levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Б.И. Беневольский,  (ЦНИГРИ)

Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» # 2006-2
    В июне 2005 г. МПР России утверждена долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. В программу включено 35 основных видов полезных ископаемых: топливно-энергетического сырья, черных, цветных, легирующих, благородных металлов и неметаллов.

Ключевые слова: База золота, ЦНИГРИ, сырьевая база, программа ГРР, инвестиции МСБ, россыпное золото.

 

Целью федеральных программных мероприятий является реализация "Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования", утвержденных распоряжением Правительства РФ в 2003 г.

Программа рассматривается как часть национальной системы стратегий, реализующих приоритеты социально-экономического подъема страны: обеспечение устойчивого экономического роста, создание потенциала для будущего поступательного развития, повышение уровня национальной (в том числе минерально-сырьевой) безопасности.

В контексте общенациональных стратегий решение главных задач программы в перспективе до 2020 г. должно обеспечить экономику страны и растущие потребности в важнейшем минеральном сырье базовых отраслей промышленности путем воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, компенсирующих добычу и потребление на основе комплексного рационального использования недр в интересах нынешних и будущих поколений граждан России.

Среди других стратегических полезных ископаемых золото для Российской Федерации традиционно остается одним из наиболее приоритетных и высоколиквидных видов наряду с топливно-энергетическим сырьем, алмазами и некоторыми другими важнейшими полезными ископаемыми. Экономическая и социально-политическая роль золота для России подтверждена тем вниманием, которое обратил на эту отрасль Президент Российской Федерации В.В.Путин на совещании в Магадане 22 ноября 2005 г. по вопросам развития золотодобывающей отрасли.

Одной из первых Президентом РФ была озвучена проблема расширения геолого-разведочных работ (ГРР) по развитию минерально-сырьевой базы (МСБ) золота и реализации федеральной программы, разработанной МПР России до 2020 г. В соответствии с расчетными показателями программы годовая добыча золота к 2020 г. должна достигнуть не менее 200 т с изменением вектора структуры на коренные месторождения (140 т коренного и 60 т россыпного).

Для подхода к этому порогу в программе доля затрат на ГРР по золоту в общем объеме федеральных инвестиций составляет около 20 %. МСБ по ресурсной и разведанной массе золота достаточна для наращивания добычи. Валовая потенциальная стоимость золота в российских недрах при сегодняшней конъюнктуре мирового рынка оценивается в 124 млрд дол., в том числе разведанная часть – 23 млрд дол. при долевом соотношении коренных месторождений и россыпей 2,5:1,0.

Однако по структуре, качественной характеристике части месторождений и россыпей, состоянию нераспределенного резерва объектов, устойчивости воспроизводства запасов современная ресурсная база не отвечает в полной мере поставленным Президентом РФ задачам по стабильной и растущей золотодобыче.

В состоянии металлогенического потенциала как суммы накопленной добычи, промышленных запасов и прогнозных ресурсов, принимаемых в условной категории оцененных запасов (С2)*, преобладает накопленная добыча при равной доле разведанных и оцененных запасов (рис. 1). Вектор металлогенического потенциала (МП) коренных месторождений (10,7 тыс. т) смещен в сторону запасов и прогнозных ресурсов (40 и 38 %). В МП россыпей (11,5 тыс. т) преобладает накопленная добыча (81 %), на долю прогнозных ресурсов приходится лишь 6,3 %. Очевиден приоритет коренных месторождений для дальнейшего развития МСБ.

* Прогнозные ресурсы, приведенные к запасам категории С2 по принятым коэффициентам:
С2 = 0,125 (Р3 + 2Р2 + 4Р1).

 

В МСБ запасы коренных месторождений составляют 4,3 тыс. т (53 %), россыпей – 1,4 тыс. т (17,7 %), комплексных золотосодержащих руд – 2,4 тыс.т (29,3 %). Высокие темпы роста добычи из коренных месторождений с 1995 г. и неадекватный темп прироста запасов привели к сокращению сырьевой базы, хотя в целом принципиальных изменений структура МСБ не претерпела.

В добыче золота начиная с 2001 г. коренные месторождения на 3-4 % преобладают над россыпями. Из комплексных руд добывается 12,0-13,5 %. Конверсия структуры добычи произошла на рубеже 1993 г. с началом интенсивного освоения ранее разведанных в СССР коренных месторождений (Кубака, Олимпиадинское, Покровское и др.).

Увеличивающаяся добыча золота, обусловленная снятием государственной монополии на освоение месторождений, активизацией участия иностранных и российских инвестиций в недропользовании и выходом наиболее благополучных компаний на мировые биржевые площадки, благоприятной ценовой ситуацией последнего времени, ускорила процесс лицензирования и вовлечения в распределенный фонд (без месторождения Сухой Лог) практически всех сколько-нибудь привлекательных объектов как с разведанными запасами, так и перспективных геолого-промышленных типов с прогнозными ресурсами (Купол, Благодатное, Новогоднее Монто и др.).

В России разведано 243 коренных месторождения с балансовыми запасами, в том числе разрабатываемых и подготавливаемых к освоению – 131, разведуемых – 34 и в государственном резерве (нераспределенный фонд) – 78. Первая группа расположена в 19 субъектах Федерации, причем в 13 из них от 80 до 100 % запасов вовлечено в хозяйственный оборот. В целом по стране реализовывается 83,4 % запасов категорий А+В+С12, разведуется 2 % и учтено в нераспределенном резерве на 78 мелких участках в основном забалансовых руд и остатков отработанных месторождений 11,4 % (табл. 1). Доступная для инвестиций МСБ коренных месторождений фактически вся в большей или меньшей степени вовлечена в освоение.

Таблица 1.

Вовлеченность в освоение запасов коренных и россыпных месторождений в основных золотоносных регионах.


Золотоносные
регионы


Доля запасов, % запасов региона

Коренные месторождения

Россыпные месторождения

разрабатываемые и подготавливаемые

госрезерв

разрабатываемые и подготавливаемые

госрезерв

Уральский

50,8

5,3

29,0

71,0

Алтае-Саянский

51,7

1,7

24,1

73,9

Приенисейский

81,0

6,5

59,3

60,7

Восточно-Сибирский*

71,8

24,5

74,7

19,3

Дальневосточный

78,8

2,3

60,7

34,8

Северо-Восточный

95,7

2,5

53,6

40,2

Россия, всего

83,4

11,4

55,0

40,0

 

* Исключая месторождение Сухой Лог.

Высокие темпы наращивания добычи золота из коренных месторождений (рис.2) несколько снизились к 2002 г., стабилизировались в 2003- 2004 гг. и в 2005 г. (по данным Союза золотопромышленников) произошло уменьшение добычи (без попутного золота) на 7,6 т (4,3 %). Основная причина падения добычи – исчерпание резервов наращивания производственных мощностей. Сложившаяся ситуация, по-видимому, охватит период до 2010 г. – до ввода в эксплуатацию новых разведанных недропользователями месторождений Купол (Чукотский АО), Благодатное (Красноярский край) с запасами (категорий В+С1+С2) – 91 т и 223 т соответственно при содержании 2,4 г/т, а также месторождений на Камчатке (Агинское и др.) и Чукотке (Майское). Следующий существенный порог роста добычи ожидается после 2015 г., когда определятся сроки ввода и мощности на переоцениваемых по инновационным технологиям запасах месторождений Сухой Лог, Нежданинское и Наталкинское. При положительном решении этих стратегических задач Россия может вплотную приблизиться к ведущим лидерам мировой золотодобычи.

 

В то же время сырьевая база коренных месторождений продолжает убывать. Снижение запасов на 11 % к 1995 г. явилось следствием отрицательного баланса "добыча – прирост запасов" из-за неудовлетворительного финансирования ГРР в предыдущие годы. Основная причина заключается в недостаточном "поисковом заделе" оцененных объектов, подготовленных для включения в лицензионную систему с целью воспроизводства МСБ.

Для контроля за "движением" резервного фонда объектов лицензирования коренного золота и реализацией ресурсного потенциала в настоящее время оценка прогнозных ресурсов производится в мониторинговом режиме по завершенным проектам ГРР. Апробацию ресурсов осуществляет ЦНИГРИ с участием территориальных организаций в рамках научно-методического сопровождения ГРР. По результатам проектов 2003-2004 гг., реализованным в основном за счет федерального бюджета по текущим федеральным программам ГРР, воспроизводство прогнозных ресурсов на 01.01.2005 г. в пересчете на условную категорию изученности (С2) компенсирует суммарную годовую добычу в целом в 1,4 раза, а по коренным месторождениям – в 2,5 раза (к уровню добычи 2004 г.).

В балансе прогнозных ресурсов категорий Р21 (на 2005 г.) объекты, находящиеся в госрезерве, т.е. не переданные в лицензирование и не включенные в годовые федеральные программы ГРР, по массе металла составляют 55 %, что является хорошим активным резервом для прироста запасов. В распределенном фонде, включая результаты работ по годовым программам федеральных ГРР, уже находится 31 % ресурсов категории Р3, 26 % категории Р2 и 63 % категории Р1 (рис. 3).

 

В суммарном балансе ресурсов категорий Р3+Р2+Р1 доля ресурсов для открытой добычи составляет 62 % при среднем содержании золота 3,7 г/т, для подземной добычи – 38 % при содержании 7,4 г/т, что адекватно характеристикам месторождений мировой МСБ золота. Преобладание объектов для карьерной отработки отражает новые подходы к освоению золоторудной базы как в горно-геологическом, так и технологическом аспектах. В геолого-промышленных типах месторождений превалируют объекты золотосульфидно-кварцевых, прожилково-вкрапленных руд в терригенных комплексах, образующих крупнообъемные запасы с относительно низкими содержаниями золота, но значительной массой металла (рис. 4, табл. 2), пригодные по горно-геологическим и технологическим параметрам для строительства рудников большей производственной мощности.

 

Основные задачи по дальнейшему развитию МСБ коренного золота за счет реализации прогнозных оценок заключаются в проведении:

целевых прогнозно-металлогенических и рекогносцировочных поисковых работ для выявления новых площадей и восполнения ресурсного потенциала категорий Р3 и Р2 главным образом за счет средств федерального бюджета;

поисковых и поисково-оценочных работ, целью которых является получение оперативного прироста балансовых запасов категории С2 путем реализации ресурсного потенциала категории Р1 как за счет федерального бюджета, так и средств недропользователей.

Таблица 2.

Динамика состояния прогнозных ресурсов золота по основным геолого-промышленным типам.


Геолого-промышленный тип


Прогнозные ресурсы по категориям, т

по состоянию на 2003 г.

по состоянию на 2005 г.

Р3

Р2

Р1

Р3

Р2

Р1

Золотосульфидно-кварцевый

1327,5

548,5

70,0

505,0

1017,4

168,2

Золотокварцевый

260,0

209,0

78,0

60,0

336,7

84,9

Золотосеребряный

205,0

95,0

47,0

155,0

108,6

95,5

Всего

1792,5

852,5

195,0

720,0

1462,7

348,9

 

Резерв первоочередных объектов с оцененными прогнозными ресурсами по состоянию на 2005 г. достаточен (см. рис. 3).

Рассчитанные в средне- и долгосрочной федеральных программах уровни добычи золота из собственно золотых месторождений и состояние их МСБ основываются на оцененных прогнозных ресурсах категорий Р3, Р2, Р1 на начало 2005 г. Для оценки возможности создания альтернативных МСБ необходимо проведение опережающих прогнозно-металлогенических работ с главной задачей обнаружения площадей с новыми и нетрадиционными для России типами месторождений: в терригенно-карбонатных и вулканогенных структурно-вещественных комплексах в пределах южного и восточного обрамлений Сибирской платформы, в Восточном Саяне, Северо-Забайкальском регионе, Центральной Колыме, Западном Верхоянье и др., в том числе и для локализации крупнообъемных месторождений с относительно низкими содержаниями золота, пригодных для карьерного способа отработки на основе горных, обогатительных и металлургических инновационных технологий.

Для развития ресурсной базы и создания "поискового задела" объектов, обеспечивающих воспроизводство МСБ коренного золота, приоритетными задачами являются поисково- оценочные работы, в первую очередь в Республиках Бурятия, Саха (Якутия), Алтай, Красноярском и Хабаровском краях, Свердловской и Магаданской областях, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Разведочные работы силами недропользователей должны быть сконцентрированы на выявленных перспективных объектах с прогнозными ресурсами категории Р1 для получения прироста запасов в таких перспективных районах с оцененными объектами, как Северный и Полярный Урал, Восточное Зауралье, Алтай, Енисейский Кряж, Забайкалье, Центральная Колыма и др. (рис. 5).

 

По лицензиям, выданным в 2005 г., прирост запасов золота ожидается в объеме не менее 1000 т по завершенным проектам ГРР.

Запасы россыпного золота к 2005 г. сократились на 20 %. Особенно заметно их уменьшение (до 30 %) в регионах с интенсивной разработкой россыпей. Наибольшее снижение имеет место в сырьевой базе объектов для основного – открытого раздельного – способа добычи.

После резкого падения в 1990- 2000 гг. добыча из россыпей в течение 2000-2003 гг. стабилизировалась за счет вовлечения в лицензирование и разработку остающихся на балансе резервных объектов. В этот период она компенсировалась приростом запасов не более чем на 50 %, что и явилось одной из главных причин ее резкого падения в 2005 г. (рис. 6).

 

Среднее содержание золота в песках эксплуатируемых месторождений за прошедшие 10 лет снизилось для подземной добычи на 26 % и открытой раздельной добычи – на 15 %. С начала 1990-х гг. прирост запасов также уменьшается и не компенсирует добычу из россыпей. Поддержание достаточно значимой добычи из россыпей пока обязано в основном высокой мировой цене на золото.

Прирост запасов россыпного золота ограничен высокой геологической изученностью золотоносных территорий и отсутствием новых потенциально продуктивных площадей, которые могли бы образовываться в крупные россыпные районы. Получение прироста запасов силами недропользователей возможно, но в основном за счет доразведки известных золотоносных долин с отработанными запасами или участков, примыкающих к разрабатываемым месторождениям (рис. 7). Кроме того, на уменьшении объемов добычи сказались рост в 2005 г. стоимости энергоносителей, в первую очередь дизельного топлива и бензина, связанных с использованием земель лесного фонда, а также влияние правовых нюансов российского недропользования. Эти проблемы наложились на естественную истощенность сырьевой базы россыпей, усилив негативные факторы развития МСБ россыпного золота.

 

МСБ россыпного золота вовлечена в хозяйственный оборот в целом по России на 55 %. Из 5,5 тыс. учтенных балансом россыпей 2,7 тыс. объектов находится в группах разрабатываемых и госрезерва. По массе запасов соотношения между ними примерно аналогичные – 50 % всех запасов. Наличие на госбалансе значительного числа нераспределенных объектов и запасов при снижающейся добыче труднообъяснимо. Решение проблемы, по-видимому, заключается в проведении целевой переоценки рентабельности освоения учтенных госбалансом резервных объектов. Как пример можно привести наличие на учете 21 россыпи с запасами от 1,3 до 22 т, составляющей в сумме 10 % разрабатываемых и подготавливаемых россыпей.

Прогнозные ресурсы россыпного золота по массе превышают балансовые запасы на 37 %, наиболее активные и ликвидные ресурсы категории Р1 составляют немногим более 40 % разведанных запасов. Ограничены также возможности выявления новых россыпных районов за счет ресурсов категорий Р3 и Р2. В воспроизводимой МСБ россыпного золота значительна доля ресурсов с пониженным содержанием металла и небольших по размерам россыпей со все более усложняющимися горно-геологическими условиями отработки.

В то же время возможности поддержания МСБ россыпного золота не исчерпаны. Необходимы совместные федеральные и негосударственные усилия по проведению ГРР для реализации ресурсного потенциала, что отвечает задаче стабилизации добычи россыпного золота в перспективе как за счет традиционных россыпей в зонах интереса недропользователей, так и нетрадиционных источников, включая оценку техногенных скоплений, золотоносных отложений приморских равнин, других возможных источников.

Расчетная динамика структуры МСБ коренного и россыпного золота и ожидаемое ее состояние по среднесрочным программам до 2010 г. показывают, что достигнутые в 2005 г. показатели объемов запасов и добычи находятся в этом временном интервале на уровне среднего (оптимизированного) варианта. Факторы состояния и приоритеты воспроизводства МСБ золота России приведены в табл. 3.

Таблица 3.

Факторы состояния и приоритеты воспроизводства МСБ золота России.


Коренное золото


Россыпное золото

Негативные факторы

Исчерпание фонда резервных месторождений, отрицательный баланс "добыча – прирост запасов", приближение сроков выбывания эксплуатируемых месторождений, недостаточный “поисковый задел” для воспроизводства запасов

Исчерпание фонда резервных рентабельных россыпей, отрицательный баланс "добыча – прирост запасов", низкое качество запасов, ограниченные перспективы выявления новых золотоносных территорий

Позитивные факторы

Достаточность объемов прогнозных ресурсов для расширенного воспроизводства запасов, среднемировое качество ресурсного потенциала, положительный баланс, воспроизводство (в условной категории запасов С2) – добыча, выявление и оценка новых объектов для создания альтернативных МСБ

Прогнозные ресурсы сопоставимы с балансовыми запасами, достаточны для поддержания добычи при соответствующих инвестициях в их реализацию, резервная МСБ составляет 40 % запасов

Приоритетные направления

Локализация ресурсов категории Р3, поиски объектов новых и нетрадиционных типов в перспективных металлогенических зонах с ресурсами категории Р2, оценка выявленных объектов  с ресурсами категории Р1– базы воспроизводства балансовых запасов категорий С1 и С2, в том числе крупнообъемных с низким содержанием золота на основе перспективных технологий

Доизучение традиционных россыпей с ресурсами категорий Р1 и Р2 в зонах интересов недропользователей, ревизия нераспределенного фонда резервных россыпей с балансовыми запасами для передачи в лицензирование, оценка возможности разработки  нетрадиционных источников (техногенных, глубокозалегающих ископаемых), на основе инновационных технологий, усиление ГРР за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников

 
Дальнейшее развитие МСБ золота будет зависеть от инвестиций и эффективности ГРР по текущим программам за счет средств федерального бюджета на ранних, наиболее рисковых стадиях, и недропользователей – на стадии получения прироста запасов.

©  Б.И. Беневольский, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление". 2006-1.
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru