VIP Studio ИНФО К выходу книги В.П.Орлова “Проблемы недропользования (2000-2006)”
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

К.А. Клещев,  (Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт)

Журнал «Геология Нефти и Газа» # 2008-1
 

 

В  начале 2007 г. вышла в свет книга В.П.Орлова "Проблемы недропользования (2000-2006)" (издание ООО "Геоинформмарк"), посвященная анализу проблем, накопившихся в системе недропользования за 2000-2006 гг. и в предшествовавшие годы. Рассматриваются причины их возникновения, трансформация во времени и современное состояние. Все это тесно увязано с анализом истории становления государственных органов управления фондом недр, государственной политики в области недропользования и законов, устанавливающих правоотношения государства и недропользователя.

Сегодня можно без преувеличения считать автора одним из самых, если не самым авторитетным и информированным специалистом в области организации недропользования. За его плечами громадный опыт геолога-поисковика, руководителя геологических партий и экспедиций, геологической отрасли, Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации. В.П.Орлов был активным участником разработки федеральных законов "О недрах", "О соглашениях о разделе продукции", "О континентальном шельфе", "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" и целого ряда других основополагающих нормативных документов. Поэтому мнение В.П.Орлова о состоянии проблем в российском недропользовании чрезвычайно важно и интересно.

Основу книги составляют журнальные статьи и публичные выступления автора на форумах, конференциях и парламентских чтениях в 2000-2006 гг. Несмотря на довольно глубокое по времени отступление, книга читается с большим интересом. Этому способствует необычное построение текста, когда в текст ранних публикаций включаются выдержки из публикаций последних лет, а также выдержки из выступлений руководителей государства. Все это вместе составляет довольно большой печатный материал – около 460 с. При этом в книге нет проходных глав и разделов. Вся она состоит из плотного в смысловом отношении изложения фактов, анализа и рекомендаций, текст имеет внутреннюю напряженность и ведет читателя от страницы к странице.

Всю совокупность проблем, поднятых в книге, можно условно представить в виде пирамиды. На вершине пирамиды находятся проблемы самого высшего государственного уровня, в средней части – проблемы правовых отношений между государством, с одной стороны, и недропользователем и собственником – с другой; в самом низу располагаются проблемы недропользования. Между проблемами верхнего, среднего и нижнего уровней границ нет, т.е. проблемы каждого верхнего слоя как бы порождают проблемы нижнего, разветвляясь и умножаясь при этом.

К верхнему уровню, рассмотренному в книге, можно отнести проблему недоработанности или практически отсутствия в стране внятной модели экономического развития и как следствие ясной государственной политики в области недропользования и использования минерального сырья.

В России, как показано в книге, фактически утверждается государственно-монопольная структура сырьевого сектора экономики с концентрацией активов добывающих компаний в руках узкого круга физических лиц. В этом на наш взгляд кроются коренные причины многих проблем. Например, такой важной, как проблема хронического невосполнения отработанных запасов нефти из-за недостаточного финансирования геолого-разведочных работ при максимальных выплатах дивидендов. С неустроенностью государственной политики тесно связана проблема "разбухания" Стабилизационного фонда за счет избыточных добычи и экспорта нефти. Избыточных по отношению к внутренним потребностям, включая импортную составляющую. Мысль не нова. Например, академик Р.Нигматулин отмечал в "Известиях": "Нефть в освоенных месторождениях – это "высоколиквидное черное золото", цена которого растет. В таких условиях разумный хозяин продает, чтобы только оплатить необходимые покупки и долги". К сказанному можно добавить, что по прогнозам ведущих нефтяных компаний мира и, в частности, корпорации "Эксон Мобил" энергетический спрос до 2030 г. будет расти на 1,6 % каждый год и достигнет почти 325 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (44,5 млн т), что на 60 % превысит этот показатель на 2000 г. Возникает вопрос, в чьих интересах наращивать экспорт нефти и аккумулировать нефтедоллары в Стабилизационном фонде? Один из ответов – в интересах получающего огромные дивиденды узкого круга физических лиц – собственников активов крупных добывающих компаний и сросшихся с ними представителей властных структур. Или в интересах государства, но тогда нужно предположить, что государство прогнозирует и готовится к кризису и Стабфонд необходим для смягчения его последствий. Это, правда, противоречит официальным декларациям о стабильном развитии и росте экономики. Однако подобное мы слышали и накануне дефолта 1998 г.

В средней части условной пирамиды находится целый комплекс проблем, например, таких как проблемы федерализма в недропользовании, налогообложения, механизмов привлечения иностранных инвестиций, государственного монополизма, государственно-частного партнерства и др. Рассмотрение их проходит практически через всю книгу. В специальных главах и разделах приводится анализ состояния проблем, подчеркивается их актуальность и даются рекомендации по исправлению или снижению негативного воздействия на развитие минерально-сырьевого комплекса. Все они очень важны и заслуживают самого серьезного внимания и обсуждения.

Возможно, к этому слою проблем можно отнести проблему освоения ресурсов арктического шельфа, хотя в книге затрагиваются лишь отдельные ее части.

Сегодня мало кто сомневается в том, что энергетика России в ХХI в. будет опираться на ресурсный потенциал шельфа. Для того чтобы планировать добычу нефти на морских месторождениях арктического шельфа в 2025-2030 гг., нужно начинать работы уже сейчас. Вместе с тем поиски нефти (бурение, поисковая сейсморазведка) здесь практически не проводятся. Последний конкурс состоялся в 1999 г. Объявлению последующих аукционов препятствуют два, как выясняется, "непреодолимых" обстоятельства.

    Первое – несовершенство нормативно-правовой базы. В частности, в Законе РФ "О недрах" не предусматривается предоставление совмещенных (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых) лицензий для работ на шельфе. На суше по этому закону можно, а на шельфе по непонятным причинам нельзя.

    Второе обстоятельство, препятствующее выходу с масштабными нефтепоисковыми работами на арктический шельф, связано, как можно предположить по публикациям в средствах массовой информации, с несовпадением интересов кланово-олигархических групп в руководстве страны. Кто будет распоряжаться шельфом и его огромными ресурсами? Государство в лице его уполномоченных исполнительных органов? Или крупнейшие нефтяные и нефтегазовые компании, такие как ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "Газпром"? При этом следует иметь в виду, что ни одна из российских нефтяных компаний, в том числе и названные, не располагает современными технологиями и опытом добычи нефти и газа в условиях арктического шельфа. Об этом свидетельствуют многолетняя история освоения Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море, Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, нефтяных месторождений на шельфе Сахалина. Все перечисленные шельфовые проекты выполнялись, выполняются и будут выполняться при участии иностранных нефтегазовых компаний.

На наш взгляд действующая в России система лицензирования пользования недрами может с успехом применяться и для освоения нефтегазовых ресурсов шельфов. Пример – эффективные нефтегазопоисковые работы на Северном Каспии, выполняемые ОАО "НК "ЛУКОЙЛ". Специфика освоения шельфовых месторождений может быть учтена при выработке экономических условий недропользования. Например, установление налоговых преференций при высокозатратных работах или, наоборот, обозначение максимальной нормы прибыли, как это принято в некоторых странах. Передача же государственно-частным компаниям монопольного права недропользования на участках арктического шельфа и распоряжения ресурсами будет противоречить основам рыночной экономики.

В основании условной пирамиды располагаются проблемы, связанные с правовыми вопросами недропользования, воспроизводства минерального сырья и использования полезных ископаемых.

Часть из проблем этой группы порождена неосведомленностью или непрофессионализмом участников подготовки нормативных актов, что справедливо отмечается и автором книги. Например, проблема выделения стратегических месторождений по величине запасов или проблема создания стратегических резервов.

К стратегическим месторождениям (один из вариантов – величина извлекаемых запасов нефти более 70 млн т) предлагается допускать только национальные компании, в которых доля иностранного капитала не превышает 50 %. Таких месторождений в нераспределенном фонде России числится всего 3, и вопрос об ограничении участия в их разработке иностранных инвесторов решается относительно просто, например через условия аукциона. Совсем по-другому обстоит дело, когда крупное месторождение будет открыто иностранным инвестором на условиях геологического риска. Такая ситуация авторами предложения даже не рассматривается.

Не менее запутан вопрос создания так называемого федерального, или резервного фонда месторождений. Сторонники этого предложения обычно ссылаются на США, где действительно существует федеральный резервный фонд запасов (а не месторождений) нефти. Между тем ссылка на США в данном случае некорректна. В США 2/3 внутреннего потребления нефти покрываются импортом. Стратегический резерв здесь создан и поддерживается для обеспечения национальной безопасности на период кризисных ситуаций в странах-экспортерах. Россия же, напротив, сама экспортирует 2/3 добываемой нефти, причем среди главных экспортеров числятся компании, находящиеся под государственным контролем. В этих условиях создание государственного резерва становится бессмысленным.

В последние годы Роснедра перешли в основном на аукционную форму предоставления прав на пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых. Нам представляется, что в области прав на разведку и добычу углеводородов аукционная форма является наиболее приемлемой, так как обеспечивает прозрачность сделки и справедливую рыночную цену. Главным недостатком противопоставляемой аукциону конкурсной системы является размытость критериев определения победителей.

Например, в конкурсных предложениях на разведку и разработку нефтяных месторождений указывались такие важные параметры, как уровни добычи нефти и коэффициенты ее извлечения. Вместе с тем известно, что названные параметры обосновываются технико-экономическими расчетами, должны проходить экспертизу и утверждаться Центральной комиссией по разработке. Включение же их в конкурсные предложения участниками носят чисто конъюнктурный характер и не накладывают на конкурсанта никаких обязательств. С другой стороны, конкурсный механизм в прежние годы позволял решить ряд социальных, экологических и инфраструктурных проблем муниципальных образований и регионов, на территориях которых расположен лицензируемый участок недр.

Возможно, конкурсная система более применима для получения прав на разведку и разработку твердых полезных ископаемых, где велика роль качества проектных решений и технологий, но не в углеводородном секторе, где экономическая эффективность принятых схем разработки становится ясной по истечении довольно длительного времени эксплуатации месторождения.

Возможно также, что к специфике поисков, разведки и разработки месторождений твердых полезных ископаемых следует отнести предложение В.П.Орлова об ответственности государства за неподтверждение информации о количественной и качественной оценке запасов и прогнозных ресурсов участков недр, выставленных на торги в виде частичной компенсации издержек недропользования. Это предложение частично (или полностью) освобождает инвестора от геологического риска. Геологический риск существует на всех стадиях геологического производства. Величина его снижается по мере накапливания геологической информации и оценивается каждым участником аукциона или недропользователем самостоятельно. Автору предложения следовало бы быть последовательным до конца, т.е. предусмотреть выплаты и в пользу государства в случае, если качество и объемы запасов оказались большими, чем были объявлены на торгах.

Тем не менее идея разделения геологического риска между недропользователем и государством заслуживает внимания. По нашему мнению и мнению автора, очень важно добиться положения о свободном (при небольшой плате за копирование и пересылку) доступе к геологической информации, полученной за счет средств федерального бюджета. Надо исходить из того, что геологическая информация произведена, обработана и хранится за счет средств налогоплательщика, т.е. уже 1 раз им оплачена.

В заключение еще раз подчеркнем важность решения многих поднятых в книге проблем для устойчивого развития государства и минерально-сырьевого комплекса. Их анализ адресован в первую очередь членам палат Федерального Собрания, руководителям органов государственного управления, политикам. Важно, чтобы многие из тех, кого это касается по должности и положению, внимательно прочли книгу, правильно оценили современное состояние законодательства о недрах, сделали выводы и руководствовались ими в своей повседневной деятельности.

Выход в свет книги В.П.Орлова, безусловно, является знаковым событием для отечественной науки и практики в сфере геологического изучения и использования недр. Она продолжает и значительно развивает исследования автора, изложенные им в ранее изданных книгах: "Геологическое прогнозирование" (1991), "Минеральные ресурсы и геологическая служба России в годы экономических реформ (1991-1999)" (1999) и "Реформы в геологии" (2000). В совокупности все три книги достаточно объективно и профессионально отражают проблемы 20-летнего (1987-2006) периода реформирования геологической службы и минерально-сырьевого комплекса страны и представляют интерес для широкого круга читателей.

В настоящее время завершается подготовка нового законодательства о недрах. Надеемся, что в нем будут учтены и многие предложения автора. С принятием новой редакции закона начнется очередной и, возможно, менее болезненный этап развития геологии, науки и практики недропользования. Уверен, что В.П.Орлов примет в этом непосредственное участие и продолжит свои исследования с позиций известного и авторитетного в России практика, ученого и законодателя.

©  К.А. Клещев, Журнал "Геология Нефти и Газа" - 2008-1.
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru