28.05.2017
К 15-й годовщине со дня кончины архимандрита Иннокентия Просвирнина
E-mail

О.В. Курочкина

 
 
 

12 июля 2009 года исполнится 15 лет со дня блаженной кончины нашего замечательного современника — отца архимандрита Иннокентия (Просвирнина Анатолия Ивановича, 1940-1994), сыгравшего большую роль в издательской деятельности Русской Православной Церкви второй половины XX века, заместителя Председателя Издательского отдела Московского Патриархата митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева Константина Владимировича, 1926-2003), одного из самых ярких представителей ученого монашества второй половины XX века, видного церковного и общественного деятеля, члена Археографической комиссии Российской Академии наук, Международного фонда славянской письменности и культуры, а также Славянского фонда России.

При жизни было опубликовано более 50 работ архимандрита Иннокентия – статей, исследований, проповедей, в основном в изданиях Русской Православной Церкви – «Журнале Московской Патриархии» и «Богословских трудах». В мае 2008 года издательством Союза писателей «Ихтиос» в серии «Славянский мир» был выпущен тематический сборник избранных трудов архимандрита Иннокентия под общим названием «Блаженны чистые сердцем», состоящий из пяти разделов – «Тысячелетний путь», «Русская патристика», «Оптина пустынь», «Святая Гора Афон», «Вечная память». В сборник вошли печатные труды, а также электронные публикации некоторых архивных материалов из личного архивного фонда архимандрита Иннокентия, хранящегося в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (фонд 862).

Используя архивные материалы, попытаемся проследить жизненный путь архимандрита Иннокентия.

Анатолий Просвирнин родился 5 мая 1940 г. в Омске в верующей православной рабочей семье. С 10-летнего возраста начал прислуживать в Омском кафедральном соборе, был штатным иподиаконом в Омске, затем в Иркутске [1].  В 1958 г. Анатолий поступил во второй класс Московской Духовной семинарии, с 1959 г. он служил в зенитных войсках на полуострове Мангышлак. По возвращении из армии в 1962 г. Анатолий продолжил учебу в семинарии, а затем и в Московской Духовной Академии, которую закончил в 1968 г. [2] – со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Введенская Оптина Пустынь в истории русского монашества».

Тяготея к духовной жизни, 4 февраля 1970 г. Анатолий был рукоположен в сан диакона, 22 февраля 1970 г. – в сан священника. В ноябре 1977 г.о. Анатолий пишет прошение о своем желание «послужить Русской Православной Церкви в иноческом чине» и 27 декабря был пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, в 1978 г. возведен в сан игумена, а в 1981 г. – в сан архимандрита. С 1977 по 1992 год о. Иннокентий был «насельником Троице-Сергиевой лавры» [3], с 27 апреля 1991 г. по 12 августа 1993 г. являлся директором Музея Библии, расположенного на территории Иосифо-Волоколамского монастыря.

Архимандрит Иннокентий активной занимался педагогической деятельностью в Московских духовных школах: с 1 сентября 1968 г. по январь 1987 г. был преподавателем Московской Духовной семинарии и Московской Духовной Академии, в 1984 г. утвержден в звании доцента Московской Духовной Академии, где читал курс по истории Русской Православной Церкви. Сохранился «Тематический план на 1975/76 учебный год по истории Русской Православной Церкви в 4 классе Московской Духовной семинарии», составленный о. Анатолием [4] и «Слово в память Апостола любви Святого Евангелиста Иоанна Богослова», произнесено в храме Покрова Пресвятой Богородицы Московской Духовной Академии 21 мая 1986 года [5]. В фонде 862 отложились копии курсовых сочинений и диссертаций, руководителем которых был архимандрит, показывающие широту его научных интересов. Это курсовое сочинения А. Мельничука «Епархии Русской Церкви и выдающиеся иерархи домонгольского периода» (1979 г.) [6]; курсовое сочинение иеромонаха Феодосия (Короткова) «Первоначальный общежительный Устав русских монастырей (дисциплинарная часть Алексиевского Студийского устава по рукописи Синодального собрания ГИМ» (1986 г.) [7]; диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия Исаии (Белова). «Русские исследователи Синая», защищенная под его руководством (1988 г.) [8]; фундаментальное исследование протоиерея Б. Пивоварова в 7-ми томах «Научное описание фондов Алтайской Духовной Миссии» (1987 г.) [9] и др.

[1] НИОР РГБ, Ф. 862, к.1, ед.хр.38, 39

[2] НИОР РГБ, Ф. 862, к.1, ед.хр.2

[3] НИОР РГБ, ф.862, к.1, ед.хр.31

[4] НИОР РГБ, ф.862, к.15, ед.хр.20

[5] НИОР РГБ, ф.862, к.15, ед.хр.18

[6] НИОР РГБ, ф.862, к.70, ед.хр.3

[7] НИОР РГБ, ф.862, к.90, ед.хр.8

[8] НИОР РГБ, ф.862, к.67, ед.хр.1

[9] НИОР РГБ, ф.862, к.73 – 74.

 

В своей преподавательской деятельности архимандрит активно привлекал как памятники древней духовной письменности, знатоком которых он являлся, так и неопубликованное наследие историков и археографов русского православия – Евгения Болховитинова, Леонида Кавелина, Порфирия Успенского, К.И. Невоструева и др. Свои изыскания он использовал при чтении лекций в духовных школах, чем, безусловно, выделялся из преподавательского состава. Расхождения во взглядах на преподавание с М.С. Ивановым, проректором по учебной части Московской духовной академии заставило о. Иннокентия покинуть родные стены [10]. Вопросы духовного образования продолжали волновать архимандрита, свой уход из духовных школ он не ощущал, как прекращение преподавательской деятельности. В 1988 г. он пишет тезисы «Изучение Флоренского в Московских Духовных школах. Постановка вопроса» [11].

В Издательском Отделе Московской Патриархии Анатолий, а позднее о. Иннокентий проработал ровно 30 лет: с 23 мая 1963 года по 25 мая 1993 года [12]. Появление Просвирнина в Издательском отделе связано с именем епископа Волоколамского Питирима (Нечаев), у которого Анатолий с 1963 г. был иподиаконом. Владыка Питирим оценил талантливого студента, пригласив его в Издательский отдел Московского Патриархата – сначала редактором, а затем на заведывание двумя отделами «Богословским отделом» и «Отделом проповеди» «Журнала Московской Патриархии». В конце 1975 г. Анатолий Иванович был введен в состав редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», а в начале 1977 года назначен заместителем Главного редактора по научной работе.

[10] НИОР РГБ, ф.862, к.1, ед.хр.32, л.3

[11] НИОР РГБ, ф.862, к.14, ед.хр.12

[12] НИОР РГБ, ф.862, к.1 ед.хр.35

 

В архиве архимандрита Иннокентия отложились многочисленные материалы о деятельности Издательского отдела Московской Патриархии – отчеты за 1980-е годы, информации о Библейской работе, справки о выставочной деятельности отдела; материалы к издательским проектам и др.

Издательская деятельность – важнейшая составляющая в жизни Русской Православной Церкви. Редакционно-издательский отдел был первым из отделов Патриархии, созданных после встречи трех митрополитов со Сталиным осенью 1943 года: в сентябре 1943 года была организована редакция и возобновлен издававшийся ранее «Журнал Московской Патриархии». Первым ответственным редактором был Патриарх Сергий (Страгородский). В 1940-е – 1950-е годы журнал в основном печатал официальные документы Св. Синода и вел краткую хронику церковной жизни. С назначением Владыки Питирима главным редактором «Журнала Московской Патриархии» (1960 год), и созданием Издательского Отдела Московского Патриархата (1963 год), который он возглавил, издательская деятельность начала активизироваться.

В 1960-1980-х годах издательская деятельность Русской Православной Церкви осуществлялась в крайне сложных – политических и экономических – условиях: господство антирелигиозной идеологии, строжайшая цензура, невозможность напрямую работать с типографиями, лимиты на бумагу, отсутствие фотопленки и т.д.

Уникальна деятельность Издательского отдела Московской Патриархии. Единственная, на тот период времени в стране, духовно-издательская структура с небольшим штатом работников за 30 лет своей деятельности позволила восстановить издание Библии (6 изданий общим тиражом 325 тысяч экземпляров), Нового Завета (4 издания тиражом 225 тысяч экземпляров), Псалтири (5 изданий тиражом 278 тысяч экземпляров), обеспечивала немногочисленные тогда приходы Русской Православной Церкви богослужебными книгами – были выпущены напрестольное Евангелие, богослужебные Минеи (24 тома тиражом 480 тысяч экземпляров), Типикон (тираж 8 тысяч экземпляров), Псалтирь следованная (2 издания, тиражом 23 тысячи экземпляров), Октоих (2 тома, 25 тысяч экземпляров), Ирмологий (3 тома, 60 тысяч экземпляров), Триодь Постная (2 тома, 10 тысяч экземпляров) и Триодь Цветная (тираж 10 тысяч экземпляров), Служебник (2 издания, 28 тысяч экземпляров), Настольная книга священнослужителя (8 томов, 160 тысяч экземпляров), Православный богослужебный сборник (10 тысяч экземпляров). Ежемесячно выходили периодические издания – «Журнал Московской Патриархии» (с 1943 г. на русском, а с 1971 г. и на английском языках), «Московский церковный вестник» (на пяти языках); ежегодные выпускались «Богословские труды» с творения святых отцов и учителей Церкви, где наряду с трудами выдающихся церковных деятелей прошлого, были помещены статьи современных богословов. Продолжалась традиция выпуска ежегодного Православного церковного календаря (с 1944 года), где помимо месяцеслова помещались богослужебно-уставные заметки, пасхалия, а также разнообразная церковная информация, богата и многообразна была тематика календарных приложений: акафисты, каноны, молитвы [13].

[13] НИОР РГБ, ф.862, к.1, ед.хр.46

 

Практически во всех перечисленных изданиях частичка души архимандрита Иннокентия. Помимо подготовки ежемесячного «Журнала Московской Патриархии» и работы в редколлегии ежегодника «Богословские труды», он трудился над многими публикациями Издательского отдела, отдавая этой деятельности всего себя. Отметим, прежде всего, его участие в подготовке к печати Библии издания 1969 года, а также Нового Завета издания 1976 года. Значителен был вклад отца Иннокентия в многотомное издание «Настольная книга священнослужителя», прежде всего, это тома второй и третий, содержащие жития святых Православной Церкви. Особо следует сказать об издании многотомных богослужебных Миней, куда по инициативе отца Иннокентия были вновь включены многие службы русским святым, и книги-альбома «Троице-Сергиева Лавра», до сих пор остающейся одной из лучших книг об обители преподобного Сергия.

В 1991 г. по инициативе архимандрита Иннокентия огромным тиражом – в 200 тысяч экземпляров – Издательский отдел издал исследование митрополита Сергия Страгородского «Православное учение о спасении». Появление этой книги вызывало большой читательский интерес, ее распространение проходило через общесоюзный библиотечный коллектор. Пожалуй, это было первое и последнее издание, выпущенное Издательским отделом в советское время столь большим тиражом.

Являясь насельником Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Иннокентий организовал в Водяной башне Отдел фондового хранения Издательского отдела. В 1984 году, когда сотрудники отдела начали осваиваться в Водяной башне, она была в аварийном состоянии. За шесть лет башня была отремонтирована и на ее 4-х этажах были организованы складские помещения (продукция издательского отдела) и фондовые хранилища. Были сформированы следующие фонды из материалов, собранных при подготовке изданий ИОМП: «Афон», «Палестина», «Троице-Сергиева Лавра», «Минеи», «Русская Православная Церковь», «Церковная периодика», «Русская Патристика»; фонд епископа Афанасия Сахарова, фонд профессора-протоиерея Николая Петрова и др. [14].

Планировалось объединить научные силы Издательского отдела и Московских духовных школ для создания базы данных по Русской Патристики. К сожалению уже в августе 1991 года отдел фондового хранения безвозмездно передал оборудованные помещения Водяной башни Троице Сергиевой Лавре, а фонды были вывезены частично в Москву в Издательский отдел Московской Патриархии, частично в Иосифо-Волоколамский монастырь.

[14] НИО РГБ, ф.862, к.2, ед.хр.15, л.2

 

Безусловно, делом всей жизни отца Иннокентия было издание 10-томной иллюстрированной «Русской Библии». В основу издания была положена первая полная русская Библия 1499 года, с русским параллельным текстом по Синодальному переводу Библии и иллюстративным материалом Библейских книг русской рукописной традиции, с X по XX вв. Реализация проекта началась в 1986 году с многочисленных переговоров на уровне Министерств и ведомств – было необходимо получить разрешение на съемку древних рукописей и использование их в готовившемся издании. Фотосъемка проводилась силами Издательского отдела и на его средства. Для подготовки этого проекта были отсняты иллюминированные библейские книги, находящиеся в архивохранилищах Москвы и Ленинграда. Планировалось издать сначала Четвероевангелие (т.7 Библейского проекта) и Деяния Апостолов с Апокалипсисом (т.8).

В июне 1989 года материалы 7-го тома (619 слайдов с текстом) были сданы в 1-ю Образцовую типографию, к октябрю 1990 года издание было полностью готово к печати. В апреле 1990 года в ту же типографию был сдан 8-й том, а в августе 1991 года получены все его оттиски. Август 1991 года стал рубежом в жизни нашей страны. До августа работа с типографией проходила через Совет по делам религий при Совете министров СССР и издательство «Художественная литература», в новых условиях нужно было выстраивать отношения по-другому. Кризисные явления, затронувшие экономику, сказались и на работе типографии – фонды бумаги, выделенные на издание Русской Библии, не были поставлены в типографию. Издательский отдел Московского Патриархата не имел права юридического лица и издательских прав, поэтому остро встал вопрос о том, как продолжить работу.

В апреле 1991 г. было объявлено об открытии Музея Библии в Иосифо-Волоколамском монастыре с представительством в Москве. Учредителем Музея митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом директором музея был назначен архимандрит Иннокентия. В конце октября того же года утверждается Устав, в котором записано, что «Музей является юридическим лицом, обладает издательскими правами на основе лицензии, действует на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс» [15]. Создание Музея Библии позволило выпустить в свет 7-й и 8-й тома Русской Библии. Для издательской деятельности необходимо было приобрести лицензию – деньги были получены в долг из личных средств наместника Новоспасского монастыря архимандрита Алексия. Архимандрит Иннокентий оформляет на музей Библии валютный кредит необходимый для получения бумаги и переплетных материалов для Русской Библии. Отдавали долги за счет реализации 2-х томов Русской Библии, а также изданных Музеем Библии «Толкование на Апокалипсис святого Андрея Кесарийского [16]. Разбойное нападение на архимандрита Иннокентия в апреле 1993 года прервало работу по Библейскому проекту.

[15] НИОР РГБ, ф.862, к.1, ед.хр.52, л.1-5

[16] НИОР РГБ, ф.862, к.2, ед.хр.21, л.1-3

 

После его скоропостижной кончины Новоспасским монастырем было издано еще три тома. Всего в томах 4 (Псалтирь), 7, 8 (Новый Завет), 9 (Приложения. Научное описание) в общей сложности содержится 1237 миниатюр и рукописных фрагментов из 223 рукописей с X по XIX век, древнейшая рукопись – изображение скинии Завета с текстом на самаритянско-еврейском и самаритянско-арамейском языках середины VII века, также включены 17 миниатюр из 5 греческих рукописей и 2 глаголические рукописи. В 10-й том «Библия в иконе, фреске, картинах русских художников» включены изображения 376 икон и фресок и 53 картин.

Отец Иннокентий щедро делился с окружающими своими оригинальными идеями, умел объединить в работе самых разных людей и всегда искренне радовался этому. «Работы хватит всем и не на одно поколение», – говорил он. Ему часто удавалось превратить в настоящий праздник выход очередного издания, что в те непростые годы действительно было событием, по возможности отблагодарить работников и участников.

Архимандрит Иннокентий понимал, что необходимы совместные усилия исследователей духовного сана и исследователей «светских», историков и археографов. Председатель Археографической комиссии Института истории АН СССР, академик Сигурд Оттович Шмидт вспоминал, что «архимандрит Иннокентий, пожалуй, первым из наших священнослужителей стал деятельно участвовать в научных начинаниях (конференциях, изданиях) Академии наук и государственных хранилищ – архивов, библиотек, музеев. Много содействовал он и тому, чтобы участие сотрудников таких учреждений стало заметным явлением в научных работах, возглавляемых Московским Патриархатом, и чтобы об этой стороне деятельности священнослужителей был более осведомлен широкий читатель» [17].

[17] Шмидт С.О. Памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина) // Отечественные архивы,
1994, № 6, с.118

 

Так, с начала 1980-х годов архимандрит занимается организацией первой (и единственной) советской научно-исследовательской экспедицией на Афон. Экспедиция проходила 12 сентября по 21 октября 1983 г. и была приурочена к юбилеям - 1000-летию русской книги и 1000-летию официального принятия христианства на Руси. В состав рабочей группы вошли от Издательского отдела Московской Патриархии: Архимандрит Иннокентий и Казанцев В. П. – фотограф; от представителей традиционной науки - Тихомиров Н. Б. – научный сотрудник Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, Турилов А. А. – научный сотрудник Археографической комиссии при Отделении истории АН СССР и Лебедев А. В. – научный сотрудник Института философии АН СССР.

Официально целью экспедиции была подготовка совместного издания книги-альбома «Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне», но работа экспедиции не ограничилась только издательским проектом. Рабочая группа изучила каталоги и состав библиотеки Русского Пантелеимонова монастыря, ознакомилась с тетрадями входящих и исходящих бумаг монастыря, с картами земельных владений и с сохранившимися планами строений монастыря и его подворий и метох.

Экспедицией было проведено текстологическое сравнение наиболее значимых оригинальных актов Русского Пантелеимонова монастыря с публикацией этих актов П. Лемерлем (Париж, 1982). Акты Русского Пантелеимонова монастыря были отсняты для предполагаемого факсимильного издания. Со всех рукописей, отмеченных исследователем XIX епископом Порфирием (Успенским), были сняты ксерокопии характерных почерков. На цветную пленку были отсняты греческие пергаменные кодексы XI в.; на черно-белую - греческие кодексы XI – XII – XIV вв., среди которых обнаружен ранее неизвестный автограф Арсения Суханова.

Для работы над книгой-альбомом составлено общее описание славянских рукописей, хранящихся в монастыре, как вошедших, так и не вошедших в научный оборот.

Помимо библиотеки Пантелеимонова монастыря рабочая группа ознакомилась со славянскими и румынскими рукописями в библиотеке монастыря Дохиар, а также с некоторыми славянскими рукописями Хилендаря и Зографа [18].

По возвращении домой копии афонских рукописей были переданы на хранение в Библиотеку Академии наук [19]. Архимандрит Иннокентий планировал продолжить работу с документами, хранящимися в афонских монастырях, разработав план дальнейших исследований. В научном отчете об экспедиции, он писал о необходимости создания специальной «греческой программы». «Это программа должна учитывать как интересы русской науки в области византиноведения и неоэллинистики, так и особенности греческого рукописного фонда РПМ, а также историю формирования фондов советских хранилищ греческих рукописей» [20]. К сожалению, планам этим не удалось осуществиться.

[18] НИОР РГБ. Ф.862, к.3, ед.хр.40.

[19] НИОР РГБ. Ф.862, к.3, ед.хр.43.

[20] НИОР РГБ. Ф.862, к.3, ед.хр.41.

 

Архимандриту Иннокентию принадлежит проект создания фундаментальной базы данных и последовательному введению в научный оборот источников по истории Русской Православной Церкви независимо от мест их хранения. В базу данных должны были войти, как сведения о месте хранения источников, так и копии самих источников. Архимандрит Иннокентий — вдохновитель и научный руководитель данного проекта — при жизни сумел реализовать лишь малую часть задуманного. Так, в начале 1990-х годов был скопирован на микрофильмы и микрофиши архив Оптиной пустыни, хранящийся в отделе рукописей Российской государственной библиотеке. Копии архива были переданы возрождаемой Оптиной пустыни и отделу рукописей [21].

По инициативе архимандрита был отснят на микрофильмы (в цвете) Лицевой летописный свод XVI в., отдельные тома которого находятся в хранилищах Москвы и С-Петербурга. Комплекты с Лицевым сводом, помещенные в специально изготовленные ларцы, были переданы на хранение в Государственный Исторический музей, Библиотеку Академии наук, поступили вместе с архивом архимандрита в Российскую государственную библиотеку. По воспоминаниям С.О. Шмидта, один из таких ларцов был подарен академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву в день празднования его 80-летия и ныне находится в Пушкинском доме [22].

[21] Шмидт С.О. указ. соч. с.119.

[22] НИОР РГБ, Ф. 862, к.1, ед.хр.42, л.5

 

Для создания базы данных о месте хранения источников были привлечены сотрудники ВНИИДАД. В 1993 году под руководством архимандрита Иннокентия был издан справочник «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель». Это было «первое издание, которое в обобщенном виде представляло информацию о документах по истории Церкви, хранящихся в 93 республиканских, краевых и областных государственных архивах России». Следующий выпуск – «История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга» – был издан Новоспасским монастырем вскоре после кончины отца Иннокентия в 1994 году. К сожалению, не удалось осуществить издание подобного справочника по материалам музеев и библиотек.

Жизнь архимандрита Иннокентия оборвалась внезапно. 12 июля 1994 он почувствовал себя плохо и скоропостижно скончался в Новоспасском монастыре. Он не оставил после себя завещания – только множество проектов, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

За прошедшие годы неуклонно возрастал интерес к  личности отца Иннокентия и его проектам. Отметим ряд мероприятий в хронологической последовательности.

Впервые после кончины отца Иннокентия серьезный, обстоятельный разговор о нем и его трудах начал его духовный сын — епископ (ныне архиепископ) Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), наместник Новоспасского ставропигиального монастыря. 21 января 1997 года на «Рождественских чтениях», в год 850-летия Москвы и 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова, 1797-1879), митрополита Московского, имя которого носил в монашестве архимандрит Иннокентий Просвирнин, Владыка Алексий прочел доклад «Архимандрит Иннокентий — краевед и археограф».

31 марта 2003 года Правлением Союза писателей России, Институтом славянских исследований им. Н.Я. Данилевского, Региональным фондом «Память мучеников и подвижников РПЦ», Московским обществом историков и архивистов, Секцией личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов был образован Организационный Комитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных памяти Архимандрита Иннокентия в связи с 10-летием со дня кончины. 17 мая 2003 года в Конференц-зале Союза писателей России состоялся вечер, «посвященный воспоминаниям о неутомимом миссионерском и просветительском служении этого необыкновенного духовного пастыря Русской Православной Церкви, личность которого оставила светлый и неизгладимый след в благодарной памяти сотен и сотен людей в различных уголках России».

В январе 2004 года на XII «Рождественских чтениях» В.Г. Ларина, начальник отдела ВНИИДАД, кандидат исторических наук, сделала доклад «Источники по истории Русской Православной Церкви в российских государственных архивах»,

28 мая 2004 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялся Круглый стол «Русская Библия и православная культура». Организаторы Круглого стола – Московский Патриархат, Славянский фонд России, семейно-педагогический клуб «Отчий дом» – посвятили его памяти архимандрита Иннокентия в связи с 10-й годовщиной со дня кончины. В зале была развернута импровизированная выставка «Подвижники веры и благочестия», устроенная музеем при воскресной школе храма Рождества Богородицы в Братцеве. В числе экспонатов выставки – личные вещи, фотографии и автографы архимандрита Иннокентия.

28 января 2006 на XVI ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета, в рамках работы секции «Архивы Русской Православной Церкви и церковное архивоведение», О.В. Курочкина (заведующая читальным залом Отдела рукописей РГБ) и О.Л. Соломина (заместитель главного хранителя НИОР РГБ)  представили доклад «Обзор архива архимандрита Иннокентия Просвирнина. Фонд 862».

С 28 января по 3 февраля 2007 года в Москве состоялись юбилейные XV «Рождественские чтения» на тему «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке». 1 февраля в рамках работы данного направления прошла Конференция «Новомученики и исповедники российские и их духовное наследие», на которой, в частности, отдельно была выделена следующая тема: «Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и его вклад в пробуждение религиозного самосознания в среде научной общественности, объединение усилий и реализацию научных проектов сохранения духовного наследия — национальной памяти Отечества (70—90-е годы ХХ века)». Е. И. Космочевская сделала сообщение «Архимандрит Иннокентий в фильме «Ревнитель православного просвещения», участникам Конференции также были продемонстрированы рабочие материалы готовящегося фильма (в настоящее время с материалами можно ознакомиться на портале vj-fest.com).

На сайте Новоспасского монастыря  «www.spasnanovom.ru» в разделе «Подвижники благочестия», есть отдельная страница «Архимандрит Иннокентий», включающая следующие подразделы: «Биографические материалы», «Печатные труды», «Издательские проекты», «Фотографии».

Краткие биографические справки об архимандрите Иннокентии опубликованы в Православной богословской энциклопедии, в Биографическом словаре миссионеров Русской Православной Церкви и в энциклопедии, изданной в 2008 году Сретенским монастырем: «Русская Православная Церковь. XX век».

В настоящее время ф.862 – архив архимандрита Иннокентия (Просвирнина), хранящийся в научно-исследовательском отделе Российской государственной библиотеки обработан и доступен для исследователей. Надеемся, что документы фонда помогут современным историками Русской Православной Церкви.

 
 

© О.В.Курочкина

 
 Rambler's Top100 @Mail.ru