levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.С. Монастырных,  (Зам. руководителя, кандидат экономических наук, Роснедра)

Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» # 2007-3

 

Финансирование геолого-разведочных работ (ГРР) за последние 3 года было весьма значительным: от 5,2 млрд р. в 2004 г. до 19,8 млрд р. в 2007 г. Рост за 4 года – почти в 4 раза. Но главная особенность 2006 г. состоит в том, что выделенные средства все труднее не только высокоэффективно осваивать, но и просто осваивать. Подготовленных специалистов для запланированного увеличения объемов производства на 105 % в 2005 г., 153 % в 2006 г. и 121 % в 2007 г. в стране просто нет: даже с учетом роста цен за счет инфляционных процессов осваивать такие средства можно только за счет опережающего роста производительности труда при внедрении новых технологий, методов, оборудования и т.п.

Одновременно возникает проблема конкуренции с предприятиями-недропользователями рыночного сектора экономики при привлечении высококвалифицированных специалистов. Государственная система подготовки кадров не в состоянии рекрутировать необходимое для подобного роста количество новых работников.

Предприятиям для технико-технологического перевооружения не хватает собственных финансовых средств, мешают высокий процент по кредитам и трудности его получения, а также высокие цены на импортное оборудование, не имеющее отечественных аналогов.

Без решения этих проблем в ближайшие годы государственная геологическая служба не сможет решать поставленную задачу простого вос- производства МСБ.

Необходимо искать новые стимулы для повышения привлекательности работ по госзаказу и сокращать число причин, приводящих к уходу специалистов из государственных организаций.

ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2006 г.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" на Роснедра были возложены функции администратора доходов федерального бюджета по 6 кодам бюджетной классификации Российской Федерации:

  1. Разовые платежи за пользование недрами при пользовании недрами на территории РФ по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения).
  2. Разовые платежи за пользование недрами при пользовании недрами на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
  3. Плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на территории РФ.
  4. Плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
  5. Прочие платежи при пользовании недрами от сборов за выдачу лицензий на пользование недрами, за участие в аукционах и конкурсах и платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
  6. Прочие доходы федерального бюджета от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, к которым относятся доходы от возмещения расходов государства на поиски и оценку полезных ископаемых в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр.
 

 

Бюджетной росписью на 2006 г., доведенной Минфином России, для Роснедра было утверждено администрирование доходов, поступающих в федеральный бюджет на сумму 41,6 млрд р. (рис. 1), в том числе:

  • по разовым платежам за пользование недрами на территории Российской Федерации на 40,5 млрд р.;
  • по плате за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на территории Российской Федерации на 57,0 млн р.;
  • по разовым платежам за пользование недрами на континентальном шельфе РФ на 580,7 млн р.;
  • по прочим платежам на 419,8 млн р.

В целях обеспечения своевременности и достоверности учета доходов бюджетной системы Российской Федерации, минимизации невыясненных поступлений в бюджеты различных уровней, а также с целью повышения уровня государственной системы управления недропользованием Роснедра был издан приказ от 12.01.2006 г. № 8 "О мониторинге администрирования в 2006 году доходов федерального бюджета Федеральным агентством по недропользованию".

В соответствии с данным приказом региональные/территориальные органы Роснедра обеспечивали:

  • начисление и учет платежей в федеральный бюджет Российской Федерации;
  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в федеральный бюджет Российской Федерации;
  • взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет Российской Федерации;
  • начисление пеней и штрафов по платежам в федеральный бюджет Российской Федерации;
  • представление сведений по каждому плательщику по кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2005 г. № 152н.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2006 г. № 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" Роснедра был издан приказ от 03.04.2006 г. за № 264 "О закреплении в 2006 г. полномочий администратора доходов федерального бюджета за региональными/территориальными органами Роснедра".

В целом за 2006 г. доходы федерального бюджета, администрируемые Роснедра, фактически составили 62,6 млрд р.; по сравнению с доходами 2005 г. они возросли на 16,6 млрд р. Структура доходов представлена на рис. 2.

 

На 2007 г. Роснедра установлено задание по администрированию доходов федерального бюджета в размере 27 083,7 млн р.

К сожалению, необходимо отметить ряд моментов негативного характера, которые можно сформулировать следующим образом.

1. Актуальным вопросом являются своевременность и достоверность представления отчетности в Роснедра: оперативная информация представляется ежемесячно к 7-му числу, а к 10-му числу – в расширенном виде, включая информацию о плательщике-недропользователе и участке недр, по которому осуществлен платеж. Информация должна представляться в электронном виде и на бумажном носителе. К сожалению, о бумажном носителе руководители территориальных органов часто забывают. Необходимо также ежемесячно проводить сверку результатов с данными территориальных управлений Федерального казначейства.

2. Необходимо обратить внимание на правильность оформления, заключения и своевременного представления в Управление финансово-экономического обеспечения копий договоров о задатке. При этом следует иметь в виду следующее:

  • договор о задатке в обязательном порядке должен иметь номер и содержать банковские реквизиты участника аукциона;
  • в случае, если в период между датой подписания договора о задатке и датой окончания аукциона изменились банковские реквизиты участника аукциона, то для возврата задатка на новые реквизиты участник аукциона должен представить в Управление финансово-экономического обеспечения оригинал письма с новыми реквизитами, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации, в противном случае задаток будет возвращен на реквизиты, указанные в договоре о задатке. В случае, когда за заявителя задаток вносится другой организацией, необходимо представление документов, подтверждающих обоснованность внесения суммы задатка за заявителя третьей стороной;
  • для правильного учета задатков и их своевременного возврата необходима полная информация по поступающим средствам, так как стартовые размеры разовых платежей (задатков) по многим участкам недр совпадают. Поэтому в платежном поручении на перечисление задатка заявители в обязательном порядке должны указывать номер и дату заключения договора о задатке и наименование участка недр, по которому проводится аукцион;
  • копии договоров о задатке заявителей, допущенных до аукционных торгов, должны сразу же после решения об их допуске отправляться по факсу в Управление финансово-экономического обеспечения;
  • к сожалению, недропользователи все еще ошибаются в правильности указания кодов бюджетной классификации доходов и тем самым создают лишнюю работу по уточнению видов платежей. Для преодоления этого негативного момента необходимо сделать для недропользователей памятку кодов бюджетной классификации администрируемых доходов и вручать ее заявителям вместе с информационно-аналитическим пакетом, обращать внимание недропользователей на реквизиты, по которым вносится задаток для участия в аукционе, и на реквизиты, по которым победитель аукциона должен перевести в доход федерального бюджета остаток разового платежа.

ИСПОЛНЕНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2006 г.

Финансирование ГРР и НИОКР. В соответствии с уточненной бюджетной росписью на 2006 г. лимит на ГРР составил 16,4 млрд р., на НИОКР – 400 млн р.

В целях обеспечения финансирования ГРР и НИОКР и эффективного использования средств федерального бюджета приказами Роснедра были утверждены "Временный регламент по размещению Федеральным агентством по недропользованию государственного заказа на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой бызы и НИОКР" и "Временный регламент приемки и оплаты выполненных работ по Государственным контрактам".

ГРР в 2006 г. проводились на 808 объектах на сумму 16,4 млрд р., в том числе на 540 переходящих объектах (9,67 млрд р.) и на 268 вновь начинаемых объектах (6,71 млрд р.). Государственный заказ на создание и поставку научно-технической продукции был размещен по 68 базовым проектам.

Динамика роста числа объектов государственного заказа на ГРР и НИОКР и их финансирования в 2005- 2007 гг. представлена на рис. 3.

 
 

Средства федерального бюджета по видам полезных ископаемых и видам работ в 2006 г. были распределены следующим образом:

  • нефть и газ – 6,8 млрд р. (41,8 %);
  • твердые полезные ископаемые – 5,4 млрд р. (32,8 %);
  • подземные воды – 379,8 млн р. (2,3 %);
  • работы общегеологического и специального назначения, мониторинг состояния недр – 3,5 млрд р. (21,3 %);
  • прочие работы – 298,8 млн р. (1,8 %).

В 2006 г. Роснедра осуществляло функции государственного заказчика на проведение ГРР по 142 объектам на сумму 3,3 млрд р. и 68 базовым темам НИОКР на сумму 400 млн р. Заказчиками работ по 666 объектам на сумму 13,1 млрд р. являлись 54 территориальных органа.

Средства федерального бюджета на проведение ГРР в 2007 г. в сумме 19,8 млрд р. (рис. 4) по видам полезных ископаемых распределены следующим образом:

  • нефть и газ – 9,3 млрд р. (47,3 %);
  • твердые полезные ископаемые – 6,0 млрд р. (30,5 %);
  • подземные воды – 379,9 млн р. (1,9 %);
  • работы общегеологического и специального назначения, мониторинг состояния недр – 3,7 млрд р. (18,6 %);
  • прочие работы – 345,1 млн р. (1,7 %).
 
 

Динамика и структура распределения средств федерального бюджета в 2005-2006 гг. на геологическое изучение недр по Роснедра и федеральным округам (ФО) представлена на рис. 5:

  • Роснедра – 3,3 млрд р. (20,0 %);
  • Центральный ФО – 2,4 млрд р. (14,9 %);
  • Северо-Западный ФО – 495,3 млн р. (3,0 %);
  • Южный ФО – 600,1 млн р. (3,7 %);
  • Приволжский ФО – 1,1 млрд р. (7,0 %);
  • Уральский ФО – 1,9 млрд р. (11,7 %);
  • Сибирский ФО – 4,2 млрд р. (25,5 %);
  • Дальневосточный ФО – 2,4 млрд р. (14,2 %).
 

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета. В соответствии с уточненной росписью расходов федерального бюджета на 2006 г. Роснедра доведен лимит бюджетных обязательств в сумме 17,43 млрд р. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета составило 17,41 млрд р. (99,9 % предусмотренных лимитов).

К наиболее значительным причинам образования неиспользованных остатков бюджетных средств относятся:

  • экономия за счет применения регрессивной шкалы по налогам;
  • изменения договоров на коммунальные услуги;
  • несостоявшийся конкурс на установку счетчиков по электроэнергии из-за отсутствия заявителей;
  • невыполнение полевых работ в ноябре-декабре ФГУП "ВНИИгеофизика" в связи с аномально теплыми погодными условиями (7,5 млн р.).

Динамика расходов федерального бюджета на содержание центрального аппарата, территориальных органов и федеральных государственных учреждений представлена на рис. 6.

 
 

К основным проблемам, с которыми сталкивается Роснедра при планировании расходов федерального бюджета на содержание территориальных органов, относятся:

  • нехватка площадей для размещения сотрудников и средств на ремонт выделенных помещений;
  • недостаток средств на проведение аукционов;
  • отсутствие структурных подразделений финансово-бухгалтерских служб при существующей численности территориальных органов. В сложившейся ситуации на одного бухгалтера приходится полный объем функций по составлению сметы расходов, бюджетному учету, администрированию доходов, проверке актов выполненных работ, подготовке финансовой отчетности по расходованию средств и взаимодействие с территориальными управлениями Федерального казначейства, внебюджетными фондами и органами статистики.
Основные результаты работ Роснедра в 2006 г. и планы на 2007 г.
в сфере финансово-экономического обеспечения геологического изучения недр,
воспроизводства и использования МСБ Российской Федерации

Работы, выполненные Роснедра в 2006 г., были направлены на выработку предложений по повышению экономической эффективности воспроизводства и использования МСБ.

Основными результатами работ 2006 г. являются:

  • аналитическая записка с геолого-экономическим обобщением эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2001-2005 гг. на выполнение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ;
  • каталог региональных порайонных нормативов стоимости (РПНС) поисковых и поисково-оценочных работ на воду, рудное золото и сейсморазведочных работ;
  • проект методических разъяснений по порядку организации и проведения конкурса готовых проектов;
  • два комплекта проектно-сметной документации по объектам работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ, планируемым к выставлению на конкурс;
  • карты экономического баланса воспроизводства и валовой стоимости минерального сырья в недрах Центрального и Северо-Западного федеральных округов по видам полезных ископаемых;
  • справочно-информационная база нормативов для составления проектно-сметной документации на проведение ГРР и интерактивная консультационная служба по составлению проектов и смет на ГРР;
  • справочно-информационная база результатов экспертизы проектов и смет на геологическое изучение недр;
  • укрупненные сметные расценки на единицу конечного продукта ГРР;
  • опытное внедрение программного обеспечения учета и анализа использования средств федерального бюджета на воспроизводство МСБ Российской Федерации;
  • тематические ежегодники "Минеральные ресурсы мира" и государственный доклад "О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации";
  • комплект действующих межотраслевых нормативных правовых и методических документов, регламентирующих процессы ценообразования;
  • опытная эксплуатация специализированной информационной системы "Минеральные ресурсы и недропользование"; адаптация существующих справочных данных ФГУП ВИЭМС, ФГУ "Росгеолфонд", Центрнедра и Моргео к требованиям информационной системы;
  • методические разъяснения по расчету затрат на материалы, амортизацию, услуги, по учету инфляционных процессов; макеты типовых форм проектно-сметной документации на проведение ГРР на твердые полезные ископаемые;
  • проект типового геологического задания, включающего в себя необходимые для автоматизации процесса формирования цены физические объемы и условия проведения ГРР;
  • предварительный перечень материальных ресурсов, оборудования, аппаратурно-технических средств, нематериальных активов для применения на ГРР, относящихся к разведочному бурению и наземным геофизическим исследованиям;
  • мониторинг результатов конкурсов государственных закупок на выполнение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ;
  • проект положения об учете результатов и эффективности конкурсного размещения государственного заказа по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ;
  • автоматизированная система формирования бюджетных проектировок Роснедра в рамках концепции среднесрочного планирования.

Анализ результатов работ 2006 г. позволяет выделить в качестве приоритетных направлений работ на 2007 г. следующие блоки:

  • сбор и обобщение государственной и ведомственной статистической отчетности, подготовка регламентных статистических отчетов;
  • совершенствование планирования и повышение эффективности расходов федерального бюджета на работы по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ;
  • формирование прогноза развития геологической отрасли, учитывающего прогноз социально-экономического развития Российской Федерации;
  • разработка каталога порайонных комплексных расценок основных видов работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ;
  • формирование системы оценки деятельности Роснедра.
  • Реализация указанных направлений будет осуществлена в процессе выполнения следующих работ:
  • ведение системы государственного и отраслевого статистического наблюдения в области геологического изучения недр и воспроизводства МСБ;
  • разработка укрупненных проектов и смет на объекты работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ для определения оптимальной стоимости ГРР при проведении конкурсов в рамках выполнения государственного заказа;
  • работы по повышению экономической эффективности использования бюджетных средств, направляемых на ГРР, на основе разработки и внедрения современной технологии оценки стоимости полезных ископаемых в недрах, учитывающей региональный баланс "воспроизводство-потребление" МСБ;
  • автоматизация процесса планирования, проектирования и приемки выполненных ГРР по государственному заказу за счет средств федерального бюджета;
  • разработка проекта концепции совершенствования системы ценообразования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
  • разработка, внедрение и поддержка федеральной автоматизированной системы учета и анализа использования средств федерального бюджета на воспроизводство МСБ Российской Федерации;
  • работы по справочно-информационному и аналитическому обеспечению Роснедра по минерально-сырьевому комплексу Российской Федерации и зарубежных государств;
  • формирование и ведение Единой распределенной информационно-аналитической системы "Минеральные ресурсы и недропользование";
  • совершенствование планирования и оценка эффективности расходов федерального бюджета на геологическое изучение недр и воспроизводство МСБ путем обоснования стоимости видов и результатов ГРР;
  • оценка потребности в бюджетных средствах на геологическое изучение недр и воспроизводство МСБ при подготовке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации;
  • разработка каталога порайонных комплексных расценок основных видов работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ с учетом требований бюджетного и налогового законодательств;
  • формирование системы комплексной оценки деятельности и методики расчета значений показателей деятельности Роснедра.
К основным проблемам, связанным с финансово-экономическим обеспечением работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ, следует отнести:
  • устаревшую нормативно-правовую и методическую базу по проектированию и ценообразованию ГРР;
  • отсутствие эффективной и законодательно обоснованной системы экспертизы проектов на геологическое изучение недр;
  • недостаточный уровень автоматизации планирования и проектирования ГРР;
  • непривлекательность государственного заказа ввиду избыточности административных процедур;
  • сложность корреляции процесса планирования, проектирования и производства ГРР с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
  • Роснедра – администратор поступления в федеральный бюджет платы за геологическую информацию, носителями которой являются находящиеся в ведомственном подчинении МПР России территориальные фонды информации, что не всегда позволяет обеспечить оперативный доступ к информационным ресурсам;
  • низкий уровень заработной платы сотрудников территориальных органов Роснедра и как следствие дефицит высококвалифицированных кадров.

©  О.С. Монастырных, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление" - 2007-03.
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru