской Федерации в 2005 г., в том же году отозванном им для доработки и до настоящего времени не возвращенном в Государственную Думу.

Затянулось во времени исполнение принятого Федерального закона "О техническом регулировании".

До настоящего времени в различных законах и иных нормативных правовых актах используются различные термины и определения для одних и тех же понятий, что приводит к недоразумениям и судебным спорам.

По состоянию на 01.01.2007 г. структура числа выданных, действующих и аннулированных лицензий на право пользования участками недр представлена в таблицах.

Распределение общего числа лицензий по видам полезных ископаемых (данные Росгеолфонда).


Виды полезных ископаемых


Всего


Действующие


Аннулированные

1

Углеводородное сырье

8519 (18 %)

3024 (17 %)

5495 (19 %)

2

Твердые полезные ископаемые

6256 (13 %)

1888 (11 %)

4368 (15 %)

3

Драгоценные металлы

13857 (29 %)

2749 (16 %)

11107 (37 %)

4

Драгоценные камни

427 (1 %)

187 (1 %)

240 (1 %)

5

Пресные подземные воды

14959 (32 %)

8474 (47 %)

6488 (22 %)

6

Минеральные подземные воды

1778 (4 %)

838 (5 %)

940 (3 %)

7

Прочие виды

1243 (3 %)

488 (3 %)

753 (3 %)

8

По всем видам

47039 (100 %)

17648 (37,5 %)

29391 (62,5 %)

 

 

Распределение действующих лицензий по федеральным округам (по данным территориальных органов Роснедра).


Федеральный округ


Число лицензий


Доля, %

1

Приволжский

3251

21

2

Центральный

2991

20

3

Дальневосточный

2732

18

4

Сибирский

2598

17

5

Уральский

1528

10

6

Южный

1057

7

7

Северо-Западный

885

6

8

Континентальный шельф РФ

88

1

 

 

Распределение выданных лицензий по целевому назначению (по данным Росгеолфонда).


Годы


Всего


Поиски и оценка


На условиях предпр. риска


Добыча

2004

2928

514

315

2099

2005

2952

345

428

2179

2006

2921

512

479

1930

 

 

Распределение выданных и аннулированных лицензий (по данным территориальных органов Роснедра).


Вид лицензии


В том числе по годам

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1

Выдано лицензий, всего в том числе:

3017

3078

3023

2

по конкурсу

159

130

83

3

по аукциону

163

505

517

4

для геологического изучения

421

267

414

5

переоформление

1283

981

974

6

по факту открытия

42

25

38

7

прочие

949

1170

997

8

Аннулировано, всего в том числе:

2705

2650

2204

9

с истечением срока

773

793

551

10

с отказом владельца

356

472

398

11

с нарушением условий

132

165

126

12

с ликвидацией предприятия

74

102

83

13

с переоформлением

1285

982

965

14

по прочим причинам

85

136

81

 

По данным Ростехнадзора из 7904 поднадзорных организаций, имеющих от одной до сотни и более лицензий на право пользования участками недр, за 9 мес. 2007 г. была обследована 6521 организация, в результате чего выявлено 35326 нарушений (5,4 нарушения/организацию), в том числе 2441 нарушение условий лицензий.

Выявлены следующие типичные нарушения пользования недрами:

  • пользование недрами без лицензий (самовольное пользование недрами) при разработке месторождений полезных ископаемых, в основном подземных вод и строительных материалов;
  • разработка месторождения на стадии геологического изучения;
  • нарушение срока ввода месторождения в эксплуатацию;
  • добыча полезных ископаемых после окончания действия лицензии;
  • добыча полезных ископаемых за границами горного отвода;
  • нарушение установленного уровня добычи полезных ископаемых;
  • отсутствие проекта разработки и плана развития горных работ;
  • отсутствие маркшейдерского обеспечения горных работ;
  • неудовлетворительное состояние разработки месторождения (снижение пластового давления, снижение коэффициента извлечения нефти);
  • недостаточная утилизация попутного нефтяного газа;
  • несоблюдение требований по ликвидации и консервации скважин;
  • несвоевременное представление и искажение статистической отчетности.

В связи с тем, что в законодательстве о недрах возник пробел по вопросам лицензирования пользования недрами, МПР России и Роснедра вынуждены решать возникающие правовые проблемы принятием отраслевых нормативных актов, которые не снимают все возникающие проблемы.

По данным Росприроднадзора основные нарушения лицензионных соглашений касаются невыполнения сроков и объемов геолого-разведочных работ, несоблюдения сроков ввода месторождений в пробную, опытно-промышленную и промышленную разработку, а также отклонений от ежегодно установленных уровней добычи (в большую или меньшую сторону).

Крайне низкий уровень выполнения лицензионных условий по объемам и срокам геолого-разведочных работ. В частности, в 2005 г. менее чем на 50 % выполнены обязательства по 63 % поисковых участков и месторождений, находящихся в стадии геологического изучения. Аналогичная или близкая ситуация сохранялась в 2006 г.

Массовый характер нарушений, наблюдающийся в течение 2001-2006 гг. независимо от принимаемых административных и экономических мер, свидетельствует о системной ущербности механизма стимулирования и принуждения выполнения лицензионных соглашений.

Закон не обеспечивает неоспоримого права пользователя недр на получение лицензии на добычу по "факту открытия", что сдерживает приток инвестиций в геологическое изучение. Кроме того, установлен сложный механизм получения лицензий на разведку и добычу по "факту открытия"  месторождения, что приводит к увеличению срока оформления лицензий на добычу до нескольких лет. Сложные бюрократические процедуры привели к тому, что лицензии "по факту открытия" предоставляются в незначительном количестве (в 2004 г. – 1,4 % количества выданных лицензий, в 2005 г. – 0,8 %, в 2006 г. – 1,2 %). Практика применения законодательной нормы, устанавливающей бесконкурсное предоставление прав пользования недрами по "факту открытия", показала, что главной причиной при реализации данной законодательной нормы является двукратное согласование материалов с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (первый раз – при согласовании сумм подлежащих возмещению расходов государства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 873, второй раз – при согласовании условий пользования участками недр в части, касающейся инвестиционных обязательств недропользователя и механизма обеспечения их выполнения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2005 г. № 27 и приказом МПР России от 24.01.2005 г. № 23).

Существующий порядок подготовки, оформления и выдачи лицензий содержит избыточные бюрократические процедуры, а условием начала работ на предоставленном участке недр после получения лицензии является согласование разрешительной документации с четырьмя десятками различных инстанций, на что практически бесполезно тратится до 2 лет. Для ликвидации лишних согласований и сокращения сроков целесообразно организовать процедуру "одного окна" с фиксированным периодом оформления, например не более 6 мес. Срок действия лицензии необходимо установить с момента получения полного пакета разрешительной документации.

Дублирование функций Ростехнадзора и Роснедра по экспертизе проектных документов на разработку месторождений приводит к  практике проведения двойной и бессистемной экспертизы, что увеличивает сроки согласования документов, а иногда ставит недропользователя в очень сложное положение в случае получения взаимоисключающих заключений.

Намерения Правительства Российской Федерации и Государственной Думы ликвидировать бюрократические барьеры нередко приводят к созданию новых дополнительных препятствий для недропользователей. Например, принятие Градостроительного кодекса Российской Федерации привело к необходимости экспертизы и согласования проектов горных работ в структурах Федерального агентства по жилищному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ранее эта функция была закреплена за Ростехнадзором). Согласно ст. 48.1 карьеры по разработке общераспространенных полезных ископаемых отнесены к опасным производственным объектам, проектная документация по разработке  которых подлежит государственной экспертизе; при этом стоимость государственной экспертизы некоторых проектов разработки месторождений полезных ископаемых (карьеров) превышает стоимость разработки таких проектов.

Принятие Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации также усложнило получение земельных участков, акваторий и участков лесного фонда для проведения работ по поискам, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых. Например, в п. 3 ст. 43 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что на основании разрешений допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений. Данная норма привела к тому, что для проведения в лесном фонде топографо-геодезических, инженерно- геологических изысканий, где просека для вырубаемых визирных линий составляет 1 м, необходимо оформить весь пакет документов для получения лесного участка в аренду, включая его постановку на государственный кадастровый учет и заключение договора аренды для проведения изысканий, а после проектирования необходимо будет повторно оформить лесной участок в аренду уже для строительства и эксплуатации объектов.

Пунктом 3 ст. 72 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных ст. 43-45 Лесного кодекса РФ, не может быть заключен на срок менее одного года. В то же время золотодобыча из россыпи осуществляется, как правило, в весенне-летний период, длящийся в районах Крайнего Севера всего 5-6 мес.

Как показывает правоприменительная  практика, некоторые положения Закона и подзаконных актов не стимулируют привлечение инвестиций с целью воспроизводства минерально-сырьевой базы. К таким положениям можно отнести ограничение участков недр для геологического изучения по глубине, а также предоставление прав пользования участками недр преимущественно через аукционы. Сложившийся механизм получения лицензий на геологическое изучение участков недр (приказ МПР России от 15 марта 2005 г. № 61) часто используется недобросовестными организациями. Известны случаи, когда подставные участники аукционов искусственно завышают размер платы для недропользователя, блокируют геологическое изучение путем подачи заявок на все выставляемые участки недр, вынуждая территориальные подразделения Роснедра откладывать рассмотрение всех заявок для подготовки  аукционов, расширяется практика сговоров. Представляется целесообразным при отборе претендентов на получение поисковых лицензий отдавать предпочтение компаниям, проводящим работы по геологическому изучению недр и полностью выполняющим лицензионные соглашения по участкам недр, полученным в предыдущие годы.

Несмотря на то, что весь геологический риск выпадает на долю недропользователя, в условия аукциона включаются виды и объемы работ (горные, геофизические, буровые и др.), которые он обязан выполнять, если хочет получить или сохранить лицензию. Такие условия по объемам и видам работ нередко устанавливаются без всякой связи с современной теорией и практикой проведения геолого-разведочных работ, приводят к нерациональным затратам и увеличивают геологический риск.

Геологическое изучение территорий субъектов Российской Федерации и их освоение сдерживаются низкой экономической заинтересованностью региональных властей вследствие отсутствия полномочий в принятии решений по распоряжению участками недр и получения незначительной доли доходов от их использования. Недостаточно урегулированы вопросы участия субъектов Российской Федерации в организации государственного геологического изучения недр, государственного геологического контроля и надзора, функционирования государственной системы лицензирования, что приводит к конфликтам между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также к снижению уровня и качества управления недропользованием.

Крайне отрицательно это сказывается на геологическом изучении недр. Работы по оценке прогнозных ресурсов и поискам месторождений полезных ископаемых за счет средств федерального бюджета ставятся Роснедра только на потенциально крупных объектах, имеющих федеральное и межрегиональное значение. Потенциально мелкие и средние месторождения, имеющие региональное и муниципальное значение, фактически выпадают из геологического изучения, так как регионы, во-первых, лишены таких полномочий, а во-вторых, не могут даже распоряжаться геологической информацией, полученной за счет своих средств.

Сокращение объема полномочий субъектов Российской Федерации  в сфере недропользования резко ослабило региональные горно-геологические службы, органы лицензирования и контроля. Разделение участков недр по уровням управления законодательно закреплено Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации" от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ. На практике субъектам Российской Федерации переданы полномочия по распоряжению участками недр только на общераспространенные полезные ископаемые. С целью повышения эффективности недропользования, стабилизации социально-экономического положения в регионах и развития среднего и малого бизнеса назрела необходимость законодательного закрепления понятий и критериев различия участков недр федерального, регионального и местного значения.

Например, ст. 19 Закона, позволяющая собственнику земельного участка добывать для собственных нужд в пределах своего участка до глубины 5 м общераспространенные полезные ископаемые, нередко применяется для заложения карьеров в целях промышленной добычи.

Основные неразрабатываемые ресурсы углеводородного сырья содержатся в недрах континентального шельфа Российской Федерации. Однако отсутствие эффективной государственной политики по освоению природных ресурсов шельфа, выпуску оборудования и специальных технических сооружений для морской добычи, несовершенство законодательства в области недропользования, налогообложения и другого смежного законодательства сдерживает темпы вложения инвестиций в геологическое изучение и освоение морских месторождений углеводородного сырья. Для выхода из создавшейся ситуации необходима четкая государственная политика в реализации комплекса мер, направленных на эффективное использование ресурсного потенциала континентального шельфа Российской Федерации.

Отсутствие основания для предоставления участков недр на шельфе по совмещенной лицензии  привело к тому, что в последнее время практически не предоставляются в пользование участки недр шельфа. Заявочный механизм получения лицензий на геологическое изучение участков шельфа не работает, так как после опубликования перечней участков недр для геологического изучения в большинстве случаев по шельфовым участкам в Роснедра поступает более одной заявки на участок и в соответствии с установленными требованиями такие участки должны выставляться на аукцион. Однако аукцион по малоизученным участкам шельфа проведен быть не может, поскольку в законе отсутствуют нормы предоставления совмещенных лицензий на шельфе.

Недостаточный срок действия лицензий на геологическое изучение по участкам шельфа и отдаленным и сложным участкам суши (до 5 лет) не позволяет выполнить необходимый комплекс геолого-разведочных работ, что снижает их эффективность. Этот срок не учитывает сезонность работ, отсутствие транспортной инфраструктуры, длительные сроки дополнительных согласований и разрешений проектных документов, получение необходимых разрешений на работу иностранных специальных судов в территориальных водах России и другие факторы. Срок действия таких лицензий необходимо увеличить либо устанавливать  в соответствии с проектами работ, прошедшими государственную экспертизу (что было бы более правильным, так как может резко снизить число переноса сроков исполнения лицензий, снизить коррупционные возможности законодательства).

Выполнение лицензионных обязательств в значительной степени зависит от наличия в регионе развитой транспортной системы или мощностей по переработке полезного ископаемого. Для развития нефтегазовой отрасли важной и до настоящего времени неурегулированной является проблема участия в строительстве магистральных трубопроводов частных инвесторов (недропользователей). Принятый в 1999 г. в первом чтении проект закона "О магистральном трубопроводном транспорте" до сих пор не рассматривался Государственной Думой во втором чтении, что сдерживает развитие трубопроводной системы и формирование новых районов нефтегазодобычи.

Изменение системы платежей при пользовании недрами (гл. V Закона) создало искусственные проблемы, не способствующие рациональному пользованию недрами. Крайне несовершенны методика и практика расчета размера стартового платежа, высокая величина которого приводит к искусственной невостребованности месторождений и участков недр, имеющих в большей степени социальное, чем коммерческое, значение, особенно в труднодоступных северных регионах.

Противоречивость отдельных норм гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" части II Налогового кодекса Российской Федерации привела к разрушению отлаженного механизма учета нормативных потерь, а также  к многочисленным судебным разбирательствам в части определения налогооблагаемой базы и исчисления сумм налога. Плоская шкала НДПИ не способствует рациональной разработке месторождений, стимулируя выборочную отработку наиболее доступных и высокорентабельных запасов полезных ископаемых.

В целях законодательного обеспечения рационального пользования недрами в части ликвидации избыточных административных барьеров, упрощения порядка доступа к недрам, конкретизации условий лицензионных соглашений, порядка проведения контроля выполнения лицензий на основе практики выполнения лицензионных соглашений участники парламентских слушаний рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

    1. Подготовить и по мере согласования внести в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", предусматривающие:

1.1. Возникновение права пользования участком недр по факту  открытия за счет средств недропользователя и оформление в установленный срок лицензии на дальнейшее пользование, а также отмену нормы, предусматривающей возмещение затрат государства для таких случаев.

1.2. Введение права переуступки (на возмездной основе) пользователем недр, за счет средств которого было открыто месторождение полезных ископаемых, возникшего у него права пользования участком недр для выполнения следующих стадий и этапов другому пользователю недр.

1.3. Разделение участков недр по уровням управления на участки недр федерального, регионального и местного значения с целью повышения эффективности недропользования, стабилизации социально-экономического положения в регионах и развития среднего и малого бизнеса. Включение в участки недр местного значения участков, содержащих подземные воды, каптируемые одиночными скважинами и используемые для нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

1.4. Предоставление Правительству Российской Федерации права в установленных законом случаях без проведения конкурсов или аукционов предоставлять участки недр для поисков, оценки, разведки и добычи компаниям:

  • являющимся градо- и поселкообразующими предприятиями;
  • обеспечивающим поставки сырьевых ресурсов на внутренний рынок по государственным регулируемым ценам;
  • выполняющим обязательства по международным договорам Российской Федерации.

1.5. Легализацию допуска физических лиц – граждан Российской Федерации к разведке и добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из отвалов, отходов, мелких залежей и других объектов непромышленной добычи.

1.6. Конкретизацию термина "для собственных нужд" для ограничения объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками и владельцами земельных участков.

1.7. Установление срока действия лицензий на геологическое изучение – в соответствии с проектами геологоразведочных работ, согласованными в установленном порядке с Роснедра или его территориальными подразделениями. Введение обязательной геологической экспертизы проектов в части обоснованности методики исследований, достаточности объемов планируемых работ для получения достоверных результатов.

1.8. Установление момента начала действия права пользования участком недр после получения всей разрешительной документации в установленные сроки.

1.9. Введение права внесения изменений условий лицензий и лицензионных соглашений по результатам выполненных геолого-разведочных работ по инициативе любой из сторон, в том числе изменения (сокращения, расширения) границ участков недр для возврата "пустых участков" и полного охвата выявленных залежей полезных ископаемых. Установить срок рассмотрения заявлений о внесении изменений в лицензию на право пользования недрами до 30 дней.

1.10. Возможность разделения одного участка недр, предоставленного для целей разведки и добычи, на несколько отдельных участков недр для разработки с соответствующим переоформлением прав пользования недрами.

1.11. Ограничение размеров стартовых платежей для участков недр с низкой степенью изученности, а также участков недр, расположенных в труднодоступных районах, и отмену регулярных платежей на поисково-оценочном этапе.

    2. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, предусматривающий:

2.1. Введение новой категории "земель государственного фонда недр", установление их правового статуса, порядка перевода из земель других категорий, резервирования, использования для целей недропользования, рекультивации и возврата в земли  других категорий.

2.2. Упрощенный порядок получения разрешений для пользования земельными участками и акваториями для геологического изучения недр без существенного нарушения почвенного слоя, дна, растительности (без проходки сплошных канав, траншей, штолен, бурения глубоких скважин) с внесением залога для оплаты возможного негативного воздействия и затрат на рекультивацию нарушенных участков.

2.3. Упрощенный порядок получения разрешений для проведения геолого-поисковых и геолого-разведочных работ на землях лесного фонда, включая вырубки отдельных лесных насаждений для размещения линейных объектов, включая просеки визирных линий (шириной 1 м) с внесением платы за вырубаемую древесину, залога на возможное негативное воздействие и затрат на рекультивацию нарушенных участков.

    3. Разработать процедуры и принять соответствующие регламенты о предоставлении участков недр для геологического изучения, включающие:

3.1. Государственную аттестацию организаций, допускаемых к конкурсам и аукционам, на предмет наличия квалифицированных кадров, технических, технологических и научно-методических возможностей, опыта и положительных результатов геологического изучения участков недр.

3.2. Критерии, на основании которых право пользования участком недр предоставляется по конкурсу или аукциону. Запрет аукционов на участки недр, находящиеся на начальных стадиях геологического изучения.

3.3. Ограничение числа участков недр, на которые может подать заявки одна геолого-разведочная организация, с учетом антимонопольных требований, потенциальных возможностей и фактических объемов работ, выполненных ею в предшествующие годы.

3.4. Предоставление права совместного  пользования участком недр при подаче двух и более заявок на один участок недр или проведение конкурса программ геологического изучения.

3.5. Признание нового победителя конкурса или аукциона в случае отказа победителя аукциона (конкурса) от уплаты разового платежа за право пользования участком недр или невыполнении других обязательных условий.

3.6. Установление исключительно конкурсного порядка предоставления права пользования участками недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, в том числе по совмещенной лицензии, преимущественно российским юридическим лицам.

3.7. Установление преимущественного предоставления права пользования участками недр для компаний, обеспечивающих:

  • привлечение российских техники, технологий, материалов и квалифицированных кадров;
  • поставки сырьевых ресурсов на внутренний рынок;
  • полное воспроизводство минерально-сырьевой базы.

3.8. Упрощенный механизм получения разрешений на заход иностранных специальных судов для выполнения геолого-разведочных работ на континентальном шельфе, в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации.

    4. Разработать, апробировать и предложить для недропользователей услугу "одного окна", выполняемую подразделением Роснедра, включающую подготовку, рассмотрение и согласование проектов пользования участков недр со всеми инстанциями в установленный срок, не превышающий 6 мес.

    5. В Законе Российской Федерации "О недрах" установить перечень обязательных условий пользования недрами, фиксируемых в лицензионных соглашениях, в том числе основных условий и пределов их допустимых отклонений, нарушение которых является основанием для ограничения, приостановления или прекращения права пользования недрами и аннулирования лицензии. В обязательные условия разработки нефтяных месторождений включить использование попутного нефтяного газа.

    6. Разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти по следующим вопросам пользования недрами:

6.1. Предоставления прав на отдельные виды деятельности при пользовании недрами.

6.2. Предоставления прав на пользование конкретными участками недр для геологического изучения, разработки запасов полезных ископаемых и других видов пользования.

6.3. Государственной экспертизы программ и результатов геолого-разведочных работ, технических и технологических проектов освоения и разработки месторождений полезных ископаемых, использования недр в иных целях.

6.4. Государственного геологического и технического контроля (мониторинга) рационального использования и охраны недр.

    7. Уточнить процедуру утверждения проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых и нормативы потерь в годовых планах развития горных работ (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 921), возложив ее на Федеральную службу Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    8. Упростить процедуру расчета недропользователями количества некондиционных запасов, добываемых из них полезных ископаемых и представления их в налоговые органы для применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. № 899).

    9. Отменить двукратное согласование материалов с Минэкономразвития России: первый раз – при согласовании сумм подлежащих возмещению расходов государства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 873; второй раз – при согласовании условий пользования участками недр в части, касающейся инвестиционных обязательств недропользователя и механизма обеспечения их выполнения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2005 г. № 27 и приказом МПР России от 24.01.2005 г. № 23.

    10. Разработать и принять порядок проведения регулярных комплексных проверок пользования участками недр, включающий:

10.1. Ограниченный перечень проверяемых направлений деятельности геолого-разведочных и горно-добывающих организаций.

10.2. Ограниченный перечень представляемых для проверки документов.

10.3. Ограниченный перечень контрольных замеров, выполняемых в горных выработках и на поверхности земли.

10.4. Ограниченную периодичность и ограниченные сроки проверок.

    11. Провести анализ правоприменительной практики пользования недрами, установить типичные нарушения и предложить меры по их устранению, в том числе введение дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

    12. Ввести ответственность за задержку сдачи отчетов в Росгеолфонд и ТГФ, а также ответственность государственных органов за достоверность запасов промышленных категорий по участкам недр, выставляемым на конкурсы и аукционы.

    13. Подготовить и утвердить пакет документов по определению экономического ущерба от безлицензионного пользования недрами и нарушений лицензионных соглашений в части добычи полезных ископаемых.

Федеральному Собранию Российской Федерации:

    14. Включить в планы научно-исследовательских работ подготовку законопроектов по совершенствованию законодательства о недрах.

    15. Проекты федеральных законов, предусматривающих совершенствование законодательства о недрах, считать особо важными, приоритетными и рассматривать в первоочередном порядке.

Председатель Комитета
В.П. Орлов


©  Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление" - 2007-06 .
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru