levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.Н. Бавлов,  (Зам. Руководителя, Роснедра)

Б.К. Михайлов,  (Нач. отдела, Роснедра)

* По материалам доклада на коллегии Роснедра 28 марта 2007 г.

Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» # 2007-3

 

В  последние годы вопросы состояния минерально-сырьевой базы (МСБ) и путей развития горно-добывающей промышленности постоянно привлекают внимание Президента и Правительства России. Определенный импульс в этом направлении был дан при рассмотрении этих вопросов на ряде совещаний, проведенных под руководством В.В.Путина, в частности 16 мая 2005 г. в Челябинске, 22 ноября 2005 г. в Магадане и 26 января 2007 г. во Владивостоке. Безусловный резонанс будут иметь решения, принятие которых ожидается по итогам посещения Председателем Правительства России М.Е.Фрадковым с 2 по 5 апреля 2007 г. Чукотского АО, Магаданской и Камчатской областей в рамках подготовки ФЦП "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

По итогам перечисленных совещаний МПР России совместно с Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) был разработан и утвержден ряд программных документов:

  • "Комплексный план геолого-разведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала в связи с планируемым строительством железной дороги Ивдель – Лабытнанги" с соответствующей корректировкой "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" (далее – Долго- срочная программа), новая редакция которой утверждена в мае 2006 г.;
  • "План совместных действий МПР России, Роснедра и Росатома по производству и воспроизводству уранового сырья на период 2006-2020 годов".
 

По поручению Министра природных ресурсов РФ Ю.П.Трутнева до середины 2007 г. будет выполнена очередная корректировка Долгосрочной программы в соответствии с планами социально-экономического развития отдельных регионов, в первую очередь восточных.

В 2006 г. геолого-разведочные работы (ГРР) за счет средств федерального бюджета выполнялись более чем на 40 видов твердых полезных ископаемых (ТПИ), из которых 17 относятся к стратегическим. Задачи воспроизводства МСБ решались в 43 субъектах Российской Федерации на 304 объектах, в их числе 96 новых на сумму около 2 млрд р. По сравнению с 2005 г. бюджетные ассигнования на ТПИ увеличены на 65 % и составили почти 5,4 млрд р. (рис. 1).

Структура затрат федерального бюджета в 2006 г. по видам полезных ископаемых (рис. 2) полностью соответствует стратегии Долгосрочной программы и конъюнктуре участков недр на рынке лицензирования.

 

Среди федеральных округов (ФО) приоритеты по объемам и направлениям ГРР в 2006 г. расставлены в соответствии с их минерагеническим потенциалом, инфраструктурой и традиционным профилем развития экономики (рис. 3). Лидируют Сибирский и Дальневосточный федеральные округа – 56,8 % (64 % в 2005 г.) с преобладанием доли работ на драгоценные металлы (более 80 % средств на эти цели) и урановое сырье (75 %).

 

Далее следуют Уральский и Приволжский федеральные округа (18,3 %), концентрирующие усилия на цветных и черных металлах, золоторудных объектах и объектах дефицитных нерудных полезных ископаемых. В связи с развертыванием работ по развитию МСБ северной части Урала за 2 года доля Уральского ФО выросла с 8 до 14 %.

Около 9 % приходится на Северо-Западный, Южный и Центральный федеральные округа, вместе взятые; по столько же приходится на изучение минерагенического потенциала структур в Мировом океане и экстерриториальные исследования, направленные на минерагеническую и геолого-экономическую переоценку МСБ страны.

Более половины всех средств (рис. 4) сконцентрировано в 5 субъектах Федерации: Республиках Саха (Якутия) и Бурятия, Магаданской, Иркутской и Читинской областях. Особый интерес к минерально-сырьевым ресурсам этих территорий проявляет и крупный горный бизнес, что свидетельствует об их высокой инвестиционной привлекательности. 22 % средств распределено по объектам Красноярского края, Республики Башкортостан, Ямало-Ненецкого АО, Свердловской и Кемеровской областей. Оставшиеся 27 % приходятся еще на 33 субъекта Федерации.

 

Основным результатом трехлетней деятельности Роснедра по развитию сырьевой базы ТПИ в условиях стабилизирующегося финансирования ГРР является то, что на территориях дотационных субъектов РФ получено обоснование для создания новых крупномасштабных центров экономического роста на основе вовлечения в хозяйственный оборот минерально-сырьевого потенциала ряда высоколиквидных полезных ископаемых (рис. 5).

 

    По золоту и серебру – это Яно-Колымский, Западно-Верхоянский и Северо-Кавказский геолого-экономические районы (ГЭР). В частности, потенциал Яно-Колымского ГЭР обеспечивает создание на северо-востоке страны крупнейшего центра золотодобычи мирового уровня с объемами годовой добычи более 100-120 т, а примыкающего к нему с запада Западно-Верхоянского ГЭР позволит практически удвоить объемы добываемого в стране серебра (рис. 6).

 

Изучаемые золоторудные объекты Северо-Кавказского ГЭР по своим параметрам уступают магаданским и якутским, но в комплексе с выявленными титан-цирконовыми россыпными месторождениями в Ставропольском ГЭР могут стать основой устойчиво развивающегося горно-промышленного комплекса на юге России с созданием большого числа новых рабочих мест (рис. 7).

 

    По никелю с сопутствующими медью и платиноидами на юге Красноярского края и Иркутской области продолжает изучаться Восточно-Саянский ГЭР (рис. 8), представляющий собой альтернативу выбывающим богатым рудам норильских месторождений. Его вовлечение в хозяйственный оборот позволит сохранить за Россией мировое лидерство в области производства никеля и платины.

 

Кроме названных районов, большое практическое значение имеют результаты ГРР на медь на Южном Урале (рис. 9) и в Читинской области, на сурьму в Республике Саха (Якутия) и Читинской области (рис. 10), на алмазы в Архангельской области (рис. 11), на агрохимическое и горно-химическое сырье в Центральном и Приволжском федеральных округах (рис. 12).

 
 
 
 

Реализация социально эффективных проектов ускоренного развития названных ГЭР, с одной стороны, позволит решить крупные проблемы минерально-сырьевого комплекса страны, с другой – будет способствовать укреплению геополитически важных для России регионов с выводом их из разряда дотационных в самодостаточные и обеспечит дополнительно до 100-110 тыс. новых рабочих мест (см. рис. 5). По вопросам взаимодействия государства и горных компаний при реализации этих проектов постоянно проводятся консультации и рабочие совещания с руководством администраций Магаданской области, Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края. В частности, 5 апреля 2007 г. на совещании в Магадане под председательством М.Е.Фрадкова активно обсуждалась и получила всестороннюю поддержку идея создания российского центра золотодобычи мирового уровня на основе Яно-Колымского ГЭР.

В целом положительные результаты достигнуты по большинству из изучавшихся за счет средств федерального бюджета видов ТПИ. Исключение составляют работы на уран, которые, к сожалению, уже многие годы остаются неэффективными. Необходимые меры, в том числе довольно болезненные, предпринимаются Роснедра, и имеются основания, что они позволят в ближайшие 3 года выровнять сложившуюся ситуацию.

При формировании пакета объектов государственного заказа на выполнение ГРР на ТПИ в 2007 г. были учтены не только полученные результаты и сложившийся устойчивый спрос на те или иные виды полезных ископаемых, что нашло отражение в Долгосрочной программе (см. рис. 2), но и тенденции, которые складываются на мировом и внутреннем рынках минерального сырья. Безусловный критерий – востребованность конкретных видов полезных ископаемых и география интересов государства, отраженная в программах социально- экономического развития отдельных регионов.

Сравнивая показатели инвестиций в ГРР по видам минерального сырья со стороны государства и бизнеса (рис. 13), несложно заметить, что недропользователям наиболее интересны объекты высоколиквидного сырья, прежде всего драгоценных металлов и алмазов, некоторых видов цветных металлов (никель, медь), угля и отчасти агрохимического сырья, тогда как практически невостребованными, особенно как объекты ГРР с последующей добычей, остаются черные металлы, уран, редкие и многие виды цветных металлов. Затратами государства эта ситуация в определенной степени уравновешивается, и здесь, уже в ущерб популярным во всем мире золоту и алмазам, существенно увеличены ассигнования на черные, цветные, редкие металлы, а на работы на уран затраты несет исключительно государство.

 

Почти 50 % всех частных инвестиций в ГРР на ТПИ вкладывается на объектах Дальневосточного ФО и 30 % – Сибирского ФО, тогда как на оставшиеся регионы страны приходится лишь около 20 % средств. В связи с этим работы за счет бюджета планируются так, чтобы большая часть средств распределялась на территории с доказанным минерагеническим потенциалом, развитой инфраструктурой с задачей укрепления существующей МСБ и выявления новых месторождений в новых ГЭР. Как видно на рис. 14, при снижении доли затрат в Дальневосточном ФО большое значение придается работам в Сибирском и Уральском федеральных округах.

 

На протяжении многих лет "больным" вопросом развития отечественной МСБ остается обеспеченность собственными рудами марганца, хрома, титана, глиноземным сырьем, железными рудами южно-уральских и южно-сибирских металлургических комплексов, урановым сырьем и некоторыми другими видами полезных ископаемых. Следует отметить, что несравнимо большими затратами в советский период было доказано для большинства из перечисленных видов сырья характерное низкое качество руд уже выявленных многочисленных месторождений с огромными запасами, в частности сибирских бокситов, карбонатных и силикатных марганцевых руд Урала и Сибири, уранового сырья на юге Сибири и т.д. Все это позволило еще в 70-80-х гг. прошлого столетия оценить вероятность выявления месторождений с высококачественными рудами для перечисленных видов как крайне низкую, и попытки наращивания запасов аналогичных по качеству руд имеющимся равноценны "омертвлению" государственных средств.

Тем не менее вопрос обеспечения собственным сырьем на основе таких месторождений с повестки дня не снимается и решается за счет активизации запасов существующих крупных месторождений на основе их геолого-экономической и технологической переоценки. Положительные результаты получены на золоторудном месторождении Сухой Лог, где на этом основании существенно улучшена экономика будущего предприятия и до конца 2007 г. практически будут удвоены запасы; в начальной стадии – работы на медь Удокана, бокситы Чадобецкой группы; на очереди еще около 25 крупных и уникальных месторождений (рис. 15). Положительные результаты переоценки и последующее эффективное их освоение в существенной мере сократят дефицит металлургического сырья в ближайшей перспективе и откроют дорогу для поисков объектов с рядовыми, но технологически и экономически пригодными рудами.

 

Особо следует остановиться на состоянии работ на золото в пределах выделенных минерагенических зон (МЗ), приоритетное финансирование которых предусмотрено стратегией, заложенной в Долгосрочной программе, что в полной мере соответствует спросу на рынке лицензируемых участков недр и согласуется со сложившейся структурой затрат на ГРР в целом по миру (рис. 16).

 

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации по результатам совещания в Магадане Роснедра последовательно наращивает объемы ГРР на золото, выполняемых за счет средств федерального бюджета. В 2006 г. объем выполненных ГРР на золото более чем на 30 % превысил соответствующие затраты 2005 г. В 2007 г. планируется затратить около 2,4 млрд р. (40 % средств на ТПИ).

Принятые меры обеспечили рост объемов локализованных и оцененных прогнозных ресурсов и выявление новых золоторудных провинций и зон на Алтае, Северном Кавказе, в Приморском крае, а также переоценку с новых позиций потенциала золотоносности в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области, что обеспечивает существенное расширение перспектив увеличения объемов добычи золота в России.

"Больным" вопросом остается поддержание уровня добычи россыпного золота и восполнения МСБ россыпных месторождений. В этом направлении Роснедра проводит соответствующие поисковые и поисково- оценочные работы в целом ряде регионов Сибири и Дальнего Востока. Но процесс снижения доли добычи россыпного золота объективен и связан с постепенным истощением сырьевой базы в большинстве регионов, перешагнувшим критическую отметку. В этой ситуации более эффективной поддержкой явилось бы не наращивание объемов ГРР на россыпи, а выработка необходимых налоговых преференций для добывающих предприятий малого и среднего бизнеса, чем, к сожалению, практически не занимаются администрации соответствующих субъектов РФ, перекладывая проблему на плечи Роснедра.

В то же время совершенно очевидно, что устойчивое развитие российской золотодобывающей отрасли возможно только за счет ввода в разработку рудных месторождений, в первую очередь крупнообъемных. Их поиски и оценка являются основной задачей, которую Роснедра ставит перед геологоразведчиками в наиболее перспективных регионах страны.

В целом, давая оценку ГРР, выполняемым за счет средств недропользователей, следует отметить следующее.

В 2006 г. обеспечен прирост разведанных запасов основных видов стратегических полезных ископаемых, превышающий их добычу из недр: по углю – в 4,5 раза; по меди – в 3, по вольфраму, титану и цирконию – в 5, по золоту и серебру – более чем в 8 раз. В связи с этим можно утверждать, что по этим видам полезных ископаемых в стране достигнуто расширенное воспроизводство запасов (рис. 17).

 

Однако, комментируя ситуацию с воспроизводством МСБ в целом, в том числе и по отдельным недропользователям, необходимо признать, что принципиально она не изменилась, так как за исключением Быстринского золотомедного объекта приросты получены на известных Дукатском, Наталкинском, Бешпагирском, Холтосонском месторождениях и на угольных месторождениях Кузбасса. Добывая в стране более чем 100 видов ТПИ, подавляющая часть компаний как не занималось, так и не занимается воспроизводством запасов.

Попытка оценить эффективность работы недропользователей при рассмотрении ожидаемых итогов работ 2006 г. в очередной раз успеха не принесла. В отличие от четкой организации проведения "бюджетных" ГРР эта сфера по-прежнему бесконтрольна и неуправляема. Как и что можно спросить с недропользователя по итогам его работ за год? Работ, которые не планируются, не рассматриваются и не утверждаются в качестве плановых!

Этот вопрос из года в год поднимается на разных уровнях, но не решается. Почему? Ответ прост – для организации такой работы со стороны Роснедра на местах необходимы специалисты, численность которых как минимум пропорциональна численности геологических служб территориальных органов. То, что сегодня ставится вопрос о наделении территориальных органов дополнительными функциями без выделения дополнительной численности, еще больше переполнит "критическую массу" должностных обязанностей специалистов и, безусловно, приведет к некачественным результатам и формализму.

Несмотря на очевидные кадровые проблемы, нельзя не остановиться на оценке работы территориальных органов Роснедра. Осознавая всю тяжесть нагрузки, которая легла на их плечи, нельзя не отметить, что проблемы, стоящие перед отраслью, решаются зачастую недолжным образом и несвоевременно.

Наиболее типичными недостатками деятельности структур территориального уровня являются:

  • слабая организация работы по планированию, оценке качества проектирования, отчетности по ГРР за счет частных средств;
  • низкий уровень обоснования и планирования ГРР, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
  • отсутствие надлежащего контроля за качеством выполнения ГРР на подведомственных территориях;
  • низкий уровень обоснования параметров и масштабов объектов, включаемых в Программы лицензирования по отдельным субъектам РФ.

Определенным тормозом, препятствующим повышению качества выполняемых работ, оперативности и эффективности ГРР на федеральном уровне, являются:

  • несовершенство существующей системы размещения и исполнения госзаказа, препятствующее гибкому реагированию на получаемые поисковые результаты с соответствующими корректировками проектно-сметной документации;
  • несовершенство системы взаимоотношений государства и недропользователя при выполнении ГРР за счет частных инвестиций, в частности при предоставлении информации об их качестве, полноте, а также использовании при последующих исследованиях, включая учет и движение прогнозных ресурсов;
  • инвестиционно неблагоприятный механизм получения права пользования недрами в целях геологического изучения за счет средств недропользователя;
  • крайне низкий уровень лабораторно-аналитической службы страны, не соответствующий постоянно возрастающим требованиям и объемам выполняемых ГРР и требующий создания 3-4 крупных аналитических центров международного уровня.

В 2006 г. продолжалась работа по совершенствованию системы государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Особое внимание было уделено деятельности территориальных комиссий. Вместе с тем, анализируя основные итоги работы ГКЗ, становятся очевидными структурно-организационные и методические упущения: применительно к условиям современной экономики недропользования на качестве работ сказывается отсутствие совершенной нормативной базы, и прежде всего в части обеспечения экспертизы оперативных изменений запасов.

Много нерешенных проблем имеется в работе по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых. С этой целью создана Центральная комиссия по разработке месторождений полезных ископаемых (ЦКР Роснедра). Однако до сего времени отсутствует мотивация недропользователей по представлению в этот орган соответствующих проектов, в результате чего имеют место случаи начала разработки месторождений без проектной документации. Только в 2006 г. принято решение о включении в лицензионные соглашения условий обязательного представления проектов разработки на экспертизу в ЦКР. Есть надежда, что через какое-то время эта мера позволит активизировать процесс проведения специализированной государственной экспертизы проектов разработки месторождений ТПИ в части рационального и комплексного использования минерально-сырьевого потенциала недр.

С 2007 г. на Роснедра также возложены и полномочия по утверждению нормативов потерь при добыче ТПИ. Это, несомненно, позволит повысить влияние государства на недропользователей в части обеспечения рационального пользования недрами. Но без существенного увеличения численности специалистов территориальных органов Роснедра решение этой задачи будет предельно заформализовано и ожидаемого эффекта не принесет.

Очень слабо ведется работа по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производств. Именно здесь имеется значительный резерв повышения эффективности работы недропользователя, особенно при разработке низкорентабельных месторождений.

В целом, предъявляя большие претензии к эффективности ГРР за счет частных инвестиций, следует признать упущения и на федеральном уровне как на стадии формирования Перечней, так и на стадии подготовки лицензионных соглашений. Особенно важным это становится сейчас, когда совместными усилиями геологов и экономистов обосновано выделение новых ГЭР, способных стать крупными центрами экономического роста на условиях государственно-частного партнерства. Это потребует выработки совершенно новых подходов к определению как самого понятия "лицензируемый участок недр", так и формальных критериев степени участия государства и частного капитала при геологическом изучении и освоении такого рода территорий.

Как видно, наряду с безусловными успехами в сфере геологического изучения недр и воспроизводства МСБ страны постоянно появляются новые проблемы, которые, к сожалению, зачастую накладываются на нерешенные старые.

Как и в 2006 г., ГРР на ТПИ за счет средств федерального бюджета в 2007 г. будут развиваться в соответствии со стратегией Долгосрочной программы и достигнутыми результатами прошедшего года. Предполагается, что на эти цели будет выделено около 6 млрд р., которые будут распределены в 45 субъектах Российской Федерации на 324 объектах, в том числе в 93 новых на сумму 1,7 млрд р. (см. рис. 2).

В структуре затрат в процентном и абсолютном значениях необходимо наращивать долю опережающих и производственно-тематических работ (рис. 18).

 

Не меняя в целом структуры работ по видам полезных ископаемых, будет продолжено изучение известных и вновь выявленных минерагенических структур с акцентом на вероятных социально эффективных проектах развития российской экономики.

Распределение средств бюджета по федеральным округам в сравнении с 2006 г. существенных изменений не претерпит (рис. 19).

 

При этом для обеспечения местных нужд несколько возрастет финансирование работ на уголь в Сибири и на Дальнем Востоке. Предусмотрена концентрация средств на урановое сырье в перспективных регионах Южной Сибири. Увеличится доля работ на черные и цветные металлы на Урале и Дальнем Востоке и на неметаллы в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах.

Спектр изучаемых видов полезных ископаемых расширится за счет работ на новые виды неметаллов. Расширится и география исследований – в списке новых субъектов появятся Республика Дагестан (золото, природные сорбенты), Нижегородская область (каолины); будут усилены работы на урановое сырье в Забайкалье и Иркутской области, цветные металлы в Приморье и на Алтае, алмазы в Архангельской области, начнутся работы на золото в Томской области и Корякском АО, алмазы в Республике Саха (Якутия), урановое сырье в Чукотском АО, цементное сырье в Кабардино-Балкарской Республике.

 
Масштабность и напряженность планов федеральной программы 2007 г. очевидны. Показатели ожидаемого прироста ценности недр за счет ТПИ по сравнению с 2006 г. будут увеличены на 39 % (рис. 20). Здесь ситуация вполне закономерна, а результаты будут зависеть прежде всего от кадровой составляющей и ритмичности финансирования ГРР. Главная проблема – обеспечение качественного выполнения геологических заданий отдельными предприятиями. В этой сфере определился круг компаний негосударственной формы собственности, достаточно эффективно и ответственно выполняющих госзаказ, но все-таки основная нагрузка лежит на госпредприятиях, и сохранение их потенциала в условиях наращивания объемов ГРР особенно актуально. Другая проблема состоит в несоответствии возможностей лабораторно- аналитического комплекса постоянно возрастающим объемам различных видов опробования. В этих условиях наращивание средств на проведение ГРР теряет всякий смысл, так как отсутствие оперативности "аналитики" может привести только к нерациональности затрат. Это ставит задачу создания в стране нескольких мощных лабораторных центров государственного подчинения, аналогичных таковым за рубежом.

©  В.Н. Бавлов, Б.К. Михайлов, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление" - 2007-03.
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru