Е.Б. Грунис, М.Д. Юдин, (ИГиРГИ)
В пределах зон нефтегазонакопления типична ситуация, когда рядом с локальными структурами, хорошо изученными бурением и сейсморазведкой, находятся районы с редкой сеткой скважин и слабой освещенностью детальными сейсморазведочными работами и неоднозначно оцененными геологическим строением и границами распространения открытых и прогнозных залежей. Примером может служить область развития рифогенной системы Центрально-Хорейверской зоны поднятий Тимано-Печорской провинции (рис. 1), где практически все открытые залежи необходимо доразведать и уточнить их строение. Эффективность прогноза может быть повышена детальным моделированием отдельных участков в рамках единой зональной модели, в которой будет интегрирована геолого-геофизическая информация по всей зоне.
Трудности изучения и формализации карбонатных резервуаров хорошо известны. Разнообразие органогенных сооружений определяет многовариантность типов приуроченных к ним ловушек. Ритмичность накопления фаций, многократная смена по вертикали различных пород, расчлененность морфологически простых и сложных массивов внутриформационными поверхностями перерывов, резкие границы фациальных переходов приводят к формированию сложных многопластовых ловушек. В России и за рубежом накоплен большой опыт моделирования резервуаров, приуроченных к рифогенным образованиям. Анализ показывает, что методика моделирования органогенных сооружений разработана гораздо слабее методик моделирования терригенных тел. Стандартные алгоритмы формализации карбонатных построек требуют бурения большого числа скважин и построения детальных сейсмических поверхностей (желательно 3D). Для использования специальных алгоритмов необходимо знать практически все параметры органогенного сооружения (размеры по трем измерениям, форма в плане и разрезе, протяженность и многое другое). Как известно, геологам чаще приходится работать в условиях недостатка информации, чем ее переизбытка, а моделирование условий осадконакопления, выходящее в этом случае на первый план, в алгоритмах не предусмотрено. Можно сказать, что разработка методологий, методик и способов моделирования карбонатных резервуаров продолжается и будет еще долго оставаться актуальной проблемой. Анализ природных резервуаров, приуроченных к рифогенным массивам, наиболее эффективен, если основывается на комплексе методов – формационном и литолого-фациальном анализах, анализе ритмичности и секвенстратиграфии, на методах атрибутного анализа сейсмического материала и специальных промыслово-геофизических исследованиях, на методах палеореконструкций и др.
Рассмотрим возможности 3-мерного палеоструктурного анализа применительно к прогнозу зон распространения разнотипных верхнедевонских органогенных сооружений, составляющих единый природный резервуар в районе Центрально-Хорейверской зоны поднятий. Вопросы палеогеоморфологии рифогенных сооружений Тимано-Печорской провинции впервые описаны в работах М.М.Грачевского, который разработал специальный комплекс исследований для расшифровки палеогеоморфологической ситуации при корреляции разнофациальных толщ, позволяющий эффективно прогнозировать погребенные рифы. Изучение палеогеоморфологической обстановки и разработка типизации органогенных построек по морфологическим и палеогеографическим признакам в Тимано-Печорской провинции получили развитие в трудах Т.И.Кушнаревой, Н.Д.Матвиевской, А.В.Соломатина, Б.П.Богданова, В.В.Меннера, Г.А.Шуваловой, А.В.Барановой, М.В.Михайловой, Н.И.Никонова, Л.В.Пармузиной, В.И.Богацкого, В.А.Жемчуговой, Н.В.Беляевой, Н.К.Фортунатовой. Этими исследователями доказано, что на литолого-фациальный характер седиментационных циклов определяющее влияние оказывает палеогеоморфологическая обстановка, а реконструкция погребенного рельефа представляет собой важнейшее условие правильного сопоставления разнофациальных толщ [4]. В Центрально-Хорейверской зоне поднятий имеются практически идеальные условия для проведения палеогеоморфологических реконструкций. Изучаемая верхнедевонская толща подстилается и перекрывается субгоризонтальными слоями доманикового и визейского возраста соответственно. Методика исследования
Основой для палеопостроений послужила детальная 3-мерная зональная структурная модель Центрально-Хорейверской зоны поднятий. При всех построениях использовался стандартный программный комплекс 3-мерного моделирования, обычно применяемый для моделирования локальных природных резервуаров. Прежде всего, построена 3-мерная структурная модель ОГ D3fm, включающая обширную территорию площадью более 20 000 км2. Далее строились более детальные структурные поверхности отдельных локальных объектов масштаба 1:50 000. Все структурные поверхности были откоррелированы по стратиграфическим разбивкам 180 глубоких скважин. Из зональной модели взяты 3-мерные структурные построения по границам горизонтов изучаемого нефтегазоносного комплекса, и построены карты толщин отдельных стратиграфических подразделений. В последних учитывались все сейсмогеологические данные, включающие информацию по скважинам и структурно-морфологические планы стратиграфических единиц. Это одно из главных преимуществ перед стандартными 2-мерными методами моделирования: учитываются все особенности изменения структурно-морфологического плана, в том числе и регионального, в зонах отсутствия детальных сейсмических исследований. После этого все структурно-стратиграфические поверхности перестраивались с последовательным прибавлением толщин от поверхности выравнивания. За поверхность выравнивания принята граница предвизейского перерыва. Таким образом получены 3-мерные палеоструктурные поверхности (рис. 2), отражающие геологическое строение на предвизейское время. По полученным структурным и палеоструктурным поверхностям построены соответствующие объемные сеточные модели в едином цифровом пространстве (рис. 3).
Построенная палеоструктурная модель используется как основа для интеграции имеющихся по району исследований, наиболее важные из которых – седиментологические исследования и анализ ритмичности, так как именно от этих исследований зависит точность всех последующих построений. С учетом особенностей образования органогенных сооружений, заключающихся в наличии условий для существования и роста рифов в активной зоне фотосинтеза, каждая палеоповерхность была приведена к относительному нулевому уровню моря (рис. 4). Полученные 3-мерные построения позволяют отобразить для различных временных интервалов гипотетические палеоглубины осадконакопления по площади палеорельефа. Пересечение поверхности глубины с палеоповерхностью дает контур развития определенной литофации, характерной для этой глубины. Распределение глубин седиментации разных генетических типов отложений остается открытым вопросом седиментологии, разработка таких схем продолжается. В данной статье использована схема седиментации, предложенная Н.В.Беляевой [3].
Если по территории имеется несколько равновероятных экспертных оценок границ распределения литофаций или применяются различные подходы к их выделению, то можно использовать вероятностный подход с параллельным моделированием каждого варианта и выбором оптимального. Методы вариационной статистики сейчас реализованы практически в каждом стандартном комплексе 3-мерного моделирования и продолжают совершенствоваться. Существование нескольких независимых позиций по геологическому строению исследуемого объекта даже предпочтительней одностороннего подхода, так как позволяет оценить геологическую чувствительность его параметров и произвести оценку геологических рисков. Как отмечалось, все палеопостроения производятся в едином цифровом пространстве наравне с построениями современного геоструктурного плана. Следовательно, полученные границы предполагаемых по палеореконструкциям фациальных переходов можно экстраполировать на модель современного структурного строения территории (см. рис.3) с привлечением данных по исследованию керна в глубоких скважинах. Сопоставление контуров развития депрессионных отложений (или контура развития мелководно-шельфовой, рифовой, склоновой литофации) по каждой палеоповерхности в 3-мерной палеогеоморфологической модели позволяет создать трендовое распределение этого параметра в пространстве и учитывать его при последующем детальном моделировании любого локального объекта в пределах зональной модели. В нашем случае получена 3-мерная фациально-морфологическая модель Центрально-Хорейверской зоны поднятий с распределением основных литофаций отдельно по анализируемым горизонтам франского и фаменского времени, контролирующих эффективный объем коллекторов (рис. 5-8).
Уточнение границ залежей в разнотипных органогенных сооружениях
Несмотря на то, что история геологического развития и принципиальная модель строения Центрально-Хорейверской зоны поднятий рассматривались целым рядом исследователей в большом числе публикаций, не до конца понятны строение и формирование природных резервуаров и залежей как в рифовых, так и надрифовых частях. Палеореконструкции подтверждают, что на формирование органогенных сооружений в районе Центрально-Хорейверской зоны поднятий решающее влияние оказал тектонический режим. Прогибание отдельных блоков на фоне общего регионального наклона пластов севера Хорейверской впадины повлияло на распространение рифогенных массивов. Особенно наглядно это проявляется в районе Висовой рифогенной постройки и Северо-Хоседаюской изолированной банки. Сооружения расположены в непосредственной близости друг от друга, но имеют принципиально различное строение и находятся на различных палеогипсометрических уровнях. Из этого можно сделать вывод о том, что Висовое и Северо-Хоседаюское органогенные сооружения находятся в разных тектонических блоках и испытывали дифференцированные, вероятно, разновременные тектонические движения. Судя по синхронным разрезам скважин, Северо-Хоседаюская изолированная банка чаще Висового рифа оказывалась выше уровня моря и подвергалась воздействию субаэральных процессов. В результате этих процессов над Висовой структурой образуется мощная надрифовая толща, являющаяся здесь основным продуктивным горизонтом, а на Северо-Хоседаюской банке развиваются высокоемкие коллекторы в верхней части органогенной постройки. Расходятся мнения специалистов по строению мелководно-шельфовых надрифовых толщ. Такие толщи обычно называют “толщами облекания”, тем самым определяя их границы непосредственно над рифовыми массивами и органогенными банками. Более корректно разделение собственно толщ облекания и надрифовых толщ по структурно-генетическим особенностям. Облекание образуется, как правило, при выравнивании неровностей рельефа дна бассейна осадконакопления, т.е. имеет преимущественно конседиментационный генезис. В районе Центрально-Хорейверской зоны поднятий толщи облекания и связанные с ними органогенные формы рельефа типа банок развиты в верхах разреза нижнефаменского подъяруса непосредственно над краевыми рифогенными образованиями. Пласты индексируются А-III и связаны, как правило, с биостромными постройками. Их развитие ограничено седиментационным уплотнением, в большей мере возникающим в предрифовых областях. По результатам работ многих исследователей фаменское рифообразование характеризуется ограниченным развитием строматопорат, главными каркасообразователями являются водоросли [2, 5]. Основной объем массивов представлен сферово-сгустковыми известняками с узорчатой текстурой, образующими постройки типа агглютигермов. В тыловых частях массивов широко распространены обломочные известняки тыловых шлейфов. К таким отложениям приурочен продуктивный пласт Д-IV. Коллекторы пласта имеют более широкое площадное распространение, чем рифовые резервуары в залежах Д-I-III и толще облекания А-III (см. рис. 6).
Контур водонефтяного контакта залежей в надрифовых толщах контролируется амплитудой поднятия преимущественно тектонического происхождения. Кон- и постседиментационные процессы уплотнения, без сомнения, участвуют в образовании, но их роль здесь вторична. Это подтверждается незначительным увеличением мощностей средне-верхнефаменской толщи на крыльях в надрифовой и зарифовой областях и единым литологическим составом ее нижней части, из чего вытекает вывод о почти полном выравнивании палеорельефа в период начала накопления осадков толщи. О влиянии тектоники на образование залежей свидетельствует также амплитуда подошвы органогенного сооружения при палеопостроениях – она примерно совпадает с амплитудой надрифовых толщ [5]. Распространение контуров разнотипных построек в зонах предрифового и зарифового пространств непосредственно в Центрально-Хорейверской области краевого рифового сооружения представлено на карте их предполагаемого развития (см. рис. 8). Картирование границ предполагаемого развития построек позволяет переоценить перспективные направления поисково-разведочных работ в районе Центрально-Хорейверской зоны поднятий. Перспективные направления поисково-разведочных работ в районе Центрально-Хорейверской зоны поднятий
В пределах Центрально-Хорейверской зоны поднятий наиболее перспективны в основном франско-фаменские отложения, к которым приурочены открытые здесь залежи нефти. С ними связаны наиболее высокого качества коллекторы порового и каверново-порового типов (I и II класс по классификации К.И.Багринцевой [1]). Поисковый объект выделяется в амплитудном поднятии по простиранию рифового барьера между Восточно-Ошкотынской и Сихорейской структурами. Для постановки детальных сейсморазведочных работ с целью уточнения границ рифового массива перспективен район между Висовой и Западно-Хоседаюской структурами. Весьма перспективно направление на разведку пластовой залежи Д-IV в фаменской надрифовой толще. Исходя из палеогеоморфологических построений, развитие мелководно-шельфовых банковых построек, обломочных шлейфов барьерно-рифового массива и построек типа агглютигермов могло проходить на более широкой площади, соответственно природные резервуары в этом пласте не ограничиваются контуром распространения органогенных сооружений раннефаменского возраста. Проведение сейсморазведочных работ 3D в пределах выявленных поднятий с использованием элементов представляемой в статье пространственной модели позволит значительно уточнить площадное распространение контуров залежей. Коллекторы в мелководно-шельфовых отложениях представлены среднеемкими трещинно-поровыми и каверново-трещинными коллекторами V-VI классов и низкоемкими поровыми III-V классов. Меньшими перспективами обладают предрифовые и депрессионные отложения. Низкоемкие и практически непроницаемые породы депрессионных и склоновых фаций относятся к VII классу. В предрифовых отложениях перспективы связаны преимущественно с обломочными шлейфами и фанами и прогнозируемыми в их пределах карбонатными постройками. Небольшой перспективный объект выделяется юго-восточнее Восточно-Ошкотынской структуры. В зонах развития органогенных сооружений доманикоидные отложения не перекрывались покрышкой и служили источниками миграции УВ в вышележащие ловушки. Отложения доманикоидной фации могут быть перспективны восточнее Висового месторождения в области развития дизъюнктивной тектоники. Выполненные построения показывают, что контуры многих залежей Центрально-Хорейверской зоны поднятий необходимо уточнить. Так, по Северо-Сихорейскому месторождению по модели предлагается различный уровень водонефтяного контакта по продуктивным пластам D3fm-III и D3fm-IV. Но, опираясь на 3-мерные структурные построения и тот факт, что в разрезе практически всех месторождений Центрально-Хорейверской зоны поднятий отмечено наличие рассеивающих пород и залежи контролируются уровнем перегиба покрышки, для залежи D3fm-IV водонефтяной контакт можно достаточно уверенно провести на 31 м ниже принятого. При этом запасы по пласту D3fm-IV увеличатся более чем в 2 раза. Соответственно структурная и общая модели геологического строения месторождения будут несколько иными.
Похожая ситуация наблюдается на Верхне-Колвинском нефтяном месторождении (см. рис. 7). По принятой геологической модели скв. 61 попала в зарифовую область, следовательно, на половине расстояния между скважинами проводится линия замещения коллекторов. Однако в результате моделирования 3D и корректировки корреляции разрезов скважин выяснилось, что скв. 61 попадает в контур органогенной постройки, и из нее получен высокодебитный приток воды гипсометрически ниже принятого уровня водонефтяного контакта. Структурные построения позволяют расширить контур залежи, при этом возможно увеличение запасов месторождения на 35 %. Практически на всех месторождениях Центрально-Хорейверской зоны поднятий ситуация, схожая с описанными примерами. Для освоения карбонатных коллекторов важными представляются выводы И.И.Абызбаева и М.М.Сатарова (1966), изучающих зависимость потерь нефти от плотности сетки скважин в условиях месторождений, приуроченных к рифогенным отложениям. Одной из характерных особенностей геологического строения описываемых месторождений является линзовидность нефтесодержащих известняков и доломитов. Размеры пористых линз изменяются в широких пределах. Иногда они оказываются меньше принятых расстояний между эксплуатационными скважинами. При разбуривании такие линзы могут быть не вскрыты, и содержащаяся в них нефть будет потеряна. Общие потери при той или иной сетке скважин в значительной степени связаны с числом этих линз малых размеров. Очевидно, чем больше расстояние между скважинами, тем большее число линз окажется неохваченным дренажем.
Учитывая особенности строения комбинированных природных резервуаров, приуроченных к краевой рифовой зоне Центрально-Хорейверской зоны поднятий, для нее наиболее целесообразна ползущая система разведки с использованием первоочередных, зависимых и резервных скважин. Первоочередные скважины следует бурить на расстоянии не более 500 м от скважин, давших нефть. Каждое месторождение индивидуально, а модель его строения может измениться после первой же пробуренной разведочной скважины, поэтому такая система кажется нам наиболее оптимальной. Для отдельных мелких банок в пределах мелководного шельфа подходит стандартная кольцевая система разведки с расположением скважин в лучах от центра – скважины-первооткрывательницы. ВЫВОДЫ
Проведенные исследования посвящены преимущественно палеоструктурным и палеогеоморфологическим построениям и далеко не исчерпывают тех возможностей, которые предоставляют современные технологии. 3-мерные палеореконструкции являются хорошим инструментарием при интерпретации сейсмических данных и восстановлении истории развития изучаемого района. Единое информационное пространство позволяет использовать их на всех стадиях геолого-разведочного процесса для построения седиментационных моделей зон нефтегазонакопления и отдельных локальных структур с последующим учетом результатов в гидродинамической модели. Важной особенностью описанных методик является возможность интеграции результатов исследований специалистов разных геологических направлений с одной целью – действительного познания геологии нефтяного пласта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Е.Б. Грунис, М.Д. Юдин, Журнал "Геология Нефти и Газа" - 2008-1. |