levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.В. Есипов,  (ФГУ ГКЗ)

К 80-летию создания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых

Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» # 2007-3
 

 

Россия необыкновенно богата минеральными ресурсами. Сколько их и какого качества имеется в действительности, целенаправленно и масштабно устанавливалось все 80 лет существования Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), которая органично вписалась в более чем 300-летнюю историю горного дела страны. Экспертная оценка запасов природных ресурсов, полезных ископаемых по большому счету началась в 1927 г., когда в стране была создана Особая комиссия по подсчету запасов полезных ископаемых. Приказ об этом подписал 31 мая и.о.директора Геологического комитета страны А.К.Мейстер. Стратегической задачей Особой комиссии стала разработка принципов и методов государственной оценки запасов минерального сырья.

В первую очередь это отразилось на принципах классификации запасов полезных ископаемых. До 1927 г. они квалифицировались по трем группам: действительные, вероятные и возможные запасы. С созданием Особой комиссии первая группа была разделена на две части.

В 1932 г. при Госплане СССР прошла широкая конференция геологов по вопросам планирования геолого-разведочных работ (ГРР) и, в частности, по пересмотру существующей классификации запасов полезных ископаемых. В связи с этим в 1933 г. была создана классификация Госплана СССР, в которой впервые определялось промышленно-экономическое назначение каждой категории: А1 – для расчетов эксплуатационных работ; А2 – для строительства горно-добывающих предприятий, В – для составления эскизных проектов; С1 – для постановки детальных геолого-разведочных работ; С2 – для перспективного планирования народного хозяйства и перспективного планирования ГРР. В результате месторождения стали получать более дифференцированные характеристики (в отличие от западной школы) подготовленности месторождения для определения стадий его промышленного освоения.

14 февраля 1941 г. СНК СССР утвердил новую классификацию, которая обрела силу закона при проведении ГРР и строительстве горно-рудных предприятий, которые получали законное право на капитальные затраты.

С 1 июня 1954 г. постановлением Совета Министров СССР ГКЗ была подчинена непосредственно Правительству СССР, она получила вневедомственный характер, ее заключения стали обязательными для всех государственных органов.

Таким образом, в Советском Союзе создавалась уникальная, мощная школа государственной экспертизы, которая, начиная с Александра Карловича Мейстера, объединила таких крупных экспертов и председателей ГКЗ в различные годы, как Владимир Климентьевич Котульский, Николай Игнатьевич Свитальский, Иван Михайлович Губкин, Авраамий Павлович Завенягин, Федор Александрович Шутлив. Далее эта школа крепла и развивалась. Возглавляли ее эксперты уже нового поколения и нового качества: Павел Михайлович Татаринов, Владимир Иванович Смирнов, Михаил Павлович Ложечкин, Илья Ильич Малышев, Алексей Миронович Быбочкин.

Безусловно, личность Алексея Мироновича Быбочкина занимает в списке крупнейших специалистов ГКЗ особое место.

Двадцать лет, с 1971 по 1992 г., он руководил ГКЗ СССР, организовывал ее работу практически, обосновывал методологически и экономически. Ради объективности следует добавить, что он, безусловно, продолжал укреплять те основы советской экспертной школы, что заложили его предшественники. Но обобщить и развить на новом уровне знаний методологии экспертных оценок минерально-сырьевой базы смог только А.М.Быбочкин, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, академик Российской академии естественных наук.

Под его руководством была проведена экспертиза материалов по разведке и оценке запасов более 20 тыс. месторождений 60 видов полезных ископаемых. География его исследований и оценок также внушительна: Китай, Монголия, Афганистан, Индия, Индонезия, Конго, Мали, Гана, ОАР, Куба и др. В итоге в 80-е гг. прошлого столетия были обновлены нормативные научно-методические документы – классификации запасов и прогнозных ресурсов жидких, газообразных и твердых полезных ископаемых, а также методические указания по практическому применению данных классификаций. Эти документы синтезировали новейшие достижения отечественной и мировой науки о Земле, горного дела, технологии комплексной переработки минерального сырья, охраны окружающей среды.

В 1965 г. увидела свет главная книга его жизни – монография "Месторождения вольфрама и закономерности их размещения", выпущенная издательством "Недра". Также называется его работа, представленная на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук. В них анализ обширных материалов А.М.Быбочкин дает на фоне новейших представлений о структурно-геологическом районировании региональных рудных провинций. Большую научную и практическую ценность представили разработанные автором классификации генетических и промышленных типов вольфрамовых месторождений, их группировка по поисковым признакам, предложены последовательность и стадии проведения поисковых работ, выделены поисковые критерии и определена их эффективность в конкретных геоморфологических условиях.

В 1956 г. выходит учебное пособие для техникумов "Рудничная геология", написанное А.М.Быбочкиным с коллективом авторов. Его переводят на китайский язык. В 1973 и 1986 гг. эта книга переиздается. Существенным итогом его базовых исследований становится монография "Основы геологии и разведочного дела", изданная в 1960 г.

Эти учебники на многие годы стали для студентов и выпускников настольными книгами на пути в большую геологию.

В последующие годы научно-педагогической и производственной деятельности Алексея Мироновича были изданы еще три его монографии: "Комплексная геолого-экономическая оценка месторождений" (1990), "Базово-сырьевые отрасли в условиях рыночных отношений" (1991), "Сырьевые отрасли России в условиях рыночных отношений" (1992).

В эти годы А.М. Быбочкин так сформулировал область своих научных интересов: она "...связана с изучением закономерностей образования месторождений полезных ископаемых и их размещения, методами поисков, разведки и геолого-экономической оценки месторождений всех видов минерального сырья, его рациональным и комплексным использованием, экономикой минеральных ресурсов с учетом охраны окружающей среды и безопасного ведения всех видов горных работ". Он реализует эти свои научные интересы, в том числе участвуя в многочисленных государственных комиссиях и комитетах – по присуждению ленинских и государственных премий, по установлению вознаграждений за открытие месторождений полезных ископаемых, в комиссиях ГКНТ, Академии наук, Госплана, Госкомцен СССР, в Постоянной комиссии СЭВ по геологии.

Таким образом, в последние годы своей творческой деятельности А.М.Быбочкин сконцентрировал свои исследования на возможностях комплексного и наиболее эффективного освоения месторождений полезных ископаемых в национальном и межнациональном масштабах. С целью разработки этих проблем написаны десятки статей, опубликованных в специализированных журналах (в том числе на английском и немецком языках).

Вот одна из основных оценок, которую он дает в статье "Программа "Сибирь": ресурсы, технологии, инвестиции", опубликованной за два с половиной года до ухода из жизни: "Повышенный интерес к ресурсам Сибири проявляют многие европейские государства и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Япония, Китай, Южная Корея. Рациональное использование преимуществ геополитического и географо-экономического положения Сибири, вне всякого сомнения, будет способствовать повышению роли России в системе мировой экономики".

Новая школа государственной экспертизы начала создаваться в начале 90-х гг. прошлого века с переходом России на новые условия недропользования. Важная роль в этом вопросе принадлежит председателю ГКЗ (с 1993 по 2002 г.) Олегу Владимировичу Заборину. Необходимо было решать проблему гармонизации с международными подходами к оценке запасов полезных ископаемых, учитывая многолетний опыт российской госэкспертизы. Очень важно было соотнести используемые в России и мире подходы к разработке классификаций, уточнить понятия и термины. Формально интеграция российской классификации в международную Рамочную классификацию ООН заняла не так уж много времени – год-полтора работы и согласований, но повлекла за собой перестройку всей системы подходов, анализа, оценки. Для этого О.В.Заборин и его коллеги подготовили и издали несколько десятков методических рекомендаций и других пионерных документов, которые дали недропользователю возможность правильно строить свою работу и свои отношения с государством в системе рыночных отношений. Впервые были четко обозначены проблемы охраны окружающей среды, оценки техногенных месторождений.

Характерный пример – "Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых (кроме углей и сланцев)", выпущенные в 1999 г. Документ сложный, трудный, совершенствуется до сих пор. Он используется для установления кондиций, т.е. комплекса условий, на основе которых определяется уровень содержания полезного компонента, устанавливающий границу промышленных руд, пригодных для экономически выгодной переработки. Иначе говоря, по этому документу можно определить современную рыночную стоимость месторождения на момент оценки.

Современная история ГКЗ начинается с 2004 г., практически с момента стабилизации социально-экономического положения в стране, становления новых экономических институтов, создания трехуровневой вертикали системы государственного управления. Сразу надо отметить, что роль государственной экспертизы при оценке запасов полезных ископаемых вновь укрепилась, ее востребованность временем очевидна, поскольку крайне важно соблюсти баланс интересов государства и недропользователя, общества и предпринимателя, экономики и экологии.

Переход российской экономики на рыночные отношения, изменение условий недропользования, интеграция отечественной нефтегазовой промышленности в международный бизнес, возникновение новых стандартов и новых систем учета нефтегазовых запасов и ресурсов предопределили необходимость создания новой классификации запасов и ресурсов нефти и газа и приближение ее к тем зарубежным стандартам, которыми сейчас пользуются в мире.

В связи с этим в основу новой Классификации легли принципы экономической эффективности освоения запасов и ресурсов. Для выделения групп запасов и ресурсов по этому признаку введен критерий экономической эффективности. Для запасов в качестве этого критерия принято значение показателя чистого дисконтированного дохода (ЧДД), а для ресурсов – ожидаемой стоимости запасов. Кроме того, заново сформулированы и приближены к действующим мировым стандартам требования к степени промышленного освоения залежи и выделению категорий запасов и ресурсов.

С целью систематизации информации в области регулирования знаний о запасах и ресурсах в новой Классификации РФ группы и категории запасов и ресурсов выделены на основе следующих признаков:

  • экономическая эффективность;
  • степень промышленного освоения;
  • степень геологической изученности.

Важно отметить отличия новой Классификации от ныне действующей. В новой Классификации принципы построения соответствуют международным стандартам учета запасов и ресурсов нефти и горючих газов, дано более четкое обоснование доли доказанных запасов в общей величине разведанных запасов (площадные характеристики категорий по новой классификации определены более строго, чем по действующей), осуществлено разграничение запасов и ресурсов нефти и газа по степени экономической эффективности. Так, экономические параметры (ЧДД, ВНД) в новой классификации используются для определения рыночных характеристик запасов.

Классификация запасов и ресурсов нефти и горючего газа решает задачи стандартизации подсчета и государственного учета запасов и ресурсов нефти и газа, адаптированных к современным экономическим условиям, а также способствует выработке государственной стратегии управления фондом недр в условиях рыночной экономики – получению информации о том, сколько и каких запасов и ресурсов содержится в недрах на геологически изученных участках в каждом административном регионе и в целом по стране с учетом современных реалий.

Новая версия гармонизирует российскую Классификацию с наиболее распространенными международными классификациями.

При переходе на новую Классификацию государство получит более достоверную оценку геологических и извлекаемых запасов нефти, газа и конденсата с учетом современных технологий с использованием текущих экономических оценок. Кроме того, переход позволит иметь более систематизированную информацию в области регулирования знаний о запасах и ресурсах углеводородов, способствующую выработке государственной стратегии управления фондом недр в условиях рыночной экономики с учетом международной практики.

Утверждена новая Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, которая вводится в действие с 1 января 2008 г. В ней сохранены основные положения действующей Классификации, утвержденной в 1997 г. Новая Классификация позволит сблизить ее с классификациями, используемыми ведущими мировыми производителями минерального сырья.

В настоящее время разрабатывается новая Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод, в которой впервые в отечественной и международной практике оценки и государственного учета запасов пресных и минеральных подземных вод планируется, помимо требований к геолого-гидрогеологической изученности месторождений подземных вод, введение требований к их экономической и технологической изученности. Это позволит адаптировать Классификацию эксплуатационных запасов подземных вод к Рамочной классификации ООН. При этом предусматривается внесение принципиально новых требований к определению балансовой принадлежности запасов подземных вод, которая будет определяться с учетом экономической эффективности, социальной значимости, технологических и технико-экономических аспектов их освоения.

С новой остротой встала задача воспитания и объединения аналитиков и экспертов в области минеральных ресурсов. Одним из возможных путей решения этой проблемы стало создание института независимых экспертов.

Новое российское законодательство стимулирует развитие саморегулируемых сообществ, которые начинают жить по внутренним корпоративным законам профессиональной практики и этики. ГКЗ наравне с государственной экспертизой поддерживает развитие профессионального корпоративного сообщества аналитиков и экспертов в рамках созданного в 2004 г. некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная ассоциация по экспертизе недр". Смысл этой политики в том, чтобы под государственным контролем дать право и возможность профессионалам качественно решать сложнейшие вопросы оценки месторождений и их запасов.

©  А.В. Есипов, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление" - 2007-03.
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru